Учебный план внеурочной деятельности 2023-2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»

/

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом № 72 от 31.08.2023 г.
Директор МБОУ СОШ № 3
________________ /_ К.О.Шолохов/

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
внеурочной деятельности
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
на 2023-2024 год

г. Верхняя Салда
2023г.

Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных
программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных
от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативными
документами и методическими рекомендациями:
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
(Зарегистрировано
в
Минюсте
России
05.07.2021
№
64101)
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования);
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является обязательной
частью организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие программы
внеурочной деятельности являются обязательной частью содержательного раздела основной
образовательной программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме),
включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные
организации, образовательные организации высшего образования, научные организации,
организации культуры, физкультурно- спортивные, детские общественные объединения и иные
организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим
занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся,
проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах
одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС образовательная организация
обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности.
Цель и идеи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у
обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание
воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов
обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной
гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую
практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности являются:
создание условий для достижения обучающимися уровня образованности,

соответствующего их личностному потенциалу;
ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом
решаются следующие основные педагогическиезадачи:
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
воспитание трудолюбия,
способности
к
преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении
результата;
развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям(человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
формирование стремления к здоровому образу жизни;
подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в
современном мире.
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых
форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным
психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся,
требованиям охраны ихжизни и здоровья.
Ожидаемые результаты
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
освоение универсальных учебных действий;
овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося, благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования
строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в
общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт
публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими детьми.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью.
Промежуточная
аттестация обучающихся, осваивающих программы
внеурочной деятельности,
как правило, не
проводится учет
результатов
внеурочной деятельности осуществляется преподавателем в электронном журнале. Результаты
могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения
индивидуальной или коллективной работы,отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с
рабочей программой учителя
и с учетом особенностей реализуемой программы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в
школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и заместителем
директора. Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным

руководителем.
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
- экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров;
- деятельность ученических сообществ;
- клубы по интересам;
-встречи;
- профессиональные пробы, ролевые игры;
- реализация проектов;
- кружки;
- походы и т.п.
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован
перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 45 минут. Перерыв между
занятиями внеурочной деятельности 20 минут.
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) количество часов внеурочной
деятельности может быть сокращено.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования.
В 2023-2024 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 1-11 классах в
соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО и ООО.
Внеурочная деятельность, осуществляемая в 1-11 классах в соответствии с обновленным
ФГОС НОО и ООО, организуется по следующим направлениям развитияличности:
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся включает три первых направления:
1.
Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и
экологической направленности реализуются через классные часы «Разговор о важном».
Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения
школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным
поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это станут предметом бесед классных
руководителей со своимиклассами.
2.
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
реализуются через программу «Функциональная грамотность». Цель занятий - облегчить
положение учащегося как потребителя информации в условиях современного
«информационного взрыва», научить его рациональным приёмам поиска, анализа и синтеза
информации, вооружить методикой «информационного самообслуживания», обеспечить его
информационную безопасность, сформировать опыт применения полученных знаний и умений
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, функциональной, финансовой
грамотности.
3.
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся реализуются через программу профминимума «Россия – мои
горизонты» в 6 -11 классах, согласно плану воспитательной работы классного руководителя.
Цель занятий – развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному
способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору

направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и в непрофессиональной
деятельности.
Вариативная часть для обучающихся 1- 1 1 классов в соответствии с
требованиями обновлённых ФГОС НОО включает остальные направления:
4.
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся реализуется через внеклассные мероприятия согласно плану
воспитательной деятельности классного руководителя.
Содержание мероприятий способствует развитию у школьников интеллектуальных
потребностей, познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и
поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта,
поможет становлению развитых форм самосознания
и самоконтроля.
5.
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов реализуются через внеклассные мероприятия согласно плану
воспитательной деятельности классного руководителя.
Основные задачи:
-раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувствавкуса и
умения ценить прекрасное,
-формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие
обучающихся,
-привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни,
-воспитание силы воли, ответственности, формирование установок назащиту слабых;
оздоровление школьников,
-привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе,
- развитие их самостоятельности и ответственности,
- формирование навыков самообслуживающего труда.
Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей).
Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами школы. Место
проведения всех занятий – школа.
Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, КВНов,
конференций, диспутов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных
научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая
кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря
индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях педагоги
стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как организаторские, творческие,
музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные
занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобыон мог ощутить свою
уникальность и востребованность.
План внеурочной деятельности направлен, в первую очередь, на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования и основного общего образования,среднего общего образования.
Форма организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в
рамках реализации основной образовательной программы школы определена как
оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательного учреждения).
Учебный план блока внеурочной деятельности ориентирован на 34 учебных недель в год.
Занятия проводятся согласно расписанию. Перенос занятий или изменение расписания
производится только при согласовании с администрацией и оформляется документально.
Выполнение учебного плана контролируется:
- ежемесячно по журналам;
-по выполнению рабочих программ учителей по направлениям деятельности. Расписание
занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима

труда и отдыха обучающихся.
При работе с детьми осуществляется:
 дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки,
 чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
Расписание занятий включает в себя следующие нормативы:
-недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
-недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития
личности;
-количество групп по направлениям.
Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной
деятельности. Занятия проводятся по группам в соответствии с утвержденной
программой.
Планирование внеурочной деятельности
На общем родительском собрании родителям учащихся 1- 11 классов были предложены
следующие варианты организации внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год:
Учебный план
внеурочной деятельности 1-4 классы
Название
программы
Разговоры о важном
Функциональная
грамотность
Легко писать без
ошибок
Читаем в поисках
смысла
Основы логики и
алгоритмики
Проектная
деятельность
Я - путешественник
Мы вместе
ИТОГО недельная
нагрузка
Количество
учебных недель
Всего часов в год

1а
1
1

1б
1
1

Количество часов в неделю
2а
2б
3а
3б
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

0
1
6

0
1
6

0
1
7

0
1
7

0
1
7

0
1
7

1
1
8

1
1
8

33

34

34

34

34

34

34

34

198

204

238

238

238

238

272

272

4а
1
1

4б
1
1

Учебный план внеурочной деятельности 5-9 классы
Название
программы
Разговоры о
важном
Профессиональное
самоопределение
Функциональная
грамотность
Практическое
обществознание
История. Роль
личности в истории

Количество часов в неделю
5а

5б

6а

6б

7а

7б

8а

8б

9а

9б

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

Математическая
шкатулка
За страницами
учебника географии

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

ИТОГО недельная
нагрузка
Количество
учебных недель
Всего часов в год

2

2

3

3

5

3

3

5

3

6

34

34

34

34

34

34

34

34

34

34

68

68

102

102

170

102

102

170

102

204

Учебный план внеурочной деятельности 10-11классы
Название
программы
Разговоры о важном
Функциональная грамотность
Профессиональное самоопределение
ИТОГО недельная нагрузка

Количество
часов в неделю
10А
11А
1
1
1
1
1
1
3
3

Количество
часов в год
10А
11А
34
34
34
34
34
34
102
102

Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:
Уровни

Первый

Второй

Третий

Преимущественные формы достижения планируемых результатов
Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии,
социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым),
игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию,
техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в
оздоровительных процедурах, поездки и т.д.
Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб,
агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты,
дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали,
спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетноролевые продуктивные игры, оздоровительные акции, социально-значимые
акции, туристическиепоходы и т.д.
Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты,
внешкольные акции, конференции, интеллектуальные
марафоны; проблемно-ценностная дискуссия; социально-значимые,
трудовые, творческие, художественные акции в социуме (вне школы),
выступление творческих групп самодеятельного творчества;
социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные
акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».