Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
РАССМОТРЕНО^УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете/^; прикгп(ж директора
Протокол № 1^^> ^ ^ . МШД<<С0Ш№3
от 26.08.2024/ ^ ; 4^ ^• С.В.Патрушевой
((••••^ Прик8^№82/1от)26.08.2024
Дополнительная7 ^^И
общеобразовательная общеразвивающая
программа
Музейное дело
Возраст обучающихся - 11 - 15 лет
Срок реализации программы - 1 год
Численность обучающихся в группе - 12-25 человек
Количество часов в год -68 часа
Количество часов в курсе - 68
Направленность: социально-гуманитарная
Приложение к программе дополнительного
образования, внеурочной деятельности
МБОУ СОШ №3
Педагог, реализующий
программу:
Ошкукова Татьяна Олеговна
Верхняя Салда
2024
Программа курса Школьный музей
Пояснительная записка
Программа Школьный музей предполагает обучение детей основам краеведения и
музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея.
Курс рассчитан на 1 год обучения. Тематическое наполнение и часовая нагрузка
отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе
заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса.
Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории,
культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по
этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания и представления по истории,
культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейнокраеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и
осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.
Программа рассчитана на обучающихся 5-8 классов.
Школьный историко-исторический музей в соответствии со своим профилем расширяет
и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины,
воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее
историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором
формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и
укреплению школьных традиций.
Работа школьного музея способствует реализации компетентностного подхода в
воспитании и предполагает формирование у учащихся следующих ключевых
компетенций:
-ценностно-смысловых: принятие ценностных ориентиров, умение осознавать свою роль
и предназначение в обществе, выбирать целевые и смысловые установки, принимать
решения;
общекультурных:
духовно-
нравственные
основы
жизни
и
человечества,
культурологические основы семейных, социальных общественных явлений и традиций,
компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, самовыражение личности;
учебно-познавательных:
владение
способами
анализа,
синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, систематизации; умение действовать в
нестандартных ситуациях, креативность;
информационных: владение современными средствами информации и
информационными технологиями, формирование умений самостоятельно искать, отбирать
и анализировать необходимую информацию, преобразовывать, передавать и критически
осмысливать ее.
коммуникативных:
владение
различными
способами
взаимодействия
с
окружающими и удаленными людьми, навыками работы в группе, разными социальными
ролями в коллективе, развитие и формирование коммуникативных умений, успешная
социализация в обществе.
-личностного совершенствования: духовное, интеллектуальное, физическое
саморазвитие, самопознание, культура мышления и поведения.
Цель и задачи программы
Цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников
средствами музея.
Задачи:
-образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края,
страны
на
- основе
знакомства
сматериаламимузея;
-развивающие: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие
познавательногоинтересакизучениюисторииикультуры;
-воспитательные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения
народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений,
ответственности за судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной
терпимости, активной жизненной позиции.
Принципы реализации программы:
-деятельностный подход - ребенок развивается в деятельности;
-принцип обеспечения успешности;
-принцип дифференциации;
-компетентностный подход - воспитание направлено на формирование ключевых
компетенций личности ребенка.
Педагогические технологии
Работа музея строится на использовании педагогических технологий, обеспечивающих
реализацию деятельностного подхода в обучении и воспитании:
-метод проекта;
-ученического исследования;
-образовательных путешествий;
-технологии коллективных творческих дел;
-технологии проблемного обучения.
Ведущие направления деятельности:
1.Организационная и методическая работа.
2.Поисково-исследовательская работа.
3.Экспозиционная и учетно-хранительная работа.
4.Экскурсионно-массовая работа.
5.Учебно-образовательная и воспитательная.
6.Работа с фондами.
7.Информационно-технологическая работа.
Данные направления реализуются на различных уровнях: учебном; внеклассном;
социально-проектном.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа:Воспитательная работа:
-практическая работа на местности;- экскурсии, защита докладов
-учебные экскурсии вне музея;- посещение музее города;
-уроки в музее- встречи, сборы, собрания;
-экскурсии в музее- уроки мужества, акции;
-изучение исторических событий.- экскурсии, встречи в музее.
Ожидаемые результаты программы
1.Наличие локальной нормативной правовой базы деятельности школьного музея.
2.Систематизация работы школьного музея.
3.Получение целостной картины по истории развития района, поселка, школы и ее
традиций.
4.Активизация деятельности в рамках патриотического, гражданского воспитания.
5.Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными
организациями.
6.Организация экскурсионно-массовой работы: экскурсии, уроки, индивидуальные
посещения, тематические вечера, встречи, передвижные выставки.
7.Повышение уровня мотивации учащихся к изучению истории региона, Елецкого
района и поселка.
8.Приобщение учащихся к исследовательской работе.
9.Влияние на выбор профессии учащимися.
Ю.Социализация школьников.
Формы контроля:
Защита рефератов
-Контрольные вопросы
-Проекты по новым выставкам
-Экскурсии.
Нормативно-локальная база деятельности школьного музея:
-Устав школы;
-Положение о школьном музее;
-Программа развития школы;
-План воспитательной работы школы на учебный год;
-Программа развития музея;
-План работы музея на учебный год;
-Рабочая программа дополнительного образования детей.
Документация музея:
-инвентарная книги по фонду музея; акты поступления экспонатов, карточки.
-журнал регистрации посещений.
Управление реализацией программы:
-директор школы;
-руководитель музея;
-заместитель директора школы по воспитательной работе;
-совет музея.
Учебно-тематический план к программе Музейное дело
№
п/п.
Содержание программы
Теоретические
Практические
занятия
занятия
Всего
1
Цели и задачи курса. Вводный
1
2
инструктаж
1. Вводное занятие Юные
1
2
3
2
1
2
5
4
6
1
краеведы
3
4
2. Наследие в школьном музее.
3. Родной край в истории
государства Российского.
5
6
7
8
4. Функции школьного музея
9
8. Комплектование фондов
5. Организация школьного музея.
6. Моя семья и родной край.
7. Наша школа в истории города
2
2
2
2
2
6
6
2
4
8
8
2
2
4
-
школьного музея
10
9. Фонды школьного музея
2
2
4
11
10. Учёт и описание музейных
1
3
4
1
4
3
2
2
6
4
предметов
12
13
14
15
11 .Экспозиция школьного музея.
12.Тексты в музейной экспозиции
13. Военная слава земляков
14. Экскурсионная работа в
2
1
2
1
школьном музее.
16
17
Итоговое занятие
Экскурсионные поездки по
2
По плану
2
2
родному краю. Проведение
инструктажа.
18
Подготовка к конкурсу
исследовательских работ по
краеведению.
19
Заседание Совета и кружка
По плану
школьного музея
20
Областные, городские и районные
мероприятия
Итого:
68
Содержание программы курса Музейное дело
Цели и задачи курса. Вводный инструктаж (1 час)
Тема 1. Вводное занятие Юные краеведы (Зчаса)
Теоретические занятия. Инструктажи (2 часа)
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в
движении. Школьный музей как организационно - методический центр движения в школах
города, района. Организация участия учащихся в местных, региональных и всероссийских
краеведческих программах.
Практические занятия (1 час)
Участие в конкурсе о символике России, региона, района.
Тема 2. Наследие в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (2часа)
Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия.
Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод
выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и
использования.
Практическое занятие (2 часа)
Творческая работа.
Тема 3. Родной край в истории страны (6 часов)
Теоретические занятия (1 час)
История заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных
источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные
особенности природы, истории и культуры родного края.
Практические занятия (5 часов)
Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.
Экскурсия пешеходная Дорога единства с посещениев музеев города
Тема 4. Функции школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Полифункциональность школьного музея: детский клуб; общественная организация,
объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и
учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма
сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа
профессиональной ориентации детей.
Тема 5. Организация школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся.
Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности
актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.
Практические занятия (2 часа)
Выборы исполнительных
органов
школьного
музея:
Совета
школьного
музея,
руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.
Обсуждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение
его состава.
Тема 6. Моя семья и родной край (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив.
Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление
родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Практические занятия (6 часов)
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов
и реликвий. Обсуждение собранных материалов.
Тема 7. Наша школа в истории города (8 часов)
Теоретические занятия (2 часа)
История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники
школы, их след в истории края. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись
школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, городских,
областных и республиканских архивах.
Практические занятия (6 часов)
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов
педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с
педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической
хроники и летописи школы. Школа - кузница кадров.
Тема 8. Комплектование фондов школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого
исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события,
явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной
информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного
значения. Назначение полевой документации. Обеспечение научной и физической
сохранности находок. Меры безопасности в процессе походов, экспедиций, других полевых
изысканий.
Практические занятия (2 час.)
Составление планов поисково-собирательной деятельности. Распределение обязанностей
между участниками поисково-собирательной работы. Разработка маршрутов поиска и
экспозиций 2 комнаты музея
Тема 9. Фонды школьного музея (4 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные
фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций.
Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных
предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация
музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и
архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Практические занятия (2 часа)-смотр экскурсоводов
Тема 10. Учет и описание музейных предметов (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов:
главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта
музейных предметов и вспомогательные картотеки.
Практические занятия (3 часа)
Ролевая игра-практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных
предметов, составлению паспортов музейных предметов.
Тема 11. Экспозиция школьного музея (2 часа)
Теоретические занятия (2 часа)
Концепция
экспозиции
систематическая,
школьного
монографическая,
музея.
Виды
ансамблевая
экспозиций:
экспозиция.
тематическая,
Основные
приёмы
экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в
экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Тема 12. Тексты в музейной экспозиции (2 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Назначение текстов в новых экспозициях. Виды озаглавливающих и сопроводительных
текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приёмы размещения текстов в
экспозиции.
Практические занятия (1 час)
Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам. Приёмы размещения текстов в
экспозиции.
Тема 13. Военная слава земляков (6 часов)
Военные традиции земляков. Жители родного края - участники ВОВ и других военных
действий. Выпускники школы в рядах Вооруженных Сил России. Военные реликвии семьи.
Служба в армии - почетная обязанность гражданина России. (2 ч.)
Практические занятия (4 часа)
Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших
действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Встреча
с сестрой.
Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часа)
Теоретические занятия (1 час)
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия
музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы
подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и
популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь,
внешний вид, свободное владение материалом, этика.
Практические занятия (3 часа)
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Проведение
экскурсий.
Тема 15. Индивидуальные консультации по темам экскурсий и рефератов (6 часов)
Календарно-тематический план к программе курса
Музейное дело
№
п/п
Дата
проведения
план
1
Содержание программы
факт
Теоретичес
Практи
Всег
кие
ческие
о
занятия
занятия
Цели и задачи курса. Вводный
1
1
инструктаж
2
3
1.Юный краевед
2
1
3
Целевые программы. Школьный
музей
как
методический
организационноцентр
патриотического
движения
воспитания
в
школе. Местные и региональные
программы и подпрограммы.
4
2. Наследие в школьном музее.
1
1
1
1
Понятие об историко-культурном
и природном наследии
5
Музеефикация объектов наследия,
как
способ
их
охраны
и
использования.
6
7
3. Родной край в истории
2
3
5
4
4
государства Российского.
История появления рабочего
поселка Верхняя Салда
Первые упоминания в
официальных источниках.
Основание металлургического
завода
Экскурсия Старая Салда.
Проведение инструктажа.
8
9
10
4. Функции школьного музея
5. Организация школьного
1
2
-
1
2
музея. Музей как общественное
учебно-исследовательское
объединение учащихся. Формы
организации, ролевые функции,
права и обязанности актива
школьного музея. Учредительные
документы школьного музея.
Совет музея.
11
6. Моя семья и родной край.
Семейные предания, традиции и
реликвии. Семейный архив.
1
2
3
Памятные события в истории
семьи.
12
7.Биографии членов семьи, рода.
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
1
2
1
1
2
Составление родословных таблиц.
Описание
семейного
архива
и
семейных реликвий.
13
14
8.Наша школа в истории города
История школы.
Школьные традиции и
достопримечательности. Учителя и
выпускники школы, их след в
истории края.
15
9. Летопись школы. Школьный
музей и архив. Источники по
истории школы в районных и
областных архивах.
16
10. Комплектование фондов
школьного музея
Организация поисково-
собирательской работы. Выбор
темы музейно-краеведческого
исследования.
17
11. Изучение события, явления.
Выявление и сбор предметов
музейного значения. Меры
безопасности в процессе походов,
экспедиций
18
19
12. Фонды школьного музея
Структура и состав собрания
2
2
школьного музея: основной и
научно-вспомогательные фонды,
музейные коллекции.
20
13. Организация учёта фондов
1
2
3
1
1
2
1
2
3
школьного музея. Обеспечение
сохранности музейных предметов
21
10. Учёт и описание музейных
предметов
Задачи учета и научного описания
музейных предметов
22
Система учета музейных фондов:
инвентарная книга Основного и
вспомогательного фонда, карточки
музейных предметов, акты
поступления экспонатов
23
24
11.Экспозиция школьного музея.
Концепция экспозиции школьного
2
2
музея. Виды экспозиций:
тематическая, систематическая,
монографическая, ансамблевая
экспозиция
25
12.Тексты в музейной
1
1
2
2
2
4
1
3
4
экспозиции
26
27
13. Военная слава земляков
Военные традиции земляков.
Жители родного края - участники
ВОВ и других военных действий.
Выпускники школы в рядах
Вооруженных Сил России.
Военные реликвии семьи.
Тематические Уроки мужества
28
14. Экскурсионная работа в
школьном музее. Экскурсия как
форма популяризации историкокультурного наследия музейными
средствами
29
Виды экскурсий: обзорная,
1
1
тематическая, учебная
30
Итоговое занятие -конкурс
1
2
3
1
2
3
экскурсоводов по новым
экспозициям
31
Индивидуальные консультации по
темам проектов
32
Заседание Совета и кружка
1
1
1
1
школьного музея
33
Городские и региональные
конкурсы Виртуальный музей
уникальных экспонатов.
Награждение активистов
школьного музея.
Итого:
68