Основы логики и алгоритмики для 1-4 классов

Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
(МБОУ «СОШ № 3»)

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель школьного
методического
объединения учителей
начальных классов

Заместитель директора
по УВР

Директор МБОУ
«СОШ № 3»

_________________

________________
К.О.Шолохов

___________________
Л.А.Никулина

И.П.Комельских

Приказ №72 от 31.08. 2023 г.

Протокол № 1 от 30.08.2023
г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы логики и алгоритмики»
начальное общее образование
(1-4 классы)

г. Верхняя Салда
2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной
деятельности
«Основы логики
и
алгоритмики» (далее — курс) составлена на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 05 2021 № 286 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»), с учётом Примерной программы воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г № 3/20)),
Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015 г
№ 1/15)), Приказа Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г № 649 «Об утверждении
Целевой модели цифровой образовательной среды»
Программа по курсу внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» включает
пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание курса,
тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения
образовательного процесса.
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и
задачи изучения курса, а также место курса в структуре плана внеурочной деятельности.
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные
результаты за период обучения (по классам)
В содержании курса представлены дидактические единицы, распределённые по классам и
разделам программы
В тематическом планировании описываются программное содержание по всем разделам
содержания обучения каждого года за период обучения и характеристика деятельностей, которые
целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
Программа курса отражает:
 перечень базовых навыков, необходимых для формирования компьютерной грамотности;
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
 основные области применения информационных технологий;
 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
Курс «Математика и информатика Основы логики и алгоритмики» как пропедевтический этап
обучения информатике, логике и алгоритмике оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности На данном этапе начинается формирование навыков будущего,
необходимых для жизни и работы в современном технологичном обществе Многие предметные
знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении данного курса, найдут
применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так
и в иных жизненных ситуациях, станут значимыми для формирования качеств личности, т. е. они
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения
Курс внеурочной деятельности отражает содержание следующих четырёх основных тематических
разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»

Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики» являются:
 развитие алгоритмического и критического мышлений;
 формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных
действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и
информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты;
 формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий
Основные задачи курса «Основы логики и алгорит мики»:
 формирование понимания принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения;
 формирование знаний, умений и навыков грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий;
 формирование умений и навыков формализованного описания поставленных задач;
 формирование базовых знаний основных алгоритмических структур и умения применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
 формирование умений и навыков составления простых программ по построенному алгоритму
на языке программирования Scratch;
 формирование умения грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической
деятельности
МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ» В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет реализовать
межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел «Информационнокоммуникативные технологии»), «Математика» (раздел «Математическая
информация»),
«Окружающий мир» (раздел «Правила безопасной жизни»)
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на
реализацию особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся
Программа курса составлена из расчёта 130 учебных часов —по 1 часу в неделю. В 1 классе — 28
часов, во 2—4 классах — по 34 часа.
Срок реализации программы — 4 года
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано
участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей
содержания конкретной рабочей программы В резервные часы входят некоторые часы на
повторение, проектные занятия и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной
деятельности При этом обязательная часть курса, установленная примерной рабочей программой, и
время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут сформированы следующие
результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса характеризуют
готовность
обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать
приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений
Духовно-нравственного воспитания:
 проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;

принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания,
уважения и доброжелательности
Эстетического воспитания:
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в
разных видах художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни; выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе
информационной);
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью
Трудового воспитания:
 осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
 проявление бережного отношения к природе;
 неприятие действий, приносящих вред природе
Ценности научного познания:
 формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
 осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных средств
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные учебные действия:
 базовые логические действия:
— сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
 базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов;
— с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —
следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
 работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных


представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
Универсальные коммуникативные учебные действия:
 общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
 совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— оценивать свой вклад в общий результат
Универсальные регулятивные учебные действия:
 самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
 самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
К концу обучения в 1 классе по курсу обучающийся на учится:
1. Цифровая грамотность:
 соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером;
 иметь представление о компьютере как универсальном устройстве для передачи, хранения и
обработки информации;
 использовать русскую раскладку клавиш на клавиатуре;
 иметь представление о клавиатуре и компьютерной мыши (описание и назначение);
 знать основные устройства компьютера;
 осуществлять базовые операции при работе с браузером;
 иметь представление о программном обеспечении компьютера (понятие «программа»);
 иметь базовые представления о файле как форме хранения информации
2. Теоретические основы информатики:
 знать понятие «информация»;
 иметь представление о способах получения информации;
 знать основные информационные процессы: хранение, пере дача и обработка;
 использовать понятие «объект»;
 различать свойства объектов;
 сравнивать объекты;
 использовать понятие «высказывание»;
 распознавать истинные и ложные высказывания;
 знать понятие «множество»;
 знать название групп объектов и общие свойства объектов
3. Алгоритмы и программирование:
 иметь представление об алгоритме как порядке действий;

 знать понятие «исполнитель»;
 иметь представление о среде исполнителя и командах испол нителя;
 работать со средой формального исполнителя «Художник».
4. Информационные технологии:
 иметь представление о стандартном графическом редакторе;
 уметь запускать графический редактор;
 иметь представление об интерфейсе графического редактора;
 осуществлять базовые операции в программе «Калькулятор» (алгоритм вычисления
простых примеров в одно действие);
 иметь представление о стандартном текстовом редакторе;
 знать интерфейс текстового редактора;
 уметь набирать текст и исправлять ошибки средствами текстового редактора
2 класс
К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся на учится:
1. Цифровая грамотность:
 различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь,
монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок;
 иметь представление о программном обеспечении компьютера: программное обеспечение,
меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами;
 иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия «файл» и «папка»)
2. Теоретические основы информатики:
 правильно использовать понятия «информатика» и «информация»;
 различать органы восприятия информации;
 различать виды информации по способу восприятия;
использовать понятие «носитель информации»;
уметь определять основные информационные процессы: хранение, передача и обработка;
уметь работать с различными способами организации информации: таблицы, схемы,
столбчатые диаграммы;
 знать виды информации по способу представления;
 уметь оперировать логическими понятиями;
 оперировать понятием «объект»;
 определять объект по свойствам;
 определять истинность простых высказываний;
 строить простые высказывания с отрицанием
3. Алгоритмы и программирование:
 определять алгоритм, используя свойства алгоритма;
 использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;
 составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;
 осуществлять работу в среде формального исполнителя
4. Информационные технологии:
 создавать текстовый документ различными способами;
 набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного текстового редактора;
 знать клавиши редактирования текста;
 создавать графический файл средствами стандартного графического редактора;
 уметь пользоваться основными инструментами стандартного графического редактора:
заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти




3 класс
К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся на учится:
1. Цифровая грамотность:
- различать и использовать обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, оперативная память, системный блок,

устройства, передающие информацию от пользователя компьютеру, устройства, передающие
информацию от компьютера пользователю;
- пользоваться программным обеспечением компьютера: кнопки управления окнами, рабочий стол,
меню «Пуск», меню программ;
- пользоваться файловой системой компьютера (понятия «файл» и «папка», инструкции по работе
с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть, удалить);
- осуществлять простой поиск информации
2. Теоретические основы информатики:
- определять виды информации по форме представления;
- пользоваться различными способами организации информации и информационными процессами;
- различать основные информационные процессы: хранение (носитель информации, виды носителей
информации), передача (источник информации, канал связи, приёмник информации), обработка (виды
обработки информации);
- группировать объекты;
- определять общие и отличающие свойства объектов;
- находить лишний объект;
- определять одинаковые по смыслу высказывания;
- использовать логические конструкции «все», «ни один», «некоторые»;
- решать задачи с помощью логических преобразований
3. Алгоритмы и программирование:
- иметь представление об алгоритмах и языках программирования;
- определять алгоритм по свойствам;
- иметь представление о различных способах записи алгорит мов;
- знать основные элементы блок-схемы: начало, конец, команда, стрелка;
- строить блок-схему по тексту;
- иметь представление о циклических алгоритмах;
- строить блок-схему циклического алгоритма;
- знать элемент блок-схемы «цикл»;
- строить блок-схему циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма;
- различать основные элементы среды визуального программирования Scratch;
- использовать понятия «спрайт» и «скрипт»;
- составлять простые скрипты в среде визуального программирования Scratch
4. Информационные технологии:
- знать, что такое текстовый процессор;
- отличать текстовый процессор от текстового редактора;
- создавать и сохранять текстовый документ средствами текстового процессора;
- знать основные элементы интерфейса текстового процессора;
- знать правила набора текста в текстовом процессоре;
- редактировать текст в текстовом процессоре: удалить, копировать, вставить, разделить на абзацы,
исправить ошибки;
- знать понятие «форматирование»;
- пользоваться базовыми функциями форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет;
- добавлять изображения в текст средствами текстового процессора;
- изменять положение изображения в тексте средствами текстового процессора;
- работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти,
фон, контур фигур, масштаб, палитра, фрагменты картинок, копирование фрагмента изображения
4 класс
К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся на учится:
1. Цифровая грамотность:
- различать и использовать аппаратное обеспечение компьютера: устройства ввода, устройства
вывода и устройства ввода-вывода;
- различать программное обеспечение компьютера: операционная система, кнопки управления
окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ, файловая система компьютера
2. Теоретические основы информатики:
- определять виды информации по способу получения и по форме представления;

- пользоваться различными способами организации информации в повседневной жизни;
- иметь развёрнутое представление об основных информационных процессах;
- оперировать объектами и их свойствами;
- использовать знания основ логики в повседневной жизни;
- строить различные логические высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все»,
«ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или»
3. Алгоритмы и программирование:
- знать элементы интерфейса визуальной среды программирования Scratch;
- создавать простые скрипты на Scratch;
- программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться»,
«спрятаться», «ждать»;
- реализовывать в среде визуального программирования Scratch циклы, анимацию, повороты (угол,
градусы, градусная мера) и вращения, движение;
- иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блок-схеме;
- использовать условия при составлении программ на Scratch
4. Информационные технологии:
- работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик, текст, кисти,
работа с фрагментами картинок, копирование и вставка фрагмента изображения;
- набирать, редактировать и форматировать текст средствами текстового процессора;
- использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования текста;
- добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и изменять их положение;
- создавать маркированные и нумерованные списки средствами текстового процессора;
- иметь представление о редакторе презентаций;
- создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций;
- добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, схема;
- оформлять слайды;
- создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
- работать с макетами слайдов;
- добавлять изображения в презентацию;
- составлять запрос для поиска изображений

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
1 КЛАСС
1. Цифровая грамотность
Техника безопасности при работе с компьютером Устройство компьютера
Клавиатура и
компьютерная мышь (описание и назначение) Понятие аппаратного обеспечения компьютера
Знакомство с браузером Понятие программного обеспечения компьютера Файл как форма хранения
информации
2. Теоретические основы информатики
Информация и способы получения информации Хранение, передача и обработка информации
Понятие объекта Названия объектов Свойства объектов Сравнение объектов Понятие высказывания
Истинные и ложные высказывания Понятие множества. Множества объектов. Названия групп
объектов. Общие свойства объектов
3. Алгоритмы и программирование
Последовательность действий Понятие алгоритма Исполнитель Среда исполнителя Команды
исполнителя Свойства алгоритмов: массовость, результативность, дискретность, понятность
Знакомство со средой формального исполнителя «Художник»
4. Информационные технологии
Понятие «графический редактор» Стандартный графический редактор Запуск графического
редактора Интерфейс графического редактора Калькулятор Алгоритм вычисления простых
примеров в одно действие Стандартный текстовый редактор Интерфейс текстового редактора Набор
текста Исправление ошибок средствами текстового редактора
2 КЛАСС

1. Цифровая грамотность

Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники,
колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок Программное обеспечение Меню
«Пуск», меню программ, кнопки управления окнами Файлы и папки
2. Теоретические основы информатики
Информатика и информация Понятие «информация» Восприятие информации Органы
восприятия информации Виды информации по способу восприятия Носитель информации
Хранение, передача и обработка как информационные процессы Способы организации информации:
таблицы, схемы, столбчатые диаграммы Представление информации Виды информации по способу
представления Введение в логику Объект, имя объектов, свойства объектов Высказывания
Истинность простых высказываний Высказывания с отрицанием
3. Алгоритмы и программирование
Определение алгоритма Команда, программа, исполнитель Свойства алгоритма Линейные
алгоритмы Работа в среде формального исполнителя Поиск оптимального пути
4. Информационные технологии
Стандартный текстовый редактор. Набор текста Создание и сохранение текстового документа
Клавиши редактирования текста Редактирование текста Стандартный графический редактор
Создание и сохранение графического файла Основные инструменты стандартного графического
редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти
3 КЛАСС
1. Цифровая грамотность
Аппаратное обеспечение компьютера Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура,
мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, оперативная память,
системный блок (описание и назначение) Компьютер — универсальное устройство для работы с
информацией Программное обеспечение компьютера (примеры и назначение) Основные элементы
рабочего окна программы Рабочий стол Ярлык программы Меню «Пуск», меню программ Файлы и
папки (инструкции по работе с файлами и папками: за- крыть, переименовать, создать, открыть,
удалить) Поиск ин- формации
2. Теоретические основы информатики
Понятие «информация» Виды информации по форме представления Способы организации
информации и информационные
процессы Хранение, передача, обработка (три вида обработки информации) Носитель информации
(виды носителей информации) Источник информации, приёмник информации Способы организации
информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы Представление информации Виды
информации по способу представления Объект, свойство объекта, группировка объектов, общие и
отличающие свойства Нахождение лишнего объекта Высказывания Одинаковые по смыслу
высказывания Логические конструкции «все», «ни один», «некоторые» Решение задач с помощью
логических преобразований
3. Алгоритмы и программирование
Алгоритмы и языки программирования Свойства алгоритмов: массовость, результативность,
дискретность, понятность Понятие «Алгоритм» Способы записи алгоритмов Команда Программа
Блок-схема Элементы блок-схемы: начало, конец, команда, стрелка Построение блок-схемы по
тексту Циклические алгоритмы Блок-схема циклического алгоритма Элемент блок-схемы: цикл
Построение блок-схемы циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма Работа в среде
формального исполнителя
4. Информационные технологии
Текстовый процессор Создание и сохранение текстового документа Интерфейс текстового
процессора Редактирование текста Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить,
разделить на абзацы, исправить ошибки Форматирование Инструменты форматирования: шрифт,
кегль, начертание, цвет Изображения в тексте: добавление, положение Стандартный графический
редактор Создание и сохранение графического файла Инструменты графического редактора:
заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра Работа с
фрагментами картинок Копирование фрагмента изображения Добавление цвета в пали- тру
Масштабирование изображений
4 КЛАСС
1. Цифровая грамотность
Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и обработки информации

Аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер,
наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная память, процессор, системный блок, графический
планшет, гарнитура, сенсорный экран Основные и периферийные устройства компьютера
Устройства ввода, вывода и ввода-вывода Программное обеспечение (основные и прикладные
программы) Операционная система Кнопки управления окнами Рабочий стол Меню «Пуск», меню
программ Файловая система компьютера
2. Теоретические основы информатики
Понятие «информация» Виды информации по форме представления Способы организации
информации и информационные процессы Хранение, передача, обработка (развёрнутое
представление) Источник информации, приёмник информации Объекты и их свойства Объект, имя
объектов, свойства объектов Логические утверждения Высказывания: простые, с отрицанием, с
конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или»
3. Алгоритмы и программирование
Алгоритмы Визуальная среда программирования Scratch Интерфейс визуальной среды
программирования Scratch Линейный алгоритм и программы Скрипты на Scratch Действия со
спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться» «спрятаться», «ждать» Scratch: циклы,
анимация, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращение, движение Алгоритм с ветвлением
и его блок-схема Использование условий при составлении программ на Scratch
4. Информационные технологии
Графический редактор Создание и сохранение графического файла Инструменты графического
редактора: карандаш, заливка, фигуры (дополнительные параметры фигур), цвет, ластик, текст,
кисти Добавление новых цветов в палитру, изменение масштаба изображения и размера рабочего
полотна Копирование и вставка фрагмента изображения Коллаж Текстовый процессор Создание и
сохранение текстового документа Редактирование текста средствами текстового процессора и с
использованием «горячих» клавиш Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить,
разделить на абзацы, исправить ошибки Форматирование Инструменты форматирования: шрифт,
кегль, начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение Маркированные и
нумерованные списки Знакомство с редактором презентаций Способы организации информации
Добавление объектов на слайд: заголовок, текст, таблица, схема Оформление слайдов Действия со
слайдами: создать, копировать, вставить.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
1 КЛАСС
1 час в неделю, всего 33 часа
Примерные
темы,
Основные виды деятельности
раскрывающие
Содержание
учащихся при изучении темы
данный
раздел
программы
(на уровне учебных действий)
программы,
и
количество
часов,
отводимое
на
их
изучение
Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Техника безопасности
Техника безопасности
Изучает
правила
техники
при работе с компьютером
безопасности
при
работе
с
компьютером
- Анализирует различные ситуации,
работает
с
иллюстративным
материалом
Компьютер
—
Устройство компьютера
- Обсуждает устройства компьютера
универсальное
Клавиатура
и
- Приводит примеры различных
устройство обработки
компьютерная
мышь
устройств компьютера с опорой на
данных
(описание и назначение)
собственный опыт
Понятие
аппаратного
обеспечения компьютера

Программы и данные
Информация
информационные
процессы

Знакомство с браузером
и

Информация и способы
получения информации
Хранение, передача и
обработка информации

Раздел 2. Информация и компьютер (4 ч)
Программы и данные
Понятие программного
обеспечения
компьютера Файл как
форма
хранения
информации
«Калькулятор»
Алгоритм вычисления
простых примеров в
одно действие

Компьютерная графика

Понятие «графический
редактор» Стандартный
графический редактор
Запуск
графического
редактора
Интерфейс
графического редактора

Текстовые документы

Стандартный
редактор
текстового
Набор
Исправление
средствами
редактора

текстовый
Интерфейс
редактора
текста
ошибок
текстового

Раздел 3. Логика. Объекты (4 ч)
Элементы
Понятие
объекта
математической
Названия
объектов
логики
Свойства
объектов
Сравнение объектов

Раздел 4. Логика. Множества (4 ч)
Элементы
Понятие высказывания
математической логики
Истинные и ложные
высказывания Понятие

Осуществляет работу при
помощи браузера в сети
Интернет
- Раскрывает смысл изучаемых
понятий («хранение», «передача»,
«обработка»)
- Определяет средства, необходимые
для осуществления информационных
процессов
-

- Раскрывает смысл изучаемых
понятий («файл», «папка»)
- Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
- Осуществляет работу с файлами и
папками в файловой системе
компьютера
- Раскрывает смысл изучаемых
понятий
(«графический
редактор»)
- Анализирует пользовательский
интерфейс
применяемого
программного средства
- Создаёт и редактирует изображения
с
помощью
инструментов
растрового графического редактора
- Раскрывает смысл изучаемых
понятий («текстовый редактор»)
- Анализирует пользовательский
интерфейс
применяемого
программного средства
- Создаёт небольшие текстовые
документы
посредством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов
- Раскрывает смысл изучаемых
понятий
- Оперирует понятием «объект»
Совершает
действия
с
объектами на основе их
свойств
- Приводит примеры объектов
Анализирует
логическую
структуру высказываний
- Классифицирует объекты по
-

множества. Множества
объектов
Названия
групп объектов Общие
свойства объектов

множествам
- Определяет общие свойства объектов

Раздел 5. Алгоритмы (3 ч)
Исполнители
и Последовательность
- Раскрывает смысл изучаемых
алгоритмы
действий
Понятие
понятий
(«алгоритм»,
Алгоритмические
алгоритма Исполнитель
«исполнитель»)
конструкции
Среда
исполнителя
Анализирует
предлагаемые
Команды
исполнителя
последовательности
команд
на
Свойства
алгоритмов:
наличие у них таких свойств
массовость,
алгоритма,
как
массовость,
результативность,
результативность,
дискретность,
дискретность, понятность
понятность
Знакомство со средой
- Анализирует изменение значения
формального
величин при пошаговом выполнении
исполнителя
алгоритма
«Художник»Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
Систематизация знаний
- Обобщает и систематизирует
материал курса
Резерв (5 ч)
2 КЛАСС
1 час в неделю, всего 34 часа
Примерные
темы,
Основные виды деятельности
раскрывающие
Содержание
учащихся при изучении темы
данный
раздел
программы
(на уровне учебных действий)
программы,
и
количество
часов,
отводимое
на
их
изучение
Раздел 1. Теория информации (5 ч)
Информация
и
Информатика
и - Раскрывает смысл изучаемых
информационные
информация
Понятие
понятий
(«информатика»,
процессы
«информация»
«информация»,
«носитель
Восприятие информации
информации»,
«хранение»,
Органы
восприятия
«передача», «обработка»)
информации
Виды Приводит
примеры
информации по способу
информационных процессов с
восприятия
Носитель
опорой на жизненный опыт и ранее
информации Хранение,
изученный материал
передача и обработка как Классифицирует
информационные
информационные процессы
процессы
Способы - Использует различные способы
организации
организации информации при
информации:
таблицы,
осуществлении информационных
схемы,
столбчатые
процессов
диаграммы
Представление

информации
Виды
информации
по способу представления

Раздел 2. Устройство компьютера (5 ч)
Компьютер
—
Устройства компьютера: Получает
информацию
универсальное
микрофон,
камера, характеристиках компьютера
устройство обработки
клавиатура,
мышь,
данных
монитор,
принтер,
наушники,
колонки,
жёсткий диск, процессор,
системный блок
Программы и данные

Программное
обеспечение
Меню
«Пуск»,
меню
программ,
кнопки
управления
окнами
Файлы и папки

о

- Раскрывает смысл изучаемых
понятий («файл», «папка», «меню
“Пуск”»,
«программа»)
- Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
- Выполняет основные операции с
файлами и папками
- Осуществляет работу с файлами и
папками в файловой системе
компьютера
Раздел 3. Текстовый редактор (4 ч)
Текстовые документы
Стандартный
- Анализирует пользовательский
текстовый
редактор
интерфейс
применяемого
Набор текста Создание
программного средства
и
сохранение
- Создаёт небольшие текстовые
текстового документа
документы
посредством
Клавиши
квалифицированного
редактирования текста
клавиатурного
письма
с
Редактирование текста
использованием базовых средств
текстовых редакторов
Осуществляет
набор
и
редактирование текста средствами
текстового редактора
Раздел 4. Алгоритмы и логика (5 ч)
Элементы
Введение
в
логику
- Раскрывает смысл изучаемых
математической логики
Объект, имя объектов,
понятий
(«объект»,
свойства
объектов
«высказывание»)

Высказывания
Истинность
простых
высказываний
Высказывания
с отрицанием
Исполнители
алгоритмы
Алгоритмические
конструкции

и Определение алгоритма
Команда,
программа,
исполнитель
Свойства
алгоритма
Линейные
алгоритмы Работа в
среде
формального
исполнителя
Поиск
оптимального пути

- Определяет объекты и их свойства
- Классифицирует объекты
Анализирует
логическую
структуру высказываний
Строит
логические
высказывания с отрицанием
Анализирует
предлагаемые
последовательности команд на
наличие у них таких свойств
алгоритма
- Анализирует изменение значения
величин
при
пошаговом
выполнении алгоритма
Строит
алгоритмическую
конструкцию «следование»
- Работает в среде формального
исполнителя
-

Раздел 5. Графический редактор (5 ч)
Компьютерная графика
Стандартный графический - Анализирует пользовательский
редактор
Создание
и интерфейс
применяемого
сохранение графического программного средства
файла
Основные - Создаёт и редактирует изображения
инструменты стандартного с
помощью
инструментов
графического редактора: растрового графического редактора
заливка, фигуры, цвет,
ластик, подпись, кисти
Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
Систематизация знаний
Резерв (6 ч)

-

Обобщает и
материал курса

систематизирует

3 КЛАСС
1 час в неделю, всего 34 часа
Примерные
темы,
раскрывающие данный
Содержание
раздел программы,
программы
и количество часов,
отводимое
на
их
изучение
Раздел 1. Введение в ИКТ (6 ч)

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Информация
информационные
процессы

Компьютер
—
универсальное
устройство обработки
данных

Программы и данные

и

Понятие «информация»
Виды информации по
форме
представления
Способы
организации
информации
и
информационные
процессы
Хранение,
передача, обработка (три
вида
обработки
информации) Носитель
информации
(виды
носите- лей информации)
Источник информации,
приёмник информации
Способы
организации
информации: таблицы,
схемы,
столбчатые
диаграммы
Представление
информации
Виды
информации по способу
представления
Аппаратное обеспечение
компьютера Устройства
компьютера: микрофон,
камера,
клавиатура,
мышь, монитор, принтер,
наушники,
колонки,
жёсткий диск, процессор,
оперативная
память,
системный
блок
(описание и назначение)
Компьютер
—
универсальное
устройство для работы
с информацией
Программное обеспечение
компьютера (примеры
и назначение) Основные
элементы рабочего окна
программы Рабочий стол
Ярлык программы Меню
«Пуск», меню программ
Файлы
и
папки
(инструкции по работе с
файлами и папками:
закрыть, переименовать,
создать,
открыть,
удалить)
Поиск
информации

Раскрывает смысл изучаемых
понятий
(«информатика»,
«информация»,
«носитель
информации»,
«хранение»,
«передача», «обработка», «источник
информации»,
«приёмник
информации», «канал связи»)
- Определяет виды информации по
форме представления
- Использует различные способы
организации информации при
осуществлении информационных
процессов
- Определяет виды носителей
информации
Определяет
виды
обработки
информации
-

Получает
информацию
о
характеристиках компьютера
- Определяет устройства компьютера
и их назначение
-

- Раскрывает смысл изучаемых
понятий
(«программа»,
«программное
обеспечение»,
«Рабочий стол», «меню “Пуск”»,
«файл», «папка»)
- Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
- Выполняет основные операции с
файлами и папками
- Ищет информацию в сети Интернет
Раздел 2. Текстовый процессор (4 ч)

Текстовые документы

Компьютерная
графика

Текстовый процессор
- Анализирует пользовательский
Создание
и
интерфейс
применяемого
сохранение текстового
программного средства
документа
Интерфейс
текстового - Создаёт небольшие текстовые
процессора Редактирование
документы
посредством
текста
Инструменты
квалифицированного клавиатурного
редактирования: удалить,
письма с использованием базовых
копировать,
вставить,
средств текстовых процессоров
разделить
на
абзацы, - Форматирует текстовые документы
исправить
ошибки
(изменение
шрифта,
кегля,
Форматирование
начертания, цвета)
Инструменты
Вставляет
в
документ
форматирования:
шрифт,
изображения и изменяет их
кегль, начертание, цвет
положение
Изображения в тексте:
добавление, положение
Раздел 3. Графический редактор (4 ч)
Стандартный графический
редактор
Создание
и
сохранение графического
файла
Инструменты
графического
редактора:
заливка, фигуры, цвет,
ластик,
подпись, кисти,
фон,
контур
фигур,
масштаб, палитра Работа с
фрагментами
картинок
Копирование
фрагмента
изображения Добавление
цвета
в
палитру
Масштабирование
изображений

Раздел 4. Логика (6 ч)
Элементы
Объект, свойство объекта,
математической
группировка
объектов,
логики
общие
и
отличающие
свойства
Нахождение
лишнего
объекта
Высказывания
Одинаковые по смыслу
высказывания Логические
конструкции
«все»,
«ни
один»,
«некоторые» Решение задач
с помощью логических
преобразований
Раздел 5. Алгоритмы. Блок-схемы (5 ч)
Исполнители
и Алгоритмы
и
языки
алгоритмы
программирования Свойства
Алгоритмические
алгоритмов:
массовость,
конструкции
результативность,
дискретность,
понятность
Понятие

Анализирует пользовательский
интерфейс
применяемого
программного средства
- Создаёт и редактирует изображения с
помощью инструментов растрового
графического редактора
- Применяет навыки работы с
фрагментами рисунка при создании
изображений

-

- Группирует объекты по общим и
отличительным признакам
Анализирует
логическую
структуру высказываний
Осуществляет
работу
с
логическими
конструкциями
«все», «ни один»,
«некоторые»
- Применяет навыки работы с
объектами и высказываниями для
логических преобразований

Анализирует
предлагаемые
последовательности команд на
наличие у них таких свойств
алгоритма
- Определяет по блок-схеме, для
решения
какой
задачи
-

Резерв (6 ч)

«Алгоритм»
Способы
предназначен данный алгоритм
записи
алгоритмов
- Анализирует изменение значения
Команда
Программа
величин
при
пошаговом
Блок-схема
Элементы
выполнении алгоритма
блок-схемы:
начало,
Сравнивает различные алгоритмы
конец, команда, стрелка
решения одной задачи
Построение блок-схемы
- Создаёт, выполняет вручную и на
по тексту Циклические
компьютере несложные алгоритмы
алгоритмы
с использованием
циклов
и
Блок-схема
циклического ветвлений в визуальной среде
алгоритма Элемент
программирования
блок-схемы:
цикл
Построение блок-схемы
циклического алгоритма
по блок-схеме линейного
алгоритма Работа в среде
формального исполнителя
Раздел 6. Систематизация знаний (3 ч)
Систематизация знаний
- Обобщает и систематизирует
материал курса

4 КЛАСС
1 час в неделю, 34 часа
Примерные
темы,
раскрывающие
данный
раздел
Содержание программы
программы,
и
количество
часов,
отводимое
на
их
изучение
Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
Информация
и
Понятие
«информация»
информационные
Виды информации по
процессы
форме
представления
Способы
организации
информации
и
информационные
процессы
Хранение,
передача,
обработка
(развёрнутое
представление) Источник
информации,
приёмник
информации
Компьютер
—
Компьютер
как
универсальное
универсальное устройство
устройство обработки
для передачи, хранения и
данных
обработки
информации
Аппаратное обеспечение
компьютера:
микрофон,
камера, клавиатура, мышь,
монитор,
принтер,

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

- Определяет виды информации по
способу получения и по форме
представления
- Использует различные способы
организации информации при
осуществлении информационных
процессов

- Определяет устройства компьютера
и их назначение
Классифицирует
устройства
компьютера
на
основные,
периферийные, устройства ввода,
устройства вывода и устройства
ввода-вывода
Получает
информацию
о

наушники,
колонки,
характеристиках компьютера
жёсткий диск, оперативная
память,
процессор,
системный
блок,
графический
планшет,
гарнитура,
сенсорный
экран
Основные
и
периферийные устройства
компьютера
Устройства
ввода, вывода и вводавывода
Программы и данные
Программное
обеспечение - Раскрывает смысл изучаемых
(основные и прикладные понятий
(«программа»,
программы) Операционная «программное
обеспечение»,
система Кнопки управления «операционная
система»,
окнами Рабочий стол Меню
«Рабочий стол», «меню “Пуск”»,
«Пуск», меню программ
«файл»,
Файловая
система
«папка»)
компьютера
- Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
информационных процессов при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
- Выполняет основные операции с
файлами и папками
Раздел 2. Графический и текстовый редакторы (4 ч)
Компьютерная графика
Графический
редактор - Анализирует пользовательский
Создание и сохранение
интерфейс
применяемого
графического
файла
программного средства
Инструменты графического - Создаёт и редактирует изображения
редактора:
карандаш,
с
помощью
инструментов
заливка,
фигуры
растрового графического редактора
(дополнительные
- Применяет навыки работы с
параметры фигур), цвет,
фрагментами рисунка при создании
ластик,
текст,
кисти
изображений
Добавление новых цветов в
палитру,
изменение
масштаба изображения и
размера рабочего полотна
Копирование и вставка
фрагмента
изображения
Коллаж
Текстовые документы
Текстовый
процессор
- Анализирует пользовательский
Создание и сохранение
интерфейс
применяемого
текстового
документа
программного средства
Редактирование
текста
- Создаёт небольшие текстовые
средствами
текстового
документы
посредством
процессора
и
с
квалифицированного клавиатурного
использованием «горячих»
письма с использованием базовых
клавиш
Инструменты
средств текстовых процессоров
редактирования: удалить,
- Форматирует текстовые документы
копировать,
вставить,
(изменение
шрифта,
кегля,

разделить
на
абзацы,
начертания, цвета)
исправить
ошибки
Вставляет
в
документ
Форматирование
изображения и изменяет их
Инструменты
положение
форматирования: шрифт,
Создаёт
маркированные
и
кегль, начертание, цвет
нумерованные списки
Изображения в тексте:
добавление,
положение
Маркированные
и
нумерованные списки
Раздел 3. Редактор презентаций (5 ч)
Мультимедийные
Знакомство с редактором
- Раскрывает смысл изучаемых
презентации
презентаций
Способы
понятий
(«презентация»,
организации информации
«редактор презентаций», «слайд»)
Добавление объектов на
- Анализирует пользовательский
слайд: заголовок, текст,
интерфейс
применяемого
таблица,
схема
программного средства
Оформление
слайдов
- Определяет условия и возможности
Действия со слайдами:
применения программного средства
создать,
копировать,
для решения типовых задач
вставить,
удалить,
- Создаёт презентации, используя
переместить
Макет
готовые шаблоны
слайдов
Раздел 5. Алгоритмы 2 (5 ч)
Язык программирования Scratch: циклы, анимация, - Определяет по программе, для
повороты (угол, градусы,
решения
какой
задачи
она
градусная
мера)
и
предназначена
вращение,
движение Программирует
линейные,
Алгоритм с вет- влением и
циклические и разветвляющиеся
его
блок-схема
алгоритмы
Использование
условий - Осуществляет действия
со
при составлении программ скриптами
на Scratch
Раздел 6. Систематизация знаний (4 ч)
Систематизация знаний
- Обобщает и систематизирует материал
курса
Резерв (6 ч)

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной
деятельности
« Основы логики и алгоритмики»
1 класс 33 часа
№
п/п

Тема занятия

Модуль 1. Введение в ИКТ
1
Техника безопасности

2
3

Знакомство с браузером
и платформой
Клавиатура и
компьютерная мышь

Колво
час
5
1

1
1

Дата
по
плану

Дата
фактич.

Характеристика деятельности
обучающихся
Изучает правила техники
безопасности при работе с
компьютером, различные ситуации,
работает с иллюстративным
материалом.
Осуществляет работу при помощи
браузера в сети Интернет.
Обсуждает устройства компьютера.
Приводит примеры различных
устройств компьютера с опорой на
собственный опыт

4

Информация и способы
ее получения

1

Раскрывает смысл изучаемых
понятий («хранение», «передача»,
«обработка»).
Определяет средства, необходимые

Подведение итогов
модуля
Модуль 2. Информация и
компьютер
6
Для чего нужен
компьютер
5

1

дляосуществления
информационных процессов
Обобщает полученные знания,
выполняет задания на платформе.

5
1

7
8

Графический редактор
Калькулятор

1
1

9

Текстовый редактор

1

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«файл», «папка»). Определяет
программные средства, необходимые
для осуществления 42нформациионных процессов при решении задач.
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«графический редактор»). Анализирует
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Создает и редактирует изображения с
помощью инструментов растрового
графического редактора.
Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«текстовый редактор»). Анализирует
пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Создает небольшие текстовые

Подведение итогов
модуля

1

Модуль 3. Логика. Объекты.
11
Названия объектов.
12
Свойства объектов
13
Сравнение объектов
14
Повторение
15
Подведение итогов
модуля
Модуль 4. Логика. Множества.
16
Истинные и ложные
высказывания
17
Множества объектов
18
Названия групп объектов
19
Общие свойства объектов

документы посредством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов.
Оперирует компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
Осуществляет работу с файлами и
папками в файловой системе
компьютера.

5
1
1
1
1
1

Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Оперирует понятием «объект».
Совершает действия с объектами на
основе их свойств.
Приводит примеры объектов.

10

1
1
1
1

Анализирует логическую структуру
высказываний. Классифицирует
объекты по множествам. Определяет
общие свойства объектов.

Подведение итогов
модуля
Модуль 5. Алгоритмы.
21
Последовательность
действий
22
Алгоритмы.
23
Свойства алгоритмов
24
Подведение итогов
модуля
20

Модуль 6. Систематизация
знаний.
25
Повторение. Информация
и компьютер
26
Повторение. Объекты и
множества
27
Повторение.
28
Повторение.

1
4
1
1
1
1

1
1
1
1

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«алгоритм», «исполнитель»).
Анализирует предлагаемые
последовательности команд на наличие
у них таких свойств алгоритма, как
массовость, результативность,
дискретность, понятность. Анализирует
изменение значения величин при
пошаговом выполнении алгоритма.
Обобщает и систематизирует материал
курса.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной
деятельности
«Основы логики и алгоритмики»

2 класс – 34 часа
Дата план.
№
Разделы и темы
п/п
уроков
Раздел 1. Теория информации (5 ч)
1
Информация
и
информатика.
2
Виды информации.
3
Информационные
процессы.
4
Способы организации
информации.
5
Подведение
итогов
модуля.

Дата
факт.

Виды деятельности
Раскрывает
смысл
изучаемых
понятий
(«информатика»,
«информация», «носитель
информации», «хранение»,
«передача», «обработка»).
Приводит
примеры
информационных
процессов с опорой на
жизненный опыт и ранее
изученный материал.
Классифицирует
информационные
процессы.
Использует

Примечание.
ЭОР.

Раздел 2. Устройство компьютера (6 ч)
6
Аппаратное
устройство.
7
Программное
обеспечение.
8
Файлы и папки.
9
Компьютер
и
информационные
процессы.
10 Виды компьютеров.
11. Подведение
итогов
модуля.

различные
способы
организации информации
при
осуществлении
информационных
процессов.
Получает информацию о
характеристиках
компьютера. Раскрывает
смысл изучаемых понятий
(«файл», «папка», «меню
«Пуск», «программа»).
Определяет программные
средства, необходимые для
осуществления
информационных
процессов при решении
задач.
Оперирует компьютерными
46ными46ации 46ными
объектами в нагляднографическом интерфейсе.
Выполняет основные

Раздел 3. Текстовый редактор (6 ч)
12 Повторение. Файлы и
папки.
13 Виды информации по
способу
представления.
14 Текстовый редактор.
15 Текстовый редактор.
Редактирование
текста.
16 Проектный урок.
17 Подведение
итогов
модуля.

Раздел 4. Алгоритмы и логика (5 ч)

операции с файлами и
папками. Осуществляет
работу с файлами и
папками в файловой
системе компьютера.
Анализирует
пользовательский интерфейс применяемого
программного средства.
Создает небольшие
текстовые документы
посредством
квалифицированного
клавиатурного письма с
использованием базовых
средств текстовых
редакторов.
Осуществляет набор и
редактирование текста
средствами текстового
редактора.

18
19
20
21
22

Введение в логику.
Истинность простых
высказываний.
Алгоритм
и
его
свойства.
Линейные алгоритмы.
Подведение
итогов
модуля.

Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(«объект»,
«высказывание»).
Определяет объекты и их
свойства.
Классифицирует объекты.
Анализирует логическую
структурувысказываний.
Строит логические
высказывания с
отрицанием.
Анализирует предлагаемые
последовательности команд
на наличие у них таких
свойств алгоритма.
Анализирует изменение
значения величин при
пошаговом выполнении
алгоритма.
Строит алгоритмическую
конструкцию «следование».
Работает в среде

Раздел 5. Графический редактор (6 ч)
23 Основные
инструменты
графического
редактора.
24 Графический
редактор.
Новые
инструменты.
25 Графический
редактор. Фон.
26 Проектный
урок.
Графический редактор
и
устройства
компьютера.
27 Презентация
проектов.
28 Подведение
итогов
модуля.
Раздел 6. Систематизация знаний (6 ч)
29 Проект по выбору.
30 Повторение.
Текстовый редактор и

формального исполнителя.
Анализирует
пользовательский интерфейс применяемого
программного средства.
Создает и редактирует
изображения
с помощью инструментов
растрового графического
редактора.

Обобщает и
систематизирует материал
курса.

31
32
33
34

графический
редактор.
Проектный урок.
Проектный урок.
Презентация
проектов.
Подведение итогов
модуля.

Календарно – тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Основы логики и алгоритмики»
3 класс – 34 часа
№
Тема занятия
Кол- Дата
Дата
Характеристика деятельности
п/п
во
по
фактич.
обучающихся
час
плану
Модуль 1. Введение в ИКТ
6
1
Информация и ее виды.
1
Раскрывает
смысл
изучаемых
понятий
(«информатика»,
Способы организации
2
1
«информация»,
«носитель
информации и
информации»,
«хранение»,
информационные
«передача», «обработка», «источник
процессы.
информации»,
«приемник
3
Аппаратное обеспечение
1
информации»,
«канал
связи.
компьютера.
Определяет виды информации по
форме представления. Использует
различные способы организации
информации при осуществлении
информационных процессов.
Определяет
виды
носителей
информации.
Определяет
виды
обработки
информации.

4
5
6

Программное
обеспечение компьютера.
Файлы и папки.
Подведение итогов
модуля.

Модуль 2. Текстовый
процессор.
7
Текстовый процессор.
Набор текста.
8
Редактирование и
форматирование текста.
9
Изображения в тексте.
10
Проект: пишем сказку.
11
Подведение итогов
модуля.

1
1
1

Раскрывает смысл изучаемых понятий
(«программа»,
«программное
обеспечение», «Рабочий стол», «меню
“Пуск”», «файл», «папка»). Определяет
программные средства, необходимые
для осуществления информаци- онных
процессов
при
решении
задач.
Оперирует
компьютерными
информациобъектами
в
нагляднографическом интерфейсе. Выполняет
основные операции с файла ми и
папками. Ищет информацию в сети
Интернет.

5
1
1
1
1
1

Анализирует
пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства. Создает небольшие текстовые
документы
посредством
квалифицированного
клавиатурного
письма с использованием базовых
средств
текстовых
процессоров.
Форматирует текстовые документы

Модуль 3. Графический
редактор.
12
Графический редактор.
Повторение.
13
Новые инструменты
графического редактора.
14
Работа с фрагментами
картинок.
15
Проектный урок.
16
Презентация проектов.
17
Подведение итогов
модуля.
Модуль 4. Логика.
18
Объекты и их свойства.
19
Логические конструкции
«все», «ни один»,
«некоторые».
20
Логика – решение задач.
21
Проектный урок.

(изменение шрифта, кегля, начертания,
цвета).
Вставляет в документ изображения и
изменяет их положение.
6
1
1
1
1
1
1
6
1
1

1
1

Анализирует
пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства. Создает и редактирует
изображения с помощью инструментов
растрового графического редактора.
Применяет
навыки
работы
с
фрагментами рисунка при создании
изображений.

Группирует объекты по общим и
отличительным
признакам.
Анализирует логическую структуру
высказываний. Осуществляет работу с
логическими конструкциями «все», «ни
один»,

Графический редактор и
объекты.
Презентация проектов.
22
Подведение итогов
23
модуля.
Модуль 5. Алгоритмы. Блоксхемы.
24
Алгоритмы и языки
программирования.
25
Блок-схемы.
26
Циклические алгоритмы
копия
27
Блок-схема циклического
алгоритма.
28
Проектный урок. Рисуем
блок-схему.
29
Подведение итогов
модуля.
Модуль 6. Систематизация
знаний.
30
Теория информации.

1
1

«некоторые».
Применяет
навыки
работы с объектами и высказываниями
для логических преобразований.

6
1
1
1
1
1
1

Анализирует
предлагаемые
последовательности команд на наличие
у них таких свойств алгоритма.
Определяет по блок-схеме, для решения
какой задачи предназначен данный
алгоритм.
Анализирует
изменение
значения величин при пошаговом
выполнении алгоритма. Сравнивает
различные алгоритмы решения одной
задачи. Создает, выполняет вручную и
на компьютере несложные алгоритмы с
использованием циклов и ветвлений в
визуальной среде программирования.

5
1

Обобщает и систематизирует материал

31
32
33
34

Повторение.
Повторение. Устройство
компьютера.
Повторение. Логика и
алгоритмы копия.
Проектный урок.
Текстовый редактор.
Подведение итогов
модуля.

курса.
1
1
1
1

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Основы логики и алгоритмики»
4 класс - 34 часа
№ п/п Название модуля и темы урока

Дата
по
плану

фактичес
ки

Характеристика
видов деятельности

Раздел 1. Введение в ИКТ (5 ч)
1

Виды информации и
информационные процессы.

2

Основные и переферийные
устройства компьютера.

3

Устройство ввода, вывода и
ввода-вывода.

Определяет
виды
информации
по
способу получения
и
по
форме
представления.
Использует
различные способы
организации
информации
при

Примечание.
ЭОР.

4

Программное обеспечение.
Файлы и папки.

5

Подведение итогов модуля.

осуществлении
информационных
процессов.
Определяет
устройства
компьютера и их
назначение.
Классифицирует
устройства
компьютера
на
основные,
периферийные,
устройства ввода,
устройства вывода
и
устройства
ввода-вывода.
Получает
информацию
о
характеристиках
компьютера.
Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(«программа»,

«программное
обеспечение»,
«операционная
система», «Рабочий
стол»,
«меню
“Пуск”»,
«файл»,«папка»)
Определяет
программные
средства,
необходимые для
осуществления
информационных
процессов
при
решении задач.
Оперирует
компьютерными
информационными
объектами
в
нагляднографическом
интерфейсе.
Выполняет

основные операции
с
файлами
и
папками.
Раздел 2. Графический и текстовый редакторы (5 ч)
6

Графический редактор.

7

Текстовой редактор.

8

Текстовой процессор.
Оформление текста.

9

Проектный урок.

10

Подведение итогов модуля.

Анализирует
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Создает
и
редактирует
изображения
с
помощью
инструментов
растрового
графического
редактора.

Применяет навыки
работы
с
фрагментами
рисунка
при
создании
изображений.
Анализирует
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Создает небольшие
текстовые
документы
посредством
квалифицированног
о
клавиатурного
письма
с
использованием
базовых
средств
текстовых
процессоров.

Форматирует
текстовые
документы
(изменение шрифта,
кегля, начертания,
цвета).
Вставляет
в
документ
изображения
и
изменяет
их
положение.
Создает
маркированные
и
нумерованные
списки.
Раздел 3. Редактор презентаций (6 ч)
11

Знакомство с редактором
презентаций.

Раскрывает смысл
изучаемых понятий
(«презентация»,
«редактор

12

Объекты на слайде.

13

Способы организации
информации.

14

Учимся оформлять слайды.

15

Проект «Новое устройство».

16

Подведение итогов модуля.

Раздел 4. Алгоритмы 1 (7 ч)

презентаций»,
«слайд»).
Анализирует
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Определяет условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения
типовых
задач.
Создает
презентации,
используя готовые
шаблоны.

17

Объекты и их свойства.
Логические утверждения. Тест.

18

Алгоритмы. Scratch.
Знакомство.

19

Scratch. Скрипты.

20

Scratch.Циклы.

21

Проект. Анимация.

22

Тестирование проектов.

Группирует
объекты по общим
и отличительным
признакам.
Анализирует
логическую
структуру
высказываний.
Строит логические
высказывания
с
отрицанием.
Строит логические
высказывания
с
конструкциями
«все», «ни один»,
«некоторые», «и»,
«или»
Вычисляет
истинное значение
логического

выражения.
Определяет
по
программе,
для
решения
какой
задачи
она
предназначена.
Программирует
линейные
и
циклические
алгоритмы.
Осуществляет
действия
со
скриптами.

23

Раздел 5. Алгоритмы 2 (5 ч)
24

Scratch. Повороты и вращения.

25

Scratch. Движение.

26

Алгоритм с ветвлением.

Определяет по
программе, для
решения какой
задачи она
предназначена.
Программирует

27

Scratch. Условия.

28

Подведение итогов модуля.

линейные,
циклическиеи
разветвляющиеся
алгоритмы.
Осуществляет
действия со
скриптами.

Раздел 6. Систематизация знаний (6 ч)
29

Повторение . Алгоритмы и
логика.

30

Проект по выбору.
Продолжение.

31

Презентация проекта.

32

Повторение. Викторина.

33

Карта знаний.

34

Подведение итогов модуля.

Обобщает и
систематизирует
материал курса.

Форма проведения занятий
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» рассчитан на один
академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с
учителем Тематическое планирование каждого класса состоит из 6 модулей, в каждом из которых
— от 3 до 6 занятий
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также
предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность. В курсе наиболее
распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов,
эксперименты,
викторины,
коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение
интерактивных заданий на образовательной платформе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Методические материалы для ученика:
- помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том
числе раздаточный материал и т д )
Методические материалы для учителя:
- методические материалы;
- демонстрационные материалы по теме занятия;
- методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на
занятии
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
- образовательная платформа
Учебное оборудование:
- компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет);
- компьютерные мыши;
- клавиатуры
Учебное оборудование для проведения лабораторных,
практических работ и демонстраций:
- мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».