ДОП музейное дело 2024-2025

Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3

РАССМОТРЕНО^УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете/^; прикгп(ж директора
Протокол № 1^^> ^ ^ . МШД<<С0Ш№3

от 26.08.2024/ ^ ; 4^ ^• С.В.Патрушевой
((••••^ Прик8^№82/1от)26.08.2024

Дополнительная7 ^^И
общеобразовательная общеразвивающая
программа

Музейное дело

Возраст обучающихся - 11 - 15 лет
Срок реализации программы - 1 год
Численность обучающихся в группе - 12-25 человек
Количество часов в год -68 часа
Количество часов в курсе - 68
Направленность: социально-гуманитарная

Приложение к программе дополнительного
образования, внеурочной деятельности

МБОУ СОШ №3

Педагог, реализующий
программу:
Ошкукова Татьяна Олеговна
Верхняя Салда

2024

Программа курса Школьный музей
Пояснительная записка

Программа Школьный музей предполагает обучение детей основам краеведения и
музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.

Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка
отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе
заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса.
Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории,

культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по
этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории,
культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейнокраеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и
осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Программа рассчитана на обучающихся 5-8 классов.
Школьный историко-исторический музей в соответствии со своим профилем расширяет
и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины,
воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее
историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором
формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и
укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
-ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль

и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать
решения;
общекультурных:

духовно-

нравственные

основы

жизни

и

человечества,

культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций,
компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
учебно-познавательных:

владение

способами

анализа,

синтеза,

сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в
нестандартных ситуациях, креативность;

информационных: владение современными средствами информации и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать
и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически
осмысливать ее.
коммуникативных:

владение

различными

способами

взаимодействия

с

окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными
ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная
социализация в обществе.
-личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое
саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.

Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников

средствами музея.

Задачи:
-образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края,
страны

на

- основе

знакомства

сматериаламимузея;

-развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие
познавательногоинтересакизучениюисторииикультуры;
-воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения
народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений,

ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной
терпимости, активной жизненной позиции.

Принципы реализации программы:
-деятельностный подход - ребенок развивается в деятельности;
-принцип обеспечения успешности;

-принцип дифференциации;
-компетентностный подход - воспитание направлено на формирование ключевых
компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих
реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
-метод проекта;
-ученического исследования;

-образовательных путешествий;
-технологии коллективных творческих дел;
-технологии проблемного обучения.

Ведущие направления деятельности:
1.Организационная и методическая работа.
2.Поисково-исследовательская работа.
3.Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4.Экскурсионно-массовая работа.
5.Учебно-образовательная и воспитательная.

6.Работа с фондами.
7.Информационно-технологическая работа.

Данные направления реализуются на различных уровнях: учебном; внеклассном;
социально-проектном.

Формы работы в школьном музее
Учебная работа:Воспитательная работа:
-практическая работа на местности;- экскурсии, защита докладов

-учебные экскурсии вне музея;- посещение музее города;

-уроки в музее- встречи, сборы, собрания;
-экскурсии в музее- уроки мужества, акции;

-изучение исторических событий.- экскурсии, встречи в музее.

Ожидаемые результаты программы
1.Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
2.Систематизация работы школьного музея.
3.Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее

традиций.
4.Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.

5.Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными
организациями.

6.Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные
посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.

7.Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Елецкого
района и поселка.

8.Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9.Влияние на выбор профессии учащимися.
Ю.Социализация школьников.

Формы контроля:
Защита рефератов
-Контрольные вопросы
-Проекты по новым выставкам
-Экскурсии.
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
-Устав школы;
-Положение о школьном музее;

-Программа развития школы;
-План воспитательной работы школы на учебный год;
-Программа развития музея;
-План работы музея на учебный год;
-Рабочая программа дополнительного образования детей.
Документация музея:
-инвентарная книги по фонду музея; акты поступления экспонатов, карточки.
-журнал регистрации посещений.

Управление реализацией программы:
-директор школы;
-руководитель музея;
-заместитель директора школы по воспитательной работе;
-совет музея.

Учебно-тематический план к программе Музейное дело

№
п/п.

Содержание программы

Теоретические

Практические

занятия

занятия

Всего

1

Цели и задачи курса. Вводный

1

2

инструктаж
1. Вводное занятие Юные

1

2

3

2
1

2
5

4
6

1

краеведы

3
4

2. Наследие в школьном музее.

3. Родной край в истории
государства Российского.

5
6
7
8

4. Функции школьного музея

9

8. Комплектование фондов

5. Организация школьного музея.

6. Моя семья и родной край.
7. Наша школа в истории города

2
2
2
2

2
6
6

2
4
8
8

2

2

4

-

школьного музея

10

9. Фонды школьного музея

2

2

4

11

10. Учёт и описание музейных

1

3

4

1
4
3

2
2
6
4

предметов

12
13
14
15

11 .Экспозиция школьного музея.

12.Тексты в музейной экспозиции
13. Военная слава земляков
14. Экскурсионная работа в

2
1

2
1

школьном музее.

16
17

Итоговое занятие

Экскурсионные поездки по

2
По плану

2
2

родному краю. Проведение
инструктажа.

18

Подготовка к конкурсу
исследовательских работ по
краеведению.

19

Заседание Совета и кружка

По плану

школьного музея

20

Областные, городские и районные
мероприятия
Итого:

68

Содержание программы курса Музейное дело
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж (1 час)
Тема 1. Вводное занятие Юные краеведы (Зчаса)
Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)

Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в
движении. Школьный музей как организационно - методический центр движения в школах
города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских
краеведческих программах.
Практические занятия (1 час)
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.

Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (2часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия.
Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод
выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и
использования.

Практическое занятие (2 часа)
Творческая работа.

Тема 3. Родной край в истории страны (6 часов)
Теоретические занятия (1 час)
История заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных
источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные

особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (5 часов)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Экскурсия пешеходная Дорога единства с посещениев музеев города

Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация,
объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и
учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма
сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа
профессиональной ориентации детей.

Тема 5. Организация школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся.
Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности
актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Практические занятия (2 часа)
Выборы исполнительных

органов

школьного

музея:

Совета

школьного

музея,

руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение
его состава.

Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия (6 часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов

и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 7. Наша школа в истории города (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники
школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись
школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских,

областных и республиканских архивах.
Практические занятия (6 часов)
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов
педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с
педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической
хроники и летописи школы. Школа - кузница кадров.

Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого
исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события,

явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной
информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного
значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической
сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых
изысканий.

Практические занятия (2 час.)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей

между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов поиска и
экспозиций 2 комнаты музея

Тема 9. Фонды школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные
фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций.
Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных
предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация
музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и
архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Практические занятия (2 часа)-смотр экскурсоводов

Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов:
главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта
музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Практические занятия (3 часа)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных
предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Концепция

экспозиции

систематическая,

школьного

монографическая,

музея.

Виды

ансамблевая

экспозиций:

экспозиция.

тематическая,

Основные

приёмы

экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Назначение текстов в новых экспозициях. Виды озаглавливающих и сопроводительных
текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в
экспозиции.

Практические занятия (1 час)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в
экспозиции.

Тема 13. Военная слава земляков (6 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края - участники ВОВ и других военных
действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.
Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. (2 ч.)
Практические занятия (4 часа)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших

действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Встреча
с сестрой.

Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и

популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь,
внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Практические занятия (3 часа)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

Проведение

экскурсий.

Тема 15. Индивидуальные консультации по темам экскурсий и рефератов (6 часов)

Календарно-тематический план к программе курса

Музейное дело

№
п/п

Дата
проведения
план

1

Содержание программы

факт

Теоретичес

Практи

Всег

кие

ческие

о

занятия

занятия

Цели и задачи курса. Вводный

1

1

инструктаж

2
3

1.Юный краевед

2

1

3

Целевые программы. Школьный
музей

как

методический

организационноцентр

патриотического

движения

воспитания

в

школе. Местные и региональные

программы и подпрограммы.

4

2. Наследие в школьном музее.

1

1

1

1

Понятие об историко-культурном
и природном наследии

5

Музеефикация объектов наследия,
как

способ

их

охраны

и

использования.

6
7

3. Родной край в истории

2

3

5

4

4

государства Российского.

История появления рабочего
поселка Верхняя Салда
Первые упоминания в
официальных источниках.

Основание металлургического
завода

Экскурсия Старая Салда.
Проведение инструктажа.

8
9
10

4. Функции школьного музея
5. Организация школьного

1
2

-

1
2

музея. Музей как общественное
учебно-исследовательское

объединение учащихся. Формы
организации, ролевые функции,
права и обязанности актива
школьного музея. Учредительные
документы школьного музея.
Совет музея.

11

6. Моя семья и родной край.
Семейные предания, традиции и
реликвии. Семейный архив.

1

2

3

Памятные события в истории
семьи.

12

7.Биографии членов семьи, рода.

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

1

2

1

1

2

Составление родословных таблиц.
Описание

семейного

архива

и

семейных реликвий.

13
14

8.Наша школа в истории города
История школы.

Школьные традиции и
достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в
истории края.

15

9. Летопись школы. Школьный

музей и архив. Источники по
истории школы в районных и
областных архивах.

16

10. Комплектование фондов
школьного музея
Организация поисково-

собирательской работы. Выбор
темы музейно-краеведческого
исследования.

17

11. Изучение события, явления.

Выявление и сбор предметов
музейного значения. Меры
безопасности в процессе походов,

экспедиций

18
19

12. Фонды школьного музея
Структура и состав собрания

2

2

школьного музея: основной и
научно-вспомогательные фонды,
музейные коллекции.

20

13. Организация учёта фондов

1

2

3

1

1

2

1

2

3

школьного музея. Обеспечение

сохранности музейных предметов

21

10. Учёт и описание музейных
предметов
Задачи учета и научного описания
музейных предметов

22

Система учета музейных фондов:
инвентарная книга Основного и
вспомогательного фонда, карточки
музейных предметов, акты
поступления экспонатов

23
24

11.Экспозиция школьного музея.

Концепция экспозиции школьного

2

2

музея. Виды экспозиций:
тематическая, систематическая,
монографическая, ансамблевая

экспозиция

25

12.Тексты в музейной

1

1

2

2

2

4

1

3

4

экспозиции

26
27

13. Военная слава земляков

Военные традиции земляков.
Жители родного края - участники
ВОВ и других военных действий.
Выпускники школы в рядах
Вооруженных Сил России.
Военные реликвии семьи.

Тематические Уроки мужества

28

14. Экскурсионная работа в
школьном музее. Экскурсия как
форма популяризации историкокультурного наследия музейными
средствами

29

Виды экскурсий: обзорная,

1

1

тематическая, учебная

30

Итоговое занятие -конкурс

1

2

3

1

2

3

экскурсоводов по новым
экспозициям

31

Индивидуальные консультации по
темам проектов

32

Заседание Совета и кружка

1

1

1

1

школьного музея

33

Городские и региональные
конкурсы Виртуальный музей
уникальных экспонатов.

Награждение активистов
школьного музея.

Итого:

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».