Произношение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
(МБОУ «СОШ № 3»)

РАССМОТРЕНО
Руководитель школьного
методического
объединения учителей
начальных классов
________________
Л.А.Никулина
Протокол № 6 от 10.06.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
_________________
И.П.Комельских

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ № 3»
________________
С.В.Патрушева
Приказ № 66 от 20.06.2024 г.

Федеральная рабочая программа начального
общего образования для обучающихся с ТНР
(вариант 5.2)

Коррекционный курс
Произношение
1, 2 классы

1

Пояснительная записка
Основной контингент обучающихся с ТНР — это обучающиеся с общим
недоразвитием речи, Нарушения речи проявляются в системной недостаточности всех ее
компонентов. В области произносительной стороны речи для обучающихся характерны
выраженные недостатки, включающие дефекты артикуляции звуков, недоразвитие
фонематического восприятия, специфические трудности в передаче звуко-слоговой
структуры слова. Не сформированы также основные фонетические средства
интонационного оформления фраз, типичны паузы нерешительности, свидетельствующие
о трудностях формирования высказывания. У части обучающихся отмечаются нарушения
голоса (назальность, охриплость, истощаемость и др.). Фонематическая готовность
обучающихся 1 класса к овладению анализом звукового состава слов не соответствует
возрастным нормам. Обучающимся, поступающим в 1 класс недоступны элементарные
задания по выделению звуков из слова, что обуславливает трудности обучения грамоте и в
дальнейшем может детерминировать различные нарушения письменной речи, что, в свою
очередь, чревато школьной неуспеваемостью и социальной дезадаптаций.
Вышеперечисленные проблемы становления произносительной стороны речи у
большинства детей обнаруживаются на фоне органического поражения центральной
нервной системы и имеют устойчивый характер.
Программа
коррекционного
курса
«Произношение»,
наряду
с
общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и
метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную
работу по формированию и развитию самостоятельной речи учащихся, которая
осуществляется разными путями, но ведет к единой цеди - ликвидировать в процессе
обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению
школьными навыками и умениями.
Работа по произношению имеет целью воспитание у школьников четкой речи на
основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также
развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова
для овладения грамотой. Работа по этим направлениям на уроках произношения идет
параллельно.
Основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи:
формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания,
голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия;
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского
языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и
акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций
языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации,
интонации, логического ударения).
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом уроке
произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию
фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной
системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
Существенной особенностью работы является то, что к фронтальным занятиям
коррекционного курса «Произношение» все обучающиеся должны уметь правильно
произносить намеченные к изучению звуки. Исключение могут составлять дети с
ринолалией и тяжелой степенью дизартрии.
Основной целевой установкой для предмета «Произношение» является воспитание
2

у обучающихся четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как
предметный, так и матапредметный результат обучения.
В программе учтено, что в процессе усвоения звуковой стороны речи большую
роль играет полноценное фонематическое восприятие, развитию которого уделяется
особенно большое внимание в первые годы обучения.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием фонематического восприятия
предусматривается обучение правильному слитному произношению слов постепенно
возрастающей звуковой сложности. Правильно произносимые слова должны
употребляться обучающимися в связной речи с соблюдением необходимого фразового
ударения и интонации.
Развитию умения анализировать звуковой состав речи уделяется большое внимание
при обучении. В программе приводится специальная система упражнений.
Умение выделять отдельные звуковые элементы слова, понимать, что слова состоят
из звуков, расположенных в определенной последовательности, является необходимым
условием успешного овладения грамотой.
Большое внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по
способу артикуляции, мягкости-твердости, звонкости -глухости и т.д.).
В ходе коррекционного курса «Произношение» у обучающихся не только
формируются правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение
звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа,
формируется основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением,
осуществляется профилактика нарушений письменной речи, но они еще получают
практическую речевую подготовку, практически усваивая нормы общения. Обучающиеся
приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой
действительности. ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм
речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение
основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык
самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному
речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в
результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности,
социализация в современном обществе.
Место учебного предмета «Произношение» в учебном плане
Коррекционный курс «Произношение» является неотъемлемой составной частью
учебного плана в структуре внеурочной деятельности для 1 классов. В более старших
классах данный курс может рассматриваться как вариативный в структуре внеурочной
деятельности для обучающихся, например, имеющих нарушения письменной речи или
поступивших во 2 класс или последующие классы.
Коррекционный курс «Произношение» тесно связан как с дисциплинами
предметных областей, так и с другими коррекционными курсами. Например, на занятиях
по «Развитию речи» обучающиеся в практическом плане усваивают лексикограмматические единицы языка, преимущественно в плане семантики и норм
словоупотребления, а в рамках курса «Произношения» этот же материал отрабатывается с
точки зрения его звуко-слоговой структуры. На произношении на основе коррекционных
упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение
и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. Таким образом,
коррекционные курс «Произношение» обеспечивают практическое овладение
речеязыковыми средствами для повседневного общения с окружающими, создают основу
для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.
Курс «Произношение» тесно связаны с уроками «Обучения грамоте». Сначала на
произношении изучается звук, а затем соответствующая буква выносится на уроки
3

грамоты. Таким образом достигается цель формирования единого полимодального образа
«звук-буква», что позволяет снизить риск появления нарушений чтения и письма. По мере
того, как обучающиеся изучают те или иные буквы, на занятиях по произношению они
могут включаться в работу по закреплению правильного звукопроизношения или по
дифференциации соответствующих звуков
Тесная связь реализуется между коррекционным курсом «Произношения» и
индивидуальными и подгрупповыми логопедическими занятиями. Прежде чем звук будет
предложен обучающимся для изучения в рамках коррекционного курса «Произношение»,
он должен быть поставлен и первично автоматизирован у всего состава класса, за
исключение обучающихся с тяжелой патологией строения или иннервации
артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного
произношения в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия,
и, следовательно, повысить эффективность работы по нормализации произносительной
стороны речи.
Данный курс важен, в частности, в качестве фундамента для формирования
метапредметных навыков, обеспечивающих успешность освоения предметных результатов
по всем дисциплинам учебного плана за счет формирования фонологического и
фонетического компонента речевой деятельности, и за счет формирования общеучебных
универсальных действий.
В частности, особую группу общеучебных универсальных действий составляют
знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких
знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из
чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта)
и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область. Именно на уроках произношения ученики знакомятся с условными
обозначениями, символизирующими звуки русского языка, и учатся моделировать и
конструировать звуко-слоговой состав слова.
Овладение
логическими
универсальными
действиями
способствует
совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные
операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно-следственных
связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их.
В этом большая роль также принадлежит «Произношению».
Таким образом, на уроках «Произношения» закладываются базовые составляющие
дальнейшего обучения ребенка в школе: формируются универсальные предметные
действия на доступном уровне сложности; закладываются основы правильного
использования звуков речи в процессе коммуникации и учебной деятельности;
обеспечивается успешность овладения навыками чтения и письма.
Общее число часов, отведенных на изучение обязательного коррекционного курса
«Произношение» в 1 классе, составляет – 33 часа (1 час в неделю) во втором классе – 34
часа (1 час в неделю). При необходимости количество часов на изучение курса
«Произношение» может быть увеличено за счет часов, отводимых на внеурочную
деятельность. Также изучение курса «Произношение» может быть пролонгировано еще на
один год за счет за счет часов, отводимых на внеурочную деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
I КЛАСС (33 ч)
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического
восприятия.
4

Правильное произношение и различение следующих звуков: гласных
[ а ], [ у ], [
о ], [ ы ], [ и ], [ э ]; твёрдых согласных, не требующих коррекции: [ м ], [ п ], [ в ], [ к ], [ н ],
[ ф ], [ т ], [ х ]; дифференциация звуков [ к ] - [ х ]; мягких согласных [ м'], [ п'], [ в'], [ к'], [
н'], [ ф'], [ т'] в сочетании с гласными [ и ], [ е ]; дифференциация изученных твёрдых и
мягких согласных в сочетаниях типа пы-пи (пыль - пили).
Правильное произношение и различение звуков [ с ], [ с'], [ б ], [ б'], [ д ], [ д'], [ з ], [
з'], [ г ], [ г'], [ л ], [ л'], [ ш ], [ ж ], [ р ], [ р'].
Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ], [ з ] - [ ж ], [ р ], [ л ], звонких и глухих согласных.
Правильное произношение звука [ j ] в начале слова, перед гласной после
разделительных Ь и Ъ (яма, поет, льют, подъезд).
Дифференциация твёрдых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, бабя) и в конце слова (ат-ать).
Звук [ ц ]. Дифференциация [ ц ] - [ т'], [ ц ] - [ с ], [ ц ] - [ с'].
Звук [ ч ]. Дифференциация [ ч ] - [ т'], [ ч ]- [ с'], [ ч ] - [ ц ].
Звук [ щ ]. Дифференциация [ щ ] - [ с'], [ щ ] - [ ч ], [ щ ] - [ ш ].
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
Произнесение ряда гласных звуков типа УИУ У ..., УИУА У АИУ и т.п.
Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов
со стечениями согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; леле-ли-ли; пле-пли-пле; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бре-бру-бры; бра-бра-пра-пра.
Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за; брабра-пра; жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя; пча-птя-пча.
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов
(упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале):
- без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-татататата..., тататата-та-татата-та... и т.п.;
- с чередованием гласных и согласных звуков: татотутатоту..., ту-татоту..., шасаса-ша-саса..., таданатаданатадана ... и т.д.
Правильное произнесение сочетаний со звуком [ j ]: ты-тья-тью; те-тье-тье-те и
т.д.
Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда,
состоящего из трех-четырех слогов.
2. Формирование навыков произнесения слов и предложений, двусложных и
трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа
(вагон, волк, станок, иголка, облако, поехали, одеяло), четкое произнесение окончаний слов
при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со
стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с
оппозиционными звуками.
Правильное выделение ударного слога в двусложных и трехсложных словах;
составление схемы слова с выделением ударного слога.
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов
усвоенной звуко-слоговой сложности.
Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков
и слов с соблюдением ритма. Запоминание и повторение в данной последовательности 3 4 слов; запоминание ряда инструкций.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания коррекционного курса «Произношение» в первом классе
способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных
действий.
5

Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;
устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);
характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных звуков;
твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных звуков; слов
с заданным звуком с опорой на материализованною основу и в умственном плане).
Базовые исследовательские действия:
Проводить полный звуко-слоговой анализ 3х сложных слов, слов со стечениями 2х
и более согласных;
проводить изменения звуковой модели по предложенному педагогическим
работником правилу, подбирать слова к модели;
конструировать модели по заданным параметрам;
формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
.
Работа с информацией:
самостоятельно анализировать графическую информацию ‒ модели звукового
состава слова;
самостоятельно создавать модели звукового состава слова (с использованием
материализованных опор и в умственном плане).
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения
нормы речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога;
воспринимать разные точки зрения;
в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом и
буквенном составе слова.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового
анализа слова;
удерживать учебную задачу при проведении звукового и слогового анализа.
Самоконтроль:
С опорой на образец находить ошибку, допущенную при проведении звукового
анализа,
оценивать правильность выполнения задания.
Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по её
достижению, под руководством педагогического работника распределять роли,
договариваться, учитывать интересы и мнения участников совместной работы;
ответственно выполнять свою часть работы.

6

2 класс (34 часа)
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического
восприятия.
1. Закрепление правильного, четкого произношения гласных звуков; мягких
согласных звуков.
2. Дифференциация твердых и мягких звуков, различение на слух и выделение из
слов доступной сложности мягких и твердых звуков.
3. Правильное произнесение звука [ j ] в положении после гласного (красная,
краснее), после разделительных Ь и Ъ (белье, объяснить). Четкое произнесение и
различение на слух сочетаний типа тя-тья; ле-лье.
4. Повторение звуков [ ш ] - [ ж ]; [ ч ], [ ц ], [ щ ].
5. Дифференциация звуков [ ш ] - [ ж ] - [ с ] - [ з ]; [ щ ] - [ ч ] - [ т']; [ щ ] - [ ч ] - [ ц
]; [ щ ] - [ ч ] - [ с ] - [ с'] - [ ц ]; [ р ] - [ л ].
6. Дифференциация звонких и глухих согласных.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов. Произнесение
рядов гласных звуков типа АИУАИУАИУ ..., УОЭАУОЭА ... и др.
Произнесение слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю;
сви-все-свя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря и др.
Произнесение слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: стастя-ста-стя; та-ат-тя- ать; кра-кря-кла-кля и т.п.
Произнесение слоговых сочетаний, включающих звук [ j ]: пя-пья-пя; пья-пье-пью;
пья-вья-лью и др.
Произнесение слоговых сочетаний, включающих оппозиционные звуки: ша-са-зажа; шва-жва-зва-сва; саш-шас; ча-ща-тя-ся; сяща-чаща-цача и проч.
Произношение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов
(упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с
изменением последовательности: сасошýсасошý ..., татянáтатянá ...; с разным ударением
тататá, тáтата, татáта.
2. Формирование навыков произношения слов и предложений.
Четкое, слитное, с правильным ударением произношение слов, состоящих из
правильно произносимых звуков (трех-пятисложных); из открытых и закрытых слогов
(почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трех согласных в
составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый).
Выделение ударного слога в словах, состоящих из трех-пяти слогов.
Смысловое ударение (мýка - мукá).
Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на другой при образовании
грамматических форм (гóрод - городá, куплю - кýпишь, прошý - прóсишь).
Правильное, плавное произнесение слов с приставками (надстройка, подставка,
сбрасывать).
Слитное произнесение предлогов с именами существительными и прилагательными
(в гнезде, под крышей, в дремучем лесу).
Систематическое заучивание в течение года труднопроизносимых терминов.
Связанных с преподаванием математики. Чтения, правописания и других учебных
предметов (вопросительный знак, восклицательный знак, вычитаемое и т.п.)
3. Формирование навыков связной речи.
Построение, четкое и слитное произнесение простых и распространенных
предложений из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и
ударения.
Логическое ударение.
Интонация повествовательная, вопросительная, восклицательная.
7

Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале
небольших рассказов и стихотворений.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение содержания коррекционного курса «Произношение» во втором классе
способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных
действий.
Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
характеризовать звуки по заданным параметрам;
определять признак, по которому проведена классификация звуков, слогов, слов,
предложений;
под руководством педагогического работника находить закономерности на основе
наблюдения за языковыми единицами;
ориентироваться в изученных понятиях; соотносить понятие с его краткой
характеристикой.
Базовые исследовательские действия:
по предложенному плану проводить наблюдение за языковыми единицами (звук,
слог, слово);
формулировать выводы и предлагать доказательства того, что звукослоговая
структура слова соответствует заданной модели.
Работа с информацией:
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
анализировать графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной
задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице;
с помощью педагогического работника создавать схемы, таблицы для представления
информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и по заданному алгоритму формулировать суждения о языковых
единицах;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога;
признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа
результатов наблюдения за языковыми единицами;
корректно и аргументированно на доступном уровне высказывать своё мнение о
результатах наблюдения за языковыми единицами с учетом специфики проявления
речевого нарушения;
строить устное диалогическое выказывание;
устно на основе плана формулировать простые выводы на основе прочитанного или
услышанного текста.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
с помощью педагогического работника планировать свою деятельность;
по заданному алгоритму выстраивать последовательность выбранных действий.
8

Самоконтроль:
устанавливать с помощью педагогического работника причины успеха или неудач
при выполнении заданий по произношению;
корректировать под руководством педагогического работника свои учебные
действия для преодоления ошибок при проведении звукослогового анализа;
контролировать правильность произнесения поставленных звуков.
Совместная деятельность:
строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении
парных и подгрупповых заданий: распределять роли, договариваться, корректно делать
замечания и высказывать пожелания участникам совместной работы, спокойно принимать
замечания в свой адрес, мирно решать конфликты (в том числе с небольшой помощью
педагогического работника);
совместно обсуждать процесс и результат работы;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ» НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предметные результаты обучения:
К концу 1 класса обучающийся научится:
проводить звуковой и слоговой анализ по заданному алгоритму в умственном
плане;
адекватно понимать и использовать терминологию в пределах программных
требований (уровень практического владения терминологией);
выделять дифференциальные признаки гласных и согласных звуков (в
практическом плане);
удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности
слоговые ряды из 4-5 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2 согласных;
запоминать в заданной последовательности 4-5 слов различного и сходного ритмического
и звукового состава;
понимать роль ударения в слове;
понимать коммуникативное и семантическое значение интонации в структуре
высказывания (в практическом плане).
четко и слитно произносить простые и распространенные предложения с
соблюдением правильной интонации и ударения, владеть логическим ударением;
правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и
артикуляционным признакам;
проводить полный и выборочный звуковой анализ слов, содержащих
оппозиционные фонемы, в том числе, в умственном плане;
четко, слитно, с правильным ударением произносить слова, состоящие из
правильно произносимых звуков (трех-пятисложных); из открытых и закрытых слогов
(типа: почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трех
согласных в составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие,
пластмассовый).
различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству
слогов;
проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение
9

которых совпадает с написание;
соотносить звуковой и графический образ слова;
выделять слова заданного звуко-слогового состава из ряда других слов, из
состава предложения и короткого текста;
осуществлять контроль за качеством звукопроизношения как собственного,
так и других обучающихся класса.
К концу второго класса обучающийся научится:
проводить полный и выборочный звуковой анализ слов, содержащих
оппозиционные фонемы, в том числе, в умственном плане;
адекватно понимать и использовать терминологию в пределах программных
требований (уровень практического владения терминологией);
выделять дифференциальные признаки гласных и согласных звуков (в
практическом плане);
понимать роль ударения в слове, выделять ударный слог;
понимать коммуникативное и семантическое значение интонации в структуре
высказывания (в практическом плане);
интонационно выделять логическое ударение, интонационно правильно
оформлять повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения;
правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и
артикуляционным признакам;
четко, слитно, с правильным ударением произносить слова, состоящие из
правильно произносимых звуков (трех-пятисложных); из открытых и закрытых слогов
(типа: почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трех
согласных в составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие,
пластмассовый).
различать слова по количеству слогов;
проводить полный звуковой и слоговой анализ двух и трехсложных слов,
произношение которых совпадает с написанием, в том числе, со стечением 2х согласных,
выделять ударный слог.
соотносить звуковой и графический образ слова;
выделять слова заданного звуко-слогового состава из ряда других слов, из
состава предложения и короткого текста;
осуществлять контроль за качеством звукопроизношения как собственного,
так и других обучающихся класса.
удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности
слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных;
запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического
и звукового состава;
повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в
быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова
различного слогового состава с выделением ударного слога;
различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству
слогов и по месту ударного слога;

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа) – 1 час в неделю

Тема, раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

1

Гласные звуки «А-УО-Ы-И-Э» (1 час)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков Развитие
моторики артикуляционного
аппарата. Понятие «звук».
Понятие «гласный звук».
Условное обозначение
гласного звука.
Первоначальное представление
о звуке как элементе языковой
структуры.
Развитие элементарных
навыков звукового анализа.

2

Согласные звуки
«М», «П», «В», «К»,
«Ф», «Т», «Х», «М´»,
«П´», «В´», «К´»,
«Ф´», «Т´», «Х´» (3

Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков

Произношение 2-3хсложных слов со стечениями 2х согласных, типа:
стрекоза, выстрел
Различение на слух гласных звуков. Различение на слух согласных звуков
по признакам мягкости-твердости, звонкости-глухости. Дифференциация
гласных и согласных звуков. Повторение понятия «ударение» Различение
слоговых рядов с различным ударением. Анализ и синтез слов, типа:
солдатик.
Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.
Игры, направленные на классификацию языковых единиц
(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Умение оценивать свою работу и качество звукопроизношения (до конца
учебного года).
Звуковой анализ и синтез слов, изученных ранее звуко-слоговых структур с
использованием материализованных опор без проговаривания.

№
п/п

1

На каждом занятии присутствует следующие виды деятельности: артикуляционная гимнастика, дыхательная и голосовая разминки, слушанье, работа с картинками,
дидактические игры, составление предложений и работа с диалогическими и монологическими высказываниями, звуковой анализ и синтез, звуко-слоговой анализ и
синтез. Поскольку эти виды учебной деятельности являются обязательными, с целью экономии, они не всегда указаны в таблицы и присутствуют по умолчанию.

11

1

часа)
3

Дифференциация
согласных «К-Х» (1
час)

4

Дифференциация
звуков «С-З», «С´-З´»
(2 часа)

5

Согласные звуки
«Ш», «Ж» (2 часа)

6

Дифференциация
звуков «З-С-Ш-Ж» (2
часа)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.
Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.
Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.
Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
Произнесение 2-3хсложных слов с тремя стечениями, типа: транспорт.
Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.
Игры, направленные на классификацию языковых единиц
(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Умение оценивать свою работу и качество звукопроизношения (до конца
учебного года).
Звуковой анализ и синтез слов, изученных ранее звуко-слоговых структур с
использованием материализованных опор без проговаривания.

Правильное воспроизведение изучаемых и ранее пройденных звуков в
структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.
Заучивание простых стихов. Выразительное их чтение.
Либо заучивание скороговорок, их произнесение с ускорением темпа, с
выделением и переносом логического ударения.
Произнесение трехсложных слов со стечением более 2хсогласных,
например, лекарство, страничка
Полный анализ и синтез 3хсложных слов со стечением трех согласных,
типа: стрекоза, выстрел с использованием материализованных опор.
Частичный анализ и синтез слов ранее изученных звуко-слоговых структур
в умственном плане.
Умение планировать свою деятельность во внешнем плане (до конца
учебного года)

12

восприятии.
7

Дифференциация
звуков «Р-Р´-Л-Л´» (2
часа)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.
Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.

8

Дифференциация
звонких и глухих
согласных (4 часа)

9

Согласный звук «j» (1
час)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
звуков в различных позициях.
Звуковой анализ слова

10

Дифференциация
твердых и мягких
согласных, стоящих
перед гласными «И»,
«Я», «Е», «Ё», «Ю» и
в конце слова (3 часа)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при

Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.
Игры, направленные на классификацию языковых единиц
(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Умение оценивать свою работу и качество звукопроизношения (до конца
Правильное воспроизведение изучаемых и ранее пройденных звуков в
структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.
Произнесение 4хсложных слов со стечениями согласных, типа: сковорода,
мотоцикл, пограничник.
Различение на слух звонких и глухих согласных в слоговых рядах и словах.
Умение работать в парах и микрогруппах (до конца учебного года
Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.
Игры, направленные на классификацию языковых единиц
(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Умение оценивать свою работу и качество звукопроизношения (до конца
учебного года).
Правильное воспроизведение изучаемых и ранее пройденных звуков в
структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.
Заучивание простых стихов. Выразительное их чтение.
Либо заучивание скороговорок, их произнесение с ускорением темпа, с
выделением и переносом логического ударения.
Полный и частичный анализ и синтез 3х сложных слов различной

13

восприятии.
11

12

13

14

15

Согласный звук «Ч»
(1 час)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
звуков в различных позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация
Уточнение и закрепление
согласных звуков «Ч» правильного произношения
- «Т´» (1 час)
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.
Дифференциация
Уточнение и закрепление
согласных звуков
правильного произношения
«Ч»- «С» (1 час)
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.
Согласный звук «Ц»
Уточнение и закрепление
(1 час)
правильного произношения
звуков в различных позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация
Уточнение и закрепление
согласных звуков «Ц» правильного произношения
- «Т» (1 час)
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при

структуры, в том числе в умственном плане
Правильное воспроизведение изучаемых и ранее пройденных звуков в
структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.
Закрепление сформированных навыков планирования и регулирования
собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев
Плавное произнесения ряда из 4-6 слогов со стечениями согласных типа:
чпо – чпы -ачт – учт - чит.. Работа над интонацией
Заучивание скороговорок, коротких стихотворений.
Произнесение всех типов слов сложной слоговой структуры (до конца
учебного года)
Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.
Игры, направленные на классификацию языковых единиц
(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Моделирование и конструирование схемы слова. Подбор слов из заданных
в соответствии со схемой.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза в мысленном плане.
Участие в коллективном обсуждении учебных проблем.

Правильное воспроизведение изучаемых и ранее пройденных звуков в
структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.
Закрепление сформированных навыков планирования и регулирования
собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев
Плавное произнесения ряда из 4-6 слогов со стечениями согласных типа:
Работа над интонацией
Заучивание скороговорок, коротких стихотворений.
Произнесение всех типов слов сложной слоговой структуры (до конца
учебного года)
Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.

14

восприятии.
16

Дифференциация
согласных звуков
«Ц»-«С» (1 час)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.

17

Дифференциация
согласных «Ц» «Ч».(1 час)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.

18

Звук «Щ» (1 час)

19

Дифференциация
согласных «Щ» «С´». (1 час)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
звуков в различных позициях.
Звуковой анализ слова
Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.

Игры, направленные на классификацию языковых единиц
(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Моделирование и конструирование схемы слова. Подбор слов из заданных
в соответствии со схемой.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза в мысленном плане.
Анализ и синтез слов, типа: тракторист с опорой на материализованную
основу
Формулировать и реализовывать учебную задачу.

Правильное воспроизведение изучаемых и ранее пройденных звуков в
структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.
Закрепление сформированных навыков планирования и регулирования
собственной учебной деятельности, а также коммуникативных сценариев
Плавное произнесения ряда из 4-6 слогов со стечениями согласных типа:
Работа над интонацией
Заучивание скороговорок, коротких стихотворений.
Произнесение всех типов слов сложной слоговой структуры (до конца
учебного года)
Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.
Игры, направленные на классификацию языковых единиц

15

20

Дифференциация
согласных «Щ» - «Ч»
1 час).

21

Дифференциация
согласных звуков
«Щ» - «Ш». (1 час)

22

Повторение (2 часа)

Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.
Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.
Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.

(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Моделирование и конструирование схемы слова. Подбор слов из заданных
в соответствии со схемой.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза в мысленном плане.
Анализ и синтез слов, типа: тракторист с опорой на материализованную
основу
Формулировать и реализовывать учебную задачу.

Правильное воспроизведение изучаемых и ранее пройденных звуков в
структуре ряда слогов, слов, в предложениях, простых текстах.
Заучивание простых стихов. Выразительное их чтение.
Либо заучивание скороговорок, их произнесение с ускорением темпа, с
выделением и переносом логического ударения.
Умение целенаправленно и последовательно выполнять
последовательность учебных действий.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза изученных слоговых
структур с использованием материализованных опор и в умственном плане.
Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.
Игры, направленные на классификацию языковых единиц
(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Закрепление навыков полного и частичного звуко-слогового анализа и
синтеза в умственном плане.

16

2 класс - 34 часа (1 раз в неделю)
№п/п Тема, раздел курса

1
2

3

4

5

Гласные звуки (1
час)
Твердые
согласные звуки
(повторение и
закрепление
пройденных
ранее звуков) (2
часа)
Мягкие
согласные звуки
(повторение и
закрепление
пройденных
ранее звуков) (2
часа)
Звуки в
положении после
согласного,
гласного и
разделительных
Ь и Ъ (2 часа)
Дифференциация
твердых и
мягких
согласных (3

Программное содержание

Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся

Уточнение и закрепление
правильного произношения
изученных звуков в различных
позициях.
Звуковой анализ слова
Дифференциация звуков в
произношении и при
восприятии.
Развитие ритмико-мелодической
стороны речи

Закрепление четкого произношения слов ранее изученных слоговых структур.
Четкое и слитное произнесение слов, состоящих из правильно произносимых
звуков со стечением твердых и мягких согласных, типа: вскрыть, взгляд.
Четкое и слитное произнесение слогов со стечениями согласных и
разделительным Ь, типа сплье, ствьё и проч.
Различение ударных и неударных слогов в слоговых рядах со стечением
Различение слоговых сочетаний со стечением мягких и твердых согласных
Различение слоговых сочетаний и слов со стечением согласных и
разделительным Ъ
Построение, четкое и слитное произношение простых и распространенных
предложений из слов указанной сложности с соблюдением пауз и интонации.
Логическое ударение. Заучивание коротких стихов и скороговорок.
Умение проводить звуко-слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов в
умственном плане (в течение года).
Формирование требовательности к качеству собственного произношения. в
течение года)

2

2

На 6каждом занятии присутствует следующие виды деятельности: артикуляционная гимнастика, дыхательная и голосовая разминки, слушанье, работа с картинками,
дидактические игры, составление предложений и работа с диалогическими и монологическими высказываниями, звуковой анализ и синтез, звуко-слоговой анализ и
синтез Поскольку эти виды учебной деятельности являются обязательными, с целью экономии, они не указаны в таблицы и присутствуют по умолчанию.

17

часа)
6

Дифференциация
звонких и глухих
согласных (4
часа)

7

Дифференциация
согласных «С»,
«С`», «З», «З`»,
«Ц» (3 часа)
Дифференциация
согласных «Ш»,
«Ж, «Ч», «Щ» (3
часа)
Дифференциация
свистящих и
шипящих
согласных звуков
(4 часа)
Дифференциация
звуков «Р», «Р`»,
«Л», «Л`» (2
часа)
Дифференциация
звуков «Ч», «Щ»,
«Т´» (2 часа)

8

9

10

11

Четкое произнесение слогов и слов со стечением 4х согласных, типа: встре –
вздро.
Различение слоговых сочетаний и слов со звонкими и глухими согласными,
типа: вздры- встры, сбросит – спросит.
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и безударных слогов
(упражнения в быстром темпе), с чередованием гласных и согласных звуков с
изменением последовательности
Смысловое ударение. Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на
другой при образовании грамматических форм.
Звукобуквенный и звуко-слоговой анализ слов изученных структур в умственном
плане.
Четкое и слитное произношение 3-4х сложных слов со стечением согласных,
типа: встревожить, почтальон, пластмассовый.
Слитное произнесение слов с приставками (надстройка, подставка,
сбрасывать).
Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале
небольших рассказов и стихотворений.
Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.
Игры, направленные на классификацию языковых единиц
(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Моделирование и конструирование схемы слова. Подбор слов из заданных в
соответствии со схемой.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза в мысленном плане.

Четкое произношение 5-6 сложных слов со стечением согласных, типа:
велосипедисты, железнодорожный.
Слитное произнесение предлогов с последующими словами (в гнезде, под

18

12

13

Дифференциация
звуков «Щ», «Ч»,
«Ц», «С», «С´»,
«Т´» (2 часа).
Повторение и
обобщение
изученного
материала (4
часа).

крышей, в дремучем лесу).
Различение на слух слов со стечением согласных, типа взлететь
Умение осуществлять взаимо- и самооценку на материале учебного предмета
«Произношение» (до конца учебного года).
Умение аргументировать правильность своего ответа
Формирование умения анализировать, сравнивать, сопоставлять,
классифицировать и обобщать языковые явления.
Игры, направленные на классификацию языковых единиц
(наличие/отсутствие звука, место ударения, место звука в слове и проч.).
Моделирование и конструирование схемы слова. Подбор слов из заданных в
соответствии со схемой.
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза в мысленном плане.

19

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧЕНИЯ
Оценка качества усвоения материала коррекционного курса «Произношения»
обучающимися должна производиться на протяжении всего времени обучения.
Оцениваются следующие параметры:






умение правильно и четко произносить поставленные или исправленные
звуки речи в словах различной слоговой сложности в рамках требования
программы;
сформированность фонематического восприятия;
овладение звуко-слоговой структурой слова;
состояние просодической стороны речи – интонация, ритм,
выразительность, общая внятность речи;
реализация усвоенных речевых навыков в спонтанном учебном и бытовом
общении.

При оценке результативности оценки не ставятся, учитывается динами
продвижения обучающегося с учетом характера речевого дефекта и степени его
выраженности.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».