Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Председатель:
.А.Пидоря
Протокол №2
от "31" августа2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Комельских И.П.
Протокол №2
от "31" августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ "СОШ№3
______________Сенчев А.П.
Приказ № 63/3
от "31" августа2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
Предметной области
«Обществознание и естествознание
(окружающий мир)»
Начальное общее образование
(1 класс)
Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования
МБОУ СОШ № 3
Составитель: ШМО учителей начальных
классов
г. Верхняя Салда
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и
естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного
плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому
планированию.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе
начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных
действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно
формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей
младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД,
поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С
учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных
(определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и
доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными
средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в
специальном разделе — «Совместная деятельность».
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения,
атакже предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе.
В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам
содержания обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и
характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной
программной темы.
Представлены также способы организации дифференцированного обучения.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 1 класса начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а
также с учётом историко-культурного стандарта.
Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего
школьного возраста и направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение
естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
— развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной
практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая
деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории,
культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по
созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение
духовного богатства обучающихся;
— развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм
жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры
общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и
индивидуальности
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде
обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей
составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания курса
«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
— раскрытие роли человека в природе и обществе;
— освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек ипознание».
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66
часов (два часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и общество
Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная
деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение
учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной
работы на учебном месте. Режим труда и отдыха.
Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.
Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы
России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села),
региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира.
Правила
поведения в социуме.
Человек и природа
Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные
материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа.
Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по
термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила
нравственного и безопасного поведения в природе.
Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).
Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.
Комнатные растения, правила содержания и ухода.
Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и
дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах.
Правила безопасной жизни
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.
Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.
Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная
разметка, дорожные сигналы).
Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях
контролируемого доступа в Интернет.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные универсальные учебные действия:
— сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой
природе от состояния неживой природы;
— приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы),
называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного);
— приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во
внешнем виде.
Работа с информацией:
— понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций,
видео, таблицы;
— соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы
участников; уважительно от носиться к разным мнениям;
— воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
— соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ,
описывать предмет по предложенному плану;
— описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к
природным явлениям;
— сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни
(выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых
электроприборов);
— оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми,
выполнять самооценку;
— анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации
учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и газовыми
приборами.
Совместная деятельность:
— соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо
распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять
возникающие конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность
обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны
отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли
многонациональной России в современном мире;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к
российскому народу, к своей национальной общности;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление
интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своемуи другим народам;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и
ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
— проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
— принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и
доброжелательности;
— применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться,
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям.
Эстетического воспитания:
— понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры,
проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов;
— использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных
видах художественной деятельности.
Физического
благополучия:
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
— соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе
информационной);
— приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
— осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
— осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения,
бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;
— осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с
использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательныеуниверсальные учебные действия:
1)
Базовые логические действия:
— понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды
обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
— на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и
зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в
пространстве);
— сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма
2)
Базовые исследовательские действия:
— проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому
предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым
под руководством учителя;
— определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
— моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая
природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его
последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатовпроведённого
наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3)
Работа с информацией:
— использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения
информации с учётом учебной задачи;
— согласно заданному алгоритму
представленную в явном виде;
находить
в
предложенном
источнике
информацию,
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе
предложенного учителем способа её проверки;
— находить и использовать
аудиовизуальную информацию;
для
решения
учебных
задач
текстовую,
графическую,
— читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
иллюстрацию);
— соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в
Интернет (с помощью учителя);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и
графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления
участников;
— признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
— соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к
собеседнику;
— использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе,
социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и
опытной работы, подкреплять их доказательствами;
— находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях
природы, событиях социальной жизни;
— готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото,
плакаты и др. ) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
— планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной
задачи;
— выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2)
Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
— находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия
при необходимости (с небольшой помощью учителя);
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
3)
Самооценка:
— объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой
учителя;
— оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать
их.
Совместная деятельность:
— понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной
(практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей
совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
— коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу
каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их
возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
— ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей
семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;
— воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны;
— приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников,
традиций и ценностей своей семьи, профессий;
— различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные
материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые,
рыбы, птицы, звери);
— описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и
культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья,
кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их
наиболее существенные признаки;
— применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными;
— проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные
наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том
числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя;
— использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе;
— оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе;
правила поведения в быту, в общественных местах;
— соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов;
безопасно пользоваться бытовыми электроприборами;
— соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
— соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
— соблюдать правила безопасного поведения в природе;
— с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и
электронными ресурсами школы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Количество
часов
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
всег конт пра
о
роль кти
ные ческ
рабо ие
ты рабо
ты
Раздел 1. Человек и общество.
1.1.
Школьные традиции и
праздники. Классный,
школьный коллектив,
совместная деятельность.
2
0
2
Экскурсия по школе, знакомство с
помещениями;
Устный опрос;
https://multiurok.ru/
1.2.
Одноклассники,
взаимоотношения между ними;
ценность дружбы, взаимной
помощи.
1
0
1
Обсуждение ситуаций по теме
«Правила поведения в классе и в
школе»;
Практическая
работа;
https://multiurok.ru/
1.3.
Рабочее место школьника.
Правила безопасной работы на
учебном месте, режим труда и
отдыха.
1
0
1
Беседа по теме «Как содержать
рабочее место в порядке»;
Практическая
работа;
http://nsportal.ru
1.4.
Россия Москва — столица России. 2
Народы России.
0
2
Просмотр и обсуждение
иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на
темы «Москва — столица России»,
«Экскурсия по Москве»;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»; Устный
опрос;
http://nsportal.ru,https:/
/multiurok.ru/
1.5.
2
Первоначальные сведения о
родном крае. Название своего
населённого пункта (города, села),
региона.
0
2
Экскурсии, целевые прогулки,
просмотр
иллюстраций,
видеофрагментов
и
других
материалов (по вы бору) на тему
«Москва — столица России»;
Устный опрос;
https://multiurok.ru/
1.6.
Культурные объекты родного
0
2
Экскурсии, целевые прогулки,
Самооценка с
https://multiurok.ru/
2
просмотр иллюстраций,
видеофрагментов и других
материалов о родном крае, труде
людей;
края. Труд людей. Ценность и
красота рукотворного мира.
использованием
«Оценочного
листа»;
1.7.
Правила поведения в социуме.
2
0
2
Беседа по теме «Правила поведения Тестирование;
в учреждениях культуры — в театре,
музее, библиотеке»;
https://multiurok.ru/
1.8.
Моя семья в прошлом и
настоящем. Имена и фамилии
членов семьи, их профессии.
2
0
2
Учебный диалог по теме «Что
такое семья»; Рассказы детей по
теме «Как наша семья проводит
свободное время»;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://multiurok.ru/
1.9.
Взаимоотношения и
взаимопомощь в семье.
Совместный труд и отдых.
1
0
1
Рассказы детей по теме «Как наша
семья проводит свободное время»;
Устный опрос;
https://multiurok.ru/
1
0
1
Работа с иллюстративным
материалом: рассматривание фото,
репродукций на тему «Семья»;
Устный опрос;
https://multiurok.ru/
1.10. Домашний адрес.
Итого по разделу
16
Раздел 2. Человек и природа.
2.1.
Природа и предметы, созданные
человеком. Природные
материалы. Бережное отношение
к пред метам, вещам, уход за
ними.
3
0
3
Учебный диалог по теме «Почему
люди должны оберегать и охранять
природу»;
Практическая
работа;
https://multiurok.ru/
2.2.
Неживая и живая природа.
3
0
3
Работа с иллюстративным
материалом: «Живая и неживая
природа»;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
https://multiurok.ru/
Экскурсии по теме «Сезонные
изменения в природе, наблюдение
за погодой»;
Практическая работа по теме
«Измеряем температуру»;
Учебный диалог по теме «Почему
люди должны оберегать и
охранять природу»;
Обсуждение ситуаций по теме
«Правила поведения в природе»;
Практическая
работа;
https://multiurok.ru/
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://multiurok.ru/
2.3.
Погода и термометр. Наблюдение
за погодой своего края. Сезонные
изменения в природе.
3
0
3
2.4.
Взаимосвязи между человеком и
природой. Правила
нравственного и безопасного
поведения в природе.
3
0
0
2.5.
Растения ближайшего
окружения (узнавание,
называние, краткое описание).
4
0
4
Экскурсия;
Практическая
Сравнение внешнего вида деревьев, работа;
кустарников, трав; Определение
названия по внешнему виду дерева;
https://multiurok.ru/
2.6.
Лиственные и хвойные
растения. Дикорастущие и
культурные растения.
4
1
3
Определение названия по
внешнему виду дерева;
Работа с иллюстративным
материалом: деление растений на
две группы — дикорастущие и
культурные;
Практическая
работа;
Тестирование;
http://kopilurokov.ru
2.7.
Части растения (называние,
краткая характеристика
значения для жизни растения):
корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя.
4
1
3
Рассматривание и зарисовка
разнообразия частей растения:
разные листья, разные цветки и
плоды, разные корни (по выбору);
Практическая
работа;
Тестирование;
http://kopilurokov.ru
2.8.
Комнатные растения, правила
содержания и ухода.
3
0
3
Практическая работа по теме
«Учимся ухаживать за растениями
уголка природы»;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";
https://multiurok.ru/
4
1
3
Игра-соревнование по теме «Кто
Устный опрос;
больше назовёт насекомых (птиц,
Письменный
зверей…)»;
контроль;
Наблюдения за поведением
животных в естественных условиях:
повадки птиц, движения зверей,
условия обитаний насекомых (во
время экскурсий, целевых
прогулок, просмотра
видеоматериалов);
Логическая задача: найди
ошибку в иллюстрациях —
какое животное попало в эту
группу неправильно;
https://multiurok.ru/
2.10. Домашние и дикие животные
(различия в условиях жизни).
3
0
3
Логическая задача: найди
ошибку в иллюстрациях —
какое животное попало в эту
группу неправильно;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://multiurok.ru/
2.11. Забота о домашних питомцах.
3
0
3
Рассказы детей по теме «Мой
домашний питомец»;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://multiurok.ru/
2.9.
Разные группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и др.).
Итого по разделу
37
Раздел 3. Правила безопасной жизни.
3.1.
Необходимость соблюдения
режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены.
2
0
2
Беседа по теме «Что такое режим
дня»: обсуждение режима дня
первоклассника;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://multiurok.ru/
3.2.
Правила безопасности в быту:
пользование бытовыми электро
приборами, газовыми плитами.
2
0
2
Практическое занятие в кабинете;
Устный опрос;
https://multiurok.ru/
3.3.
Дорога от дома до школы.
Правила безопасного поведения
2
1
1
Практическое занятие в кабинете;
Тестирование;
https://multiurok.ru/
пешехода (дорожные знаки,
дорожная разметка, дорожные
сигналы).
3.4.
Безопасность в сети Интернет
(электронный дневник и
электронные ресурсы школы) в
условиях контролируемого
доступа в Интернет.
1
Итого по разделу
7
Резервное время
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 66
ПРОГРАММЕ
0
1
4
53
Практическое занятие в кабинете;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
https://multiurok.ru/
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Виды, формы контроля
всего
контро
льные
работы
практи
ческие
работы
1.
Вводный урок. Задавайте
вопросы!
1
0
1
Устный опрос;
2.
Что такое Родина?
1
0
1
Устный опрос;
3.
Что мы знаем о народах России?
1
0
1
Практическая работа;
4.
Что мы знаем о Москве?
1
0
1
Практическая работа;
5.
Проект «Моя малая Родина».
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
6.
Что у нас над головой?
1
0
1
Устный опрос;
7.
Что у нас под ногами?
Практическая работа
«Распознавание видов камней».
1
0
1
Практическая работа;
8.
Что общего у разных растений?
Практическая работа
«Распознавание частей растений»
1
0
1
Практическая работа;
9.
Что растет на подоконнике?
Практическая работа
«Распознавание комнатных
растений»
1
0
1
Практическая работа;
10. Что растет на клумбе?
Практическая работа
«Распознавание растений
цветника»
1
0
1
Практическая работа;
Тестирование;
11. Что это за листья? Практическая
работа «Распознавание
лиственных растений»
1
0
1
Практическая работа;
12. Что такое хвоинки? Практическая
работа «Распознавание хвойных
растений»
1
0
1
Практическая работа;
Тестирование;
13. Кто такие насекомые?
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
14. Кто такие рыбы?
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
15. Кто такие птицы? Практическая
работа «Строение пера птицы»
1
0
1
Практическая работа;
16. Кто такие звери? Практическая
работа « Строение шерсти
зверей»
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного
17. Что окружает нас дома?
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
18. Что умеет компьютер?
1
0
1
Тестирование;
19. Что вокруг нас может быть
опасным?
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
20. На что похожа наша планета?
1
0
1
Практическая работа;
21. Проверочная работа по разделу
«Кто и Что?». Презентация
проекта «Моя малая родина».
1
1
0
Контрольная работа;
22. Как живет семья? Проект
«Моя семья».
1
0
1
Практическая работа;
Самооценка с
использованием "Оценочного
листа";
23. Откуда в наш дом приходит вода
и куда она уходит? Практическая
работа «Фильтрование воды».
1
0
1
Практическая работа;
Тестирование;
24. Откуда в наш дом приходит
электричество? Практическая
работа «Сборка электроцепи».
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
25. Как путешествует письмо?
1
0
1
Практическая работа;
26. Куда текут реки? Практическая
работа «Изготовление» морской
воды»
1
0
1
Зачет; Практическая
работа;
27. Откуда берутся снег и лед?
Практическая работа
«Опыты со снегом, льдом»
1
0
1
Практическая работа;
28. Как живут растения?
Практическая работа
«Уход за комнатными
растениями».
1
0
1
Практическая работа;
Тестирование;
29. Как живут животные?
1
0
1
Тестирование;
листа»;
30. Как зимой помочь птицам?
Практическая работа
«Изготовление кормушки».
1
0
1
Зачет; Практическая
работа;
31. Откуда берётся и куда девается
мусор? Практическая работа
1
0
1
Устный опрос;
1
0
1
Практическая работа;
33. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Как,
откуда и куда?» Презентация
проекта «Моя семья»
1
1
0
Контрольная работа;
34. Когда учиться интересно?
1
0
1
Практическая работа;
35. Проект «Мой класс и моя школа».
1
0
1
Зачет; Практическая
работа;
36. Когда придет суббота?
1
0
1
Устный опрос;
37. Когда наступит лето?
1
0
1
Устный опрос;
38. Где живут белые медведи?
Практическая работа
«Определение Северного
Ледовитого океана и Антарктиды
на глобусе».
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
39. Где живут слоны? Практическая
работа
«Определение жарких районов на
глобусе».
1
0
1
Практическая работа;
Тестирование;
40. Где зимуют птицы?
1
0
1
Практическая работа;
41. Когда появилась одежда?
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
42. Когда изобрели велосипед?
1
0
1
Практическая работа;
43. Когда мы станем взрослыми?
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
44. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Где и
когда?» Презентация проекта
«Мой класс и моя школа»
1
1
0
Контрольная работа;
«Сортировка мусора».
32. Источник загрязнения нашей
планеты. Практическая работа
«Опыты со снеговой водой».
45. Почему Солнце светит днём, а
звёзды - ночью?
1
0
1
Устный опрос;
46. Почему Луна бывает разной?
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
47. Почему идет дождь и дует ветер?
1
0
1
Устный опрос;
48. Почему звенит звонок?
Практическая работа
«Опыты по передаче и
возникновению звуков».
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
49. Почему радуга разноцветная?
1
0
1
Устный опрос;
50. Почему мы любим кошек и
собак? Практическая работа
«Уход за домашними
животными». Проект «Мои
домашние питомцы»
1
1
0
Практическая работа;
51. Почему мы не будем рвать цветы
и ловить бабочек?
1
0
1
Тестирование;
52. Почему в лесу мы будем
соблюдать тишину?
1
0
1
Устный опрос;
53. Зачем мы спим ночью?
1
0
1
Зачет;
54. Почему нужно есть много овощей
и фруктов?
1
0
1
Тестирование;
55. Почему нужно мыть руки и
чистить зубы?
Практическая работа
«Правила гигиены».
1
0
1
Практическая работа;
56. Зачем нам телефон и телевизор?
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
57. Зачем нужны автомобили?
1
0
1
Практическая работа;
58. Зачем нужны поезда?
1
0
1
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;
ВПР;
59. Зачем строят корабли?
1
0
1
Практическая работа;
Самооценка с
использованием "Оценочного
листа";
60. Зачем строят самолеты?
1
0
1
Тестирование;
61. Почему в автомобиле и поезде
нужно соблюдать правила
безопасности?
1
0
1
Практическая работа;
62. Почему на корабле и в
самолёте нужно соблюдать
правила безопасности?
63. Зачем люди осваивают космос?
1
0
1
Зачет;
1
0
1
Устный опрос;
64. Зачем строят корабли?
1
0
1
Практическая работа;
65. Почему мы часто слышим слово
«экология»?
1
0
1
Зачет;
66. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Почему
и зачем?» Презентация проекта
«Мои домашние питомцы».
1
0
1
Проект
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
66
4
62
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации. Плешаков А.А, Ионова М.А. Просвещение" Москва 2018год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Начальная школа» с онлайн-поддержкой http://1-4.prosv.ru,
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
сайт для учителей» 1-4 класс
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор, учебный плакат "Живая и неживая природа,
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Термометр, гербарий "Лиственные и хвойные деревья", гербарий "Кустарники"