Проектная деятельность

Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
(МБОУ «СОШ № 3»)

РАССМОТРЕНО
Руководитель школьного
методического
объединения учителей
начальных классов
___________________
Л.А.Никулина
Протокол № 1 от 30.08.2023г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_________________
И.П.Комельских

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ
«СОШ № 3»
________________
К.О.Шолохов
Приказ №72 от 31.08. 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
начальное общее образование
(1-4 классы)

г. Верхняя Салда
2023 год

ПРОГРАММА
КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
1.

Результаты изучения курса
Планируемые личностные результаты
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие
социально значемых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций,
ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил
межличностного общения обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение: готовность

и способность обучающихся к саморазвитию;

внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектов различных
уровней; социальная компетентность как готовность к решению моральных делем,
устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки
адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмпатия как
понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация: уважительное отношение к иному мнению,
культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не
создавать конфликты и находить выходы из спорной ситуации.
Планируемые метапредметные результаты и универсальные учебные действия
(УУД)
Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися
проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов
деятельности, применяемых как в рамках образовательно процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание : формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать
практическую задачу в позновательную; ставить новые учебные задачи в
сотрудничестве с учителем.
Планирование: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять последовательность промежуточных целей и

соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план
последовательность действий.
Осуществление
материализованной,

учебных

действий:

гипермедийной,

выполнять

громкоречевой

учебные
и

действия

умственной

в

формах;

использовать речь для регуляции своего действия.
Прогназирование: предвидеть возможности получения конкретного результата при
решении задачи.
Контроль и самоконтроль: сличать способ действия и его результат с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату; осуществлять констатирующий и
прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция: вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на
основе его оценки и учета сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложение
учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных
ошибок.
Оценка: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действий с
требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:

концентрация

воли

для

преодоления

интеллектуальных

затруднений и физических препятствий; стабилизация эмоционального состояния для
решения различных задач.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
ориентироваться в в разнообразии способов решения задач; выбирать наиболее
эффективные способы решения задач; контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности; ставить, формулировать и решать проблемы; самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности

при решении проблем различного характера;

осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменных формах, в том
числе творческого исследовательского характера; осуществлять смысловое чтение;
выбирать вид чтения в зависимости от цели.
Знаково-символические: использовать знаково – символические средства, в том
числе модели и схемы для решения задач; моделировать, то есть выделять и

обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения
конкретных задач.
Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных
источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема); сбор
информации (извлечение необходимой информации из различных источников);
дополнение таблиц новыми данными;
основной

и

второстепенной

информации(

устным,

обработка информации (определение

информации);
письменным,

анализ

информации;

цифровым

передача

способами);оценка

информации(критическая оценка, оценка достоверности).
Логические: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение
существенных признаков; подведение под правило; анализ; синтез; сравнение;
сериация; классификация по заданным критериям; установление аннологий;
установление причинно-следственных связей; построение рассуждения; обобщение;
использование базовых предметных и метапредметных понятий для характеристики
объектов окружающего мира.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество: проявлять активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества: задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять
цели,

функции

участников,

способы

взаимодействия;

договариваться

о

распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие: формулировать собственное мнение и позицию; задавать
вопросы; строить понятные монологические высказывания ; вести устный и
письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтактическими нормами
родного языка; слушать собеседника.
Управление коммуникацией: аргументировать свою позицию и координировать ее с
позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек
зрения; разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:
составление текста-рассуждения; выбор доказательств для аргументации своей точки
зрения; использование обобщающих слови понятий.
Различные способы поиска и использования информации: поиск значения слова по
справочнику; «чтение «информации, предоставленной разными способами.
Смысловое чтение: овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное построение
речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации; составление
текстов в устной и письменной форме.
Обучающиеся научатся:
 Осуществлять

поиск

необходимой

информации

для

выполнения

учебныхзаданий с использованием справочной и учебной литературы;
 Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
для решения задач;
 Строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
 Выделять существенную информацию из текстов разных видов;
 Осуществлять

анализ

объектов

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков;
 Осуществлять синтез как составление целого из частей;
 Проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
 Устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме
связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
 Устанавливать аналогии;
 Адекватно

использовать

коммуникативных

речевые

средства

для

решения

различных

задач, строить монологические высказывание, владеть

диалогической формой речи.
Обучающие получат возможность научится:
 Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и интернет;
 Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
 Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
формах;

 Осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и выполняя недостающие компоненты;
 Осуществлять сравнение, сериализацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критериидля указанных логических операций;
 Строить

логическое рассуждение, включающее установление причинно –

следственных связей;
 Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении
начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с
содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту
литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники
научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными
навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме,
приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы,
схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации,
выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и
информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать
полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных
причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а
также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск
информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой

информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся
жизненным опытом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
-находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-определять тему и главную мысль текста;
-делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-вычленять

содержащиеся

в

тексте

основные

события

и

устанавливать

их

последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
-сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных
признака;
-понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте
несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
- характеризовать явление по его описанию;
- выделять общий признак группы элементов);
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы,
схемы, диаграммы;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр,
структуру, выразительные средства текста;
-использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
-работать с несколькими источниками информации;
-сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
-пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в
тексте напрямую;

-формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
-сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
-делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
-составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
-высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
-определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в
информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
-сопоставлять различные точки зрения;
-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
-участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Выпускник получит возможность научиться:
-сопоставлять различные точки зрения;
-соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
-в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального
общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и
работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт
работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,
звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся

познакомятся

с

различными

средствами

информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей
культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук,
изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать
медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для
решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять
возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных
и практических ситуациях.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для
решения

разнообразных

учебно-познавательных

и

учебнопрактических

задач,

охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут
формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в
средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
-использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного
аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

-выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
-организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.
Технология

ввода

информации

в

компьютер:

ввод

текста,

запись

звука,

изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств
(фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать
небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,
использовать компьютерный перевод отдельных слов;
-рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете; -сканировать
рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи
и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
-описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать
аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе
опроса людей;
-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать
полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять
ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
- информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах
данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять
список используемых информационных источников (в том числе с использованием
ссылок); -заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться:
- грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;
-критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
- текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и
сохранять их;
-создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности
слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
-создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
-создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
-размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной
организации;
-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать
ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
-представлять данные;
-создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной
клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
-создавать модели и управлять ими в компьютерноуправляемых средах;
-определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые
алгоритмы) в несколько действий, строить программы с использованием конструкций
последовательного выполнения и повторения;

-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы, включая навыки проектирования;
-моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
В результате изучения курса «Проектная деятельность» обучающиеся на уровне
начального общего образования:
- научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих
предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
- овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки,
наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
- приобретут необходимые вычислительные навыки;
- научатся применять математические знания и представления для решения учебных
задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных
ситуациях;
- получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном
принципе записи чисел;
- научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить
неизвестный компонент арифметического действия;
- составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения
текстовых задач;
- познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать,
называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и
площадей;

- приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практикоориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением,
анализом и интерпретацией данных;
- смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять
готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и
прогнозы;
- приобретут первоначальные представления о компьютерной грамотности.
3.Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
к концу 2-го класса.
Необходимые умения:
 Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы, и ее результат.
 Умение анализировать и оценивать работу группы.
Умение планировать:
 Количество деталей;
 Выбор формы и цвета деталей;
 Расположение деталей на изделии;
 Последовательность операций;
 Распределение операций между членами группы;
 Распределение и последовательность операций для оптимизации работы по
времени.
Умение анализировать:
 Свои знания (знаю или не знаю);
 Условия количественных и качественных характеристик изделия;
 Условия отбора материалов, деталей для выполнения работы;
 Состав операций, необходимых для выполнения работы;
 Соответствие хода работы предварительно составленному плану.
Умение представлять:
 Умение предъявить продукт;
 Умение рассказать о работе группы и каждого участника на общий результат;
 Умение рассказать о достигнутом результате;
 Формирование представления об этике и эстетике предъявления продукта.

к концу 3-го класса.
 выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
 формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять
цели и задачи для её реализации;
 осуществлять планирование и составлять план своей работы;
 предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с
презентацией, делать самоанализ.
к концу 4-го класса.
 Планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план,
использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в
соответствии с планом.
 Анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия.
 Формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо
решить для достижения цели, составлению проекта. Ставить перед собой
познавательные и исследовательские задачи.
 Формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде таблицы,
схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза и пр.
 предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с
презентацией.


2.

делать самоанализ (проводить рефлексию собственной деятельности),

Содержание курса «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».

Основным содержанием курса «Проектная деятельность» являются проектные
умения, цепочки проектных действий, обусловленные технологией проектирования,
проектирование и презентация (и\или осуществление) в целостном учебном проекте
минимального уровня сложности, а также общеучебные умения и УУД.
Вспомогательным содержанием является содержание предъявляемых проблемных
ситуаций в заданиях курса. Объекты ситуации и всё, что известно о ней ученикам,
являются содержанием, на котором разворачивается образовательный процесс в
деятельности. Это та часть содержания, с которым будут проводиться различные
действия и операции при выполнении задания, которая должна быть в достаточной

степени известна, понятна, знакома из личного житейского опыта учеников или
изученного ранее на других предметных занятиях.
При формировании умения работать с альтернативными источниками информации
содержание привлекается из справочников, энциклопедий, Интернета с соблюдением
принципов доступности, соответствия теме, краткости.
2 класс
Во 2 классе обучение начинается с формирования и развития умения планировать.
Дети учатся планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии с
составленным планом. В первый год обучения ставится цель – научить планировать
работу по заданному результату. В каждом задании курса обрисовывается результат
несложной ручной работыили разрешения несложной житейской ситуации. Работая над
заданием, дети продумывают свою работу, определяют план и его фиксируют. Создается
ситуация выбора необходимых материалов иззаведамо большего разнообразия.
Проектные умения, формируемые во 2 классе
Умение планировать
Умение анализировать

свою работу:
 свои знания (знаю и не
знаю);
 количество деталей;
 условия
 выбор формы и цвета
(количественные
и
 расположение деталей
качественные
на изделии;
характеристики
 сочетая различные виды
изделия);
освоенного
 условия
отбора
планирования;
материалов, деталей для
 последовательность
выполнения работы;
операций;
операций,
 распределение операций  состав
необходимых
для
между членами группы
выполнения работы;
 последовательность
и

соответствие
хода
распределение операций
работы предварительно
в
группе
для
составленному плану;
оптимизации работы по
 ситуацию и проблему.
времени

работу другого:
 для
достижения
заданного результата;
 для решения проблемы

Умение представлять
 продукт
проектной
деятельности;
 соблюдать
правила
этики
и
эстетики
предъявляемого
продукта;
 рассказ о работе группы
(на общий результат);
 краткий
рассказ
о
достигнутом результате

3 класс
3 класс – второй год обучения проектной деятельности. Продолжается
формирование общеучебных и проектных умений. Основным формируемым умением
по-прежнему остается планирование. Планирование в заданиях 3-го класса имеет самые
разные формы записи планов.

Продолжается работа , начатая в последней четверти 2-го класса по постановке заданий
на проектирование: через рассмотрение проблемной ситуации к формированию
проблемы.
После первого полугодия, после 3-й четверти и в конце года организуются уроки
рефлексии на этих уроках учащиеся вспоминают, то что делали и для чего им это было
нужно.
Проектные умения, формируемые в 3 классе
На уроках «Проектной деятельности» в 3 классе происходит формирование умения:
 определять действия и операции, составлять план по действиям и операциям, план
по размещению деталей на изделии, их количеству;
 планировать работу группы с учетом времени и составлять оптимальный план;
использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в
соответствии с планом;
 анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия; уточнять
условия, в которых рассматривается проблема;
 формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект, в виде карты-схемы,
схемы, буклета, алгоритма; представлять ход и результат проделанной работы.
4 класс
4 класс – третий год обучения по курсу «Проектной деятельность» . продолжается
формирование общеучебных и проектных умений.
В 4 классе завершается умение планировать, которое проводилось во 2, 3 классах.
Планирование в заданиях для 4 класса осуществляется в самых разных ситуациях, тем
самым показывая универсальность этого действия.
Во втором полугодии появляются задания со сложными проблемами, состоящими из
нескольких проблем.

Начинается формирование умения формулировать результат

проектирования, отличать его от результата осуществления проекта. В течении всего
учебного

года

в

каждом

задании

и

на

специально

организованных

уроках

целенаправленно формируется рефлексивные умения, которые необходимы для усвоения
проектных действий и на этапах презентации и самооценки в учебном проектировании.
На уроках рефлексии происходит теоретическое и практическое освоение рефлексийных
действий. Завершаются эти уроки письменным тестом.
Проективные умения, формируемые в 4 классе

На уроках «Проектная деятельность» в 4 классе завершается формирование
следующих умений:
 определять состав действий и операций; составлять план по действиям и
операциям;
 планировать работу группы с учетом времени и составлять оптимальный план;
использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу
по плану;
 анализировать ситуацию, содержащую проблему

и условия, в которых

рассматривается проблема, уточнять их; формулировать проблему и цель;
 формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде таблицы, схемы,
карты-схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза т.п.
В то же время в 4классе продолжается формирование умений представлять ход
результат проделанной работы и проводить рефлексию собственной деятельности.
Формирование этих умений не завершается в 4 классе, а будет продолжено в 5-6 классах.
Учебное

проектирование-необходимый

элемент

современной

системы

образования, Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в
качестве дидактического средства, необходимо подготовить учеников к самостоятельной
работе в рамках учебного проекта, необходимо сформировать у них проектные умения и
навыки. Развивая проектные умения и выполняя целостные проекты, можно
формировать проектную деятельность в целом. В дальнейшем учитель может
использовать учебные проекты для организации самостоятельного добывания знаний
учащимися и более эффективного их усвоения на предметных занятиях. Учебное
проектирование позволяет решать задачи формирования базовых компетентностей и
может использоваться для решения воспитательных задач.
Цель:
Формирование основополагающих умений учебного проектирования.
Формы и методы работы.
Занятия проходят во внеурочное время, 1 раз в неделю.
Занятие имеет несколько составных частей:


фронтально-интерактивную,



деятельностно-групповую,



презентативную.

Формы организации образовательного процесса
Общеклассные формы: урок-проект, урок рефлексии.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания,
совместная проблемно-поисковая деятельность, презентация.
Индивидуальные формы: письменные упражнения,
заданий.

выполнение индивидуальных

4.Календарно тематическое планирование 2 класс
Тема урока
1. План и
планирование.
2. Украшение
коробки.

Кол-во
часов,
даты
1
1

3. Украшение
шапочки.

1

4. Украшение
ёлочки.

1

5. Яблоки на
яблоне.

1

6. Цветок желаний.

1

7. Одень куклу.

1

8.
Поздравительная
открытка.

1

9. Зоопарк.

1

Элементы содержания

Виды деятельности уч-ся

Проблемное введение понятий
«План», «Планирование».
Закрепление понятий «План»,
«Планирование». Обучение
составлению плана.
Формирование умения составлять
и осуществлять план при
планировании количества деталей
и их расположения на изделии.
Выполнять работу в соответствии с
планом.
Закрепление умения составлять
план по кол-ву деталей и
размещению их на изделии;
выполнять работу в соответствии с
планом; введение новой записи
плана.
Закрепление умения составлять
план по кол-ву деталей и
размещению их на изделии;
выполнять работу в соответствии с
планом; закрепление табличной
формы записи.
Закрепление умения составлять
план по распределению деталей и
операций между членами группы;
выполнять работу в соответствии с
планом; введение распределённого
предъявления изделия и хода
работы группы.
Введение работы с условием
выбора деталей; закрепление
умения составлять план по
распределению операций между
членами группы; закрепление
умения предъявлять изделие и ход
работы группы.
Закрепление работы с условием и
усложнением выбора (тема
праздника, атрибуты); закрепление
умения составлять план по
распределению операций между
членами группы; закрепление
умения предъявлять изделие и ход
работы группы.
Закрепление работы с условием и
усложнением выбора
(сопоставление двух множеств:

Групповая работа над заданием;
фронтальный анализ.
Групповая. Планирование по колву деталей.
Групповая.
Планирование по кол-ву деталей
расположению.

Групповая, самостоятельное
планирование по кол-ву деталей
расположению. , сольная
презентация
Работа в парах, самостоятельное
Табличный план по операциям.

Групповая, коллективная
презентация.

Групповая. Работа по заданному
условию. Самостоятельное
планирование, коллективная
презентация.

Групповая.
Распределение работы в
сотрудничесве.

Групповая.
Подетальное планирование

10. Венок.

1

11. Мозаика из
частей квадрата.

1

12. Мозаика из
частей ромба.

1

13. Фантазия из
частей ромба.

1

14. Орнаментаппликация.

1

15. Аппликация
человечка.

1

16. Дом моей
мечты.

1

17-18. Зона отдыха
в парке.

2

звери и детёныши и выбора двух
пар); закрепление умения
составлять план по распределению
действий между членами группы;
закрепление умения предъявлять
изделие и ход работы группы.
Закрепление умения составлять
план по кол-ву деталей,
фиксировать план в табличной
форме и выполнять работу в
соответствии с планом; фиксация
плана в виде эскиза.
Формирование умения составлять
план порядка сборки с
обозначением на эскизе,
выполнять работу в соответствии с
планом. Введение в работу
геометрических фигур и их частей.
Закрепление умения составлять
план по количеству деталей,
порядку сборки изделия.
Распределения работы в группе,
умения выполнять работу в
соответствии с планом.
Закрепление умения составлять
план по количеству деталей,
порядку сборки изделия.
Распределения работы в группе,
умения выполнять работу в
соответствии с планом.
Закрепление умения составлять
план по количеству деталей,
порядку сборки изделия.
Распределения работы в группе,
умения выполнять работу в
соответствии с планом.
Закрепление умения составлять
план по количеству деталей,
порядку сборки изделия.
Распределения работы в группе,
умения выполнять работу в
соответствии с планом.
Формирование умения делать
отбор необходимых трафаретов по
выбранной картинке.
Закрепление умения составлять
план по количеству деталей,
порядку сборки изделия. Умения
выполнять работу
1- Закрепление умения
планировать(комплексное
планирование).
Распределения работы в
группе в ситуации большой
комплексной работы.

Индивидуальная;эскиз,декодиров
ание Самостоятельная.

Групповая.

Групповая.

Групповая по составлению плана.
Индивидуальная по изготовлению
мозаики.

Парно-индивидуальная.
Планирование порядка сборки,
кол-ва и вида геометрических
фигур по заданной схеме
орнамента.
Групповая. Планирование
порядка сборки, кол-ва и вида
геометрических фигур по
заданной схеме орнамента.
Презентация по вопросам.

Индивидуальная. Эскиз, вид и
кол-во геометрических фигур,
порядок сборки, рефлексия,
презентация.
Групповая. Комплексное
планирование, рефлексия,
презентация.

19-20. Поезд.

2

21. Стол и стул.

1

22. Стол.

1

23. Машина.

1

24. Чайник.

1

2- Формирование умения
предъявлять результат
работы, рефлексия
групповой работы и
использованных видов
планирования.
1- Введение
понятий Групповая. Составление
«Планирование
по оптимального плана с помощью
времени»,
«оптимальный учителя.
план»;
декодирование.
Формирование
умения
планировать
одновременную
по
операциям работу членов
группы и осуществлять
свою
групповую
деятельность
в
соответствии с планом.
2- Формирование
умения
планировать
одновременную
по
операциям работу членов
группы и осуществлять
свою
групповую
деятельность
в
соответствии с планом.
Закрепление умения составлять
план по операциям и выполнять
работу в соответствии с планом;
Формирование умения
планировать с учётом времени и
составлять оптимальный план;
декодирование.
Закрепление умения составлять
план по операциям и выполнять
работу в соответствии с планом;
Формирование умения
планировать с учётом времени и
составлять оптимальный план;
декодирование.
Закрепление умения составлять
план по операциям и выполнять
работу в соответствии с планом;
Формирование умения
планировать с учётом времени и
составлять оптимальный план;
декодирование.
Введение понятий «Ситуация»,
«проблема», «условия»,
«возможные действия»;
закрепление умения составлять

Групповая. Самостоятельное
оптимальное планирование.

Работа в парах. Самостоятельное
оптимальное планирование.

Работа в парах. Парное
планирование

Индивидуальная. Запись плана в
виде инструкции.

25. Набрать воды
из реки.

1

26. Винегрет.

1

27. Куст сирени
под окном.

1

28. Гирлянда.

1

29. Безопасный
переход улицы.

1

30. Безопасный
переход улицы-2.

1

31. Фальшивая

1

план как последовательность
действий; введения кодирования и
с использования его при записи
плана.
Введение понятий «Ситуация»,
«проблема» и «цель» в их
взаимосвязи, формулирование
проблемы в виде вопроса,
формулирование цели как
ожидаемого результата; развитие
умения планировать при
составлении плана-инструкции.
Формирование умения
анализировать и формулировать
проблемную ситуацию, проблему
и цель; определение состава
действий и последовательности их
выполнения для решения
проблемы; Введение понятий
«рецепт», «план-инструкция в
рецепте».
Работа с понятиями «ситуация»,
«проблема», «цель»;
Формирование умения
формулировать проблему в виде
вопроса; закрепление умения
составлять план-инструкцию;
запись плана с помощью
сокращённых обозначений.
Формирование умения
анализировать и формулировать
проблемную ситуацию, проблему
и цель; определение состава
действий и последовательности их
выполнения для решения
проблемы; составление
инструкции и её выполнение;
Введение понятия «повторение в
инструкции».
Работа с понятиями «ситуация»,
«проблема» и «цель»;
формирование умения
формулировать кратко ситуацию и
проблему; закрепление умения
составлять план действий, план,
как инструкцию; введение понятия
«правило».
Закрепление понятий «ситуация»,
«проблема», «цель» в их
взаимосвязи; ; Введение понятий
«алгоритм», «алгоритм с
условием»; развитие умения
работать в соответствии с
поставленной целью; составлять
план-инструкцию.
Закрепление понятий «ситуация»,

Индивидуальная. Запись
инструкции в виде схемы.

Групповая при выполнении
планирования; индивидуальная.
Запись плана в виде инструкции.

Индивидуальная. Запись
инструкции в виде схемы.

Групповая. Запись инструкции в
виде схемы. Инструкция с
циклом.

Индивидуальная. Запись
инструкции в виде схемы.
Правило-инструкция с условием.

Индивидуальная. Запись
инструкции в виде схемы.
Алгоритм с 2-мя условиями.

Индивидуальная. Запись

монета.

32.Наши работы.

1

«проблема», «цель» в их
взаимосвязи; Введение понятий
«алгоритм», «алгоритм с
условием»; развитие умения
работать в соответствии с
поставленной целью; составлять
план-инструкцию, алгоритм с
условием и алгоритм внутри
алгоритма. Введение понятий
«алгоритм внутри алгоритма»
Закрепление понятий. Развитие
умения работать в соответствии с
поставленной целью; составлять
план-инструкцию, алгоритм с
условием и алгоритм внутри
алгоритма. Введение понятий
«алгоритм внутри алгоритма»

инструкции в виде схемы.
Алгоритм в алгоритме.

Групповая. Запись инструкции в
виде схемы. Инструкция с
циклом. Самостоятельная работа
группы.

Тема урока
1. Грибы в
лукошке.

2-3. Мебель для
куклы: кровать и
тумбочка.

4-5. Мебель для
куклы: круглый
стол и стул.

6. Вода.

7-8. Домашнее
животное.

9-10. Здоровый
образ жизни.

11. Безопасный
переход улицы.

Тематическое планирование курса в 3 классе
Кол-во
Элементы содержания
Виды деятельности уч-ся
часов,
даты
1
Закрепление умения составлять
Групповая. Планирование по колплан по количеству деталей,
ву и расположению деталей.
порядку сборки изделия.
Распределения работы в группе,
умения выполнять работу в
соответствии с планом.
2
Закрепление умения выделять
Групповая. Сетевое планирование
проблему из проблемной ситуации; с использованием кодирования.
определять цель и пути решения в
виде задач, выполнять сетевое
планирование, выполнять работу в
соответствии с планом.
2
Закрепление умения выделять
Групповая. Сетевое планирование
проблему из проблемной ситуации; с использованием кодирования.
определять цель и пути решения в
виде задач, выполнять сетевое
планирование, выполнять работу в
соответствии с планом.
1
Закрепление умения выделять
Групповая. Работа над проблемой
проблему из проблемной ситуации; и задачами.
формулировать проблему и цель;
Индивидуальная.
ставить перед собой
Исследовательский проект.
познавательные задачи(найти
способ приобретения новых
знаний); представлять ход и
результат проделанной работы.
2
Закрепление умения выделять
Групповая.
проблему из проблемной ситуации; 1-Формулирование задачи на
формулировать проблему и цель;
исследование, описание и
ставить перед собой
инструкция по уходу за
познавательные задачи(найти
животным.
способ приобретения новых
2-Презентация и меморандум.
знаний); представлять ход и
результат проделанной работы.
Формирование умения обобщения
результатов работы в форме
меморандума.
2
Закрепление умения выделять
Групповая.
проблему из проблемной ситуации; 1- Работа над проблемой и
формулировать проблему и цель;
задачами.
ставить перед собой
2- Индивидуальная. Презентация в
познавательные и
виде отчёта.
исследовательские задачи.
Самоанализ и сравнение.
Презентация.
1
Закрепление умения выделять
Индивидуальная. Составление
проблему из проблемной ситуации; инструкции, алгоритма.
формулировать проблему и цель;
ставить перед собой задачи.
Закрепление умения составлять
план по действиям, план как

12. Маршрут.

1

13. Рукавицы для
Незнайки.

1

14. Новогодний
праздник.

1

15.
Пригласительный
билет.

1

16. Рефлексия-1.

1

17-18. Коврик.

2

19. Детская
площадка.

1

20-21. Ленивые
вареники.

2

22-23. Школьное
экскурсионное

2

инструкцию, правило.
Закрепление умения выделять
проблему из проблемной ситуации;
формулировать проблему и цель;
ставить перед собой задачи.
Введение составления плана как
схемы и инструкции.
Вычленять проблему и цель,
формулировать ожидаемый
результат-план действий, алгоритм
Формирование умений:
анализировать проблемную
ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять
проблему и ставить цель;
формулировать ожидаемый
результат, составлять план.
Формирование умений:
анализировать проблемную
ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять
проблему и ставить цель;
формулировать ожидаемый
результат, составлять план и
записывать его в виде макета.
Формирование методологической
базы проектных уроков,
закрепление знаний, умений и
навыков процесса проектирования;
введение понятия «рефлексия»
Формирование умения определять
состав действий и операций,
составлять план по кол-ву
действий и операций, распределять
работу в группе и выполнять её в
соответствии с планом.
Формирование умений:
анализировать проблемную
ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять
проблему и ставить цель;
формулировать ожидаемый
результат; определять состав
действий и операций, составлять
проект.
Формирование умений:
анализировать проблемную
ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять
проблему и ставить цель;
формулировать ожидаемый
результат; определять состав
действий и операций, составлять
проект.
Формирование умений:
анализировать проблемную

Групповая. Составление схемы.

Индивидуальная. Работа с
условием-разветвлённый
алгоритм.
Групповая. Планирование
мероприятия: программа
праздника и план его подготовки.

Групповая. Презентация.

Индивидуальная.

Групповая.
1-Определение состава действий.
2- Презентация.

Групповая.
1-Схема, кодирование, эскиз,
инструкция.
2- Презентация.

Групповая.
1-Планирование
технологического процесса, эскиз.
2- Презентация.

Групповая.
1-Маршрутный лист с

бюро.

24-25. Сухарики.

2

26. Рефлексия-2.

1

27-28. Фитодизайн
класса.

2

29-30. Профессии
наших родителей.

2

31-32 Викторина.

2

33. рефлексия-3.

1

34.Наши работы.

1

ситуацию, содержащую условия;
уточнять условия, вычленять
проблему и ставить цель;
формулировать ожидаемый
результат; определять задачи по
составлению проекта; фиксировать
проект в виде схемы, буклета.
Формирование умений:
анализировать проблемную
ситуацию, содержащую условия;
формулировать проблему и цель;
определять задачи для достижения
цели. Представить ход и
результата проделанной работы.
Выявление степени
сформированности: умения
построить план выступления на
презентации, представления об
этапах проектирования; развитие
умения решать проблемы.
Формирование умений:
анализировать проблемную
ситуацию, содержащую условия;
формулировать проблему и цель;
определять задачи для достижения
цели; участвовать в коллективной
презентации с демонстрацией
плаката.
Контроль и закрепление
проектных умений. Формирование
представления о проектировании
социологического опроса.
Формирование о комплексном
распределении работы между
группами класса с последующим
соединением результатов в единое
целое(презентация-мозаика)
выявление степени
сформированности представлений
о проектировании.
Закрепление понятий. Развитие
умения работать в соответствии с
поставленной целью; составлять
план-инструкцию, алгоритм с
условием и алгоритм внутри
алгоритма. Введение понятий
«алгоритм внутри алгоритма»

разработкой экскурсии по школе.
2-Буклет, презентация.

Групповая.
1-Постановка задач, составление
бизнес-плана.
2-Презентация макета упаковки

Индивидуальная.

Групповая.
Исследование информации о
растениях, составление
инструкции. Составление таблицы
с занесением сведений об уходе за
растениями; использование
плаката в презентации.
Коллективная. Фронтальная
работа по повторению
методологии проектирования.
Индивидуальная.
Самостоятельная.
Групповая. Распределение
работы, презентация-мозаика.

Индивидуальная.
Практическое освоение
рефлексивных действий.
Групповая. Запись инструкции в
виде схемы. Инструкция с
циклом. Самостоятельная работа
группы.

1. Аквариум.

1

2-3. Волшебный
сундучок.

2

4. Волшебный
сундучок.

1

5-6. Туесок.

2

7-8. Вазочка.

2

9-10. Конвейер.

2

11-12. Стройка.

2

13-14. Карнавал.

2

15-16. Рефлексия1,Мороженое.

2

17-18.Информация

2

Тематическое планирование курса в 4 классе
Формирование умения постановки Групповая. Комплексное
задачи на планирование групповой планирование. Рефлексия этапов
работы; распределение и
работы, хода планирования,
выполнение работы в группе в
обсуждения и принятия решения
соответствии с планом; введение
рефлексивной готовности
Закрепление умения составлять
Групповая.
оптимальный план. Презентация с 1-Сетевое планирование. Анализ
рефлексией проделанной работы.
плана на наличие передачи
Введение понятия «оптимизация
деталей в процессе работы.
по количеству передач
2-Составление оптимального
плана и его осуществление.
Формирование умения составлять
Работа в парах
оптимальный план. Анализ хода
Индивидуальная. Составление
составления плана, его
оптимального плана.
оптимальности по кол-ву передач в
процессе его выполнения.
Закрепление умения составлять
Групповая.
оптимальный план с разными
1- Сетевое планирование.
факторами оптимизации.
2- Презентация.
Использование кодирования.
Формирование рефлексивного
умения- анализа работы по плану.
Закрепление умения составлять
Групповая.
оптимальный план с разными
1- Сетевое планирование.
факторами оптимизации.
2- Презентация и рефлексия хода
Использование кодирования.
работы группы.
Формирование рефлексивного
умения- анализа работы по плану.
Формирование умения составлять
Групповая.
оптимальный план бригады и
1- Сетевое планирование.
конвейера; Формирование умения
2- Презентация с плакатом.
рефлексивного анализа работы
Имитация работы бригады
бригады по плану. Презентация с
(ролевая игра)
плакатом.
Формирование умения составлять
Групповая.
план- график работы бригады с
Оптимальное планирование
учётом времени подвоза деталей;
Формирование умения
рефлексивного анализа работы по
плану. Презентация с макетом.
Формирование умения составлять
Групповая.
план как результат
1-Проектирование подготовки
проектирования; Формирование
маски-персонажа, выступление на
умения рефлексивного анализа
конкурсе, осуществление проекта.
работы группы по обсуждению и
2-Рефлексия и самооценка.
выбору; ввод критериального
оценивания.
Теоретическое и практическое
1- Индивидуальная.
освоение рефлексивных умений
Самостоятельная
2- Индивидуальная.
Самостоятельная
Формирование умения
Индивидуальная.

печатных
источников.
19-20. Настольная
игра.

2

21-22. Школьный
автобус.

2

23-24. Школьная
спартакиада.

2

25-26. Кем быть?

2

27. Исследование.

1

28-29. Кислотные
дожди.

2

30-31. Наш класс.

2

32. Рефлексия.

1

33. обсуждение
итогов года.
Итоговый тест.

1

проектировать; Формирование
умения рефлексивного анализа;
закрепление умения самооценки.
Формирование умения
проектировать с разбиением
проблемы на подпроблемы;
составлять технические заданияинструкции; Формирование
умения рефлексивного анализа;
закрепление умения самооценки.
Формирование умения
проектировать с разбиением
проблемы на подпроблемы;
составлять технические заданияинструкции; Формирование
умения рефлексивного анализа;
закрепление умения самооценки.
Формирование умения
проектировать с разбиением
проблемы на подпроблемы;
составлять технические заданияинструкции; Формирование
умения рефлексивного анализа;
закрепление умения самооценки.
Формирование умения
проектировать выбор профессии,
Формирование умения
рефлексивного анализа своих
способностей; Формирование
умения составлять план действий
по подготовке к профессии.
Знакомство с методологией
исследования, проведение опытов,
записи наблюдений;
Формирование умения ставить и
проводить исследования; введение
понятия «гипотеза».
Формирование умения
проектировать; Формирование
умения ставить и проводить
исследования в рамках
проектирования.

Самооценка по критериям;
составление каталожной
карточки.
Групповая. Проектирование игры.
Самооценка по критериям;
презентация.

Групповая. Проектирование
решения проблемы составления
оптимального маршрута,
осуществление проекта

Групповая.
1- Самостоятельное
проектирование.
2- самооценка, презентация.

Индивидуальная.
1- Самостоятельное
проектирование.
2- самооценка, презентация.

Групповая.
Исследовательская деятельность.

Индивидуальная.
Сравнение проектирования и
исследования, постановка
исследовательского проекты.
Проведение инструментального
эксперимента и его описание.
Закрепление умения проектировать Групповая.
с разбиением проблемы на
Выполнение проектирования в
подпроблемы; Формирование
условиях самостоятельного
умения рефлексивного анализа;
группового взаимодействия.
закрепление умения самооценки.
Закрепление понятий.
Индивидуальная.
Формирование рефлексивных
Практическое освоение
умений; выявление степени
рефлексивных действий.
сформированности представлений
о проектировании.
Закрепление методологии
Индивидуальная.
исследования, проведение опытов, Практическое освоение
записи наблюдений;
рефлексивных действий

Формирование умения ставить и
проводить исследования; введение
понятия «гипотеза».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».