Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 РАССМОТРЕНО^УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете/^; прикгп(ж директора Протокол № 1^^> ^ ^ . МШД<<С0Ш№3 от 26.08.2024/ ^ ; 4^ ^• С.В.Патрушевой ((••••^ Прик8^№82/1от)26.08.2024 Дополнительная7 ^^И общеобразовательная общеразвивающая программа Музейное дело Возраст обучающихся - 11 - 15 лет Срок реализации программы - 1 год Численность обучающихся в группе - 12-25 человек Количество часов в год -68 часа Количество часов в курсе - 68 Направленность: социально-гуманитарная Приложение к программе дополнительного образования, внеурочной деятельности МБОУ СОШ №3 Педагог, реализующий программу: Ошкукова Татьяна Олеговна Верхняя Салда 2024 Программа курса Школьный музей Пояснительная записка Программа Школьный музей предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейнокраеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время. Программа рассчитана на обучающихся 5-8 классов. Школьный историко-исторический музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций. Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых компетенций: -ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать решения; общекультурных: духовно- нравственные основы жизни и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности; учебно-познавательных: владение способами анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в нестандартных ситуациях, креативность; информационных: владение современными средствами информации и информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически осмысливать ее. коммуникативных: владение различными способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная социализация в обществе. -личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения. Цель и задачи программы Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея. Задачи: -образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны на - основе знакомства сматериаламимузея; -развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие познавательногоинтересакизучениюисторииикультуры; -воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной жизненной позиции. Принципы реализации программы: -деятельностный подход - ребенок развивается в деятельности; -принцип обеспечения успешности; -принцип дифференциации; -компетентностный подход - воспитание направлено на формирование ключевых компетенций личности ребенка. Педагогические технологии Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании: -метод проекта; -ученического исследования; -образовательных путешествий; -технологии коллективных творческих дел; -технологии проблемного обучения. Ведущие направления деятельности: 1.Организационная и методическая работа. 2.Поисково-исследовательская работа. 3.Экспозиционная и учетно-хранительная работа. 4.Экскурсионно-массовая работа. 5.Учебно-образовательная и воспитательная. 6.Работа с фондами. 7.Информационно-технологическая работа. Данные направления реализуются на различных уровнях: учебном; внеклассном; социально-проектном. Формы работы в школьном музее Учебная работа:Воспитательная работа: -практическая работа на местности;- экскурсии, защита докладов -учебные экскурсии вне музея;- посещение музее города; -уроки в музее- встречи, сборы, собрания; -экскурсии в музее- уроки мужества, акции; -изучение исторических событий.- экскурсии, встречи в музее. Ожидаемые результаты программы 1.Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея. 2.Систематизация работы школьного музея. 3.Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее традиций. 4.Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания. 5.Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями. 6.Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки. 7.Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Елецкого района и поселка. 8.Приобщение учащихся к исследовательской работе. 9.Влияние на выбор профессии учащимися. Ю.Социализация школьников. Формы контроля: Защита рефератов -Контрольные вопросы -Проекты по новым выставкам -Экскурсии. Нормативно-локальная база деятельности школьного музея: -Устав школы; -Положение о школьном музее; -Программа развития школы; -План воспитательной работы школы на учебный год; -Программа развития музея; -План работы музея на учебный год; -Рабочая программа дополнительного образования детей. Документация музея: -инвентарная книги по фонду музея; акты поступления экспонатов, карточки. -журнал регистрации посещений. Управление реализацией программы: -директор школы; -руководитель музея; -заместитель директора школы по воспитательной работе; -совет музея. Учебно-тематический план к программе Музейное дело № п/п. Содержание программы Теоретические Практические занятия занятия Всего 1 Цели и задачи курса. Вводный 1 2 инструктаж 1. Вводное занятие Юные 1 2 3 2 1 2 5 4 6 1 краеведы 3 4 2. Наследие в школьном музее. 3. Родной край в истории государства Российского. 5 6 7 8 4. Функции школьного музея 9 8. Комплектование фондов 5. Организация школьного музея. 6. Моя семья и родной край. 7. Наша школа в истории города 2 2 2 2 2 6 6 2 4 8 8 2 2 4 - школьного музея 10 9. Фонды школьного музея 2 2 4 11 10. Учёт и описание музейных 1 3 4 1 4 3 2 2 6 4 предметов 12 13 14 15 11 .Экспозиция школьного музея. 12.Тексты в музейной экспозиции 13. Военная слава земляков 14. Экскурсионная работа в 2 1 2 1 школьном музее. 16 17 Итоговое занятие Экскурсионные поездки по 2 По плану 2 2 родному краю. Проведение инструктажа. 18 Подготовка к конкурсу исследовательских работ по краеведению. 19 Заседание Совета и кружка По плану школьного музея 20 Областные, городские и районные мероприятия Итого: 68 Содержание программы курса Музейное дело Цели и задачи курса. Вводный инструктаж (1 час) Тема 1. Вводное занятие Юные краеведы (Зчаса) Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа) Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как организационно - методический центр движения в школах города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских краеведческих программах. Практические занятия (1 час) Участие в конкурсе о символике России, региона, района. Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа) Теоретические занятия (2часа) Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования. Практическое занятие (2 часа) Творческая работа. Тема 3. Родной край в истории страны (6 часов) Теоретические занятия (1 час) История заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Практические занятия (5 часов) Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края. Экскурсия пешеходная Дорога единства с посещениев музеев города Тема 4. Функции школьного музея (2 часа) Теоретические занятия (2 часа) Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей. Тема 5. Организация школьного музея (4 часа) Теоретические занятия (2 часа) Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Практические занятия (2 часа) Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава. Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов) Теоретические занятия (2 часа) Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. Практические занятия (6 часов) Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов. Тема 7. Наша школа в истории города (8 часов) Теоретические занятия (2 часа) История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских, областных и республиканских архивах. Практические занятия (6 часов) Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы. Школа - кузница кадров. Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (4 часа) Теоретические занятия (2 часа) Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых изысканий. Практические занятия (2 час.) Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов поиска и экспозиций 2 комнаты музея Тема 9. Фонды школьного музея (4 часа) Теоретические занятия (2 часа) Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее. Практические занятия (2 часа)-смотр экскурсоводов Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа) Теоретические занятия (1 час) Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки. Практические занятия (3 часа) Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов. Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа) Теоретические занятия (2 часа) Концепция экспозиции систематическая, школьного монографическая, музея. Виды ансамблевая экспозиций: экспозиция. тематическая, Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа) Теоретические занятия (1 час) Назначение текстов в новых экспозициях. Виды озаглавливающих и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Практические занятия (1 час) Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в экспозиции. Тема 13. Военная слава земляков (6 часов) Военные традиции земляков. Жители родного края - участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. (2 ч.) Практические занятия (4 часа) Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Встреча с сестрой. Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа) Теоретические занятия (1 час) Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Практические занятия (3 часа) Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Проведение экскурсий. Тема 15. Индивидуальные консультации по темам экскурсий и рефератов (6 часов) Календарно-тематический план к программе курса Музейное дело № п/п Дата проведения план 1 Содержание программы факт Теоретичес Практи Всег кие ческие о занятия занятия Цели и задачи курса. Вводный 1 1 инструктаж 2 3 1.Юный краевед 2 1 3 Целевые программы. Школьный музей как методический организационноцентр патриотического движения воспитания в школе. Местные и региональные программы и подпрограммы. 4 2. Наследие в школьном музее. 1 1 1 1 Понятие об историко-культурном и природном наследии 5 Музеефикация объектов наследия, как способ их охраны и использования. 6 7 3. Родной край в истории 2 3 5 4 4 государства Российского. История появления рабочего поселка Верхняя Салда Первые упоминания в официальных источниках. Основание металлургического завода Экскурсия Старая Салда. Проведение инструктажа. 8 9 10 4. Функции школьного музея 5. Организация школьного 1 2 - 1 2 музея. Музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея. Совет музея. 11 6. Моя семья и родной край. Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. 1 2 3 Памятные события в истории семьи. 12 7.Биографии членов семьи, рода. 1 3 4 1 3 4 1 3 4 1 1 2 1 1 2 Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий. 13 14 8.Наша школа в истории города История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории края. 15 9. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных и областных архивах. 16 10. Комплектование фондов школьного музея Организация поисково- собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. 17 11. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций 18 19 12. Фонды школьного музея Структура и состав собрания 2 2 школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. 20 13. Организация учёта фондов 1 2 3 1 1 2 1 2 3 школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов 21 10. Учёт и описание музейных предметов Задачи учета и научного описания музейных предметов 22 Система учета музейных фондов: инвентарная книга Основного и вспомогательного фонда, карточки музейных предметов, акты поступления экспонатов 23 24 11.Экспозиция школьного музея. Концепция экспозиции школьного 2 2 музея. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция 25 12.Тексты в музейной 1 1 2 2 2 4 1 3 4 экспозиции 26 27 13. Военная слава земляков Военные традиции земляков. Жители родного края - участники ВОВ и других военных действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи. Тематические Уроки мужества 28 14. Экскурсионная работа в школьном музее. Экскурсия как форма популяризации историкокультурного наследия музейными средствами 29 Виды экскурсий: обзорная, 1 1 тематическая, учебная 30 Итоговое занятие -конкурс 1 2 3 1 2 3 экскурсоводов по новым экспозициям 31 Индивидуальные консультации по темам проектов 32 Заседание Совета и кружка 1 1 1 1 школьного музея 33 Городские и региональные конкурсы Виртуальный музей уникальных экспонатов. Награждение активистов школьного музея. Итого: 68