Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
РАССМОТРЕНО
на педагогическом совете
Председатель:
.А.Пидоря
Протокол №2
от "31" августа2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Комельских И.П.
Протокол №2
от "31" августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ "СОШ№3
______________Сенчев А.П.
Приказ № 63/3
от "31" августа2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»
Предметной области
«Математика и конструирование»
Начальное общее образование
(1 класс)
Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования
МБОУ СОШ № 3
Составитель: ШМО учителей начальных
классов
г. Верхняя Салда
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, а также Примерной программы воспитания.
В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника.
Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на
математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом
обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих
образовательных,развивающих целей, а также целей воспитания:
— Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их
измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций;
формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с
алгоритмами выполнения арифметических действий.
— Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая
характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое»,
«больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей
(работа, движение, продолжительность события).
— Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к
интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение
строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
— Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и
умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и
пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических
терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни.
В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие
ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника:
— понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей
существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в
обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение
формы, размера и т.д.);
— математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются
условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища
искусства и культуры, объекты природы);
— владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет
ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения,
строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность
предположения).
Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений
окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и
закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником
многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего
способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и
графическими (таблица, диаграмма, схема).
В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении
других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и
прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником
умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических
вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние,
изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь)
становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и
предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы.
На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические
фигуры», «Математическая информация».
Числа и величины
Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись
результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении.
Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение
(уменьшение) числа на несколько единиц.
Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между
ними.
Арифметические действия
Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов
действийсложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению.
Текстовые задачи
Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость
между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие.
Пространственные отношения и геометрические фигуры
Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу,
между; установление пространственных отношений.
Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка.
Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины
отрезка в сантиметрах.
Математическая информация
Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество,
форма,размер). Группировка объектов по заданному признаку.
Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда.
Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного
набора математических объектов.
Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца;
внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными
(значениями данных величин).
Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением
геометрической фигуры.
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Универсальные познавательные учебные действия:
— наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире;
— обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий;
— понимать назначение и необходимость использования величин в жизни;
— наблюдать действие измерительных приборов;
— сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному
основанию;
— копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить
примеры чисел, геометрических фигур;
— вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность).
Работа с информацией:
— понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств:
текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема;
— читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из
нескольких чисел, записанных по порядку;
— комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию
и математическое отношение, представленное в задаче;
— описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические
знаки;
— строить предложения относительно заданного набора объектов.
Универсальные регулятивные учебные действия:
— принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности;
— действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией;
— проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя
устанавливать причину возникшей ошибки и трудности;
— проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия.
Совместная деятельность:
— участвовать в парной работе с математическим материалом;
— выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра,
спокойно и мирно разрешать конфликты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие
личностные результаты:
— осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для
развития общей культуры человека;
— развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или
опровергать их;
— применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность
договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно
оценивать свой вклад в общий результат;
— осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде;
— применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе
при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям;
— работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной
жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении
поставленных задач, умение преодолевать трудности;
— оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения
математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем;
— оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей;
— стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными
информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных
проблем, задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия:
1)
Базовые логические действия:
— устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причинаследствие; протяжённость);
— применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация
(группировка), обобщение;
— приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения
учебных и житейских задач;
— представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи,
текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
2)
Базовые исследовательские действия:
— проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса
математики;
— понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать,
характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;
— применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов)
3)
Работа с информацией:
— находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в
разных источниках информационной среды;
— читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,
диаграмму, другую модель);
— представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать
утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи;
— принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники
информации.
Универсальные коммуникативные учебные действия:
— конструировать утверждения, проверять их истинность;
— строить логическое рассуждение;
— использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи;
— формулировать ответ;
— комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с
использованием изученной терминологии;
— в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать
суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять
этику общения;
— создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например,
геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например,
измерение длины отрезка);
— ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные;
— составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым
изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
1)
Самоорганизация:
— планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий;
— выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе
обучения.
2)
Самоконтроль:
— осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;
— выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
— находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления
ошибок.
3)
Самооценка:
— предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их
предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам
обучения, в том числе электронным);
— оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.
Совместная деятельность:
— участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы
(например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения
примеров и контрпримеров);
— согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа
информации;
— осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;
— пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта;
— находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число;
— выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и
письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения
(слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность);
— решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и
требование (вопрос);
— сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче
(выше/ниже, шире/уже);
— знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок
заданной длины (в см);
— различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник,
прямоугольник (квадрат), отрезок;
— устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за,
над/под;
— распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного
набора объектов/предметов;
— группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду
объектов повседневной жизни;
— различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из
таблицы;
— сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы
по заданному основанию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и
тем программы
Количество
часов
Дата Виды деятельности
изуч
ения
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
все контр практи
го ольн ческие
ые работ
работ
ы
ы
Раздел 1. Числа
1.1. Числа от 1 до 9: различение,
чтение, запись.
2
0
2
Словесное описание группы предметов,
ряда чисел;
Устный опрос;
http://kopiluro
kov.ru/
1.2.
Единица счёта. Десяток.
2
0
2
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение, упорядочение
однозначных и двузначных чисел; счёт
по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение,
установление
закономерностей
в
расположении чисел;
Практическая
работа;
http://kopiluro
kov.ru/,
1.3.
Счёт предметов, запись
результата цифрами.
2
0
2
Работа
в
парах/
группах.
Формулирование ответов на вопросы:
«Сколько?», «Который по счёту?», «На
сколько больше?», «На сколько
меньше?», «Что получится, если
увеличить/уменьшить количество на 1,
на 2?» — по образцу и самостоятельно;
Практическая
работа; Устный
опрос;
http://kopiluro
kov.ru/,
1.4.
Порядковый номер объекта
при заданном порядке счёта.
2
1
1
Цифры; знаки сравнения, равенства,
арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение, упорядочение
однозначных и двузначных чисел; счёт
по 2, по 5;
Практическая
работа;
Тестирование;
http://kopiluro
kov.ru/,
Работа с таблицей чисел: наблюдение,
установление
закономерностей
в
расположении чисел;
1.5.
Сравнение чисел, сравнение
групп предметов по
количеству: больше,
меньше, столько же.
3
0
2
Моделирование учебных ситуаций,
связанных
с
применением
представлений о числе в практических
ситуациях. Письмо цифр;
Практическая
работа;
http://kopiluro
kov.ru/,
1.6.
Число и цифра 0 при
измерении, вычислении.
2
0
2
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение, упорядочение
однозначных и двузначных чисел; счёт
по 2, по 5;
Практическая
работа;
http://kopiluro
kov.ru/,
1.7.
Числа в пределах 20: чтение,
запись, сравнение.
3
0
3
Обсуждение: назначение знаков в
математике, обобщение представлений;
Цифры; знаки сравнения, равенства,
арифметических действий;
Устная работа: счёт единицами в
разном порядке, чтение, упорядочение
однозначных и двузначных чисел; счёт
по 2, по 5;
Работа с таблицей чисел: наблюдение,
установление
закономерностей
в
расположении чисел;
Работа
в
парах/группах.
Формулирование вопросов, связанных
с
порядком
чисел,
увеличением/уменьшением числа на
несколько единиц,
установлением
закономерности в ряду чисел;
Моделирование учебных ситуаций,
связанных
с
применением
представлений о числе в практических
ситуациях. Письмо цифр;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
http://kopiluro
kov.ru/,
1.8.
Однозначные и двузначные
числа.
2
1
1
Работа
в
парах/группах.
Формулирование вопросов, связанных
с
порядком
чисел,
увеличением/уменьшением числа на
несколько единиц,
установлением
закономерности в ряду чисел;
Моделирование учебных ситуаций,
связанных
с
применением
представлений о числе в практических
ситуациях. Письмо цифр;
Контрольная
работа;
http://kopiluro
kov.ru/,
1.9.
Увеличение (уменьшение)
числа на несколько единиц
2
0
2
Работа в парах/группах.
Формулирование вопросов, связанных
с порядком чисел,
увеличением/уменьшением числа на
несколько единиц, установлением
закономерности в ряду чисел;
Практическая
работа;
http://kopiluro
kov.ru/,
Итого по разделу
20
Раздел 2. Величины
2.1.
Длина и её измерение с
помощью заданной мерки.
1
1
0
Знакомство с приборами для
измерения величин; Линейка как
простейший инструмент измерения
длины;
Контрольная
работа;
http://nsportal.
ru
2.2.
Сравнение без измерения:
выше — ниже, шире
— уже, длиннее — короче,
старше — моложе, тяжелее
— легче.
2
0
2
Наблюдение действия измерительных
приборов;
Практическая
работа;
http://nsportal.
ru
2.3.
Единицы длины: сантиметр,
дециметр; установление
соотношения между ними.
4
0
3
Коллективная работа по различению и
сравнению величин;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
http://nsportal.
ru
Итого по разделу
7
Раздел 3. Арифметические действия
3.2.
Названия компонентов
действий, результатов
действий сложения,
вычитания. Знаки сложения
и вычитания, названия
компонентов действия.
Таблица сложения.
Переместительное свойство
сложения.
5
0
5
Использование разных способов
подсчёта суммы и разности,
использование переместительного
свойства при нахождении суммы;
Зачет;
Практическая
работа;
http://nsportal.
ru
3.3.
Вычитание как действие,
обратное сложению.
5
1
4
Использование разных способов
подсчёта суммы и разности,
использование переместительного
свойства при нахождении суммы;
Письменный
контроль;
Практическая
работа. Устный
опрос;
http://nsportal.
ru
3.4.
Неизвестное слагаемое.
5
1
4
Пропедевтика
исследовательской
работы: перестановка слагаемых при
сложении (обсуждение практических и
учебных ситуаций); Моделирование.
Иллюстрация с помощью предметной
модели переместительного свойства
сложения,
способа
нахождения
неизвестного
слагаемого.
Под
руководством педагога выполнение
счёта с использованием заданной
единицы счёта;
Практическая
работа;
Контрольная
работа;
http://nsportal.
ru
3.5.
Сложение одинаковых
слагаемых. Счёт по 2, по 3,
по 5.
5
0
5
Обсуждение
приёмов
сложения,
вычитания: нахождение значения суммы
и разности на основе состава числа, с
использованием числовой ленты, по
частям и др.;
Использование
разных
способов
подсчёта
суммы
и
разности,
использование
переместительного
свойства при нахождении суммы;
Пропедевтика
исследовательской
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
http://nsportal.r
u
работы: перестановка слагаемых при
сложении (обсуждение практических и
учебных ситуаций);
3.6.
Прибавление и вычитание
нуля.
5
0
5
Дидактические игры и упражнения,
связанные с выбором, составлением
сумм, разностей с заданным результатом
действия; сравнением значений
числовых выражений (без вычислений),
по результату действия;
Практическая
работа;
Тестирование;
http://nsportal.r
u
3.7.
Сложение и вычитание чисел
без перехода и с переходом
через десяток.
5
1
4
Обсуждение приёмов сложения,
вычитания: нахождение значения суммы
и разности на основе состава числа, с
использованием числовой ленты, по
частям и др.;
Использование разных способов
подсчёта суммы и разности,
использование переместительного
свойства при нахождении суммы;
Пропедевтика исследовательской
работы: перестановка слагаемых при
сложении (обсуждение практических и
учебных ситуаций); Моделирование.
Иллюстрация с помощью предметной
модели переместительного свойства
сложения, способа нахождения
неизвестного слагаемого. Под
руководством педагога выполнение
счёта с использованием заданной
единицы счёта;
Контрольная
работа;
http://nsportal.r
u
3.8.
Вычисление суммы, разности
трёх чисел.
5
1
4
Дидактические игры и упражнения,
связанные с выбором, составлением
сумм, разностей с заданным результатом
действия; сравнением значений
числовых выражений (без вычислений),
по результату действия;
Практическая
работа;
Контрольная
работа;
http://nsportal.r
u
Итого по разделу
40
4.1.
Текстовая задача:
структурные элементы,
составление текстовой задачи
по образцу.
2
1
1
Коллективное обсуждение: анализ
реальной ситуации, представленной с
помощью рисунка, иллюстрации, текста,
таблицы, схемы (описание ситуации, что
известно, что не известно; условие
задачи, вопрос задачи); Обобщение
представлений о текстовых задачах,
решаемых с помощью действий
сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше»,
«сколько всего», «сколько осталось»).
Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче;
Практическая
работа;
Тестирование;
Контрольная
работа;
http://nsportal.r
u
4.2.
Зависимость между данными
и искомой величиной в
текстовой задаче.
2
1
1
Практическая
работа;
Письменный
контроль;
http://nsportal.r
u
4.3.
Выбор и запись
арифметического действия
для получения ответа на
вопрос.
2
0
2
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа;
http://nsportal.r
u
4.4.
Текстовая сюжетная задача в
одно действие: запись
решения, ответа задачи.
8
1
7
Обобщение представлений о текстовых
задачах, решаемых с помощью действий
сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше»,
«сколько всего», «сколько осталось»).
Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче;
Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с
помощью предметной модели сюжетной
ситуации и математического отношения.
Иллюстрация практической ситуации с
использованием счётного материала.
Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала. Объяснение
выбора арифметического действия для
решения, иллюстрация хода решения,
выполнения действия на модели;
Коллективное обсуждение: анализ
реальной ситуации, представленной с
помощью рисунка, иллюстрации, текста,
Практическая
работа;
Тестирование;
http://nsportal.r
u
4.5.
5.1.
5.2.
5.3.
Обнаружение недостающего
элемента задачи, дополнение
текста задачи числовыми
данными (по иллюстрации,
смыслу задачи, её решению).
2
Итого по разделу
16
0
2
таблицы, схемы (описание ситуации, что
известно, что не известно; условие
задачи, вопрос задачи);
Соотнесение текста задачи и её модели;
Моделирование: описание словами и с
помощью предметной модели сюжетной
ситуации и математического отношения.
Иллюстрация практической ситуации с
использованием счётного материала.
Решение текстовой задачи с помощью
раздаточного материала. Объяснение
выбора арифметического действия для
решения, иллюстрация хода решения,
выполнения действия на модели;
Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры
3
0
3
Расположение предметов и
Распознавание и называние известных
объектов на плоскости, в
геометрических фигур, обнаружение в
пространстве: слева/справа,
окружающем мире их моделей;
сверху/снизу, между;
установление
пространственных
отношений.
Распознавание объекта и его
2
0
2
Распознавание и называние известных
отражения.
геометрических фигур, обнаружение в
окружающем мире их моделей;
Игровые упражнения: «Угадай фигуру
по описанию», «Расположи фигуры в
заданном порядке», «Найди модели
фигур в классе» и т. п.; Практическая
деятельность: графические и
измерительные действия в работе с
карандашом и линейкой: копирование,
рисование фигур по инструкции;
4
0
4
Геометрические фигуры:
Учебный диалог: обсуждение свойств
Практическая
работа;
http://nsportal.r
u
Практическая
работа;
http://nsportal.r
u
Практическая
работа;
http://nsportal.r
u
Практическая
http://nsportal.r
распознавание круга,
треугольника,
прямоугольника, отрезка.
5.4.
Построение отрезка,
квадрата, треугольника с
помощью линейки;
измерение длины отрезка в
сантиметрах.
4
0
4
5.5.
Длина стороны
прямоугольника, квадрата,
треугольника.
3
0
3
5.6.
Изображение
прямоугольника, квадрата,
треугольника.
4
0
4
геометрических фигур (прямоугольника
и др.); сравнение геометрических фигур
(по форме, размеру); сравнение отрезков
по длине;
Предметное моделирование заданной
фигуры из различных материалов
(бумаги, палочек, трубочек, проволоки и
пр.), составление из других
геометрических фигур;
Практические работы: измерение длины
отрезка, ломаной, длины стороны
квадрата, сторон прямоугольника.
Комментирование хода и результата
работы; установление соответствия
результата и поставленного вопроса;
Ориентировка в пространстве и на
плоскости (классной доски, листа
бумаги, страницы учебника и т. д.).
Установление направления,
прокладывание маршрута;
Практические работы: измерение длины
отрезка, ломаной, длины стороны
квадрата, сторон прямоугольника.
Комментирование хода и результата
работы; установление соответствия
результата и поставленного вопроса;
Ориентировка в пространстве и на
плоскости (классной доски, листа
бумаги, страницы учебника и т. д.).
Установление направления,
прокладывание маршрута;
Практические работы: измерение длины
отрезка, ломаной, длины стороны
квадрата, сторон прямоугольника.
Комментирование хода и результата
работы; установление соответствия
работа;
Тестирование;
u
Практическая
работа;
http://nsportal.r
u
Практическая
работа;
http://nsportal.r
u
Практическая
работа;
http://nsportal.r
u
результата и поставленного вопроса;
Итого по разделу
20
Раздел 6. Математическая информация
6.1.
Сбор данных об объекте по
образцу. Характеристики
объекта, группы объектов
(количество, форма,
размер); выбор предметов
по образцу (по заданным
признакам).
2
1
1
Коллективное наблюдение:
распознавание в окружающем мире
ситуаций, которые целесообразно
сформулировать на языке математики и
решить математическими средствами;
Наблюдение за числами в окружающем
мире, описание словами наблюдаемых
фактов, закономерностей;
Ориентировка в книге, на странице
учебника, использование изученных
терминов для описания положения
рисунка, числа, задания и пр. на
странице, на листе бумаги;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Проверочная
работа;
http://nsportal.
ru
6.2.
Группировка объектов по
заданному признаку.
2
0
2
Дифференцированное задание:
составление предложений,
характеризующих положение одного
предмета относительно другого.
Моделирование отношения («больше»,
«меньше», «равно»), переместительное
свойство сложения;
Работа в парах/группах: поиск общих
свойств групп предметов (цвет, форма,
величина, количество, назначение и
др.). Таблица как способ представления
информации, полученной из
повседневной жизни (расписания,
чеки, меню и т.д.);
Практическая
работа;
http://nsportal.
ru
6.3.
Закономерность в ряду
заданных объектов: её
обнаружение, продолжение
ряда.
2
0
2
Ориентировка в книге, на странице
учебника, использование изученных
терминов для описания положения
рисунка, числа, задания и пр. на
Практическая
работа;
http://nsportal.
ru
странице, на листе бумаги;
Работа с наглядностью — рисунками,
содержащими математическую
информацию. Формулирование
вопросов и ответов по рисунку
(иллюстрации, модели). Упорядочение
математических объектов с опорой на
рисунок, сюжетную ситуацию и пр.;
6.4.
Верные (истинные) и
неверные (ложные)
предложения, составленные
относительно заданного
набора математических
объектов.
2
1
1
Работа в парах/группах: поиск общих
свойств групп предметов (цвет, форма,
величина, количество, назначение и
др.). Таблица как способ представления
информации, полученной из
повседневной жизни (расписания,
чеки, меню и т.д.);
Практическая
работа;
Проверочная
работа;
http://nsportal.
ru
6.5.
Чтение таблицы
(содержащей не более
четырёх данных);
извлечение данного из
строки, столбца; внесение
одного-двух данных в
таблицу
2
0
2
Работа с наглядностью — рисунками,
содержащими математическую
информацию. Формулирование
вопросов и ответов по рисунку
(иллюстрации, модели). Упорядочение
математических объектов с опорой на
рисунок, сюжетную ситуацию и пр.;
Дифференцированное задание:
составление предложений,
характеризующих положение одного
предмета относительно другого.
Моделирование отношения («больше»,
«меньше», «равно»), переместительное
свойство сложения;
Практическая
работа;
http://nsportal.
ru
6.6.
Чтение рисунка, схемы 1—2
числовыми данными
(значениями данных
величин).
2
0
2
Работа в парах/группах: поиск общих
свойств групп предметов (цвет, форма,
величина, количество, назначение и
др.). Таблица как способ представления
информации, полученной из
повседневной жизни (расписания,
Практическая
работа;
Тестирование;
http://nsportal.
ru
чеки, меню и т.д.);
6.7.
Выполнение 1—3-шаговых
инструкций, связанных с
вычислениями, измерением
длины, построением
геометрических фигур.
3
Итого по разделу:
15
Резервное время
14
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
132 13
1
2
103
Знакомство с логической конструкцией
«Если … , то …».Верно или неверно:
формулирование и проверка
предложения;
Контрольная
работа;
http://nsportal.
ru
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
всего
контроль практиче
ные
ские
работы
работы
Дата
Виды, формы
изучения контроля
1.
Счёт предметов. Один, два,
три… Порядковые
числительные «первый,
второй, третий…»
1
0
1
Практическая
работа;
2.
Пространственные
отношения «вверху, внизу,
слева, справа»
1
0
1
Практическая
работа;
3.
Временные отношения
«раньше, позже, сначала,
потом»
1
0
1
Устный опрос;
4.
Отношения «столько же,
больше, меньше»
1
0
1
Практическая
работа;
5.
Сравнение групп предметов
«На сколько больше? На
сколько меньше?»
1
0
1
Практическая
работа;
Тестирование;
6.
Уравнение предметов и
групп предметов.
1
0
1
Практическая
работа;
7.
Закрепление знаний по теме
«Счёт предметов и групп
предметов.
Пространственные и
временные представления».
1
0
1
Зачет;
8.
Проверочная работа по
теме «Счёт предметов и
групп предметов.
Пространственные и
временные представления».
1
1
0
Проверочная работа;
9.
Работа над ошибками.
Много. Один. Цифра 1.
1
0
1
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного
листа»; Работа над
ошибками.;
10.
Числа 1,2. Цифра 2.
1
0
1
Практическая
работа;
11.
Числа 1,2,3. Цифра
3.
1
0
1
Практическая
работа;
12.
Знаки «+», «-», «=».
Составление и чтение
равенств.
1
0
1
Практическая
работа;
Тестирование;
13.
Числа 1,2,3,4. Цифра 4.
1
0
1
Практическая
работа;
14.
Отношения «длиннее»,
«короче».
1
0
1
Практическая
работа;
15.
Числа 1,2,3,4,5.Цифра 5.
1
0
1
Практическая
работа;
16.
Состав числа 5.
1
0
1
Практическая
работа; Устный
опрос;
17.
Закрепление знаний по
теме «Числа 1-5. Состав
1
0
1
Практическая
работа;
чисел 2-5».
18.
Точка. Кривая линия.
Прямая линия. Отрезок.
Луч.
1
0
1
Практическая
работа;
19.
Ломаная линия. Звено
ломаной.
1
0
1
Практическая
работа;
20.
Закрепление.
Проверочная работа
«Состав чисел 2-5».
1
1
0
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного
листа»;
Проверочная
работа;
21.
Работа над ошибками.
Знаки сравнения «>»,
«<», «=».
1
0
1
Практическая
работа;
22.
Равенство. Неравенство.
1
0
1
Практическая
работа;
23.
Многоугольники.
1
0
1
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного листа»;
24.
Числа 6,7. Цифра 6.
1
0
1
Устный опрос;
25.
Числа 1-7. Цифра 7.
1
0
1
Практическая
работа;
26.
Числа 8-9. Цифра 8.
1
0
1
Устный опрос;
27.
Числа 1-9. Цифра 9.
1
0
1
Тестирование;
28.
Число 10.
1
0
1
Практическая
работа;
29.
Числа 1-10. Закрепление.
1
0
1
Практическая
работа;
30.
Наши проекты. Математика
вокруг нас. Числа в
загадках, пословицах,
поговорках.
1
1
0
Проект;
31.
Сантиметр - единица
измерения длины.
1
0
1
Практическая
работа;
32.
Увеличить на … .
Уменьшить на … .
Измерение длины отрезков
с помощью линейки.
1
0
1
Практическая
работа;
33.
Число 0. Цифра 0.
1
0
1
Диктант;
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного листа»;
34.
Сложение с нулём.
Вычитание нуля.
1
0
1
Практическая
работа;
35.
Закрепление знаний по
теме «Числа 1-10. Число
1
0
1
Тестирование;
0». Тест «Числа 1- 10. Число
0».
36.
Контрольная работа по
теме «Числа 1-10.
Число 0».
1
1
0
Контрольная работа;
37.
Работа над ошибками.
Прибавить и вычесть число
1.
1
0
1
Работа над
ошибками;
38.
Прибавить число 2.
1
0
1
Практическая
работа;
39.
Вычесть число 2.
1
0
1
Практическая
работа;
40.
Приемы вычислений с
числом 2.
1
0
1
Устный опрос;
41.
Слагаемые. Сумма.
1
0
1
Практическая
работа;
42.
Задача (условие, вопрос).
1
0
1
Практическая
работа;
43.
Составление и решение
задач.
1
0
1
Устный опрос;
Практическая
работа;
44.
Прибавить и вычесть число 1
2. Составление и заучивание
таблиц.
0
1
Практическая
работа;
45.
Закрепление знаний по
теме «Прибавить и
вычесть число 2.»
1
0
1
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного листа»;
46.
Задачи на увеличение
(уменьшение) числа на
несколько единиц.
1
0
1
Практическая
работа;
47.
Прямой угол
1
0
1
Практическая
работа;
48.
Обобщение и
закрепление знаний по
теме «Прибавить и
вычесть число 2.»
1
0
1
Практическая
работа;
49.
Обобщение и
закрепление знаний по
теме «Прибавить и
вычесть число 2.» Тест.
1
0
1
Тестирование;
50.
Прибавить и вычесть
число 3.
1
0
1
Практическая
работа;
51.
Прибавить и вычесть
число 3. Приемы
вычислений.
1
0
1
Практическая
работа;
52.
Закрепление. Решение
текстовых задач.
Проверочная работа
«Задачи».
1
1
0
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного
листа»;
Проверочная
работа;
53.
Сравнение отрезков по
длине. Решение текстовых
задач.
1
0
1
Практическая
работа;
54.
Состав чисел 7,8,9,10.
Связь чисел при
сложении и вычитании.
1
0
1
Зачет;
Практическая
работа;
55.
Прибавить и вычесть число 1
3. Составление и заучивание
таблиц.
0
1
Практическая
работа;
56.
Прибавить и вычесть
число 3. Решение задач.
1
0
1
Практическая
работа;
57.
Закрепление и обобщение
знаний по теме «Прибавить
и вычесть число 3»
1
0
1
Устный опрос;
58.
Обобщение и
закрепление знаний по
теме «Сложение и
вычитание вида □ ±1, □
± 2, □ ± 3».
1
0
1
Практическая
работа;
59.
Контрольная работа по
теме «Сложение и
вычитание вида □ ±1, □
± 2, □ ± 3»
1
1
0
Контрольная работа;
60.
Работа над ошибками.
Обобщение и
закрепление знаний по
теме «Сложение и
вычитание вида □
±1, □ ± 2, □ ± 3»
1
0
1
Работа над
ошибками.
Закрепление.;
61.
Сложение и вычитание
чисел первого десятка.
Проверочная работа
«Состав чисел 5,6,7,8,9,10».
1
1
0
Проверочная;
62.
Решение задач на
увеличение числа на
несколько единиц.
1
0
1
Практическая
работа;
63.
Решение задач на
уменьшение числа на
несколько единиц.
1
0
1
Практическая
работа;
64.
Прибавить и вычесть число
4. Приемы вычислений.
1
0
1
Устный опрос;
65.
Решение задач и
выражений.
1
0
1
Практическая
работа;
66.
Сравнение чисел. Задачи
на сравнение.
1
0
1
Практическая
работа;
67.
Сравнение чисел. Решение
задач на сравнение.
1
1
0
Диктант;
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного листа»;
68.
Прибавить и вычесть число 1
4. Составление и заучивание
таблиц.
0
1
Практическая
работа;
69.
Прибавить и вычесть
числа 1,2,3,4. Решение
задач.
1
0
1
Практическая
работа;
70.
Перестановка слагаемых.
1
0
1
Практическая
работа;
71.
Перестановка слагаемых.
Прибавить числа 5,6,7,8,9.
1
0
1
Практическая
работа;
72.
Составление таблицы
сложения.
1
0
1
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного листа»;
73.
Состав чисел первого
десятка.
1
0
1
Практическая
работа;
74.
Состав числа 10. Решение
задач.
1
0
1
Практическая
работа;
75.
Решение задач и
выражений.
1
0
1
Практическая
работа;
76.
Обобщение и
закрепление знаний.
1
0
1
Устный опрос;
77.
Обобщение и закрепление
знаний по теме «Числа от 1
до 10. Сложение и
вычитание». Тест
«Числа от 1 до 10.
Сложение и вычитание».
1
0
1
Тестирование;
78.
Связь между суммой
и слагаемыми.
1
0
1
Практическая
работа;
79.
Связь между суммой
и слагаемыми.
1
0
1
Устный опрос;
80.
Решение задач и
выражений.
Закрепление.
1
0
1
Практическая
работа;
81.
Название чисел при
вычитании.
1
0
1
Практическая
работа;
82.
Вычитание из чисел 6,7.
1
0
1
Практическая
работа;
83.
Вычитание из чисел 6,7.
Связь между суммой и
слагаемыми.
1
0
1
Устный опрос;
84.
Вычитание из чисел 8,9.
1
0
1
Практическая
работа;
85.
Вычитание из чисел 8,9.
Решение задач.
1
0
1
Практическая
работа;
86.
Вычитание из числа 10.
1
0
1
Зачет;
Практическая
работа;
87.
Вычитание их чисел 8,9,10.
Связь сложения и
вычитания.
1
0
1
Практическая
работа;
88.
Единица массы – килограмм. 1
0
1
Практическая
работа;
89.
Единица вместимости –
литр.
1
0
1
Практическая
работа;
90.
Закрепление знаний по теме 1
«Сложение и вычитание
чисел первого десятка».
0
1
Практическая
работа;
91.
Закрепление знаний по теме 1
«Сложение и вычитание
чисел первого десятка». Тест
«Сложение и вычитание
чисел первого десятка».
0
1
Тестирование;
92.
Контрольная работа по
теме « Сложение и
вычитание чисел первого
десятка»
1
1
0
Контрольная работа;
93.
Работа над ошибками.
Устная нумерация чисел в
пределах 20.
1
0
1
Работа над
ошибками;
94.
Письменная нумерация
чисел от 11 до 20.
1
0
1
Практическая
работа;
95.
Единица длины – дециметр.
1
0
1
Практическая
работа;
96.
Сложение и вычитание в
пределах 20 без
перехода через десяток.
1
0
1
Практическая
работа;
97.
Сложение и вычитание
чисел в пределах 20.
1
0
1
Устный опрос;
98.
Закрепление знаний.
1
0
1
Практическая
работа;
99.
Проверочная работа
«Сложение и вычитание в
пределах 20»
1
1
0
Проверочная работа;
100. Работа над ошибками.
1
Решение задач и выражений.
Знакомство с краткой
записью задач. Сравнение
именованных чисел.
0
1
Работа над
ошибками;
101. Решение задач и
выражений. Тест по теме
«Сложение и вычитание в
пределах 20».
1
0
1
Тестирование;
102. Знакомство с
составными задачами.
1
0
1
Практическая
работа;
103. Составные задачи.
1
0
1
Практическая
работа;
104. Сложение однозначных
чисел с переходом через
десяток.
1
0
1
Практическая
работа;
105. Сложение вида □ + 2, □ + 3.
1
0
1
Устный опрос;
106. Сложение вида □ + 4.
1
0
1
Практическая
работа;
107. Сложение вида □ + 5.
1
0
1
Практическая
работа;
108. Сложение вида □ + 6.
Проверочная работа
«Сложение чисел».
1
1
0
Проверочная работа;
109. Сложение вида □ + 7.
1
0
1
Практическая
работа;
110. Сложение вида □ + 7.
1
0
1
Устный опрос;
111. Сложение вида □ + 8, □ + 9.
1
0
1
Практическая
работа;
112. Таблица сложения
1
0
1
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного листа»
113. Решение задач и
выражений.
1
0
1
Практическая
работа;
114. Закрепление знаний по
теме «Табличное
сложение». Тест по теме
«Табличное сложение».
1
0
1
Тестирование;
115. Приём вычитания с
переходом через десяток.
1
0
1
Практическая
работа;
116. Вычитание вида 11 – □.
1
0
1
Практическая
работа;
117. Вычитание вида 12 – □.
1
0
1
Практическая
работа;
118. Вычитание вида 13 – □.
1
0
1
Практическая
работа;
119. Вычитание вида 14 – □.
1
0
1
Практическая
работа;
120. Промежуточная аттестация.
1
1
0
Промежуточная
КМС по оценке уровня
обученности. Итоговый
контроль.
аттестация. КМС по
оценке уровня
обученности.
Итоговый контроль;
121. Работа над ошибками.
Вычитание вида 15 – □.
1
0
1
Самооценка с
использовани
ем
«Оценочного
листа»; Работа над
ошибками.;
122. Вычитание вида 16 – □.
1
0
1
Практическая
работа;
123. Вычитание вида 17 – □,
18 – □.
1
0
1
Практическая
работа;
124. Вычитание вида 17 – □,
18 – □.
1
0
1
Устный опрос;
125. Закрепление знаний.
1
Проверочная работа по теме
«Табличное сложение и
вычитание».
1
0
Проверочная работа;
126. Закрепление знаний.
1
0
1
Устный опрос;
Работа над
ошибками;
127. Закрепление и обобщение
знаний по теме «Табличное
сложение и вычитание».
1
0
1
Практическая
работа;
128. Сложение и вычитание
однозначных чисел с
переходом через десяток.
1
0
1
Практическая
работа;
129. Решение задач.
1
0
1
Практическая
работа;
130. Закрепление по теме:
«Геометрические фигуры.
Измерение длины».
1
0
1
Практическая
работа;
131. Обобщение знаний.
1
0
1
Практическая
работа;
132. Что узнали. Чему
научились. Итоговый
урок.
1
0
1
Практическая
работа;
132
13
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические рекомендации с поурочными разработками по "Математике" 1 класс УМК "Школа
России"
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://urok.1sept.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://uchi.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер. Таблица по математике.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ