Тропинка к своему Я

Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
(МБОУ «СОШ № 3»)

РАССМОТРЕНО
Руководитель
школьного
методического
объединения учителей
начальных классов
___________________
Л.А.Никулина
Протокол № 1 от
29.08.2024г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
_______________
И.П.Комельских

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ
№ 3»
________________
С.В. Патрушева
Приказ №85/1 от 30.08. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
начальное общее образование
(1класс)

г. Верхняя Салда
2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка ........................................................................................... 3
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я» ............................................................................................... 4
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» ............. 7
4. Учебно-тематическое планирование…………………………………………… 8
5. Список литературы………………………………………………………………12

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Программа курса внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» (далее
- программа) для 1 класса составлена в соответствии с образовательной
программой НОО МБОУ «СОШ № 3» на основе программы формирования
психологического здоровья младших школьников в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
Программа предназначена для обучающихся 1 класса и направлена на
формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников.
Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных
возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей,
формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы
дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства
других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического
противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для
полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является
психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих
исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между
индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования
психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к
социуму.
Курс занятий направлен на формирование у них следующих умений и
способностей:
- осознание себя с позиции школьника;
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
- способность справляться со страхами, обидами, гневом;
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески
относиться к одноклассникам;
- умение справляться с негативными эмоциями;
- стремление к изучению своих возможностей и способностей;
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса: формирование и сохранение психологического здоровья младших
школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной
жизни.

Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей.
Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными
программами начального общего образования курс занятий «Тропинка к своему
Я» изучается по одному часу в неделю (34 часа).
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой
выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и
взрослыми;
 извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного
текста
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя

учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
 строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
 уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с
помощью учителя
 учиться исследовать свои качества и свои особенности
 учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
 учиться наблюдать
 моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
 учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
 учиться работать в паре и в группе
 выполнять различные роли
 слушать и понимать речь других ребят
 осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в
соответствии с этой позицией.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного
обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод
экспериментальной
психологии,
анализ
продуктов
деятельности,
анкетирование и др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним
относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и
творческие игры), метод творческого самовыражения (литературное,
художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и
тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая
гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики:
принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и
активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный
подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в
обучении младших школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия,
факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),
психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и
способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки
(привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической
культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой
психической
деятельности,
формирование
эмоционально-целостного
отношения к психологической реальности и действительности в целом.


Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами:
ОБЖ, литература, математика, русский язык, где темы являются практическим

продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой
для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
 в проведении совместных уроков по информационным технологиям
(диагностика и обработка данных на компьютерах);
 в подготовке исследовательских работ (работа с литературой,
составление планов собственных исследований, анализ психологической
литературы);
 в включение в тематические планы уроков по безопасности
жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.
При проведении занятий необходимо использование следующих технологий:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Личностно-ориентированные технологии.
Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
Диалогические технологии.
КСО
Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
Коммуникативно-информационные технологии.
Технология учебно-игровой деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со
слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Работа с одаренными детьми
 Постоянно стимулировать их познавательную активность.
 Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который
обычно не включается в стандартный учебный план.
 Формировать
большую мыслительную гибкость в отношении
используемых материалов, времени и ресурсов.
 Предъявлять более
высокие требования к самостоятельности и
целеустремленности в решении задач.
 Стремиться
осуществлять учебный процесс в соответствии с
познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой
последовательности.
Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю
дифференциацию, использование личностно-ориентированных методов
обучения, тренинги, исследовательские и творческие задания. Во внеурочной
деятельности предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах,
турнирах, интерактивных играх и т.д.
Работа со слабоуспевающими учениками
При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование
следующих приемов, методов и форм работы:
 Выявление
слабоуспевающих
через
наблюдения,
анализ
психологической диагностики в начале учебного года.













Применение заданий различной степени трудности.
Работа в парах переменного состава, работа в группах,
взаимообучение.
Использование экспресс-диагностик.
Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.
Карточки-задания на дом.
Индивидуальные и групповые консультации.
Использование межпредметных связей.
Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.
Работа с учебной, дополнительной литературой.
Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов,
рефератов.
Использование интерактивных занятий
3. Содержание курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я» (34 часа)

Раздел 1. Я школьник (8 часов)
Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса.
Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем
классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».
Раздел 2. Мои чувства (6 часов)
Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства
и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить
дружно, помогать друг другу.
Радость. Радость можно выразить мимикой. Что такое мимика. Мимика
выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты. Передать радость другому
человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты – наши первые
помощники в общении. Радость можно передать прикосновением. Радость
можно подарить взглядом. Грусть.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом? Может ли гнев принести пользу?
Обида. Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?
Раздел 3. Чем люди отличаются друг от друга (6 часов)
Что такое качества людей, и какие они бывают? Какие качества окружающим
нравятся, а какие нет? Как мы видим друг друга?
Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг
друга.

В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное
качество.
Кто такой сердечный человек.
Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным
человеком?
Раздел 4. Какой Я – какой Ты? (8 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть
много разных положительных качеств.
Как научиться находить положительные качества у себя? Как правильно
оценить себя?
Как распознать положительные качества у других людей?
Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии,
сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
Какие качества нужны для дружбы?
Раздел 5. Трудности первоклассника (6 часов)
Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью,
вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к
проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников.
Главное - помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание
отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице. Итоговое
занятие.

4. Учебно-тематическое планирование.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8

Наименования разделов и
тем занятий

Кол-во
часов Характеристика основных видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий) по теме

Раздел 1. Я - школьник (8 часов)
Знакомство. Введение в мир
1 час Р Ориентируются на образец и правило выполнения
психологии.
действия
Как зовут ребят моего класса. 1 час П Выделяют и формулируют познавательную цель с
Зачем мне нужно ходить в
1 час помощью учителя
К Слушают и понимают речь других ребят
школу.
Л Формируют положительное отношение к школе
Я в школе.
1 час
Мой класс. Какие ребята в
1 час Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
моем классе.
сверстниками
Мои друзья в классе.
1 час П Умеют работать по предложенному учителем плану
Мои успехи в школе.
1 час К Доверительно и открыто говорят о себе и своих
чувствах
Л Ориентируются на понимание предложений и оценок
учителя, товарищей
Моя «учебная сила».
1 час Р Адекватно воспринимают предложения и оценку

учителя, товарищей
П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения
с помощью учителя
К Учатся работать в паре и группе

1
2

3
4

5

6

1
2

3

4
5

6

Раздел 2. Мои чувства (6 часов)
Что такое психология и зачем 1 час Р Планируют совместно с учителем свои действия в
она нужна человеку?
учебной и жизненной ситуации
Радость. Как ее доставить 1 час П Строят речевое высказывание в устной форме с
помощью учителя
другому человеку. Что такое
К Слушают, понимают речь других людей
мимика.
Мимика и жесты.
1 час Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле
как собственных поступков, так и окружающих
Радость – грусть.
Страх. Какие бывают страхи? 1 час Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения
Как справиться со страхом?
действия и вносят коррективы
П Слушают и понимают речь других
К Умеют задавать вопросы и участвовать в диалоге
Л Ориентируются на содержательные моменты школьной
действительности
Гнев как выражение чувств:
1 час Р Умеют понимать и контролировать свое эмоциональное
страха и обиды.
состояние
Как справиться с гневом?
П Учатся работать по предложенному учителем плану
Разные чувства. Как можно
1 час К Строят понятные для партнера высказывания
выразить свои чувства?
Раздел 3. Чем люди отличаются друг от друга (6 часов)
Что такое качества людей, и
1 час Р Извлекают с помощью учителя необходимую
какие они бывают?
информацию из литературного текста
Как мы видим друг друга?
1 час П Учатся рассуждать, строить логические умозаключения
с помощью учителя
К Понимают смысл простого текста
Л Проявляют учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу
В каждом человеке есть
1 час Р Вносят необходимые коррективы в действие после его
«тёмные» и «светлые»
завершения на основе оценки и учета характера ошибок
качества.
П Моделируют ситуацию с помощью учителя
К Учатся доверительно и открыто говорить о своих
чувствах
Самое важное качество.
1 час Р Овладевают способами самооценки выполнения
Кто такой сердечный человек. 1 час действия
П Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт
К Выполняют различные роли
Л Формируют положительное отношение к школе
Кто такой доброжелательный 1 час Р Осваивает правила планирования, контроля способа
человек. Трудно ли быть
действия
доброжелательным
П Учатся исследовать свои качества и свои особенности
человеком?
К Применяют первоначальные способы поиска
информации
Раздел 4. Какой Я – какой Ты? (8 часов)

1
2

3

4

Люди отличаются друг от
друга своими качествами…
Как научиться находить
положительные качества у
себя?
Как правильно оценить себя?
Как распознать
положительные качества у
других людей?
Важные аспекты в общении.

5

Чтобы лучше понять
другого…

6
7

Чувство симпатии.
Чувство сопереживания.

8

Какие качества нужны для
дружбы?

1
2

3

4

5

1 час Р Осваивают правила планирования, контроля способа
решения
1 час П Группируют предметы и их образы по заданным
признакам
К Строят понятные для партнера высказывания
Л Соблюдают правила игры и дисциплины
1 час Р Планируют совместно с учителем свои действия в
учебной и жизненной ситуации
П Строят речевое высказывание в устной форме с
помощью учителя
1 час К Слушают, понимают речь других людей
Л Ориентируются в нравственном содержании и смысле
как собственных поступков, так и окружающих
1 час Р Учатся осознавать свои трудности и стремятся к их
преодолению
П Включаются в творческую деятельность под
руководством учителя
К Учатся работать в паре и группе
Л Ориентируются на понимание чувств других людей
1 час Р Овладевают навыками самоконтроля в общении со
1 час сверстниками и взрослыми
П Умеют распознавать и описывать свои чувства под
руководством учителя
К Умеют договариваться
Л Формируют положительное отношение к школе
1 час Р Самостоятельно оценивают правильность выполнения
действия и вносят коррективы
П Слушают и понимают речь других
К Умеют задавать вопросы и участвовать в диалоге
Л Ориентируются на содержательные моменты школьной
действительности

Раздел 5. Трудности первоклассника (5 часов)
Школьные трудности.
1 час Р Строят речевое высказывание в устной форме
Домашние трудности.
1 час П Учатся исследовать свои качества и свои особенности
К Умеют ставить вопросы для сотрудничества в поиске и
сборе информации
Л Ориентируются на самоанализ и самоконтроль
результата
Как справляться с
1 час Р Осуществляют пошаговый и итоговый контроль по
трудностями?
результату
П Пересказывают небольшие тексты
К Строят простое речевое высказывание
Л Формируют положительное отношение к школе
Трудности в жизни
1 час Р Переносят навыки построения внутреннего плана
первоклассников.
действия из игровой деятельности в учебную
П Учатся наблюдать
К Договариваются и уважают разные мнения
Л Формируют положительное отношение к школе
Я – среди людей.
1 час Р Определяют и формулируют цель деятельности с

помощью учителя
П Моделируют ситуации с помощью учителя
К Учиться слушать и понимать речь других ребят
Л Проявляют сдержанность, терпеливость, вежливость в
процессе взаимодействия

Итого:

33
часа

Список литературы
1. О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования
психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.

2.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва,
«Сфера», 2001.
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве. М., 1990.
4. Мухина В.С. Детская психология. М., 1999.
5. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая
школа, 1994.
6. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.:
Просвещение, 1990.
7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга. 1993.
8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
9. Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В.
Первоуральск, 1997.
10. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 2004.
11. Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М.: Новая школа, 2004.
12. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.
13. Флейк-Хобсон К. и др. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений
с окружающими. М., 1992.
14. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.
15. Вайсен Р.И. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. М., 1996.
16. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
17. Прутцман П. Дружный класс как маленькая планета. СПб., 1998.
18. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1988.
19. Юнг К. Конфликты детской души. М., 1995.
20. Кляйн М. Зависть и благодарность. СПб., 1997.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».