Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Председатель: .А.Пидоря Протокол №2 от "31" августа2022 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________Комельских И.П. Протокол №2 от "31" августа 2022 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "СОШ№3 ______________Сенчев А.П. Приказ № 63/3 от "31" августа2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» Предметной области «Математика и конструирование» Начальное общее образование (1 класс) Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ № 3 Составитель: ШМО учителей начальных классов г. Верхняя Салда 2022 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания. В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на математическом материале, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих образовательных,развивающих целей, а также целей воспитания: — Освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий. — Формирование функциональной математической грамотности младшего школьника, которая характеризуется наличием у него опыта решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на понимании и применении математических отношений («часть-целое», «больше-меньше», «равно-неравно», «порядок»), смысла арифметических действий, зависимостей (работа, движение, продолжительность события). — Обеспечение математического развития младшего школьника - формирование способности к интеллектуальной деятельности, пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для упорядочения, вариантов и др.). — Становление учебно-познавательных мотивов и интереса к изучению математики и умственному труду; важнейших качеств интеллектуальной деятельности: теоретического и пространственного мышления, воображения, математической речи, ориентировки в математических терминах и понятиях; прочных навыков использования математических знаний в повседневной жизни. В основе конструирования содержания и отбора планируемых результатов лежат следующие ценности математики, коррелирующие со становлением личности младшего школьника: — понимание математических отношений выступает средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); — математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы); — владение математическим языком, элементами алгоритмического мышления позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Младшие школьники проявляют интерес к математической сущности предметов и явлений окружающей жизни - возможности их измерить, определить величину, форму, выявить зависимости и закономерности их расположения во времени и в пространстве. Осознанию младшим школьником многих математических явлений помогает его тяга к моделированию, что облегчает освоение общего способа решения учебной задачи, а также работу с разными средствами информации, в том числе и графическими (таблица, диаграмма, схема). В начальной школе математические знания и умения применяются школьником при изучении других учебных предметов (количественные и пространственные характеристики, оценки, расчёты и прикидка, использование графических форм представления информации). Приобретённые учеником умения строить алгоритмы, выбирать рациональные способы устных и письменных арифметических вычислений, приёмы проверки правильности выполнения действий, а также различение, называние, изображение геометрических фигур, нахождение геометрических величин (длина, периметр, площадь) становятся показателями сформированной функциональной грамотности младшего школьника и предпосылкой успешного дальнейшего обучения в основном звене школы. На изучение математики в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание обучения в программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения и геометрические фигуры», «Математическая информация». Числа и величины Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. Единица счёта. Десяток. Счёт предметов, запись результата цифрами. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. Однозначные и двузначные числа. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Длина и её измерение. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. Арифметические действия Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Названия компонентов действий, результатов действийсложения, вычитания. Вычитание как действие, обратное сложению. Текстовые задачи Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. Пространственные отношения и геометрические фигуры Расположение предметов и объектов на плоскости, в пространстве: слева/справа, сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Геометрические фигуры: распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки на листе в клетку; измерение длины отрезка в сантиметрах. Математическая информация Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма,размер). Группировка объектов по заданному признаку. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. Чтение таблицы (содержащей не более 4-х данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу. Чтение рисунка, схемы с одним-двумя числовыми данными (значениями данных величин). Двух-трёхшаговые инструкции, связанные с вычислением, измерением длины, изображением геометрической фигуры. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Универсальные познавательные учебные действия: — наблюдать математические объекты (числа, величины) в окружающем мире; — обнаруживать общее и различное в записи арифметических действий; — понимать назначение и необходимость использования величин в жизни; — наблюдать действие измерительных приборов; — сравнивать два объекта, два числа; распределять объекты на группы по заданному основанию; — копировать изученные фигуры, рисовать от руки по собственному замыслу; приводить примеры чисел, геометрических фигур; — вести порядковый и количественный счет (соблюдать последовательность). Работа с информацией: — понимать, что математические явления могут быть представлены с помощью разных средств: текст, числовая запись, таблица, рисунок, схема; — читать таблицу, извлекать информацию, представленную в табличной форме. Универсальные коммуникативные учебные действия: — характеризовать (описывать) число, геометрическую фигуру, последовательность из нескольких чисел, записанных по порядку; — комментировать ход сравнения двух объектов; описывать своими словами сюжетную ситуацию и математическое отношение, представленное в задаче; — описывать положение предмета в пространстве различать и использовать математические знаки; — строить предложения относительно заданного набора объектов. Универсальные регулятивные учебные действия: — принимать учебную задачу, удерживать её в процессе деятельности; — действовать в соответствии с предложенным образцом, инструкцией; — проявлять интерес к проверке результатов решения учебной задачи, с помощью учителя устанавливать причину возникшей ошибки и трудности; — проверять правильность вычисления с помощью другого приёма выполнения действия. Совместная деятельность: — участвовать в парной работе с математическим материалом; — выполнять правила совместной деятельности: договариваться, считаться с мнением партнёра, спокойно и мирно разрешать конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Математика» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: — осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека; — развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; — применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; — осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; — применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; — работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; — оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; — оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; — стремиться углублять свои математические знания и умения; пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия. Универсальные познавательные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причинаследствие; протяжённость); — применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; — приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; — представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. 2) Базовые исследовательские действия: — проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; — понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; — применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов) 3) Работа с информацией: — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; — читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, диаграмму, другую модель); — представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; — принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства и источники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: — конструировать утверждения, проверять их истинность; — строить логическое рассуждение; — использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; — формулировать ответ; — комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии; — в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; — создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); — ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные; — составлять по аналогии; . самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Универсальные регулятивные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; — выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; — выбирать и при необходимости корректировать способы действий; — находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. 3) Самооценка: — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); — оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: — участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); — согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; — осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20; — пересчитывать различные объекты, устанавливать порядковый номер объекта; — находить числа, большие/меньшие данного числа на заданное число; — выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 (устно и письменно) без перехода через десяток; называть и различать компоненты действий сложения (слагаемые, сумма) и вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность); — решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание: выделять условие и требование (вопрос); — сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже); — знать и использовать единицу длины — сантиметр; измерять длину отрезка, чертить отрезок заданной длины (в см); — различать число и цифру; распознавать геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник (квадрат), отрезок; — устанавливать между объектами соотношения: слева/справа, дальше/ближе, между, перед/за, над/под; — распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения относительно заданного набора объектов/предметов; — группировать объекты по заданному признаку; находить и называть закономерности в ряду объектов повседневной жизни; — различать строки и столбцы таблицы, вносить данное в таблицу, извлекать данное/данные из таблицы; — сравнивать два объекта (числа, геометрические фигуры); распределять объекты на две группы по заданному основанию. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата Виды деятельности изуч ения Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы все контр практи го ольн ческие ые работ работ ы ы Раздел 1. Числа 1.1. Числа от 1 до 9: различение, чтение, запись. 2 0 2 Словесное описание группы предметов, ряда чисел; Устный опрос; http://kopiluro kov.ru/ 1.2. Единица счёта. Десяток. 2 0 2 Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Практическая работа; http://kopiluro kov.ru/, 1.3. Счёт предметов, запись результата цифрами. 2 0 2 Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшить количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно; Практическая работа; Устный опрос; http://kopiluro kov.ru/, 1.4. Порядковый номер объекта при заданном порядке счёта. 2 1 1 Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Практическая работа; Тестирование; http://kopiluro kov.ru/, Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; 1.5. Сравнение чисел, сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 3 0 2 Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; Практическая работа; http://kopiluro kov.ru/, 1.6. Число и цифра 0 при измерении, вычислении. 2 0 2 Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Практическая работа; http://kopiluro kov.ru/, 1.7. Числа в пределах 20: чтение, запись, сравнение. 3 0 3 Обсуждение: назначение знаков в математике, обобщение представлений; Цифры; знаки сравнения, равенства, арифметических действий; Устная работа: счёт единицами в разном порядке, чтение, упорядочение однозначных и двузначных чисел; счёт по 2, по 5; Работа с таблицей чисел: наблюдение, установление закономерностей в расположении чисел; Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; http://kopiluro kov.ru/, 1.8. Однозначные и двузначные числа. 2 1 1 Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр; Контрольная работа; http://kopiluro kov.ru/, 1.9. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц 2 0 2 Работа в парах/группах. Формулирование вопросов, связанных с порядком чисел, увеличением/уменьшением числа на несколько единиц, установлением закономерности в ряду чисел; Практическая работа; http://kopiluro kov.ru/, Итого по разделу 20 Раздел 2. Величины 2.1. Длина и её измерение с помощью заданной мерки. 1 1 0 Знакомство с приборами для измерения величин; Линейка как простейший инструмент измерения длины; Контрольная работа; http://nsportal. ru 2.2. Сравнение без измерения: выше — ниже, шире — уже, длиннее — короче, старше — моложе, тяжелее — легче. 2 0 2 Наблюдение действия измерительных приборов; Практическая работа; http://nsportal. ru 2.3. Единицы длины: сантиметр, дециметр; установление соотношения между ними. 4 0 3 Коллективная работа по различению и сравнению величин; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://nsportal. ru Итого по разделу 7 Раздел 3. Арифметические действия 3.2. Названия компонентов действий, результатов действий сложения, вычитания. Знаки сложения и вычитания, названия компонентов действия. Таблица сложения. Переместительное свойство сложения. 5 0 5 Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Зачет; Практическая работа; http://nsportal. ru 3.3. Вычитание как действие, обратное сложению. 5 1 4 Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Письменный контроль; Практическая работа. Устный опрос; http://nsportal. ru 3.4. Неизвестное слагаемое. 5 1 4 Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта; Практическая работа; Контрольная работа; http://nsportal. ru 3.5. Сложение одинаковых слагаемых. Счёт по 2, по 3, по 5. 5 0 5 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Пропедевтика исследовательской Самооценка с использованием «Оценочного листа»; http://nsportal.r u работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); 3.6. Прибавление и вычитание нуля. 5 0 5 Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; Практическая работа; Тестирование; http://nsportal.r u 3.7. Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. 5 1 4 Обсуждение приёмов сложения, вычитания: нахождение значения суммы и разности на основе состава числа, с использованием числовой ленты, по частям и др.; Использование разных способов подсчёта суммы и разности, использование переместительного свойства при нахождении суммы; Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций); Моделирование. Иллюстрация с помощью предметной модели переместительного свойства сложения, способа нахождения неизвестного слагаемого. Под руководством педагога выполнение счёта с использованием заданной единицы счёта; Контрольная работа; http://nsportal.r u 3.8. Вычисление суммы, разности трёх чисел. 5 1 4 Дидактические игры и упражнения, связанные с выбором, составлением сумм, разностей с заданным результатом действия; сравнением значений числовых выражений (без вычислений), по результату действия; Практическая работа; Контрольная работа; http://nsportal.r u Итого по разделу 40 4.1. Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу. 2 1 1 Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколько осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; Практическая работа; Тестирование; Контрольная работа; http://nsportal.r u 4.2. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. 2 1 1 Практическая работа; Письменный контроль; http://nsportal.r u 4.3. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. 2 0 2 Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; http://nsportal.r u 4.4. Текстовая сюжетная задача в одно действие: запись решения, ответа задачи. 8 1 7 Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколько осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче; Соотнесение текста задачи и её модели; Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математического отношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, Практическая работа; Тестирование; http://nsportal.r u 4.5. 5.1. 5.2. 5.3. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, её решению). 2 Итого по разделу 16 0 2 таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи); Соотнесение текста задачи и её модели; Моделирование: описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математического отношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счётного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрация хода решения, выполнения действия на модели; Раздел 5. Пространственные отношения и геометрические фигуры 3 0 3 Расположение предметов и Распознавание и называние известных объектов на плоскости, в геометрических фигур, обнаружение в пространстве: слева/справа, окружающем мире их моделей; сверху/снизу, между; установление пространственных отношений. Распознавание объекта и его 2 0 2 Распознавание и называние известных отражения. геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей; Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», «Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п.; Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции; 4 0 4 Геометрические фигуры: Учебный диалог: обсуждение свойств Практическая работа; http://nsportal.r u Практическая работа; http://nsportal.r u Практическая работа; http://nsportal.r u Практическая http://nsportal.r распознавание круга, треугольника, прямоугольника, отрезка. 5.4. Построение отрезка, квадрата, треугольника с помощью линейки; измерение длины отрезка в сантиметрах. 4 0 4 5.5. Длина стороны прямоугольника, квадрата, треугольника. 3 0 3 5.6. Изображение прямоугольника, квадрата, треугольника. 4 0 4 геометрических фигур (прямоугольника и др.); сравнение геометрических фигур (по форме, размеру); сравнение отрезков по длине; Предметное моделирование заданной фигуры из различных материалов (бумаги, палочек, трубочек, проволоки и пр.), составление из других геометрических фигур; Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса; Ориентировка в пространстве и на плоскости (классной доски, листа бумаги, страницы учебника и т. д.). Установление направления, прокладывание маршрута; Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия работа; Тестирование; u Практическая работа; http://nsportal.r u Практическая работа; http://nsportal.r u Практическая работа; http://nsportal.r u результата и поставленного вопроса; Итого по разделу 20 Раздел 6. Математическая информация 6.1. Сбор данных об объекте по образцу. Характеристики объекта, группы объектов (количество, форма, размер); выбор предметов по образцу (по заданным признакам). 2 1 1 Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами; Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей; Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положения рисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Проверочная работа; http://nsportal. ru 6.2. Группировка объектов по заданному признаку. 2 0 2 Дифференцированное задание: составление предложений, характеризующих положение одного предмета относительно другого. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения; Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); Практическая работа; http://nsportal. ru 6.3. Закономерность в ряду заданных объектов: её обнаружение, продолжение ряда. 2 0 2 Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положения рисунка, числа, задания и пр. на Практическая работа; http://nsportal. ru странице, на листе бумаги; Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; 6.4. Верные (истинные) и неверные (ложные) предложения, составленные относительно заданного набора математических объектов. 2 1 1 Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, чеки, меню и т.д.); Практическая работа; Проверочная работа; http://nsportal. ru 6.5. Чтение таблицы (содержащей не более четырёх данных); извлечение данного из строки, столбца; внесение одного-двух данных в таблицу 2 0 2 Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Формулирование вопросов и ответов по рисунку (иллюстрации, модели). Упорядочение математических объектов с опорой на рисунок, сюжетную ситуацию и пр.; Дифференцированное задание: составление предложений, характеризующих положение одного предмета относительно другого. Моделирование отношения («больше», «меньше», «равно»), переместительное свойство сложения; Практическая работа; http://nsportal. ru 6.6. Чтение рисунка, схемы 1—2 числовыми данными (значениями данных величин). 2 0 2 Работа в парах/группах: поиск общих свойств групп предметов (цвет, форма, величина, количество, назначение и др.). Таблица как способ представления информации, полученной из повседневной жизни (расписания, Практическая работа; Тестирование; http://nsportal. ru чеки, меню и т.д.); 6.7. Выполнение 1—3-шаговых инструкций, связанных с вычислениями, измерением длины, построением геометрических фигур. 3 Итого по разделу: 15 Резервное время 14 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 132 13 1 2 103 Знакомство с логической конструкцией «Если … , то …».Верно или неверно: формулирование и проверка предложения; Контрольная работа; http://nsportal. ru ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всего контроль практиче ные ские работы работы Дата Виды, формы изучения контроля 1. Счёт предметов. Один, два, три… Порядковые числительные «первый, второй, третий…» 1 0 1 Практическая работа; 2. Пространственные отношения «вверху, внизу, слева, справа» 1 0 1 Практическая работа; 3. Временные отношения «раньше, позже, сначала, потом» 1 0 1 Устный опрос; 4. Отношения «столько же, больше, меньше» 1 0 1 Практическая работа; 5. Сравнение групп предметов «На сколько больше? На сколько меньше?» 1 0 1 Практическая работа; Тестирование; 6. Уравнение предметов и групп предметов. 1 0 1 Практическая работа; 7. Закрепление знаний по теме «Счёт предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». 1 0 1 Зачет; 8. Проверочная работа по теме «Счёт предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления». 1 1 0 Проверочная работа; 9. Работа над ошибками. Много. Один. Цифра 1. 1 0 1 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; Работа над ошибками.; 10. Числа 1,2. Цифра 2. 1 0 1 Практическая работа; 11. Числа 1,2,3. Цифра 3. 1 0 1 Практическая работа; 12. Знаки «+», «-», «=». Составление и чтение равенств. 1 0 1 Практическая работа; Тестирование; 13. Числа 1,2,3,4. Цифра 4. 1 0 1 Практическая работа; 14. Отношения «длиннее», «короче». 1 0 1 Практическая работа; 15. Числа 1,2,3,4,5.Цифра 5. 1 0 1 Практическая работа; 16. Состав числа 5. 1 0 1 Практическая работа; Устный опрос; 17. Закрепление знаний по теме «Числа 1-5. Состав 1 0 1 Практическая работа; чисел 2-5». 18. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. 1 0 1 Практическая работа; 19. Ломаная линия. Звено ломаной. 1 0 1 Практическая работа; 20. Закрепление. Проверочная работа «Состав чисел 2-5». 1 1 0 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; Проверочная работа; 21. Работа над ошибками. Знаки сравнения «>», «<», «=». 1 0 1 Практическая работа; 22. Равенство. Неравенство. 1 0 1 Практическая работа; 23. Многоугольники. 1 0 1 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; 24. Числа 6,7. Цифра 6. 1 0 1 Устный опрос; 25. Числа 1-7. Цифра 7. 1 0 1 Практическая работа; 26. Числа 8-9. Цифра 8. 1 0 1 Устный опрос; 27. Числа 1-9. Цифра 9. 1 0 1 Тестирование; 28. Число 10. 1 0 1 Практическая работа; 29. Числа 1-10. Закрепление. 1 0 1 Практическая работа; 30. Наши проекты. Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках. 1 1 0 Проект; 31. Сантиметр - единица измерения длины. 1 0 1 Практическая работа; 32. Увеличить на … . Уменьшить на … . Измерение длины отрезков с помощью линейки. 1 0 1 Практическая работа; 33. Число 0. Цифра 0. 1 0 1 Диктант; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; 34. Сложение с нулём. Вычитание нуля. 1 0 1 Практическая работа; 35. Закрепление знаний по теме «Числа 1-10. Число 1 0 1 Тестирование; 0». Тест «Числа 1- 10. Число 0». 36. Контрольная работа по теме «Числа 1-10. Число 0». 1 1 0 Контрольная работа; 37. Работа над ошибками. Прибавить и вычесть число 1. 1 0 1 Работа над ошибками; 38. Прибавить число 2. 1 0 1 Практическая работа; 39. Вычесть число 2. 1 0 1 Практическая работа; 40. Приемы вычислений с числом 2. 1 0 1 Устный опрос; 41. Слагаемые. Сумма. 1 0 1 Практическая работа; 42. Задача (условие, вопрос). 1 0 1 Практическая работа; 43. Составление и решение задач. 1 0 1 Устный опрос; Практическая работа; 44. Прибавить и вычесть число 1 2. Составление и заучивание таблиц. 0 1 Практическая работа; 45. Закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2.» 1 0 1 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; 46. Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. 1 0 1 Практическая работа; 47. Прямой угол 1 0 1 Практическая работа; 48. Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2.» 1 0 1 Практическая работа; 49. Обобщение и закрепление знаний по теме «Прибавить и вычесть число 2.» Тест. 1 0 1 Тестирование; 50. Прибавить и вычесть число 3. 1 0 1 Практическая работа; 51. Прибавить и вычесть число 3. Приемы вычислений. 1 0 1 Практическая работа; 52. Закрепление. Решение текстовых задач. Проверочная работа «Задачи». 1 1 0 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; Проверочная работа; 53. Сравнение отрезков по длине. Решение текстовых задач. 1 0 1 Практическая работа; 54. Состав чисел 7,8,9,10. Связь чисел при сложении и вычитании. 1 0 1 Зачет; Практическая работа; 55. Прибавить и вычесть число 1 3. Составление и заучивание таблиц. 0 1 Практическая работа; 56. Прибавить и вычесть число 3. Решение задач. 1 0 1 Практическая работа; 57. Закрепление и обобщение знаний по теме «Прибавить и вычесть число 3» 1 0 1 Устный опрос; 58. Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □ ±1, □ ± 2, □ ± 3». 1 0 1 Практическая работа; 59. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание вида □ ±1, □ ± 2, □ ± 3» 1 1 0 Контрольная работа; 60. Работа над ошибками. Обобщение и закрепление знаний по теме «Сложение и вычитание вида □ ±1, □ ± 2, □ ± 3» 1 0 1 Работа над ошибками. Закрепление.; 61. Сложение и вычитание чисел первого десятка. Проверочная работа «Состав чисел 5,6,7,8,9,10». 1 1 0 Проверочная; 62. Решение задач на увеличение числа на несколько единиц. 1 0 1 Практическая работа; 63. Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц. 1 0 1 Практическая работа; 64. Прибавить и вычесть число 4. Приемы вычислений. 1 0 1 Устный опрос; 65. Решение задач и выражений. 1 0 1 Практическая работа; 66. Сравнение чисел. Задачи на сравнение. 1 0 1 Практическая работа; 67. Сравнение чисел. Решение задач на сравнение. 1 1 0 Диктант; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; 68. Прибавить и вычесть число 1 4. Составление и заучивание таблиц. 0 1 Практическая работа; 69. Прибавить и вычесть числа 1,2,3,4. Решение задач. 1 0 1 Практическая работа; 70. Перестановка слагаемых. 1 0 1 Практическая работа; 71. Перестановка слагаемых. Прибавить числа 5,6,7,8,9. 1 0 1 Практическая работа; 72. Составление таблицы сложения. 1 0 1 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; 73. Состав чисел первого десятка. 1 0 1 Практическая работа; 74. Состав числа 10. Решение задач. 1 0 1 Практическая работа; 75. Решение задач и выражений. 1 0 1 Практическая работа; 76. Обобщение и закрепление знаний. 1 0 1 Устный опрос; 77. Обобщение и закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». Тест «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание». 1 0 1 Тестирование; 78. Связь между суммой и слагаемыми. 1 0 1 Практическая работа; 79. Связь между суммой и слагаемыми. 1 0 1 Устный опрос; 80. Решение задач и выражений. Закрепление. 1 0 1 Практическая работа; 81. Название чисел при вычитании. 1 0 1 Практическая работа; 82. Вычитание из чисел 6,7. 1 0 1 Практическая работа; 83. Вычитание из чисел 6,7. Связь между суммой и слагаемыми. 1 0 1 Устный опрос; 84. Вычитание из чисел 8,9. 1 0 1 Практическая работа; 85. Вычитание из чисел 8,9. Решение задач. 1 0 1 Практическая работа; 86. Вычитание из числа 10. 1 0 1 Зачет; Практическая работа; 87. Вычитание их чисел 8,9,10. Связь сложения и вычитания. 1 0 1 Практическая работа; 88. Единица массы – килограмм. 1 0 1 Практическая работа; 89. Единица вместимости – литр. 1 0 1 Практическая работа; 90. Закрепление знаний по теме 1 «Сложение и вычитание чисел первого десятка». 0 1 Практическая работа; 91. Закрепление знаний по теме 1 «Сложение и вычитание чисел первого десятка». Тест «Сложение и вычитание чисел первого десятка». 0 1 Тестирование; 92. Контрольная работа по теме « Сложение и вычитание чисел первого десятка» 1 1 0 Контрольная работа; 93. Работа над ошибками. Устная нумерация чисел в пределах 20. 1 0 1 Работа над ошибками; 94. Письменная нумерация чисел от 11 до 20. 1 0 1 Практическая работа; 95. Единица длины – дециметр. 1 0 1 Практическая работа; 96. Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. 1 0 1 Практическая работа; 97. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. 1 0 1 Устный опрос; 98. Закрепление знаний. 1 0 1 Практическая работа; 99. Проверочная работа «Сложение и вычитание в пределах 20» 1 1 0 Проверочная работа; 100. Работа над ошибками. 1 Решение задач и выражений. Знакомство с краткой записью задач. Сравнение именованных чисел. 0 1 Работа над ошибками; 101. Решение задач и выражений. Тест по теме «Сложение и вычитание в пределах 20». 1 0 1 Тестирование; 102. Знакомство с составными задачами. 1 0 1 Практическая работа; 103. Составные задачи. 1 0 1 Практическая работа; 104. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток. 1 0 1 Практическая работа; 105. Сложение вида □ + 2, □ + 3. 1 0 1 Устный опрос; 106. Сложение вида □ + 4. 1 0 1 Практическая работа; 107. Сложение вида □ + 5. 1 0 1 Практическая работа; 108. Сложение вида □ + 6. Проверочная работа «Сложение чисел». 1 1 0 Проверочная работа; 109. Сложение вида □ + 7. 1 0 1 Практическая работа; 110. Сложение вида □ + 7. 1 0 1 Устный опрос; 111. Сложение вида □ + 8, □ + 9. 1 0 1 Практическая работа; 112. Таблица сложения 1 0 1 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» 113. Решение задач и выражений. 1 0 1 Практическая работа; 114. Закрепление знаний по теме «Табличное сложение». Тест по теме «Табличное сложение». 1 0 1 Тестирование; 115. Приём вычитания с переходом через десяток. 1 0 1 Практическая работа; 116. Вычитание вида 11 – □. 1 0 1 Практическая работа; 117. Вычитание вида 12 – □. 1 0 1 Практическая работа; 118. Вычитание вида 13 – □. 1 0 1 Практическая работа; 119. Вычитание вида 14 – □. 1 0 1 Практическая работа; 120. Промежуточная аттестация. 1 1 0 Промежуточная КМС по оценке уровня обученности. Итоговый контроль. аттестация. КМС по оценке уровня обученности. Итоговый контроль; 121. Работа над ошибками. Вычитание вида 15 – □. 1 0 1 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; Работа над ошибками.; 122. Вычитание вида 16 – □. 1 0 1 Практическая работа; 123. Вычитание вида 17 – □, 18 – □. 1 0 1 Практическая работа; 124. Вычитание вида 17 – □, 18 – □. 1 0 1 Устный опрос; 125. Закрепление знаний. 1 Проверочная работа по теме «Табличное сложение и вычитание». 1 0 Проверочная работа; 126. Закрепление знаний. 1 0 1 Устный опрос; Работа над ошибками; 127. Закрепление и обобщение знаний по теме «Табличное сложение и вычитание». 1 0 1 Практическая работа; 128. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. 1 0 1 Практическая работа; 129. Решение задач. 1 0 1 Практическая работа; 130. Закрепление по теме: «Геометрические фигуры. Измерение длины». 1 0 1 Практическая работа; 131. Обобщение знаний. 1 0 1 Практическая работа; 132. Что узнали. Чему научились. Итоговый урок. 1 0 1 Практическая работа; 132 13 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика (в 2 частях), 1 класс /Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методические рекомендации с поурочными разработками по "Математике" 1 класс УМК "Школа России" ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://urok.1sept.ru/ http://school-collection.edu.ru/ https://uchi.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Мультимедийный компьютер. Таблица по математике. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ