Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "СОШ № 3" К.О.Шолохов ____________ Приказ № 72 от от “31.08.2023” УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» на 2023 – 2024 учебный год Верхнесалдинский городской округ, Свердловская область 2023 Учебный план НОО ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3", разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" начинается 01.09.2023 и заканчивается 25.05.2024. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели во 2-4 классах – 34 учебных недели. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа . Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Особое внимание уделяется организации урока в 1 классе. Отдельным структурным элементом урока является игра, изобразительная или моделирующая деятельность. Урок состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Обязательными являются физкультурные паузы (не менее 2-х) и специальные упражнения на уроке и динамические паузы между уроками. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с первоклассниками. Формами индивидуальной дифференцированной работы являются: - задания разной степени трудности; - специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти; - использование дополнительного материала для создания благоприятного интеллектуального и эмоционального фона обучения. Учебные занятия для учащихся 2-4 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа №3" языком обучения является русский язык. "Средняя При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. При изучении предметов иностранный язык (английский) осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся соответствии с календарным учебным графиком. за четверть осуществляется в Все предметы обязательной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений,оцениваются по четвертям. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3". Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Недельная нагрузка Предметная область Учебный предмет Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Количество часов в неделю 1а 1б 2а 2б 3а 3б Обязательная часть Русский язык 5 5 5 5 5 5 Литературное чтение 4 4 4 4 4 4 Иностранный язык 0 0 2 2 2 2 Математика 4 4 4 4 4 4 4а 4б 5 4 2 4 5 4 2 4 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 23 1 1 2 23 0 0 23 34 782 0 0 23 34 782 1 1 1 1 1 1 Технология 1 1 1 1 1 1 Физическая культура 2 2 2 2 2 2 Итого 20 20 22 22 22 22 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Математическая шкатулка 1 1 1 1 1 1 Итого 1 1 1 1 1 1 ИТОГО недельная нагрузка 21 21 23 23 23 23 Количество учебных недель 33 33 34 34 34 34 Всего часов в год 693 693 782 782 782 782 Годовая нагрузка Предметная область Количество часов в неделю 1а 1б 2а 2б 3а 3б Обязательная часть Русский язык 165 165 170 170 170 170 Литературное чтение 132 132 136 136 136 136 Иностранный язык 0 0 68 68 68 68 Математика 132 132 136 136 136 136 4а 4б 170 136 68 136 170 136 68 136 Окружающий мир 66 66 68 68 68 68 68 68 Основы религиозных культур и светской этики 0 0 0 0 0 0 34 34 Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 33 33 34 34 34 34 34 34 33 33 66 33 33 66 34 34 68 34 34 68 34 34 68 34 34 68 34 34 68 34 34 68 660 660 748 748 748 748 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Математическая шкатулка 33 33 34 34 34 34 Итого 33 33 1 1 1 1 ИТОГО годовая нагрузка 693 693 782 782 782 782 Количество учебных недель 33 33 34 34 34 34 782 782 0 0 782 34 0 0 782 34 Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Учебный предмет 1 классы Предметны е области Количество часов в неделю Учебные предметы Классы четверть I Обязательная часть 1б 1а III 1б 1а IV 1б 1а 1б Русский язык 3,5 3,5 4,5 4,5 5 5 5 5 Литературное чтение 3,5 3,5 3,5 3,5 4 4 4 4 00 0 0 0 язык и литературное чтение на родном Иностранный язык языке* Родной язык (русский)* Математика Математика Родной 1а II Литературное чтение на родном (русском) языке* Иностранный язык (английский) 3 3 4 4 4 4 4 4 1 1 2 2 2 2 2 2 и информатика Обществознани Русский язык и Окружающий мир и литературноеечтение естествознание (окружающий мир) Основы религиозной культуры и светской этики Искусство Технология религиозно й культуры и светской этики Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Физическая культура Итого Часть, 0 Основы 00 0 00 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1111 1 11 0,5 0,5 0,5 0,5 1 111 1 111 1 1 1 1 11 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 15 15 18 18 20 20 20 20 1 1 19 19 1 21 1 21 1 21 1 21 формируемая участниками образовательных отношений Математическая шкатулка Максимально допустимая недельная нагрузка 15 15 *В рамках реализации ФГОС учащиеся 1 классов 4 часом посещают экскурсии с целью изучения учебного материала (1 четверть – 6 часов, 2 четверть – 1 час) План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" Учебные курсы Разговоры о важном Функциональная грамотность Легко писать без ошибок Читаем в поисках смысла Основы логики и алгоритмики Проектная деятельность Я - путешественник Мы вместе ИТОГО недельная нагрузка 1а 1 1 1б 1 1 Количество часов в неделю 2а 2б 3а 3б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 0 1 6 0 1 6 0 1 7 0 1 7 0 1 7 0 1 7 1 1 8 1 1 8 4а 1 1 4б 1 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану начального общего образования для обучающихся с ОВЗ Пояснительная записка Основные положения. Учебный план разработан на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее - ЗПР). Основные положения Пояснительной записки к учебному плану разработаны на основе федеральных нормативных правовых документов. Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательных отношений; распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Учебный план является компонентом адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО). Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования раскрывает специфику деятельности МБОУ СОШ № 3 в содержательном и процессуальном направлениях. Учебный план – нормативный правовой документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем учебного времени, отводимого на их изучение поуровням общего образования и классам (годам) обучения, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план отражает цели и задачи образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 3 в, ориентированной на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. В ходе освоения учащимися учебных программ формируются базовые основы начального общего образования, создается фундамент для освоения программ основного общего образования. Учебный план включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает учебные занятия: - для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. В соответствии с ч.2 ст.79 и ч.3 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет до 10 часов в неделю на каждый класс (одного ребенка в условиях инклюзии), из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей. Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 4 классы). Обязательным является систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого обучающегося. Основными направлениями в специальной поддержке являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи. Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПР обучающихся. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоциональноличностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе; поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе; помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи в освоении АООП НОО; обеспечение обучающемуся успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом. Программа коррекционной работы может предусматривать индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП НОО; систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медикопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. Основными направлениями в коррекционной работе являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития эмоционально-личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание, самостоятельно определяется МБОУ СОШ № 3, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций территориальной ПМПК Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная работа осуществляется в ходе всей образовательной деятельности. Коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности. Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев. Продолжительность учебного года для каждого класса определяется календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3, в соответствии с которым утверждаются объемы учебных программ, график промежуточной аттестации, график учебных и календарных дней, расписание учебных занятий. Учебные предметы и формы промежуточной аттестации учащихся ежегодно определяются решением Педагогического совета МБОУ « СОШ № 3» и утверждаются приказом директора на основе нормативного локального акта - «Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации». Примерные формы проведения промежуточной аттестации учащихся: контрольные работы, тесты, диктанты, проверочные работы. Продолжительность учебного года для обучающихся – не менее 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Различия в психофизическом развитии детей с ЗПР и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов. Данный учебный план разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с ЗПР с учетом особенностей обучающихся. Учебный план общеобразовательных классов начальной школы, реализующих ФГОС (недельная и годовая нагрузка) Вариант 7.1 для обучающихся с задержкой психического развития Предметная область Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Итого Учебный предмет Количество часов в неделю 1 2 3 Обязательная часть Русский язык 5 165 5 170 5 170 Литературное 4 132 4 136 4 136 чтение Иностранный язык 0 0 2 68 2 68 Математика 4 132 4 136 4 136 4 5 4 170 136 2 4 68 136 Окружающий мир 2 66 2 68 2 68 2 68 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 0 0 0 0 0 0 1 34 1 33 1 34 1 34 1 34 1 1 2 33 33 66 1 1 2 34 34 68 1 1 2 34 34 68 1 1 2 34 34 68 23 782 1 34 1 34 1 34 1 1 34 34 20 660 22 748 22 748 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Коррекционно-развивающие занятия с 1 33 1 34 1 34 психологом Коррекционно-развивающие занятия с 1 33 1 34 1 34 дефектологом Коррекционно-развивающие занятия с 1 33 1 34 1 34 логопедом Ритмика 1 33 1 34 1 34 Коррекционно-развивающие занятия с 1 33 1 34 1 34 педагогом Направления внеурочной деятельности 5 165 5 170 5 170 Итого 10 330 10 340 10 340 – индивидуальные и коррекционные занятия для учащихся с ОВЗ проводятся с 2-3 по 20 – 25 минут во внеурочной деятельности 5 170 10 340 человеками Вариант 7.2. Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций. Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Итоговая аттестация на уровне начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Особенности учебного плана начального общего образования Содержание учебной деятельности. Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Вариант 7.2. характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций. Неспособность обучающегося с ЗПР освоить вариант 7.2. АООП НОО в полном объеме не должна служить препятствием для продолжения ее освоения. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО он может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей. Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МБОУ «СОШ № 3», состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки. Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), искусство, технология, физическая культура. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО. внеурочной Содержание коррекционно-развивающей области определяется для каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций Территориальной ПМПК. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)» (фронтальные и (или) индивидуальные занятия). Коррекционно-развивающая область является обязательной частью деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. внеурочной Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия). Содержание данной области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется Организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Коррекционный курс психокоррекционные)". "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и Основные задачи реализации содержания: Совершенствование движений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной). Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Коррекционный курс "Ритмика". Основные задачи реализации содержания: Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально-волевой сфер. Развитие общей и речевой моторики. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция пространственной ориентировки. Программа коррекционной работы может специального сопровождения обучающегося с ЗПР. предусматривать индивидуализацию Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении АООП НОО в целом. Программа коррекционной работы должна обеспечивать: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО; возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях. Программа коррекционной работы должна содержать: перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, и освоение ими АООП НОО; систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ЗПР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медикопедагогическое обследование обучающихся с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогов, специалистов в области коррекционной педагогики и психологии, медицинских работников организации и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы. Основными направлениями в коррекционной работе являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушений устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-дефектолог, логопед, специальный психолог или педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог, педагог дополнительного образования. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО ориентирована на духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся с ЗПР; на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и курсов коррекционно-развивающей области, формирование универсальных учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения обучающимися АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных (в том числе результатов освоения коррекционноразвивающей области), метапредметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ЗПР, освоивших АООП НОО. Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО должны отражают: Коррекционный курс "Ритмика": развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности. Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия" Логопедические занятия: формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Психокоррекционные занятия: формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорноперцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе. Требования к результатам освоения курсов коррекционно-развивающей области конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП НОО Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Итоговая аттестация на ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики. Результаты освоения коррекционно-развивающей области АООП НОО Требования к результатам освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах: - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся: в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому; в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи; в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю; в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему. - овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся: в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей; в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие; в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности; в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми; в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий; в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность; в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе. - овладение навыками коммуникации взаимодействия, проявляющееся: и принятыми ритуалами социального в расширении знаний правил коммуникации; в расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели; в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную); в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.; в умении получать и уточнять информацию от собеседника; в освоении культурных форм выражения своих чувств. - способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственновременной организации, проявляющаяся: в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности; в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды; в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других; в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка; в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе; в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы; в развитии активности результативности; во взаимодействии с миром, понимании в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий; собственной в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком; в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей; в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся: в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие; в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения; в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи; в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта. Результаты специальной поддержки освоения АООП НОО должны отражать: способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий; способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы; способность к наблюдательности, умение замечать новое; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности; умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности; сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты; сформированные в соответствии с АООП НОО универсальные учебные действия. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Учебный план общеобразовательных классов начальной школы, реализующих ФГОС (недельная и годовая нагрузка) Вариант 7.2 для обучающихся с задержкой психического развития Предметная область Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебный предмет Количество часов в неделю 1 2 3 Обязательная часть Русский язык 5 165 5 170 5 170 Литературное 4 132 4 136 4 136 чтение Иностранный язык 0 0 2 68 2 68 Математика 4 132 4 136 4 136 4 5 4 170 136 2 4 68 136 Окружающий мир 2 66 2 68 2 68 2 68 Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 0 0 0 0 0 0 1 34 1 33 1 34 1 34 1 34 1 1 2 33 33 66 1 1 2 34 34 68 1 1 2 34 34 68 1 1 2 34 34 68 20 660 22 748 22 748 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Коррекционно-развивающие занятия с 2 66 2 68 2 68 психологом Коррекционно-развивающие занятия с 1 33 4 34 1 34 дефектологом Коррекционно-развивающие занятия с 2 66 2 68 2 68 логопедом Ритмика 1 33 1 34 1 34 Коррекционно-развивающие занятия 1 33 1 34 1 34 Внеурочная деятельность 3 99 3 102 3 102 Итого 10 330 10 340 10 340 23 782 2 68 1 34 2 68 1 1 3 10 34 34 102 340 Технология Физическая культура Итого – индивидуальные и коррекционные занятия для учащихся с ОВЗ проводятся с 2-3 человеками по 20 – 25 минут во внеурочной деятельности Вариант 5.2 Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах). Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет 4 года (1-4 классы). АООП НОО для обучающихся с ТНР может быть реализована в отдельных классах для обучающихся с ТНР в организациях. Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. АООП НОО предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основной целью формирования жизненной компетенции этих обучающихся является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной коммуникации. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно организацией на основе АООП НОО с учетом особенностей развития и возможностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение консилиума на основе углубленного психолого-медико-педагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях, формирование предпосылок к освоению АООП НОО обучающимися с ТНР, овладение навыками разговорнообиходной речи. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Произношение", "Логопедическая ритмика", "Развитие речи". Коррекционный курс "Произношение". Основные задачи реализации курса: Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской). Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. Формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения). Профилактика нарушений чтения и письма. Коррекционный курс "Логопедическая ритмика". Основные задачи реализации курса: Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики. Развитие дыхания и голоса. Развитие чувства темпа и ритма в движении. Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки. Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики. Коррекционный курс "Развитие речи". Основные задачи реализации курса: Формирование речевой деятельности обучающихся с ТНР, профилактика вторичных речеязыковых расстройств. Развитие устной и письменной речи. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления). Формирование языковых обобщений и правильного использования языковых средств в процессе общения, учебной деятельности. Формирование, развитие и обогащение лексического строя речи, уточнение значений слов, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений. Развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию: формирование умения планировать собственное связное высказывание; анализировать неречевую ситуацию, выявлять причинно-следственные, пространственные, временные и другие семантические отношения; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства оформления связного высказывания в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации. Овладение разными формами связной речи (диалогическая и монологическая), видами (устная и письменная) и типами или стилями (сообщение, повествование, описание, рассуждение). В структуру коррекционно-развивающей области наряду с коррекционными курсами включается индивидуальная и (или) подгрупповая логопедическая работа, основные задачи которой определяются уровнем речевого развития, характером и механизмом речевой патологии обучающихся с ТНР. Результаты освоения содержания коррекционных курсов и подгрупповой/индивидуальной логопедической работы определяются уровнем речевого развития, видом речевой патологии (анартрия, дизартрия, алалия, афазия, ринолалия, заикание и пр.), структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ТНР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов и достижения результатов освоения программы коррекционной работы. Предметная область Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебный предмет Обязательная часть Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Технология Физическая культура Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математическая шкатулка Итого Наименование учебного курса Логопедическая ритмика Произношение Развитие речи Направления внеурочной деятельности Итого ИТОГО недельная //годовая нагрузка Количество часов в неделю 3 5 4 2 4 2 170 136 68 136 68 0 0 1 1 1 2 22 34 34 34 68 748 1 1 23 34 34 782 2 2 2 4 10 68 68 68 136 340 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООО ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3", разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №3" начинается 01.09.2023 и заканчивается 25.05.2024. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-7 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе, 89 – по 6-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 классе – 30 часов, в 7 классе – 32 часа, в 8-9 классах – 36 часов. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся. Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (далее – ФЧ УПООО-ОВЗ) определяет содержание образования, которое обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся с ОВЗ, их родителей (законных представителей), удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. ФЧ УПООО-ОВЗ содержит индивидуально-групповые коррекционные занятия с обучающимися (далее – ИГКЗ), обеспечивающие повышение у обучающихся с ОВЗ уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекцию зрительно-моторных и оптико- пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, обеспечивающие индивидуальную коррекцию пробелов общего развития обучающихся, их предшествующего обучения, направленную подготовку к усвоению ими учебного материала. Цель ИГКЗ: реализация коррекционных воздействий, соответствующих основным линиям развития детей в данный возрастной период с опорой на свойственные данному возрасту особенности и достижения, обеспечение отсутствия (необходимой коррекции) учебных дефицитов в знаниях обучающихся; проводятся с обучающимися по мере выявления учителем индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Периодически на ИГКЗ привлекаются также обучающиеся, не усвоившие материал вследствие пропуска уроков по болезни, либо из-за чрезмерной возбудимости или заторможенности во время уроков. Продолжительность занятий с одним ребенком или группой обучающихся не превышает 15-25 минут. В группы объединяются 3-4 обучающихся, у которых обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в образовательной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством обучающихся на этих занятиях не допускается. Коррекцию в освоении предметных знаний предполагается осуществлять через индивидуально-коррекционные занятия по математике, русскому языку. В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении общеобразовательная школа №3" языком обучения является русский язык. "Средняя При изучении предметов иностранный язык (английский), информатика, технология осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся соответствии с календарным учебным графиком. за четверть осуществляется в Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3". Освоение основной образовательной завершается итоговой аттестацией. программы основного общего образования Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Предметная область Учебный предмет Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Русский язык Литература Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознани е География Физика Химия Биология Изобразительно е искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельно сти Основы духовнонравственной культуры народов России Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Искусство Количество часов в неделю 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б Обязательная часть 5 5 6 6 4 4 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 9а 9б 3 3 3 3 3 3 5 0 0 0 5 0 0 0 5 0 0 0 5 0 0 0 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 2 0 0 2 0 0 2 1 0 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 0 0 1 1 2 2 0 1 1 2 2 0 1 1 2 2 2 2 0 2 2 2 2 0 2 3 2 2 0 2 3 2 2 0 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1 2 0 1 2 0 1 2 1 1 0 0 32 32 1 0 0 1 0 0 0 0 1 1 1 4 0 0 1 1 1 4 Технология Физическая культура и основы 0 0 0 0 0 0 1 1 безопасности жизнедеятельно сти Основы 1 1 1 1 0 0 0 0 духовнонравственной культуры народов России Итого 27 27 29 29 30 30 31 31 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Проектная деятельность 1 1 1 1 0 0 0 0 Ритмика 0 0 0 0 0 0 0 0 Материки. океаны. народы и 1 1 0 0 1 1 1 1 страны Черчение и графика 0 0 0 0 0 0 1 1 За страницами учебника физики 0 0 0 0 1 1 1 1 Практикум по обществознанию 0 0 0 0 0 0 1 1 Избранные вопросы математики 0 0 0 0 0 0 0 0 Практикум по русскому языку 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого 2 2 1 1 2 2 4 4 ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 29 34 98 6 29 34 98 6 30 34 102 0 30 34 102 0 32 34 108 8 32 34 108 8 35 34 119 0 35 34 119 0 36 34 122 4 36 34 122 4 План внеурочной деятельности Учебные курсы Количество часов в неделю Разговоры о важном Профессиональное самоопределение Функциональная грамотность Практическое обществознание История. Роль личности в истории Математическая шкатулка За страницами учебника географии ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 2 2 3 3 5 3 3 5 3 6 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 68 68 102 102 170 102 102 170 102 204 УЧЕБНЫЙ ПЛАН для детей с ОВЗ Предметная область Учебный предмет Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Русский язык Литература Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознани е География Физика Общественнонаучные предметы Количество часов в неделю 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б Обязательная часть 5 5 6 6 4 4 3 3 3 3 3 3 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 9а 9б 3 3 3 3 3 3 5 0 0 0 5 0 0 0 5 0 0 0 5 0 0 0 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 3 2 1 0 2 0 0 2 0 0 2 1 0 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 0 1 0 1 0 1 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 3 Естественнонаучные предметы Искусство Химия Биология 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 0 1 2 2 2 2 2 2 2 2 Изобразительно е искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельно сти Основы духовнонравственной культуры народов России 1 1 1 1 1 1 0 0 0 0 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 2 1 1 2 1 1 2 0 1 2 0 1 2 1 1 0 0 32 32 1 0 0 1 0 0 0 0 1 1 1 4 36 34 122 4 0 0 1 1 1 4 36 34 122 4 Технология Физическая культура и основы 0 0 0 0 0 0 1 1 безопасности жизнедеятельно сти Основы 1 1 1 1 0 0 0 0 духовнонравственной культуры народов России Итого 27 27 29 29 30 30 31 31 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Проектная деятельность 1 1 1 1 0 0 0 0 Ритмика 0 0 0 0 0 0 0 0 Материки. океаны. народы и 1 1 0 0 1 1 1 1 страны Черчение и графика 0 0 0 0 0 0 1 1 За страницами учебника физики 0 0 0 0 1 1 1 1 Практикум по обществознанию 0 0 0 0 0 0 1 1 Избранные вопросы математики 0 0 0 0 0 0 0 0 Практикум по русскому языку 0 0 0 0 0 0 0 0 Итого 2 2 1 1 2 2 4 4 ИТОГО недельная нагрузка 29 29 30 30 32 32 35 35 Количество учебных недель 34 34 34 34 34 34 34 34 Всего часов в год 98 98 102 102 108 108 119 119 6 6 0 0 8 8 0 0 План внеурочной деятельности и коррекционно-развивающих занятий Учебные курсы Разговоры о важном Профессиональное самоопределение Функциональная грамотность Логопедические занятия Количество часов в неделю 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 8б 9а 9б 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Психокоррекционные занятия Индивидуальнокоррекционные занятия ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 34 34 34 34 34 34 34 34 34 34 340 340 340 340 340 340 340 340 340 340 УЧЕБНЫЙ ПЛАН для классов детей с задержкой психического развития, реализующих ФГОС ООО Предметная область Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы духовно-нравственной культуры народов России Итого Учебный предмет Обязательная часть Русский язык Литература Иностранный язык Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Основы духовнонравственной культуры народов России Количество часов в неделю 6в 6 3 3 5 0 0 0 0 2 1 1 0 0 1 1 1 2 2 0 1 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Ритмика 1 Итого 1 ИТОГО недельная нагрузка 30 Количество учебных недель 34 Всего часов в год 1020 План внеурочной деятельности и коррекционно-развивающих занятий Учебные курсы Разговоры о важном Функциональная грамотность Профессиональное самоопределение Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Индивидуально-коррекционные занятия ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год Количество часов в неделю 6в 1 1 1 1 3 3 10 34 340 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СОО ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" (далее - учебный план) для 10 класса (гуманитарный профиль), реализующего основную образовательную программу среднего общего образования, соответствующую ФГОС СОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план для 11 класса разработан на основе следующих нормативноправовых документов и методических рекомендаций: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011 г., 25.12.2013 г., 24.11.2015 г.), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол от 12.05.2016 г. № 2/16). Учебный план является частью образовательной программы Муниципального бюджетного общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3", разработанной в соответствии с ФГОС среднего общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой среднего общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный год в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №3" начинается 01.09.2023 и заканчивается 25.05.2023. Продолжительность учебного года в 10-11 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 10-11 классов проводятся по 6-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 10 и 11 классе – 37 часов. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа №3" языком обучения является русский язык. При изучении предметов иностранный язык (английский), информатика осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3". Освоение основной образовательной программы среднего общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования составляет 2 года. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10 КЛАССА (ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ) Предметная область Учебный предмет Количество Количество часов в часов в год неделю 10А Обязательная часть Русский язык и Русский язык 2 68 литература Литература 3 102 Иностранные языки Иностранный язык 3 102 Математика и Алгебра и начала 2 68 информатика математического анализа Геометрия 2 68 Вероятность и 1 34 статистика Информатика 1 34 Общественно-научные История (углубленный 4 210 предметы уровень) Обществознание 4 210 (углубленный уровень) География 1 34 Естественно-научные Физика 2 68 предметы Химия 1 34 Биология 1 34 Физическая культура и Физическая культура 2 68 основы безопасности Основы безопасности 1 34 жизнедеятельности жизнедеятельности Индивидуальный 1 34 проект Итого по обязательной части 31 1054 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Практикум решения задач по математике 1 34 Практикум решения задач по физике 1 34 Актуальные вопросы биологии 1 34 Актуальные вопросы химии 1 34 Теория и практика написания сочинения 1 34 Основы философии 1 34 204 Итого по части, формируемой участниками 6 образовательных отношений ИТОГО 37 1258 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 11 КЛАССА (ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОФИЛЬ) Предметные области Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественные науки Учебные предметы Русский язык Литература Родная литература (русская) Иностранный язык (английский) Математика Экономика История Право Биология Астрономия Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Естественные науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельност и Итого часов по обязательной части Дополнительные Родной язык учебные (русский) предметы Физика Химия Информатика География Обществознание МХК Индивидуальный проект Курсы по выбору Практикум решения задач по математике ФК Количество недельных часов 11 а Базовый Углубле уровень н-ный уровень 1 3 1 Количество недельных часов 11 а Базовый Углублен уровень -ный уровень 34 102 34 3 102 5 170 2 2 68 68 2 68 1 1 2 34 34 68 1 34 24 816 1 34 2 1 1 1 2 1 1 68 34 34 34 68 34 34 1 34 Практикум по английскому языку Основы философии Итого часов по части, формируемой участниками образовательных отношений Максимальная аудиторная учебная нагрузка 1 34 1 34 13 442 37 1258 ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" Учебные курсы Разговоры о важном Функциональная грамотность Профессиональное самоопределение ИТОГО недельная нагрузка Количество часов в неделю 10А 11А 1 1 1 1 1 1 3 3 Количество часов в год 10А 11А 34 34 34 34 34 34 102 102