Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 ПРИНЯТО: на Педагогическом совете 5.2020 г. Протокол № 11 с(т^\05.2020г. №3 Председатель с:\//У .М. Попов/ I Т.А. Пидоря/ СОГЛАСОВАНО на заседании Совета школы протокол № 13 от2^.05. 2020 г. . Ковальногова/ Основная образовательная программа дополнительного образования г. Верхняя Салда 2020 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 Содержание образовательной программы I. Пояснительная записка 3-8 1 .Актуальность и педагогическая целесообразность реализации программы 3-4 дополнительного образования в школе 2.Принципы реализации дополнительного образования 3.Основные функции дополнительного образования 4-6 6 4. Цели и задачи 6-7 5. Адресность программы 7-8 П. Концептуальная основа дополнительного образования 1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих 8-12 8-9 дополнительное образование 2. Эффективность и результативность в области дополнительного образования 9 3.Перспектива развития дополнительного образования 9-10 4. Модель интеграции на современном этапе развития 10 5. Содержание и организация дополнительного образования 10-12 III. Образовательный блок 12-18 1 .Направленость дополнительного образования 12-13 2. Дополнительные образовательные программы 13-15 3. Перечень основных программ, реализуемых в рамках дополнительного 15 образования в МБОУ СОШ №3 4. Учебный план дополнительного образования 15-16 5. Результативность 16-18 IV. Партнёрство в рамках программы дополнительного образования 19 V. Ожидаемые результаты 19-21 1 .Критерии результативности 19-20 2. Контроль результативности 20 3. Методики изучения эффективности реализации программы в ОУ 20 4. Методическое сопровождение мониторинговых 20-21 исследований V. Приложения 22-29 1. Мониторинг результатов обучения обучающихся по дополнительной 22-25 образовательной программе 2. Мониторинг развития качеств личности обучающихся 3. Методика изучения удовлетворенности обучающихся деятельностью детского объединения 26-28 29 муниципальн^е оюджешое отцеиоразовательное учреждение средняя оощеоора^овательная школа ^^^ ^ Пояснительная записка 1. Актуальность и педагогическая целесообразность реализации программы дополнительного образования в школе. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный вид образования - дополнительное. Оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Для системной и качественной реализации дополнительного образования в школе создана общеразвивающая дополнительная образовательная программа. В Программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию. Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно соцально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на основе общеразвивающих программ, разработанных самими педагогами. Все программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Многие дополнительные общеразвивающие программы являются прямым продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям необходимые для жизни практические навыки. На базе дополнительных образовательных программ, разработанных по различным направлениям творческой деятельности детей, в школе действуют кружки, спортивные секции, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в детях не только обучающихся, но и живых людей со своими предпочтениями, интересами, склонностями, способностями. Используя разнообразные общеразвивающие программы, педагоги обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой досуг. Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, где-то непременно 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 добиться успеха и на этой основе повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время. Детские коллективы, не связанные напрямую с учебной деятельностью, получают благоприятную возможность для расширения поля межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения на этой основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. Массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках, конкурсах, игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного духа своей школы, чувства гордости за нее. Дополнительное образование дает растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха. Поскольку в системе дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р) проектирование и реализация дополнительных общеразвивающих программ в школе строится на следующих основаниях: —свобода выбора образовательных программ и режима их освоения; —соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования воз—растным и индивидуальным особенностям детей; —вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ; —разноуровневость образовательных программ; —модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета ре—зультатов; —ориентация на метапредметные и личностные результаты образования; —творческий и продуктивный характер образовательных программ; —открытый и сетевой характер реализации. Структурно дополнительное образование в школе представлено двумя основными объёмными блоками: образовательным и культурно-досуговым в которых осуществляется все многообразие доступных детям видов деятельности. 2.Принципы дополнительного образования При организации дополнительного образования детей школа опирается на следующие приоритетные принципы:. —Принцип доступности. Дополнительное образование - образование доступное. Здесь могут заниматься любые дети - обычные, еще не нашедшие своего особого призвания; одаренные; проблемные - с отклонениями в развитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом система дополнительного образования детей является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является бесплатность предоставляемых школой услуг. —Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они идут за ребенком, развивают его творческий потенциал. —Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям. —Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет обучающемуся и педагогу возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих инте ресы, потребности, возможности творческой самореализации. —Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы дополнительного образования — развитие личности воспитанника. Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию. —Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования. Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. —Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому обществу. —Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную корректировку содержания образовательных программ. Именно в системе дополнительного образования детей существую такие программы, которые позволяют прибрести ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в многообразии окружающей жизни. —Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает формирование нравственно-ценностных ориентации личности, развитие чувственно- эмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой программ дополнительного образования, всей жизнедеятельности воспитанников, педагогов, образовательной среды. —Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. —Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребенка. —Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не только её вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие - создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д. - творчество обучающегося или коллектива обучающихся и педагогов. —Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. 6 —Принцип поддержки инициативности и активности. Реализация дополнительного образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся. —Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры и образования г. Новоуральск направлена на создание для каждого ребёнка максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. 3. Основные функции дополнительного образования: —образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний; —воспитательная - обогащение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; —информационная - передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить). Расширение, углубление, дополнение базовых знаний учащихся; —коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; —рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; —профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым ви-дам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофесси-альную ориентацию. —интеграционная - создание единого образовательного пространства школы; —компенсаторная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; — культурообразующая - способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры, позволяющие не только расширить свой кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения; —социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни. Формирование общей культуры школьников, предоставление возможности для реализации творческого потенциала учащихся; —самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. 4. Цель и задачи программы Цель программы: создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей обучающихся и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству. Задачи:. —формирование условий для создания единого образовательного пространства; —изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании; —расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в объединениях по интересам; —создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа учащихся среднего и старшего возраста; —определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста и интересов; —развитие творческого потенциала личности и формирование нового социального опыта; —создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, —воспитание уважения к истории, культуре своего и других народов и ориентация в информационном пространстве; —сохранение психического и физического здоровья обучающихся. С учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования: I. Уровень (начальная школа). Расширение познавательных возможностей детей, диагностика уровня их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора дополнительного образования, т. е. своеобразная проба сил. П. Уровень (средняя школа). Формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности. III. Уровень (старшая школа). Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации. Режим работы: очень важно то, что дополнительное образование осуществляется круглогодично (образование без каникул), поскольку в летний период в его рамках организуются профильные лагеря и сборы, экспедиции и поисковые отряды, самостоятельная исследовательская, творческая деятельность детей. Этим обеспечивается отсутствие строго фиксированных сроков его завершения, своего рода перманентность образовательного процесса. 5. Адресность программы Программа адресована обучающимся 1-10 классов. Деятельность в системе дополнительного образования детей в МБОУ СОШ № 3 осуществляется по дополнительным общеразвивающим программам различной направленности: 1.Художественная 2.Духовно- нравственная 3.Естественнонаучная 4.Техническая 5.Спортивно - оздоровительная 6.Социально-педагогическая № Направленность дополнительного п/п образования 1 Художественная направленность Наименование объединение Возраст Акварель 7-11 лет 2 3 Лепка из солёного теста 7-10 лет Квилинг 10-11 лет 4 Рукоделие 11-13 лет 5 6 7 ИЗОстудия 10-12 лет Необычное из привычного 7-10 лет Воспитание музеем 13-15 лет Духовно-нравственная Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 направленность 8 Естественнонаучная Читать - это модно! 14-15 лет 9 направленность В мире книг 7-11 лет Азы программирования 15-16 лет Судомоделирование 11-13 лет З^ моделирование 12-15 лет Спортивные игры. Волейбол. 11-18 лет Спортивные игры. Баскетбол 11-18 лет 10 11 Техническая направленность 12 13 Спортивно - 14 направленность оздоровительная 8-14 лет Весёлая ритмика 15 16 Шахматы 7-8 лет 17 Шахматы в школе 9-11 лет 18 Социально-педагогическая Юные инспектора движения. 10-12 лет Перекресток. направленность Дружина юных пожарных. 19 13-14 лет Искорка 20 Внимание, школьник 7-9 лет 21 Речевичок 7-11 лет 22 Тропинка к своему Я 9-10 лет 23 Родники 13-14 лет Занятия возможны практически с любого возраста (от 7 до 18 лет), при любом уровне предшествующей подготовки ребенок может включиться в интересующее его направление деятельности. Дополнительно образовываться - никогда не поздно, и это делает данную сферу существенным фактором непрерывного образования личности. П. Концептуальная основа дополнительного образования Главной специфической чертой развития дополнительного образования в школе является опора на содержание основного образования. Интеграция основного и дополнительного образования обеспечивает: 1 .целостность всей образовательной системы школы во всем многообразии; 2.стабильность и постоянное развитие; 3.необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их эмоционально-образной сферы, формирование духовно- нравственных качеств, социальной активности; 4.использование инновационных педагогических идей, образовательных моделей, техноло гий; 5.поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов; б.сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, гото-вых работать с детьми.10 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 1. Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дополнительного образования в МБОУ СОШ № 3: -Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273- ФЗ Об образовании Российской Федерации (с изменениями и дополнениями ); -Федеральный Закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся; -Концепция развития дополнительного образования детей, (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; ред. от 30.03.2020 г.); -Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года; -Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования устройству, содержанию и организации к режима работыобразовательных организаций дополнительного образования детей; -Конституция РФ. (12.12.1993 г.) (с изменениями и дополнениями); -План мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. №729-р; -Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования приказ Министерства образования и науки РФ № 374 от 6 октября 2009 года (с изменениями); -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года (с изменениями); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17 мая 2012 года (с изменениями); -Письмо Минобрнауки Росии от 11.12.2006 №06 -1844 О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей; -Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г,№ 996-р; -Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утверждённые приказом Минобрнауки от 28 декабря 2010 г.№2106; -Методические рекомендациипо разработке и оформлениюдополнительных общеобразовательных (общеразвивающих программ); -Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об органи-зации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования; -Закон Свердловской области от 15.06.2013 г № 78- 03 Об образовании в Свердловской области (с изменениями и дополнениями); -Устав МБОУ СОШ № 3 . 2. Эффективность и результативность работы педагогического коллектива в области дополнительного образования. 11 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 Основными показателями эффективности и результативности работы педагогов дополнительного образования МБОУ СОШ № 3 являются: -заинтересованность обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих) в реализации дополнительного образования в школе; -творческие достижения обучающихся: результаты участия в выставках, спортивных соревнованиях, научно-практических конференциях, фестивалях, интеллектуальных олимпиадах, творческих конкурсах; -связь с социумом; З.Перспектива развития дополнительного образования Перспективой развития дополнительного образования МБОУ СОШ № 3 является: -расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция общего и дополнительного образования; -развитие маркетинговой деятельности - изучение и формирование социального заказа на образование, механизмов формирования заказа, рекламы деятельности, разработка предложений и т.д., что в свою очередь позволит выстроить индивидуальный маршрут ребенка, реализовать личностные результаты образования; -изменение позиции педагога дополнительного образования и школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса, больше внимания уделять технологиям интеграции; -улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления качественной реализации программ дополнительного образования и внеурочной деятельности за счёт реализации платных дополнительных образовательных услуг, добровольных пожертвований, спонсорских средств; -организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации дополнительного образования в школе, интеграции общего и дополнительного образования: методические объединения, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д. 5. Модель интеграции общего и дополнительного образования в МБОУ СОШ № 3 на современном этапе развития. Главный принцип ФГОС общего образования - принцип вариативности образования, предполагающий создание личных пространств на основе выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе интеграции общего, дополнительного и профессионального образования, соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа). 12 В данный момент МБОУ СОШ № 3 реализуется следующая модель интеграции: Урок -занятия объединений дополнительного образования детей - воспитательная деятельность — внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего образования реализуется через осуществление межпредметных связей, включение в образовательные занятия элементов досуговой деятельности, разработку программ углубленного изучения предметов, реализацию проектов по воспитанию и дополнительному образованию. Но существует ещё одно важное звено в данной системе. Это макросоциум, который влияет на образование ребёнка — учреждения образования и культуры г. Верхняя Салда, которые предлагают свои образовательные услуги, тем самым, расширяя спектр дополнительного образования детей и подростков и, конечно же, положительно влияя на рост личности во всех её проявлениях. Модель органично сочетает возможности обоих видов образования, способствует созданию инфраструктуры внеурочной деятельности в условиях конкретной среды. 6. Содержание и организация образовательной деятельности в системе дополнительного образования МБОУ СОШ № 3. Виды детских объединений по интересам. Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки, клубы, секции, отряды и др. При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой образовательной программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений. В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и заканчивается 22 мая текущего года. В период школьных каникул занятия могут: —проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся; —продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п. 13 —проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью профориентации подростков. В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию, занятия могут быть перенесены на дневное время. Комплектование учебных групп начинается в сентябре. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю. Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая каникулы. Между учебными занятиями и посещением объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа. Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься обучающиеся в возрасте от 6 до 18 лет. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом. Численный состав детских объединений определяется Уставом школы и, соответственно, программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы: —на первом году обучения -12-15 человек; —на втором году обучения - 10-12 человек; —на третьем и последующих годах обучения -8-10 человек. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания. В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений. Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов. Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом коллектива, по группам и 14 индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьми-инвалидами по месту жительства. Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14, продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования не должна превышать: в учебные дни - 3 академических часа; в выходные и каникулярные дни - 4 академических часа. После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Продолжительность занятия зависит от возраста обучающихся от 30 до 40 минут. В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе педагога. Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования... рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного профиля. Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались занятия в системе дополнительного образования детей не позднее 18.00. Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются на основе примерных образовательных программ, предложенных Министерством образования РФ или программ педагогов дополнительного образования, разработанных ими самостоятельно. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий, который составляется на весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам. Работа обучающихся в учебной группе строится на принципах сотрудничества и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности. III. Образовательный блок Закон РФ Об образовании в РФ предопределяет необходимость и обязательность учебного плана в качестве нормативно-регулирующего средства деятельности всех типов и видов учреждений образования. Закон предоставляет право самостоятельного выбора формы учебного плана в соответствии с целями, концепцией, содержанием образовательных программ. Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется Приказом Мини стерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 15 1. Направленности дополнительного образования в школе Системообразующим элементом модели дополнительного образования детей в учреждении является пакет образовательных программ по 6 направленностям. Каждая направленность реализуется в программах различных кружков, клубов, которые созданы по запросам обучающихся, их родителей и законных представителей. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности, комплексным, интегрированным программам. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарногигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в пояснительной записке программы. Всего реализуется 23 дополнительные общеобразовательные программы. Занятия в кружках дополнительного образования проводятся согласно расписанию, которое составляется в начале каждого учебного года. 1.Естественнонаучная. Направлена на формирование у школьников интереса к более глубокому изучению основ общественно-гуманитарных, естественных и математических наук, к проектной деятельности и научно-исследовательской работе, методам и приемам доступных им научных исследований, умению обращаться с приборами, оборудованием необходимым для экспериментов, работать со справочной, научной и другой литературой, использовать Интернет для получения информации. 2.Техническая. Направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских, инженерных способностей обучающихся в области точных наук и технического творчества. Сфера профессиональной деятельности - человек - техника. 3.Художественная. Направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - человек - художественный образ. 4. Духовно-нравственная. Направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края. Программы ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословий, являются источником социального, личностного и духовного развития обучающихся. Сфера профессиональной деятельности - человек - природа. 5.Социально-педагогическая. Направлена на социальную адаптацию детей определённых категорий, на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными 16 социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков. Сфера профессиональной деятельности - человек - общество, человек - человек. 6.Спортивная. Направлена на укреплении здоровья, формировании навыков здорового образа жизни, двигательных умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Перечень направленностей на каждый учебный год формируется с учётом запросов обучающихся и их родителей. 2. Программы дополнительного образования Программы дополнительного образования школы создают вариативный уровень образования, позволяющий индивидуализировать образовательную траекторию детей различных возрастных групп, реализуя их творческий потенциал, социальные запросы и устремления, естественную потребность в профессиональном и личностном самоопределении. Программы дополнительного образования разрабатываются в тесной связи с учебными программами и создают дополнительные условия для самоопределения обучающихся и реализации их творческих способностей. Общие требования к условиям реализации образовательных программ во 2 главе Федерального Закона № 273-ФЗ п.п. 13-19 и определяют язык образования, формы реализации образовательных программ, формы получения образования и обучения, печатные и электронные образовательные ресурсы, информационные ресурсы. Содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательными программам оп ределяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (Закон № 273-ФЗ гл. 2, ст. 12, п. 5; гл. 10, ст. 75, п. 4). Содержание программы оформляется в учебном плане - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (Закон № 273-ФЗ, ст.2, п. 22; ст. 47, п. 5). Дополнительные образовательные программы могут: •реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия (ФЗ-273, гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15); •осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (ФЗ-273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16); 17 •использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов (ФЗ-273, гл. 2, ст. 13, п. 3); •обеспечивать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы, что осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (ФЗ-273, гл. 1, ст. 34, п.З); •способствовать решению задач инклюзивного образования, направленного на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ФЗ-273, гл. 1, ст. 2, п. 27); •могут осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме (гл. 2, ст. 17, п. 2), а также допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (ФЗ273, гл. 2, ст. 17, п. 4). Дополнительные общеобразовательные программы проектируются и реализуются: —на основе свободы выбора образовательных программ и режима их освоения ; —на основе соответствия образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; —на основе вариативности, гибкости и мобильности образовательных программ; —на основе разноуровневое™ (ступенчатости) образовательных программ; —на основе модульности содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов; —на основе ориентации на метапредметные и личностные результаты образования; —на основе творческого и продуктивного характера образовательных программ; —на основе открытого и сетевого характера реализации Дополнительные общеобразовательные программы реализуются: — в течение всего календарного года, включая каникулярное время (п.6, Приказ Ми нистерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 18 августа 2013 г. № 1008 г. Москва Об утверждении Порядка организации и осуществления образова-тельной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам); —в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разно-возрастные группы), а также индивидуально (п.7, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва Об ут-верждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополни-тельным общеобразовательным программам); —в объединениях по группам, индивидуально или всем составом объединения (п.9, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва Об утверждении Порядка организации и осуществления образова-тельной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам); —с учетом особенностей организации образовательного процесса для обучающихся детей ОВЗ и детей-инвалидов (п.п. 18-22, Приказ Министерства образования и науки Российской Фе-дерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам). Содержание дополнительных образовательных программ отражает общую стратегию развития МБОУ СОШ № 3, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные ориентиры работы. Образовательные программы, реализуемые в системе дополнительного образования детей, обладают рядом качеств; в их числе: —актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем для внешкольного образования); —прогностичность (отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к реализации программы); —реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата); —чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных программой); —целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей); 19 контролируемость (наличие способа проверки реально полученных результатов на их соответствие промежуточным и конечным целям); преемственность и согласованность ее содержания с образовательными программами общеобразовательной школы; практическая значимость, технологичность (доступность для использования в педагогической практике); сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материально- техническим, научно-методическим). 3. Перечень основных программ, реализуемых в рамках дополнительного образования в МБОУ СОШ № 3 № Название объединения возраст ФИО руководителя групп п/п Художественная 1. Акварель 7-11 лет Андреева Любовь Викторовна 8 2. Лепка из солёного теста 7-10 лет Черных Тамара Александровна 7 3. Квилинг 10-11 лет Ильиных Оксана Геннадьевна 4. Необычное из привычного 7-10 лет Воеводина Анна Расиховна 5. Рукоделие 11-13 лет Ильиных Оксана Геннадьевна 4 6. ИЗОстудия 10-12 лет Андреева Любовь Викторовна 2 Веретова Дарья Александровна 1 2 6 Духовно-нравственная направленность 7. Воспитание музеем 10-12 лет Естественнонаучная направленность 8. 9. 10. В мире книг 7-11 лет Зубова Ирина Александровна 6 Читать - это модно! 14-15 лет Сычёва Мария Леонидовна 2 Азы программирования 15-16 лет Захарищева Ольга Владимировна 3 Техническая направленность 11. З^ моделирование 12-15 лет Бабиков Сергей Владимирович 2 12. Судомоделирование 11-13 лет Бугаевский Юрий Владимирович 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 Спортивно - оздоровительная направленность 13. Спортивные игры. 11-18 лет Владимирович Пионербол. 14. 2 Протасевич Александр Спортивные игры. 11-18 лет Балакина Марина Станиславовна 2 Исакова Виктория Вячеславовна 10 Баскетбол 145 Весёлая ритмика. 8-14 лет 16. Шахматы 7-8 лет 17. Шахматы в школе 9-11 лет Чупина Ульяна Игоревна 2 Шевчук Нина Тимофеевна 8 7- 9 лет Воеводина Анна Расиховна 7 Социально - педагогическая направленность 18. Внимание, школьник 19. Тропинка к своему Я 9-10 лет Вехова Анна Сергеевна 1 20. Речевичок 7-9 лет Новак Наталья Николаевна 4 13-14 лет Зорихин Игорь Леонидович 1 10-12 лет Кузьмина Анна Вадимовна 1 12-13 лет Зорихин Игорь Леонидович 1 21. Родники 22. Юные инспектора движения. Перекресток 23. Дружина юных пожарных. Искорка 4.Учебный план дополнительного образования Учебный план школы составляется на основании документов федерального, областного и школьного уровней, определяющих содержание общего образования. При формировании учебного плана дополнительного образования школы учитываются итоги анкетирования обучающихся и родителей, возможности педагогического коллектива школы, наличие учебно- методической и материально-технической базы. Результативность реализации программ отслеживается: -на внешнем уровне (количество детей посещающих объединение дополнительного образования стабильно, отсев за период реализации программы, победы на выставках, олимпиадах, конкурсах, фестивалях разного уровня, преемственность программ); -на внутреннем уровне (положительный личностный рост обучающихся). № Название объединения возраст п/п Количество Количество часов в неделю часов в год Художественная направленность 1. Акварель 7-11 лет 1 33/34 21 2. Лепка из солёного теста 7-10 лет 1 33/34 3. Квилинг 10-11 лет 1 34 4. Рукоделие 11-13 лет 1 34 5. ИЗОстудия 10-12 лет 1 34 6. Необычное из привычного 7-10 лет 1 34 11-12 лет 1 34 Духовно-нравственная направленность 7. Воспитание музеем Естественнонаучная направленность 8. Читать - это модно! 14-15 лет 2 68 9. Азы программирования 15-16 лет 1 34 7-11 лет 1 34 10. В мире книг Техническая направленность 11. Судомоделирование 11-13 лет 1 34 12. ЗВ моделирование 12-15 лет 2 68 Спортивная - оздоровительная направленность 13. Спортивные игры. Волейбол. 11-18 лет 2 68 14. Спортивные игры. Баскетбол 11-18 лет 2 68 7-16 лет 1 34 15. Весёлая ритмика 16. Шахматы 7-8 лет 2 66 17. Шахматы в школе 9-11 лет 1 34 12-13 лет 1 34 Социально - педагогическая направленность 18. Юные инспектора движения. Перекресток 19. Дружина юных пожарных. Искорка 12-13 лет 1 20. Внимание, школьник 7-9 лет 1 34 33/34 21. Родники 14-15 лет 1 34 22. Речевичок 7-11 лет 1 33/34 23. Тропинка к своему Я 9-10 лет 1 34 Учебный план дополнительного образования составляется на текущий учебный год (см. Приложение) В дополнительном образовании школы используются следующие формы промежуточной и итоговой аттестации (открытые занятия, выставки, праздники, конкурсы профессионального мастерства, семинары-тренинги, научно-практические конференции, творческие конкурсы разного уровня, олимпиады, фестивали, слёты, защита проектов и т.д.). 5. Результативность образовательного блока 22 Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ, необходимо различать среди них следующие: -выделенные по времени фиксирования: конечные (итоговые), промежуточные, текущие; -по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные); по отношению к целям (по соотношению с целями): нецелесообразные целесообразные и (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично); -по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки); -по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые). Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться по учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; награждению грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие результаты наиболее ощутимы и очевидны. Но далеко не каждый ребёнок способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются его личностные результаты. Конечно, формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей. Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: —предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки); —личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции). 23 Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года. Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс, концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая практика, зачетный поход и т.п. Главные требования при выборе формы - она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха. Диагностика результативности освоения программ по направленностям № Диагностика Ведущие направленности 1 Естественно научная Участие в акциях, педагогический анализ педагогическое наблюдение, результатов анкетирования, собеседование, педагогический анализ результатов выставок, конкурсов, творческих работ. 2 Техническая Анкетирование, тестирование. Выставка в объединении, олимпиада технических знаний. Фестиваль технического творчества. 3 Духовно-нравственная Тестирование, анкетирование, викторины, конкурсы, опросы. Оценивается уровень стартовых знаний обучающихся, уро вень теоретических знаний, предусмотренных программой: 4 Художественная Участие в различных конкурсах разного уровня. Творческие работы, участие в общешкольных мероприятиях, выставках, проведение мастер-классов 5 6 Социально- Тестирование, анкетирование, участие в мероприятиях педагогическая разного уровня, социальных акциях, связь со СМИ. Спортивная Тесты на ОФП: - бег 30, 60,100 м; - прыжки в длину; - подтягивания; - отжимания; - подъемы корпуса. Итоговый контроль: - контрольные занятия; 24 -соревнования -зачет; -собеседование; -показательные выступления. Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсужда ются с обучающимися и их родителями. Кадровое обеспечение образовательной деятельностью. Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации Программы является создание и поддержание комфортной развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых Программой. Руководство школой осуществляют: директор, заместители директора по учебной работе, заместитель директора по воспитательной работе. Среди педагогов, есть те, кто имеет опыт проведения мастер - классов по той или иной направленности дополнительного образования. Уровень квалификации педагогических кадров позволяет обеспечить реализацию заявленных программ в полном объеме соответствии со статусом образовательного учреждения. Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности. За последние годы значительно расширена учебно-материальная база школы. Материальнотехническая база соответствует санитарным, противопожарным нормам и правилам, позволяет сохранять и поддерживать здоровье учащихся. Информационное и материально-техническое оснащение образовательного процесса позволяет реализовывать в школе образовательные программы. Наблюдается рост материально-технической оснащённости учебно-воспитательного процесса. Учебные кабинеты оснащены ТСО, необходимыми методическими и дидактическими материалами, печатной продукцией. Имеется обширная медиатека, физическая и химическая лаборатории. В образовательном учреждении имеются: спортивный зал, актовый зал, в котором имеется необходимая аппаратура для проведения занятий. В структурном подразделении образовательного учреждения находится мастерская по обработке дерева и металла, кабинет домоводства. В образовательном учреждении имеется 1 компьютерный класс, оснащённый современной техникой, оборудованы кабинеты физики, химии, географии, биологии, В школе имеется фото видеоаппаратура, множительная техника. В каждом кабинете имеется компьютер с доступом в Интернет. На базе библиотеке создаётся библиотечно - информационный центр, располагающий огромным фондом литературы. 25 В школе проводится переоснащение кабинетов, морально устаревшие компьютеры модернизируются или заменяются на новые. Школа располагает помещениями, позволяющими реализовывать дополнительные образовательные программы. IV.Партнерство в рамках реализации программы дополнительного образования. МБОУ СОШ № 3 является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дополнительного образования коллектив школы видит в установлении прочных связей с социумом. Нашими социальными партнерами в воспитании и развитии детей являются: —МБОУ ДОД Детско-юношеский центр; —ПАО Корпорация ВСМПО-АВИСМА. Развитие социальных связей МБОУ СОШ № 3 с культурными и образовательными учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первого класса, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями (законными представителями), строящиеся на идее социального партнерства. Процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту профессионального мастерства всех педагогов, работающих с детьми, поднимает статус нашего учреждения. Коллектив школы строит связи с социумом на основе следующих принципов: —добровольность; —равноправие сторон; —уважение интересов друг друга; —соблюдение законов и иных нормативных актов; —обязательность исполнения договоренности. V.Ожидаемые результаты программы дополнительного образования в МБОУ СОШ № 3. 1. Критерии результативности. В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим критериям: ^— рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности; — удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию; 26 —удельный вес образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного образования; —удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме; —положительная динамика физического и психического здоровья школьников; —удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников; —рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью; —уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, ТКДН, на внутришкольном контроле; —увеличение числа педагогов в ОУ, вовлеченных в процесс формирования творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования. В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы педагогов, классных руководителей, консультации психолога для педагогов, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и дополнительного образования предусматривает доработку и обновление критериев эффективности. 2.Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих). 3.В результате анализа выбраны следующие методики изучения эффективности процесса интеграции различных видов обучения в ОУ: 1.Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.) (Приложение №1); 2.М.И. Шилова Изучение качеств личности воспитанников, (Приложение 2); 3.К. Альдерфер Методика изучения удовлетворенности обучающихся деятельностью дет ского объединения (Приложение №3) Также педагоги для проведения диагностики могут использовать следующие методики: 1.Тест Н.Е. Щурковой Размышление о жизненном опыте. 2.А.А.Андреева Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью, Е.Н.Степанова Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении. 3.Е.Н.Степанова Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. 4.Оценка Портфолио обучающихся и др. Диагностику планируется проводить педагогом - психологом, педагогами дополнительного образования и классными руководителями 1 раз в год. 4. Методическое сопровождение мониторинговых исследований 27 Методическое сопровождение мониторинговых исследований осуществляют заместитель директора по воспитательной работе и педагог-психолог. Заместитель директора по воспитательной работе: —организует методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации программ дополнительного образования через методические семинары, педагогиче-ские советы, консультации; —оформляет информационные, отчетные документы и методические рекомендации; —осуществляет аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководит процессом совершенствования и развития программ психолого-педагогической диагностики качества дополнительного образования. Педагог-психолог: —консультирует педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных эта-пах программы; —консультирует педагогов по вопросам воспитательного подхода и коррекции детей, об наруживающих низкий уровень развития качеств личности, недостаточное усвоение программы, отрицательную динамику; определяет причины выявленных проблем через углубленную диагностику; составляет и реализует индивидуальные программы работы с такими детьми либо всем детским коллективом в целом; —осуществляет статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го по лугодия, учебного года; обобщает данные по образовательным программам отдельных направ-ленностей и всем образовательным программам, реализуемым в МБОУ СОШ № 3; —участвует в анализе и корректировке программ психолого-педагогической диагностики, процессе их совершенствования и развития. Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу и педагогам школы определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым обучающимся и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объе динении. Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов. Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ школы состоит в возможности 28 определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом. Приложение №1 МОНИТОРИНГ результатов обучения обучающихся по дополнительной образовательной программе Показатели Критерии (оцениваемые Степень выраженности Чис Методы оцениваемого качества ло бал диагностики параметры) лов Теоретическая подготовка Теоретические Соответствие знания по основным теоретических знаний разделам учебно- программным требованиям — практически не усвоил 0 тестирование, теоретическое содержание контрольный программы; — овладел менее чем Уг объема Наблюдение, 1 опрос и др. знаний, предусмотренных программой; тематического — объем усвоенных знаний составляет более Уг; плана программы 2 — освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный Владение Осмысленность и специальной правильность терминологией использования специальной терминологии период — не употребляет специальные 3 0 собеседование термины; — знает отдельные специальные Наблюдение, 1 термины, но избегает их употреблять; — сочетает специальную 2 терминологию с бытовой; — специальные термины употребляет осознанно и в 3 полном соответствии с их содержанием. Практическая подготовка Практические Соответствие умения и навыки, практических умений и навыков предусмотренк программным ые программой требованиям (по — практически не овладел умениями 0 контрольное и навыками; — овладел менее чем Уг предусмотренных умений и Наблюдение, задание 1 навыков; — объем усвоенных умений и основным раз делам учебно- навыков составляет более Уг; 2 — овладел практически всеми тематич. плана умениями и навыками, программы) предусмотренными программой за конкретный период Владение Отсутствие специальным затруднений оборудование использовании — не пользуется специальными в приборами и инструментами; 3 0 1 2 Наблюдение, контрольное задание 29 ми оснащением — испытывает специального оборудования и 3 серьезные затруднения — при работе с оборудованием; оснащения — работает с оборудованием с помощью педагога; — работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей Творческие навыки Креативность в — начальный (элементарный) уровень развития креативности - ребенок в выполнении практических заданий 0 Наблюдение, контрольное задание состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; — репродуктивный уровень - в 1 основном, выполняет задания на основе образца; — творческий уровень (I) - видит 2 необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога — творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами 3 творчества самостоятельно. Эсновные компетентности Учебно-интеллектуальные анализировать Самостоятельное ть в подборе и — учебную литературу не использует, работать с ней не специальную работе с умеет; литературу Пользоваться Самостоятельное затруднения при выборе и работе компьютерны^ ть в пользовании с литературой, нуждается в и источниками компьютерными постоянной помощи и контроле Подбирать и информации литературой источника ми информации 0 Наблюдение, анализ способов деятельности детей, — испытывает серьезные 1 их учебноисследовательск их работ педагога; — работает с литературой с помощью педагога или родителей; 2 — работает с литературой самостоятельно, не испытывает 3 особых трудностей. Осуществлять учебно- Самостоятельное исследователь исследовательской скую работу (писать работе ть в учебно- — учебную литературу не использует, работать с ней не 0 деятельности умеет; детей, — испытывает серьезные затруднения при выборе и работе Наблюдение, анализ способов 1 их учебно- рефераты, с литературой, нуждается в исследовательск проводить учебные постоянной помощи и контроле их работ исследования, работать над проектом и пр.) педагога; — работает с литературой с помощью педагога или 2 30 родителей; — работает с литературой 3 самостоятельно, не испытывает особых трудностей. Коммуникативные Слушать и Адекватность педагога, восприятия информации принимать во идущей от внимание педагога слышать — объяснения педагога не слушает, 0 деятельности воспринимает; — испытывает серьезные затруднения 1 в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную мнение других людей Наблюдение, анализ способов учебную информацию не детей, их учебноисследовательск их работ информацию; — слушает и слышит педагога, 2 воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; — сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно 3 воспринимает информацию, уважает мнении других. Выступать перед аудиторией Свобода владения — перед аудиторией не выступает; и подачи ребенком — испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; подготовленной — готовит информацию и выступает информации перед аудиторией при поддержке 0 1 Наблюдение, анализ способов деятельности детей, 2 их учебноисследовательск педагога; их работ — самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. Слушать и Адекватность слышать восприятия ин педагога, формации идущей принимать во от педагога внимание — объяснения педагога не слушает, 3 0 учебную информацию не деятельности воспринимает; — испытывает серьезные затруднения 1 трудом воспринимает учебную информацию; мнение детей, их учебно- в концентрации внимания, с других людей Наблюдение, анализ способов исследовательск их работ — слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и 2 контроле, иногда принимает во внимание мнение других; — сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, 3 адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. Выступать Свобода владения перед аудиторией ребенком и подачи подготовленной информации — перед аудиторией не выступает; испытывает 0 Наблюдение, анализ способов серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; деятельности детей, — готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке 1 31 педагога; — самостоятельно готовит 2 информацию, — охотно выступает перед 3 аудиторией, — свободно владеет и подает информацию. Участвовать в Самостоятельное — дискуссии, ть в дискуссии, защищать логика в свою построении точку зрения доказательств Наблюдение, анализ способов 0 участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; — деятельности детей, испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей 1 точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; — участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке 2 педагога; — самостоятельно участвует в 3 дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. Организационные Организовывать Способность - рабочее место организовывать не свое умеет; рабочее самостоятельно (учебное) место организовывать - испытывает серьезные затруднения свое при организации своего рабочее место к места, деятельности и контроле и помощи педагога; - организовывает рабочее место и убирать за собой нуждается в 0 Наблюдение 1 рабочего постоянном 2 убирает за собой при напоминании педагога; - самостоятельно готовит рабочее 3 место и убирает за собой Планировать Способность — организовывать работу и самостоятельно распределять время не умеет; организовать работу, организовывать процесс работы — распределять учебное учебы, время эффективно и распределять и использовать время испытывает и времени, Наблюдение, собеседование серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного 0 нуждается 1 в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; — планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога 2 и родителей; — Аккуратно, самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно 3 распределяет и использует время. работать Аккуратность и — безответственен, 0 ответственно ответственность аккуратно выполнять в работе стремится; работу — испытывает не умеет и наблюдение не серьезные 1 32 затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; — работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании 2 и внимании педагога; — аккуратно, ответственно 3 выполняет работу, контролирует себя сам. Аккуратно, Аккуратность и — безответственен, ответственно ответственность в аккуратно выполнять работе стремится; работу не работать умеет — испытывает и не серьезные - \ затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; — работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; — аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. Соблюдения в Соответствие правила ТБ не запоминает и не процессе реальных деятельности навыков выполняет; овладел менее чем Уг объема навыков правила безопасности соблюдения соблюдения правил ТБ, правил безопасности предусмотренных программой; объем усвоенных навыков составляет программным требованиям освоил практически весь объем наблюдение более Уг; навыков ТБ, предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы. 33 Приложение № 2 Мониторинг развития качеств личности обучающихся Психолого-педагогическая методика Изучение качеств личности воспитанников (М.И.Шилова) Формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образова тельной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено специфи кой дополнительного образования детей. В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психологопедагогическая методика Изучение качеств личности воспитанников, разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой. В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых оп ределено целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в шко ле: 1.Активность, организаторские способности. 2.Коммуникативные навыки, коллективизм. 3.Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность. 4.Нравственность, гуманность. 5.Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности. Технология работы педагогов по методике Изучения качеств личности воспитанников состоит в заполнении диагностической карты. Карта заполняется на основании критериев (при знаков проявления качеств личности), обозначенных в методике. Каждый педагог может вы брать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реали зуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды: -в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сен тябрь, октябрь); -в начале второго полугодия (январь); -в конце учебного года (апрель, май). В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут ис пользоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА мониторинга развития качеств личности обучающихся Детское объединение Образовательная программа Год обучения Педагог Учебный год 34 № Фами Качества личности и признаки проявления лия Активность, Коммуника Ответственность, Нравствен Креативность, Имя организатор тивные самостоятель ность, склонность к ские навыки, ность, гуманность исследовательско- способности коллективизм проектировочной дисциплиниро деятельности ванность Дата запол Дата запол нения нения Дата заполнения Дата запол Дата заполнения нения Психолого-педагогическая методика Изучение качеств личности воспитанников Признаки Качества личности ярко проявляются 3 балла 1. Активность, организаторские способности проявления качеств личности проявляются 2 балла слабо проявляются 1 балл не проявляются 0 баллов Активен, Активен, проявляет стойкий познава проявляет стойкий познава Мало активен, Пропускает наблюдает за занятия, тельный интерес, тельный интерес, деятельностью мешает другим. целеустремлен, трудолюбив и при трудолюбив, доби других, забывает лежен, добивается зультатов. вается хороших ре выполнить зада ние. Результа выдающихся ре тивность невы зультатов, инициа сокая. тивен, организует деятельность дру гих. 2.Коммуникативные Легко вступает и Вступает и поддер Поддерживает Замкнут, навыки, поддерживает кон живает контакты, контакты изби общение затруд коллективизм такты, разрешает конфликты, друже не вступает в кон фликты, дружелю рательно, чаще работает инди нено, адаптиру любен со всеми, бен со всеми, по видуально, пуб ве с трудом, яв инициативен, по инициативе руко лично не высту ляется инициа собственному же водителя или груп пает. тором конфлик ланию успешно пы ступает выступает перед вы ется в коллекти тов. перед ауди аудиторией. торией. 3 .Ответственность, Выполняет поруче Выполняет поруче Неохотно вы Уклоняется от самостоятельность, ния охотно, ответ полняет поруче поручений, без дисциплинирован ственно, часто по ния охотно, ответ ственно. Хорошо ния. ответственен. ность собственному же ведет себя незави Начинает рабо Часто недисцип ланию, может при симо от наличия ту, но часто не линирован, на влечь других. Все или отсутствия доводит ее до рушает правила гда контроля, но не конца. слабо дисциплиниро- требует этого от Справляется с реагирует на поведения, 35 других. дает правила пове дения, требует того поручениями и воспитательные соблюдает пра воздействия. вила поведения же от других. только при на личии контроля и требователь ности препода вателя или това рищей. 4.Нравственность, Доброжелателен, верен правдив, сво правдив, гуманность Доброжелателен, сво Помогает дру Недоброжелате гим по поруче лен, груб, пре верен ему слову, вежлив, ему слову, вежлив, нию преподава небрежителен, заботится об окру заботится об окру теля, не всегда высокомерен с пресекает грубость, жающих, но не выполняет обе недобрые требует этих ка присут старшими, часто отношения к лю честв от других. ствии старших обманывает, не чаще скромен, искренен. жающих, щания, дям, товарищами и в со сверстниками бывает груб. 5 .Креативность, склонность к исследовательско- проектировочной деятельности Имеет высокий Выполняет исследовательские, Может работать В проектно- в исследовательск исследователь- Самостоятельно проектировочные работы, может разработать свой 0- деятельность не выполняет проект с проектировочно вступает. исследовательские. помощью й творческий потенциал. проектировочные работы. Является разработчиком проекта, может преподавателя. группе Способен при постоянной заданий репродуктивный. принимать творческие поддержке решения, но в и контроле. Способен проектировочную использует принимать команду традиционные и организовать способы. ее деятельность. Находит нестандартные Уровень выполнения основном создать скую творческие решения, но в основном использует традиционные способы. решения, новые способы выполнения заданий. 36 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 3 Методика изучения удовлетворенности обучающихся деятельностью детского объединения (автор К. Альдерфер) Обучающимся предлагается прослушать утверждения и оценить степень согласия с содержанием. УТВЕРЖДЕНИЯ: 1.Знания и умения, которые я здесь получаю, пригодятся мне в будущей жизни. 2.Считаю, что объединение по-настоящему готовит меня к будущей жизни. 3.Получаю возможность поднять свой авторитет среди друзей. 4.Здесь всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами. 5.Постоянно узнаю много нового. 6.Занятия в коллективе дают возможность лучше понять самого себя. 7.Я считаю, что в нашем коллективе созданы все условия для развития моих способностей. 8.Я доволен своими достижениями. 9.К нашим педагогам можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной си туации. 10.Я иду в объединение с радостью. Для оценки степени согласия с тем или иным утверждением обучающиеся могут восполь-зоваться нижеприведенной таблицей, где в верхней строке - номера утверждений, в нижней - их оценка по данной шкале: 4 - совершенно согласен 3 - согласен 2 - трудно сказать 1 - не согласен. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 37 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)