РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«За страницами учебника физики
для обучающихся 7-8 классов
г. Верхняя Салда, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности по физике предназначена
для организации внеурочной деятельности обучающихся 7-8 классов и разработана в
соответствии с Федеральным государственным образовательном стандарте основного
общего образования (ФГОС ООО) с учётом Примерной программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы
Общая характеристика курса внеурочной деятельности по физике «За
страницами уроков физики»
Курс внеурочной деятельности по физике — системообразующий для
естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в
основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и
физической географией. Физика — это предмет, который не только вносит основной
вклад в естественнонаучную картину мира, но и предоставляет наиболее ясные
образцы применения научного метода познания, т е способа получения достоверных
знаний о мире. Наконец, физика — это предмет, который наряду с другими
естественнонаучными предметами должен дать школьникам представление об
увлекательности научного исследования и радости самостоятельного открытия нового
знания
- Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования
состоит в формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у
основной массы обучащихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых
разнообразных сферах деятельности.Но не менее важной задачей является
выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения
образования и дальнейшей профессиональной деятельности в области
естественнонаучных исследований и создании новых технологий Согласно
принятому в международном сообществе определению, «Естественнонаучная
грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую
позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно
грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении
проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него
следующих компетентностей:
—научно объяснять явления,
—оценивать и понимать особенности научного исследования,
—интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов»
Изучение курса внеурочной физики способно внести решающий вклад в
формирование естественнонаучной грамотности обучающихся.
Цели изучения курса внеурочной деятельности по физике «За страницами
уроков физики»
Цели изучения данного внеурочного курса по физике на уровне основного
общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета
«Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г №
ПК4вн
Основные задачи курса внеурочной деятельности «За страницами уроков физики»
на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными
образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в РФ») —
сформировать у обучающихся:
—приобретение интереса и стремления обучающихся к
научному изучению
природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
—развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;
—формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук,
техники и технологий;
—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной
деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом
направлении Достижение этих целей на уровне основного общего образования
обеспечивается решением следующих задач:
—приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых,
электрических, магнитных и квантовых явлениях;
—приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием
полученных знаний;
—
освоение методов решения простейших расчётных задач с ис пользованием
физических моделей, творческих и практикоориентированных задач;
— развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные
работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных
приборов;
— освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая
информацию о современных достижениях физики; анализ и критическое
оценивание информации;
— знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и
современными технологиями, основанными на достижениях физической науки
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
- создание условий для реализации во внеурочное время приобретенных универсальных
учебных действий в урочное время;
- формирование навыков построения физических моделей и определения границ их
применимости.
- знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и
современными технологиями, основанными на достижениях физической науки
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности каждого
ребенка при реализации программы внеурочной деятельности по физике «За страницами
уроков физики (физика в задачах и экспериментах)», можно достичь основной цели развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению,
интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной
активности.
Необходимо построить обучение так, чтобы максимально развить заложенные
природой способности ученика к определённым видам деятельности, так как какими бы
феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне сферы обучения и вне деятельности
они развиваться не могут.
Поэтому целями программы занятий внеурочной деятельности по физике для учащихся
7-8-х классов являются:
- развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения
новых знаний;
- формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций учебно – познавательных,
информационно-коммуникативных,
социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;
- формирование предметных и метапредметных результатов обучения,
универсальных учебных действий.
- воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий и
созданию своих собственных разработок, к выдвижению новых идей и проектов;
- реализация деятельностного подхода к предметному обучению на занятиях
внеурочной деятельности по физике.
Особенностью внеурочной деятельности по физике в рамках кружковой работы
является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени
личностных и метапредметных результатов.
Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности «За
страницами уроков физики» реализуется через:
Реализация учителем физики воспитательного потенциала на занятиях по
внеурочной деятельности предполагает следующее:
■ установление
доверительных отношений между учителем физики и
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб учителя информатики, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации познавательной деятельности;
■ инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст обучающимся возможность приобрести навыки самостоятельного решения
теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
■ побуждение обучающихся соблюдать на занятиях по внеурочной деятельности по
физике общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими
работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
■ привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
занятиях по внеурочной деятельности по физике явлений, организация их работы с
получаемой на уроке социально значимой информацией — инициирование ее обсуждения,
высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
■ использование воспитательных возможностей содержания внеурочного курса по
физике через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского
поведения,
проявления
человеколюбия
и
добросердечности,
через
подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
■ применение на занятиях по внеурочной деятельности по физике интерактивных
форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в занятия внеурочной деятельности игровых процедур, которые
помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
Место курса в образовательном процессе.
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и
одной из форм организации свободного времени обучающихся. В рамках реализации
ФГОС ООО внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая
в формах, отличных от урочной системы обучения, и направленная на достижение
планируемых результатов освоения образовательных программ основного общего
образования.
Предлагаемая программа внеурочной деятельности в 7-8 классах рассчитана на 1
год обучения (1 час в неделю). В 7 классе – 34 часа, в 8 классе -34 часа.
1.
Планируемые результаты освоения курса
деятельности по физике «За страницами уроков физики»
внеурочной
Изучение курса внеурочной деятельности по физике на уровне основного
общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
—проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
—ценностное отношение к достижениям российских учёныхфизиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
—готовность к активному участию в обсуждении общественнозначимых и
этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
—осознание важности моральноэтических принципов в деятельности
учёного.
Эстетическое воспитание:
—восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности. Ценности научного познания:
—осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания
мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
—развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности.
Формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального
благополучия:
—осознание
ценности
безопасного
образа
жизни
в
современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на
дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
—сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
—активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы,
города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том
числе и физических знаний; интерес к практическому изучению профессий,
связанных с физикой.
Экологическое воспитание:
—ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
—осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения.
Адаптация
обучающегося
к
изменяющимся
условиям
социальной и природной среды:
—потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
—повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
—потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
—осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области
физики;
—планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
—стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
—оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду,
возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
—выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
—устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения;
—выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
—выявлять причинноследственные связи при изучении физических явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин;
—самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи
(сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
—использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
—проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
—оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования или эксперимента;
—самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
—прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а
также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
—применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных с учётом предложенной учебной физической
задачи;
—анализировать, систематизировать и интерпретировать ин формацию
различных видов и форм представления;
—самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
—в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и
проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
—сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
—выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
—публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной физической проблемы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её
достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной
работы; обобщать мнения нескольких людей;
- выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
—выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для
решения физических знаний;
—ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
—самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или
плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
—делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
—давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
—объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту;
—вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
—оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
—ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на
научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.
Принятие себя и других:
—признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в
утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность
у обучающихся умений:
—использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение,
эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула,
агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное);
механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное),
траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая, пластическая),
невесомость, сообщающиеся сосуды;
—различать явления (равномерное движение; неравномерное движение;
инерция; взаимодействие тел; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и
газами; атмосферное давление; превращения механической энергии) по описанию их
характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое
явление;
—распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем
мире, в том числе физические явления в природе: примеры движения с различными
скоростями в живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике;
влияние атмосферного давления на живой организм; при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки
физических явлений;
—описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость,
средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление
(твёрдого тела, жидкости, газа), механическая работа, мощность, кинетическая и
потенциальная энергия); при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы физических величин, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами,
строить графики изученных зависимостей физических величин;
—характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Паскаля, закон сохранения
механической энергии; при этом давать словесную формулировку закона и
записывать его математическое выражение;
—объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в
контексте
ситуаций
практикоориентированного
характера:
выявлять
причинноследственные связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с
опорой на 1—2 изученных свойства физических явлений, физических закона или
закономерности;
—решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать
краткое условие, подставлять физические величины в формулы и проводить
расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать
реалистичность полученной физической величины;
—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу),
различать и интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе
опыта, делать выводы по его результатам;
—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических
свойств тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из
предложенного оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
—выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма,
силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов;
записывать показания приборов с учётом заданной абсолютной погрешности
измерений;
—проводить исследование зависимости одной физической величины от другой
с использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося
тела от времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества
обработки поверхностей тел и независимости силы трения от площади
соприкосновения тел; силы упругости от удлинения пружины; выталкивающей
силы от объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости
от плотности тела, от глубины, на которую погружено тело; условий плавания тел,
условий равновесия рычага и блоков); участвовать в планировании учебного
исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному
плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
—проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества
жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха;
выталкивающая сила, действующая на погружённое в жидкость тело; коэффициент
полезного действия простых механизмов), следуя предложенной инструкции: при
выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять
значение искомой величины;
—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
—указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы,
термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и
неподвижный блок, наклонная плоскость;
—характеризовать принципы действия изученных приборов и технических
устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство
водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос,
ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические законы и закономерности;
—приводить примеры / находить информацию о примерах практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
—осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии
с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения
различных источников выделять информацию, которая является противоречивой или
может быть недостоверной;
—использовать при выполнении учебных заданий научнопопулярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет; владеть приёмами конспектирования текста, преобразования информации
из одной знаковой системы в другую;
8 класс
Предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность
у обучающихся умений:
—использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение
атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и аморфные
тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура,
внутренняя энергия, тепловой двигатель; элементарный электрический заряд,
электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток,
магнитное поле;
—различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое
равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация,
плавление,
кристаллизация
(отвердевание),
кипение,
теплопередача
(теплопроводность, конвекция, излучение); электризация тел, взаимодействие
зарядов, действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие
магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, электромагнитная
индукция) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
—распознавать
проявление
изученных
физических
явлений в
окружающем мире, в том числе физические явления в природе: поверхностное
натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе, излучение
Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея,
снега; электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов;
магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле,
полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять
существенные свойства/признаки физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты,
удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, обозначения и единицы физических
величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
—объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практикоориентированного характера: выявлять причинноследственные
связи, строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных
свойства физических явлений, физических законов или закономерностей;
—решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать
краткое условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать
законы и формулы, необходимые для её решения, проводить рас чёты и сравнивать
полученное значение физической величины с известными данными;
—распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; используя описание исследования, выделять проверяемое предположение,
оценивать правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
—проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических
свойств тел (электризация тел и взаимодействие электрических зарядов;
взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей постоянных
магнитов; действия магнитного поля на проводник с током, свойства
электромагнита, свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать
проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования;
описывать ход опыта и формулировать выводы;
—выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности
воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и
датчиков физических величин; сравнивать результаты измерений с учётом
заданной абсолютной погрешности;
—проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества
проводника; силы тока, идущего через проводник, от напряжения на проводнике;
исследование последовательного и параллельного соединений проводников):
планировать исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя
предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости в виде
таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
—проводить косвенные измерения физических величин (удельная
теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и мощность
электрического тока): планировать измерения, собирать экспериментальную
установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
—соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
-распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по
схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр,
гигрометр, двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять
схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением
элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
—приводить примеры/находить информацию о примерах практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения
техническими
устройствами,
безопасности при обращении с приборами и
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
- при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов
распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами,
следить за выполнением плана действий и корректировать его, адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать коммуникативное
взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
2.
Содержание изучаемого курса в 7 классе
1.
Первоначальные сведения о строении вещества.(7). Цена деления
измерительного прибора. Определение цены деления измерительного цилиндра.
Определение геометрических размеров тела. Изготовление измерительного цилиндра.
Измерение температуры тела. Измерение размеров малых тел. Измерение толщины листа
бумаги.
2.
Движение и взаимодействие тел. (12)Измерение скорости движения тела.
Измерение массы тела неправильной формы. Измерение плотности твердого тела.
Измерение объема пустоты. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.
Определение массы и веса воздуха. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Измерение жесткости пружины. Измерение коэффициента силы трения скольжения.
Решение задач.
3.
Давление твердых тел, жидкостей и газов. (6)Исследование зависимости
давления от площади поверхности. Определение давления твердого тела. Вычисление
силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. Определение массы тела,
плавающего в воде. Определение плотности твердого тела. Определение объема куска льда.
Изучение условия плавания тел. Решение задач.
4.
Работа и мощность. Энергия. (9)Вычисление работы и мощности,
развиваемой учеником при подъеме с 1 на 3 этаж. Определение выигрыша в силе.
Нахождение центра тяжести плоской фигуры. Вычисление КПД наклонной плоскости.
Измерение кинетической энергии. Измерение потенциальной энерии. Решение задач.
Раздел 1. Первоначальные сведения о строении вещества
Демонстрации
1.Наблюдение броуновского движения
2.Наблюдение диффузии
3.Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц
вещества
Лабораторные работы и опыты
1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора
2.Изготовление измерительного цилиндра
3. Определение размеров малых тел
4.Измерение температуры при помощи жидкостного термометра и датчика температуры
5.Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий)
6. Измерение толщины листа бумаги
Раздел 2. Движение и взаимодействие тел
Демонстрации
1. Наблюдение механического движения тела
2.Измерение скорости прямолинейного движения
3. Наблюдение явления инерции
4.Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел
5. Сравнение масс по взаимодействию тел
6. Сложение сил, направленных по одной прямой
Лабораторные работы и опыты
1. Определение
скорости
равномерного
движения
(шарика в жидкости, модели
электрического автомобиля и т п )
2. Измерение массы 1 капли воды
3. Определение плотности твёрдого тела
4. Измерение плотности 1 куска сахара
5. Измерение плотности хоз.мыла
6. Исследование зависимости силы тяжести от массы
7.Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от
приложенной силы
8. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой
9.Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и
характера соприкасающихся поверхностей
Раздел 3. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Демонстрации
1. Проявление действия атмосферного давления
2.Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности
жидкости
3.Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости
4.Условие плавания тел: плавание или погружение тел в за висимости от соотношения
плотностей тела и жидкости
Лабораторные работы и опыты
1.Исследование зависимости давления от площади поверхности
2.Определение давления цилиндрического тела
3.Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола
4.Определение массы тела, плавающего в воде
5.Изучение условия плавания тел
Раздел 4. Работа и мощность. Энергия
Демонстрации
1. Примеры простых механизмов
Лабораторные работы и опыты
1.Определение работы силы трения при равномерном движении тела по горизонтальной
поверхности
2. Исследование условий равновесия рычага
3 Измерение КПД наклонной плоскости
4.Изучение закона сохранения механической энергии
5. Вычисление работы, совершаемой школьником при подъеме с 1 на 3 этаж
6.Вычисление мощности, развиваемой школьником при подъеме с 1 на 3 этаж
7.Определение выигрыша в силе, который дает подвижный и неподвижный блоки
Содержание изучаемого курса в 8 классе
1. Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный (3).
Определение цены деления приборов, снятие показаний. Определение погрешностей измерений.
2. Тепловые явления и методы их исследования (8). Определение удлинения тела в процессе
изменения температуры. Решение задач на определение количества теплоты. Применение
теплового расширения для регистрации температуры. Исследование процессов плавления и
отвердевания. Изучение устройства тепловых двигателей. Приборы для измерения влажности
воздуха.
3.Электрические явления и методы их исследования (8). Определение удельного
сопротивления проводника. Закон Ома для участка цепи. Решение задач. Исследование и
использование свойств электрических конденсаторов. Расчет потребляемой электроэнергии.
Расчет КПД электрических устройств. Решение задач на закон Джоуля-Ленца.
4.Электромагнитные явления (5). Получение и фиксированное изображение магнитных полей.
Изучение свойств электромагнита. Изучение модели электродвигателя. Решение качественных
задач.
5. Оптика (8). Изучение законов отражения. Наблюдение отражения и преломления света.
Изображения в линзах. Определение главного фокусного расстояния и оптической силы линзы.
Наблюдение интерференции света. Решение задач на преломление света. Наблюдение полного
отражения света.
6.Подготовка и проведение итоговой конференции (2). Индивидуальная работа по подготовке
проекта к презентации.
Раздел 5. Физический метод изучения природы: теоретический и экспериментальный
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения
2. Наблюдение диффузии
3. Виды теплопередачи
Лабораторные работы и опыты
1. Определение давления воздуха в баллоне шприца
2.Опыты, демонстрирующие зависимость
давления
воздуха от его объёма и
нагревания или охлаждения
3.Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости в
термометрической трубке от температуры
Раздел 6. Тепловые явления и методы их исследования
1.Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и твёрдых тел
2.Опыты, демонстрирующие зависимость
давления
воздуха от его объёма и
нагревания или охлаждения
3.Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате теплопередачи и
работы внешних сил
4.Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
5.Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с нагретым
металлическим цилиндром
6.Определение удельной теплоёмкости вещества
7.Исследование процесса испарения
8.Определение относительной влажности воздуха
Раздел 7. Электрические явления и методы их исследования
Демонстрации
1.Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел
2.Электростатическая индукция
3.Закон сохранения электрических зарядов
Лабораторные работы и опыты
1.Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при соприкосновении
2.Исследование действия электрического поля на проводники и диэлектрики
3.Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока
4.Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления проводника от
его длины, площади поперечного сечения и материала
5.Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух
резисторов
6. Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов
7.Определение работы электрического тока, идущего через резистор
8.Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе
Раздел 8.Электромагнитные явления
Лабораторные работы и опыты
1.Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку
2.Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия катушки с током и
магнита от силы тока и направления тока в катушке
3.Изучение действия магнитного поля на проводник с током
4. Конструирование и изучение работы электродвигателя
5.Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции: исследование
изменений значения и направления индукционного тока
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс 35 часов
Тематические
блоки
Основное содержание
Первоначальные
сведения
о
строении веществ
( 7 ч)
Вводное
занятие.
Инструктаж
по
охране
труда
на
уроках.
Основы
эксперимента. Цена
деления
измерительного
прибора,
его
погрешность.
Ширина,
длина,
высота,
площадь,
объем. Метод рядов
Взаимодействие тел. Скорость
равномерного
(12)
движения. Масса тела,
сложение масс.
Плотность тела,
нахождение объема
прямоугольного
параллелепипеда.
Зависимость силы
тяжести от массы тела.
Определение массы и
веса воздуха в
комнате. Сложение
сил, направленных по
одной прямой
Закон Гука, сила
упругости. Сила
трения скольжения.
Зависимость силы
трения от веса тела.
Решение задач
Исследование
Давление.Давление
жидкостей и газов. зависимости давления
от площади
(6 ч)
поверхности.
Определение давления
твердого тела.
Вычисление силы, с
которой атмосфера
давит на поверхность
стола. Определение
массы тела,
Форма
проведения ЦОР
занятия
Фронтальная –
http://stratum.ac.ru/ru
знакомство с ТБ,
/education/
алгоритмом
оформления
лабораторных работ
Групповая –проведение
лабораторной работы
Индивидуальная –
обработка результатов
Групповая –проведение
лабораторной работы
Индивидуальная –
обработка результатов
Демонстрации:
алгоритм решения
задач
https://www.imumk.r
u
https://www.yaklass.r
u
Групповая –проведение
лабораторной работы
Индивидуальная –
обработка результатов
Демонстрации:
алгоритм решения задач
https://www.imumk.r
u
https://www.yaklass.r
u
плавающего в воде.
Определение
плотности твердого
тела. Определение
объема куска льда.
Изучение условия
плавания тел. Решение
задач.
Работа и мощность. Вычисление работы и
мощности,
Энергия. (10ч)
развиваемой учеником
при подъеме с 1 на 3
этаж. Определение
выигрыша в силе.
Нахождение центра
тяжести плоской
фигуры. Вычисление
КПД наклонной
плоскости. Измерение
кинетической энергии.
Измерение
потенциальной энерии.
Решение задач.
Групповая –проведение
лабораторной работы
Индивидуальная –
обработка результатов
Демонстрации:
алгоритм решения задач
https://www.imumk.r
u
https://www.yaklass.r
u
http://stratum.ac.ru/ru
/education/
Итого 35 часов
Тематическое планирование 8 класс 36 часов
Тематические
блоки
Физический метод
изучения
природы:
теоретический и
экспериментальны
й (3ч).
Основное содержание
Вводное занятие. Инструктаж по
охране труда на уроках. Основы
эксперимента.
Измерение физических величин.
Определение цены деления и
показаний
приборов.
Абсолютная и относительная
погрешность.
Значение
эксперимента
для
развития
научных теорий и создания
новых технических устройств.
Тепловые явления и Тепловое расширение тел и его
методы
их использование в технике.
Способы изменения внутренней
исследования(8ч)
энергии тел. Виды
теплопередачи. Теплопередача в
Форма
проведения
занятия
Фронтальная –
знакомство с ТБ,
алгоритмом
оформления
лабораторных
работ
Групповая –
проведение
лабораторной
работы
Индивидуальная –
обработка
результатов
ЦОР
Групповая –
проведение
лабораторной
работы
Индивидуальная –
https://www.imum
k.ru
https://www.imum
k.ru
https://www.yaklas
s.ru
http://stratum.ac.ru/
ru/education/
https://www.yaklass.
ru
природе и технике. Количество
теплоты. Закон сохранения и
превращения энергии в
механических и тепловых
процессах. Агрегатные состояния
вещества. Фазовые переходы.
Работа газа и пара. Тепловые
двигатели. Двигатель
внутреннего сгорания. Роторно –
поршневой двигатель Ванкеля.
Дизель. Паровая и газовая
турбина. Необычные двигатели.
Перспективы создания новых
двигателей, усовершенствование
прежних и замены
используемого в них топлива.
КПД теплового двигателя и
перспективы его повышения.
Конденсаторы. Электрический
Электрические
явления и методы их ток. Действия электрического
тока. Электрический ток в
исследования (8ч)
средах: металлах, жидкостях,
газах, полупроводниках.
Соединения проводников.
Осветительная сеть.
Электроизмерительные приборы.
Работа и мощность
электрического тока. Закон
Джоуля – Ленца.
Электронагревательные
приборы. Расчет потребляемой
электроэнергии. Короткое
замыкание. Плавкие
предохранители. Применение
полупроводниковых приборов.
Электромагнитные
Магнитное поле.
явления (5ч).
Электромагниты.
Электромагнитные реле и их
применение. Постоянные
магниты и их применение.
Магнитное поле Земли. Его
влияние на радиосвязь. Действие
магнитного поля на проводник с
током. Электродвигатель.
Изучение
законов
Оптика (8ч).
отражения.
Наблюдение
отражения и преломления света.
Изображения
в
линзах.
Определение главного фокусного
расстояния и оптической силы
линзы.
Наблюдение
обработка
результатов
Демонстраци
и: алгоритм
решения
задач
Групповая –
проведение
лабораторной
работы
Индивидуальная –
обработка
результатов
Демонстрации:
алгоритм решения
задач
http://stratum.ac.ru/r
u/education/
Групповая –
проведение
лабораторной
работы
Индивидуальная –
обработка
результатов
Демонстрации:
алгоритм решения
задач
Групповая –
проведение
лабораторной
работы
Индивидуальная –
обработка
результатов
http://stratum.ac.ru/r
u/education/
https://www.imum
k.ru
https://www.imum
k.ru
https://www.imum
k.ru
https://www.yaklas
s.ru
http://stratum.ac.ru/
ru/education/
интерференции света. Решение Демонстрации:
задач на преломление света. алгоритм решения
Наблюдение полного отражения задач
света.
Индивидуальная
работа Работа с
Подготовка
и
по
подготовке
проекта
к подготовленным
проведение итоговой
презентации.
материалом,
конференции (4ч)
анализ
полученных
данных по
индивидуальному
проекту.
Итого 36 часов
https://www.imum
k.ru