Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» / УТВЕРЖДЕНО: Приказом № 72 от 31.08.2023 г. Директор МБОУ СОШ № 3 ________________ /_ К.О.Шолохов/ УЧЕБНЫЙ ПЛАН внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» на 2023-2024 год г. Верхняя Салда 2023г. Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21). План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно- спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. В соответствии с требованиями обновленных ФГОС образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности. Цель и идеи внеурочной деятельности Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность. Ведущими идеями плана внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу; ориентация на достижение учениками социальной зрелости; удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом решаются следующие основные педагогическиезадачи: включение учащихся в разностороннюю деятельность; формирование навыков позитивного коммуникативного общения; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); формирование стремления к здоровому образу жизни; подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны ихжизни и здоровья. Ожидаемые результаты Личностные: готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; сформированность основ гражданской идентичности. Предметные: получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: освоение универсальных учебных действий; овладение ключевыми компетенциями. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося, благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью. Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной деятельности, как правило, не проводится учет результатов внеурочной деятельности осуществляется преподавателем в электронном журнале. Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы,отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы. Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и заместителем директора. Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным руководителем. Формы внеурочной деятельности Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах: - экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров; - деятельность ученических сообществ; - клубы по интересам; -встречи; - профессиональные пробы, ролевые игры; - реализация проектов; - кружки; - походы и т.п. Режим внеурочной деятельности В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 45 минут. Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 20 минут. Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) количество часов внеурочной деятельности может быть сокращено. Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования. В 2023-2024 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 1-11 классах в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО и ООО. Внеурочная деятельность, осуществляемая в 1-11 классах в соответствии с обновленным ФГОС НОО и ООО, организуется по следующим направлениям развитияличности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся включает три первых направления: 1. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности реализуются через классные часы «Разговор о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это станут предметом бесед классных руководителей со своимиклассами. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются через программу «Функциональная грамотность». Цель занятий - облегчить положение учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного взрыва», научить его рациональным приёмам поиска, анализа и синтеза информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его информационную безопасность, сформировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, функциональной, финансовой грамотности. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся реализуются через программу профминимума «Россия – мои горизонты» в 6 -11 классах, согласно плану воспитательной работы классного руководителя. Цель занятий – развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и в непрофессиональной деятельности. Вариативная часть для обучающихся 1- 1 1 классов в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС НОО включает остальные направления: 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся реализуется через внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. Содержание мероприятий способствует развитию у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, поможет становлению развитых форм самосознания и самоконтроля. 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов реализуются через внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. Основные задачи: -раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувствавкуса и умения ценить прекрасное, -формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, -привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, -воспитание силы воли, ответственности, формирование установок назащиту слабых; оздоровление школьников, -привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, - развитие их самостоятельности и ответственности, - формирование навыков самообслуживающего труда. Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место проведения всех занятий – школа. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, КВНов, конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях педагоги стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобыон мог ощутить свою уникальность и востребованность. План внеурочной деятельности направлен, в первую очередь, на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и основного общего образования,среднего общего образования. Форма организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы школы определена как оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Учебный план блока внеурочной деятельности ориентирован на 34 учебных недель в год. Занятия проводятся согласно расписанию. Перенос занятий или изменение расписания производится только при согласовании с администрацией и оформляется документально. Выполнение учебного плана контролируется: - ежемесячно по журналам; -по выполнению рабочих программ учителей по направлениям деятельности. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется: дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Расписание занятий включает в себя следующие нормативы: -недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; -недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности; -количество групп по направлениям. Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной программой. Планирование внеурочной деятельности На общем родительском собрании родителям учащихся 1- 11 классов были предложены следующие варианты организации внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год: Учебный план внеурочной деятельности 1-4 классы Название программы Разговоры о важном Функциональная грамотность Легко писать без ошибок Читаем в поисках смысла Основы логики и алгоритмики Проектная деятельность Я - путешественник Мы вместе ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 1а 1 1 1б 1 1 Количество часов в неделю 2а 2б 3а 3б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 0 1 6 0 1 6 0 1 7 0 1 7 0 1 7 0 1 7 1 1 8 1 1 8 33 34 34 34 34 34 34 34 198 204 238 238 238 238 272 272 4а 1 1 4б 1 1 Учебный план внеурочной деятельности 5-9 классы Название программы Разговоры о важном Профессиональное самоопределение Функциональная грамотность Практическое обществознание История. Роль личности в истории Количество часов в неделю 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 Математическая шкатулка За страницами учебника географии 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 2 2 3 3 5 3 3 5 3 6 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 68 68 102 102 170 102 102 170 102 204 Учебный план внеурочной деятельности 10-11классы Название программы Разговоры о важном Функциональная грамотность Профессиональное самоопределение ИТОГО недельная нагрузка Количество часов в неделю 10А 11А 1 1 1 1 1 1 3 3 Количество часов в год 10А 11А 34 34 34 34 34 34 102 102 Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности: Уровни Первый Второй Третий Преимущественные формы достижения планируемых результатов Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д. Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетноролевые продуктивные игры, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристическиепоходы и т.д. Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; проблемно-ценностная дискуссия; социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п.