Занимательный русский язык, 5-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
для обучающихся: 5-9 классов

г Верхняя Салда, 2025

Содержание
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
с.3
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
с.4
3. Тематическое планирование
с.10
Приложение 1. Контрольно-оценочные материалы
с.14

2

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными
результатами являются:
- осознание, что правильная устная и письменная речь являются показателем индивидуальной
культуры человека;
- овладение словами речевого этикета;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- формирование внутренней позиции школьника и познавательных мотивов.
Метапредметные результаты:
о умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач
(диалог, монолог, письменные тексты);
- сочинять собственный рассказ, опираясь на законы определенного жанра;
- пользоваться компьютерной техникой: ПК, диктофон, фотоаппарат и др.;
- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и
письменным высказываниям
Система оценки освоения программы
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых
результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку
отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый
большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех
ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при
котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять
продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны
ближайшего развития.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
- игры на языковом материале;
- вопросы занимательной грамматики;
- инсценировки языковых ситуаций;
- краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
- практическая работа с различными рода словарями;
- работа с тестами художественных произведений.
Виды деятельности:
теоретические:
- лекция с элементами беседы;
- составление кроссвордов и ребусов;
- путешествие;
- грамматические сказки;
- викторина;
- выступление, рассказ;
- практические:
- игра, турнир;
- выполнение тестов;
- работа над словом, работа с книгой, словарем;
- составление диалогов, лингвистических сказок;
- редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр;
- выборка материала из художественной литературы, его анализ;
- подготовка сообщений;
- практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

3

Содержание изучаемого курса 5 класс
Вначале было Слово...Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о
русском языке.
Роль русского языка. Русский язык в жизни человека.
Дорога к письменности. История письменности от древности до наших дней.
Кириллица или глаголица. Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий.
Первая русская книга.
«Роль интонации» Интонация в предложении.
Фразеология. Особенности изучения фразеологических оборотов
«Без грамматики не выучишь ни истории, ни математики. Что такое грамматика?
Основатели русской грамматики.
Грамматика и история.Из истории грамматики и грамматических терминов.
Происхождение названий грамматических терминов.
Правильно ли мы говорим?Особенности русского ударения.Ударение как средство
смыслового различения слов.
От точки до многоточия.Знаки препинания. История происхождения знаков препинания.
Среди знаков препинания.Знаки препинания. Их роль в русской грамматике.
В мире вежливых слов.Речевой этикет. Золотые слова этикета: приветствие, прощание,
слова благодарности, просьбы, Ты и Вы и др.
«Лексика»Омонимы. Синонимы
Глагол. Формы глагола Глагольные формы
Зри в корень.Экскурс в историю русских слов.Этимология слов.
Всё растёт из корня.Родословная слов. Однокоренные слова.
В стране морфем.Из истории морфем. Роль морфем в грамматике.
Содержание изучаемого курса 6 класс
Почему мы так пишем?Правила правописания морфем.
На чужих ошибках учимся. Задания «Исправь ошибку», «Найди ошибку», «Проверь
товарища»
Лексический состав Жаргоны.Диалектизмы
Тезки наоборот. Антонимы.
Слова — двойники. Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы.
Где же хранятся слова?Словари. Типы словарей. Роль словарей.
Копилки слов. Словари. Типы словарей. Роль словарей.
Слова - пришельцы. Заимствованные слова.
Правописание приставок.Пре- при.
В мире крылатых слов и выражений. Фразеологизмы. История происхождения
фразеологизмов.
Источники фразеологизмов.
Почему мы так говорим?Этимология слов и выражений.
В гостях у имени. История имен
В музее истории слов. Происхождение и употребление слов и выражений.
Словесные раскопки.История слов.
Всех скороговорок не перескороговоришь. Скороговорки. Роль скороговорок в
речи.Пословицы, поговорки.Народная мудрость в пословицах и поговорках, тематическое
богатство русских пословиц.
Язык, давай с тобой дружить! Подготовка и проведение итогового занятия.
Я молодец!Обобщение изученного, подведение итогов.
Содержание изучаемого курса 7 класс Введение. Зачем нужна речь?
История речи. Виды речи. Практика.
4

В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его
особенности.Судьба отдельных букв.
История фонетики. История письменности. История славянского алфавита. Интересные
факты о буквах.
В мире слов. или Что такое лексика?
История слов. Лексика наука. Практическое задание.
Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей.
Первые словари. Виды словарей. Как составлен словарь.
«Что в имени тебе моем?»Антропонимия. Антропонимика.
Ономастика.
Древнерусские имена.
Практическая работа история имени. Происхождение имени.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.
Значение фразеологизмов. Практическое задание. История поговорок.
Путешествие по России. Диалектные слова.
Значение слов. Интересные факты о словах.
Можно ли самим придумать слово(неологизмы)?
Метаграммы, или Превращение мухи в слона.
В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.
Орфоэпические нормы. Практическая работа. Нормы произношения
Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики.
Анализ слова. Практическая работа.
Морфемы-иностранки.
Нахождение морфем. Практическая работа.
Смотри в корень!
Значение корня. Разбор слова.
Когда без словаря не обойтись?
Работа со словарем. Словарь. Практическая работа.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Отработка умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание; формирование
умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.
Универсальное правило проверки безударных гласных ударением, его использование для
правописания корней. Например: посветить-посвятить.
Чередующиеся гласные и согласные в корне слова.
Гласные в корнях с чередованием: морфемная, фонетическая, лексическая группы.
Умение определять части слова, морфологическую принадлежность; различать корни,
проверяемые ударением, и корни с чередующимися гласными. Умение понимать новые слова
путем осознания состава. Умение пользоваться толковым и орфографическим словарями.
Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки)
Закрепление умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность
выбора. Суффиксы-волшебники.
Сопоставление правил правописания Н и НН в суффиксах имен прилагательных и
отглагольных образований
(причастий, отглагольных прилагательных), а также
образованных от них существительных и наречий (ветреный - ветреность - ветрено).
Морфемы, которые могут изменяться в слове
Практическая работа. Изучение правил изменения морфем. Умение определять
морфологическую принадлежность слов, составлять словосочетания, употреблять слова в прямом и
переносном значении, подбирать синонимы при определении частей речи.
О, Е, Ё после шипящих
Буквы О,Е (Ё) после шипящих и Ц в корнях и других частях слова. Единые правила
правописания О,Е в суффиксах и окончаниях именных частей речи. Буква Ё после шипящих в
суффиксах и окончаниях отглагольных образований
5

Роль Ъ и Ь знаков в
словеЬ в середине слова.
Ь на конце и в середине количественных числительных.
Умение правильно произносить и употреблять в речи слова с твердыми и мягкими
согласными. Умение пользоваться орфографическим словарем.
Функциональное сходство роли Ъ и Ь как разделительных. Место разделительного Ъ.
Разделительный Ь в русских и заимствованных словах: воробьи, павильон. Расширение
лексического запаса слов с Ъ и Ь. Систематизация сведений о частях речи. Написание Ь после
шипящих на конце существительных (3 склонение), прилагательных: ЖГУЧ, глаголов (всегда
пишется после шипящих), наречий (кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ), всех частиц (ЛИШЬ).
И и Ы после Ц
Практическая работа. Значение.
Путешествие в город существительных
Существительное. Роль существительного. Интересные факты.
Страна « Глаголия»
История глагола. Значение. Роль в речи.
«Вместо имени». Разряды местоимений.
Зачем местоимение. Роль местоимения. Интересные факты.
«Описательные»
словаПрактическое задание.
В гостях у наречия
История наречия. Образование.
Особое деепричастие.
Зачем деепричастие.
Из истории русской пунктуации.
Практическая работа. Что такое пунктуация.
Коварные знаки препинания.
История знаков препинания. Практическая работа.
Слово. Словосочетание. Предложение. Текст.
Практическая работа
Стилистика. Типы и стили
речи. Практическая работа Долой однообразие!
Значение гиперболы и литоты (лошадь величиной с кошку, жизнь человека — один миг) в
художественном произведении. Роль эпитета в художественном произведении. Сравнение и
способы его оформления. Олицетворение и его роль в создании картин природы в художественном
произведении. Метафора и ее разновидности. Для чего нужно изучать русский язык?
Содержание изучаемого курса 8 класс
Введение. Могучее средство общественного развития. Русский язык в современном
мире.
Экология языка
Язык как могучее средство общественного развития, важнейшее средство человеческого
общения. Место русского среди других языков в современном мире. Проблемы экологии языка.
Словари русского языка. Создание словарных статей
Овладение навыками практической работы со словарем, самостоятельное составление
словарных статей для словарей орфографических, лексико - грамматических, толковых,
фразеологических, синонимов, антонимов. Словари
омонимов, паронимов,
этимологический.
Нормы современного русского литературного языка
Основные морфологические, синтаксические и орфоэпические нормы. Сложные случаи
правописания числительных, существительных.
Язык - развивающееся явление. Примеры изменения норм литературного языка из
6

художественных произведений.
Решение олимпиадных заданий, связанных с орфоэпическими нормами, нормами
управления и согласования, разбор заданий ОГЭ.Лексика и фразеология. Типы лексических
значений слов. Новые термины.
Обогащение лексики, паронимы, синонимы, омонимы, омографы: большая — большая,
омофоны: бал — балл, антонимы. Понятие о градации. Значение и происхождение фразеологизмов.
Иноязычные заимствования. Стилистическая окраска лексических единиц.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Фонетика. Фонетическая транскрипция. Трудные случаи орфоэпии.
Фонетический разбор в трудных случаях.
Синтаксис простого и сложного предложения. Трудные случаи пунктуации.
Синтаксический и пунктуационный разбор простого и сложного предложения. Сложные
синтаксические конструкции.
Олимпиада по русскому языку.
Самостоятельное решение олимпиадных заданий по всем разделам языкознания.
Изобразительно-выразительные средства языка
Сюжет, композиция, стиль писателя, своеобразие поэтики, основные средства,
художественной изобразительности. Знакомство с новыми тропами: анафора, эпифора,
синтаксический параллелизм, оксюморон и др.
Комплексный анализ текста
План комплексного анализа, опыт коллективного анализа публицистического текста.
Тестовая работа
Решение тестовых заданий.
Содержание изучаемого курса 9 класс
Речевая культура — часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура
речи.
Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для духовной жизни общества».
Практическая часть: «Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате
ОГЭ и критерии ее оценивания».
Язык и речь.
Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании».
Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Сжатое изложение как средство переработки
информации Приемы сжатия текста. Отработка приема “исключение”.
Овладение приемом исключения неглавной информации из текста».
Языковая норма как историческая категория.Лекция учителя: «Развитие
языковойнормы как системы правил».
«Становление и развитие древнерусского языка, этапы его существования». Практическая
часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “упрощение”.
Овладение приемом упрощения текста».
Понятие нормы в современной лингвистике.
Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке». «Изменчивость нормы».
Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка
приема “обобщение”. Овладение приемом обобщения».
Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.
Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих национальной культуры». Практическая
часть: «Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов
сжатия».
Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.
Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы».
7

Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого изложения по незнакомым
текстам».Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи
Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых средств». «Второй закон языковых
средств - закон аналогии или унификации (уподобления)».
Критерии оценки заданий. Структура сочинения».
Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы - основное условие хорошей речи».
Практические упражнения «Поразмышляем вместе».
Учимся формулировать тезис.
Лекция учителя: «Понятие речи. Общая характеристика. Особенности». Учимся
аргументировать». Типология норм.
Семинар на тему: «Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность,
логичность, выразительность, уместность - основные качества хорошей речи». Учимся писать
вывод сочинения на лингвистическую тему Ошибки грамматические и речевые.
Лекция учителя: «Виды правильности речи. Окказиональность «как особая правильность» в
художественном тексте».
Качества хорошей речи.
Викторина: «Богатство речи и способы проявления языкового богатства. Синонимы,
метафора, метонимия, синекдоха как лексические средства богатства речи». Практическая часть:
«Синонимы.
Основные качества хорошей речи. Общая характеристика.Практическая работа:
«Поразмышляем вместе».
Отработка навыка написания сочинения «комментарий к определению»
Правильность как основа хорошей речи.
Лабораторная работа: «Фактические ошибки
Речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов».
Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение)
Содержательность хорошей речи.
Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи. Виды дыхания. Этапы тренировки
фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как
обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные
компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой
высказывания». Выразительность и гибкость хорошей речи. Уместность и доступность
хорошей речи. Лекция учителя: «Становление орфоэпической нормы. Особенности формирования
произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения.
Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка.
Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного
произношения». Практическая часть: «Понимание текста. Отработка Задания 2».
Лекция учителя: «Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как
правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм». Практическая часть:
«Средства выразительности речи. Отработка Задания 3»
Точность речи.
Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке.
Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частей речной
принадлежности. Акцентологический минимум».
Практическая часть: «Поразмышляем вместе».
Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.
Лекция учителя: «Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная
норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в
8

словообразовании».
Практическая часть: «Правописание приставок. Отработка задания Задания 4»
Орфоэпические нормы.
Практикум: «Правила согласования, образования и употребления форм рода.
Числа и падежа. Правописание суффиксов. Отработка Задания 5» Тексты разных стилей.
Жанры. Изучение стиля. Применение на практике.
Лексика. Лексические нормы.
Лекция учителя: «Морфологический минимум».
Практическая часть: «Правописание Н - НН в различных частях речи». Акцентологические
нормы.
Проектная работа - презентация «Словосочетание. Виды подчинительной связи
(согласование, управление, примыкание)».
Практикум: «Нарушения норм согласования и управления. Отработка Задания 7»
Словообразовательные нормы.
Орфография
Семинар: «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов,
употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов,
частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной
речи»
.Морфологические нормы и их особенности.
Проект - презентация «Обособленные члены предложения.
Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном
предложении».
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.
Игра-разминка.
Практикум: «Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.
Практическая часть.
Употребление обособленных определений и обстоятельств в
речи. Лекция учителя: «Сложные предложения с различными видами связи» Практическая часть.
Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.
Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!»
Практикум: «Сложные бессоюзные предложения. Отработка Задания 14»
Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненныхпредложениях.
Игра «Ты эксперт».
Практикум: «Выполнение тестовых заданий». Многокомпонентн ые синтаксические
конструкции и знаки препинания в них.
Лекция учителя «Функциональные стили».
Практикум: «Выполнение тестовых заданий». Употребление знаков препинания в
бессоюзных сложных предложениях.
Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей языковой практике».

9

Практикум: «Выполнение заданий «Поразмышляем вместе».
Синтаксический минимум.
Лекция учителя: «Орфографическая и пунктуационная грамотность как неотъемлемая часть
речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики.
Функциональные стили. Стилистические нормы.
Основные принципы русской орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как
система постановки знаков препинания.
Функционально-смысловые типы речи.
Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации».
Итоговый турнир
Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку»
3.
Тематическое планирование
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.2.
3,4.
5,6
7,8
9
10
11
12,13
14,15
16,17
18,19
20,21
22,23
24,25
26
27
28
29,30
31,32

Разночтение слов в звучании и написании
Для чего используются звуковые повторы речи
Какова роль интонации в устной речи
Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»
О чём рассказывает словообразовательная модель слова.
Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов
Почему с течением времени изменяется морфемный состав слова
Этимология слов
Презентация работ
Зачем нужно знать алфавит
Как пунктуационные знаки передают смысл высказывания
Бенефис знаний
На какие группы делится словарный состав русского языка
О чем рассказывают фразеологизмы
Практическая работа
Чем отличается склонение частей речи
В чем секрет глагола и его форм
Как отличаются грамматически омонимы
Грамматике учиться- всегда пригодится

2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2

33,34

Правила речевого этикета

2

Итого

34

Тематическое планирование 6 класс
№ п/п
1,2,
3
4,5
6,7

Тема

Кол-во часов

Язык - вековой труд поколений
На чужих ошибках учимся Высказывания великих людей о русском языке.
Пословицы и поговорки о родном языке
Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в
русском языке. Лингвистическая игра «Происхождение слов»
Лексикография - наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс -

10

2
1
2
2

8,9
10,11

12,13
14,15
16,17
18
19
20
21
22
23,24
25,26

27
28
29
30
31
32
32
33,34
Итого

аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. 2
Игра - конкурс «Кто больше?».
2
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых
выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи»,
«Динка»
Фразеологизмы - синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. 2
Фразеологизмы со значением цвета
2
Работа с фразеологическим словарём. Конкурс «Своя игра» по теме
«Фразеологизмы
Орфоэпические нормы при произношении некоторых групп согласных в русском 2
литературном языке.
Фонетический КВН
1
Почему мы так говорим? Суффиксы для образования профессий, названия лиц по 1
месту жительства в русском языке
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке
1
Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд - «словесных» 1
деревьев».
Правописание приставок. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка 1
С
2
Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-Тренировочные упражнения на
правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов
2
Чередование гласных в корнях. Командуют гласные, командуют и согласные.
Командует ударение, командует значение слова Работа с текстами. Викторина
«Узнай меня»
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум
1
1
Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений,
числительных. Грамматический турнир
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.
1
1
Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Игра «Неизвестное об
известном» на распознавание частей речи
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады
1
История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке.
1
Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор 1
материала
Защита проекта «Что в имени тебе моем?»
2
34

Тематическое планирование 7 класс
№ п/п

Тема

1
2,3
4,5
6
7,8
9,10
11
12,13

Введение. Зачем нужна речь?
Лекция с составлением таблиц-памяток. Презентация.
В мире фонетики. Дорога к письменности.
Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв.
В мире слов или что такое лексика?
Где хранятся слова? «Копилки слов».
Типы словарей.
Урок -практикум. Составление словарной статьи.

Кол-во часов

11

1
2
2
1
2
2
1
2

«Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика.
3
Древнерусские имена. Имена-иностранцы.
Практикум-исследование. Проект «Тайна моего имени»
1
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы.
2

14,15,16
17
18,19

Презентация. Фразеологический КВН.
Путешествие по России. Диалектные слова.
Урок-путешествие. Анализ литературных произведений.
Можно ли самому придумать слово (неологизмы)?
Урок-практикум. Работа с текстом
Метаграммы, или Превращение мухи в слона.
Урок-игра. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены
букв.
В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка.

20
21,22
23,24
25,26,27
28,29,
30
31,32
33,34
Итого

1
2
2
3
2
1
2
2
34

Тематическое планирование 8 класс
№ п/п

Тема

1,2, 3

Введение. Могучее средство общественного развития. Русский язык в
современном мире. Экология языка

3

4,5

Словари русского языка. Создание словарных статей

2

6,7,8,9

Нормы современного русского литературного языка

4

10,11,
12,13

Лексика и фразеология. Типы лексических значений слов. Новые термины.

14,15

Фонетика. Фонетическая транскрипция. Трудные случаи орфоэпии.

16,17,18,
19,20

Синтаксис простого и сложного предложения. Трудные случаи пунктуации.

21,22,
23,24

Олимпиада по русскому языку.

25,26,27

Изобразительно-выразительные средства языка.

28, 29,30,31
32,33,34

Кол-во часов

4
2
5
4
3

Комплексный анализ текста

4

Тестовая работа

3
34

Итого

Тематическое планирование 9 класс
№ п/п

Тема

1

Речевая культура - часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура
речи.
Язык и речь.

2

Кол-во часов

12

1
1

3
4
5
6

Языковая норма как историческая категория.
Понятие нормы в современной лингвистике.
Формирование норм литературного языка. Признаки нормы.
Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения.

7

Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи

8

Типология норм.
Ошибки грамматические и речевые.
Качества хорошей речи.
Основные качества хорошей речи. Общая характеристика.
Правильность как основа хорошей речи.
Содержательность хорошей речи.
Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей
речи.
Точность речи.
Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике.

9
10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей.

1

17
18
19

Лексика. Лексические нормы.
Акцентологические нормы.
Словообразовательные нормы. Орфография

1
1

20
21
22
23
24

Морфологические нормы и их особенности.
Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности.
Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка.
Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи.
Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи.

1
1
1
1

25,26
27

Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных
предложениях.
Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

28,29

Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.

30
31
32
33,34
Итого

Синтаксический минимум.
Функциональные стили. Стилистические нормы.
Функционально-смысловые типы речи.
Итоговый турнир

1

1
2
1
2
1
1
2
2
34

13

Приложение 1
5-6 класс
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА-КОНКУРС «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Конкурс 1. Разминка.
- Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас, чтобы немного
размяться, настроить свои головы на более трудные задания, мы будем их вспоминать.
(Учитель зачитывает начало пословицы, а команды по очереди должны продолжить. За
верный ответ -1 балл.)
Что посеешь,.. .(то и пожнёшь).
Без труда. (не вынешь рыбку из пруда).
Кончил дело,.. .(гуляй смело).
Волков бояться.. .(в лес не ходить).
С кем поведёшься,.. .(от того и наберёшься).
Как аукнется-.(так и откликнется).
За двумя зайцами погонишься,.(ни одного не поймаешь).
Тяжело в учении-.(легко в бою).
Любишь кататься- .(люби и саночки возить).
Ученье -свет,.. .(а неученье-тьма).
Конкурс 2. «Слова-змейки». - На доске слова: 1-ой команде - КОМ, 2-ой - СОМ ,3 -ей ДВОР,4 -ой - ДОМ, 5-ой- СОН
(Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову
(существительные единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней
буквы слов, написанного предыдущим учеником. Например: кол-лодка-ад-.)
Через две минуты подводится подсчёт слов. Каждое слово - 1 балл.
Конкурс 3. «Собери слова». - Соберите слова, которые спрятались в других словах.
За слово 1 балл.
Приставка в слове ПОдБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс - ЛЕСНИК,
окончание -УЧЕНИКИ.=(ПОДСНЕЖНИКИ)
2- ой команде.
Корень в слове МОЛОДОЙ, суффикс - ПАЛЬЦЫ, окончание - ТРАВЫ=(МОЛОДИЪТ)
3- командеПриставка в слове ЗАХОД, корень - ГОРОДА, суффикс - СТОРОНКА, окончание
- ЗИМА
=(ЗАГОРОДКА)
4- команде
Корень в слове ДВОРНИК, суффикс - СТОЛОВАЯ, окончание - ЗЕЛЁНЫЙ (ДВОРОВЫЙ)
5- команде
Корень в слове ЗАВОДИТЬ, приставка в слове ПЕРЕМЕННЫЙ, суффикс в слове ЛЕТЧИК,
окончание в слове ЦВЕТОК= (ПЕРЕВОДЧИК).
Конкурс 4. «Синтаксический». - Вы должны правильно написать слова и расставить знаки
препинания.
(Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок расставит знаки препинания). (За
правильный ответ 5 баллов)
1. Язык (до)Киева (до)ведёт.
2. Мой сын( ) лётчик.
3. Я побывал в городах( )Ростове, в Москве, в Киеве.
4. Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.
5. Пословица( ) народная мудрость.
6. В корзине лежали ягоды( )малина, земляника.
Конкурс 5. «Синтаксическая пятиминутка»
- Составьте предложение, выполнив предварительные действия
(Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок составит предложение). (За
14

правильный ответ 5 баллов)
1. Из предложения «Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы» возьмите определение, и это
слово поставьте в творительном падеже
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья опадают», и это слово поставьте в
творительном падеже.
3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса красотой».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковёр».
6. из предложения «Куда ведёте нас, дороги?» возьмите существительное, которое является
обращением.
(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).
Конкурс 6. «Блиц-опрос». - Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый
правильный ответ - 1 балл).
Часть речи, обозначающая предмет? (Существительное)
Слово «белый» по отношению к слову «черный». (Антоним)
Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)
Неопределенная форма глагола. (Инфинитив)
Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
Член предложения, отвечающий на вопрос какой? чей? (Определение)
Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (Именительный)
Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка) (четыре)
Первый слог - личное местоимение, второй - звук, который издаёт лягушка, вместе
получается - овощ. (Ты-Ква)
Конкурс 7. «Редактор». (за правильный ответ - 5 баллов).
- Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:
Здорова и прибываю в добром здравии.
- Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?
(Прибывать -приходить, приезжать куда-либо; пребывать -находиться где-нибудь или в
каком-нибудь состоянии.
Бабушка перепутала приставки.)
Конкурс 8. «Шерлок Холмс» Найдите разносклоняемые существительные во
всехпредложениях:
(за правильный ответ - 1 балл).
Кузнец ушел, пожар свирепствовал еще несколько времени.
Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили
погорелые жители Кистенёвки.
Губернские чиновники трепетали при его имени.
(Времени, пламени, имени).
Конкурс 9. «Переводчик» - Образовать существительные общего рода от слов:(за
правильный ответ - 5 баллов).
выскочить (выскочка),
задираться (задира),
не посидеть (непоседа),
трудиться (трудяга).
Конкурс 10. «Зашифрованные слова»
- В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание (цифру) с его
объяснением (букву). (За правильный ответ - 5 баллов).
1. Не ударить в грязь лицом.
2. Держать себя в руках.
3. Мелькнуть, как молния.
4. Игра не стоит свеч.
15

5. Стрелять без промаха.
6. Во что бы то ни стало.
7. Не находить себе места.
8. Вешать голову.
A. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
B. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.
Ключ: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
6-7 класс
Первый тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на вопросы:
•
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
•
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
•
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
•
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек?
(Алла, Анна)
•
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в
доме человека?
•
Сколько слогов в слове да? (1)
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Назовите синоним слова ДОРОГА.
Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
Отгадайте загадку: с виду - клин, а развернёшь - блин (Зонтик).
Назовите антоним слова НОЧЬ (День).
Его оторвали у Варвары на базаре (Нос).
Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол)..
Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).
Главная песня государства (Гимн).
Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).
«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним).
Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

Конкурс 2. Постижение народной мудрости.
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык - самый
богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок,
которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В

16

них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой,
самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив
соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут
встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
•
Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
У него глаза велики. (У страха.)
Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
Собери пословицу.
Пословицы - одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи.
Ваша задача - собрать пословицы.
1.
В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)
2.
С миру по нитке - (голому рубашка)
3.
Хвалил пес волка,(что вертит хвостом ловко)
4.
Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)
5.
За маленьким погнался - (большое потерял)
6.
Куй железо (пока горячо)
7.
Терпенье и труд (все перетрут)
8.
Век живи - (век учись)
9.
Хлеб-соль кушай, (а правду слушай)
10.
Жизнь прожить (не поле перейти)
11. - Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит.
12- Любишь брать, люби отдавать.
13- С кем поведешься, от того и наберешься.
14- Что посеешь, то и пожнешь.
•
•
•
•
•

Конкурс 3. Расставьте гласные.
Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного
запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях,
например так, как показано на доске.
Букву Е
БРТ - БеРеТ
СВР - СеВеР
ВР - ВееР
КЛЩ - КЛеЩ
Команды получают задание на карточках:
Букву О
КН - окно
ГРХ - горох
КЛКЛ - колокол
ТПТ - топот
БЛТ - болт
ПКЙ - покой
ГРН - горн
ТРН - трон
КРК - окорок
ГЛТК - глоток
Букву У
СД - суд
17

ШРП - шуруп
КСС - уксус
КСТ - куст
БРНДК - бурундук
Букву А
БРН - баран
ТК - атака
РФ - арфа
МРК - марка
СТР - астра
КРМН - карман
БРК - барак
ШЛШ - шалаш
ФНТ - фант
ШРМ - шрам, шарм
Букву И
ПРЗ - приз
PC - рис
ЛЛЯ - лилия
ФЛН - филин
PC - ирис
Конкурс 4 Игра: «Найди новое слово»
- Пользуясь данными словами, составьте новые - кто больше?
1) Мартышка (камыш, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)
2) Промокашка (каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)
•
5. Решите ребусы.
•
Ребусы на слайдах
- Каждой команде предлагается карточка с ребусом. В течение 1 минуты учащиеся должны
разгадать ребус:
А) Е2 мы сели за 100л, о5 прилетели 40и и с3жи.
(Едва мы сели за стол, опять прилетели сороки и стрижи)
Б) Прежде чем 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
(Прежде чем семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку)
6. “Фонетическая разминка”
•
слайд №
•
слайд №
•
слайд №
Конкурс 7. Найди ошибки.
Карточка.
Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался
галасок
малинофки.
У опушке милкали голубымколоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни
тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные
дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка.
Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
8.
Соревнование на лучшего диктора.

18

Расставьте в словах ударения и прочитайте без ошибок
Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, звонит, свекла, щавель, начала,
поняла.
Конкурс 9. Веселая грамматика».
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте
имена существительные. (Слайд )
•
храбрый
•
сильный
•
гордый
•
мудрый
•
грубый
•
веселый
•
умный
•
крепкий
•
смелый
•
добрый
•
болтливый
•
богатый
•
хвастливый
•
ленивый
•
бедный
«Шарады»
К
торжественному
крику
прибавь
согласный
звук,
Чтоб протянулись горы с севера на юг.
(Ура-л)
Корень
мой
находится
в
«цене».
В
«Очерке»
найди
приставку
мне,
Суффикс
мой
в
«тетрадке»
все
встречали.
Весь же - в дневнике или журнале.
(о+цен+к+а)
Конкурс болельщиков
Турнир 10.
Игра «Расшифруй слова»
1. ДЛАЯЙТЕКАЛ
Прогони собаку, не тревожа птицу, (дятел, лайка)
2. ГКАРВОЗАДИСЬКА
Где цветок, где рыба отгадать попробуй (гвоздика, карась)
3. СММАСОРОЛЕДИННОКА
Гриб клади в корзину, ягоду - в лукошко, (маслёнок, смородина)
Конкурс 11. Конкурс писателей.
Ведущий: Сейчас мы узнаем писательские способности наших команд. Итак, конкурс
писателей.
- “Раскрасим текст прилагательными”. Прилагательное - это волшебное средство языка, с
помощью которого чёрно-белый текст становится цветным. Попробуйте и вы.
Задание: Командам надо вставить в текст прилагательные: украсить, уточнить.
Раздаётся текст И.С. Тургенева.
Текст.
Вот и лес. Тень и тишина. Осины высоко лепечут над нами. Ветки берёз едва шевелятся. Дуб
стоит, как боец, подле липы. Мы идём по дорожке. Мухи неподвижно висят в воздухе. Мошки
вьются столбом, светлее в тени, темнее на солнце. Голосок малиновки звучит радостно. Дальше,
19

дальше, глубже в лес.
Подведение итогов.
Подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистике. Хочу закончить его словами
поэтессы Марии Комисаровой:
Народ - властитель тайны слова
И всех сокровищ языка.
Им выткана его основа
Для поколений на века.
Он создал чудо тени, света,
И звука взлёт, и слова лад,
Им жизнь поэзии согрета,
В нём звёзды вечности горят.
Храните всё богатство нашего языка, пользуйтесь им бережно и аккуратно, любите свой язык
и изучайте его. Он откроет вам целый мир.
Подведение итогов, награждение команды-победительницы.

8-9 класс
I. Станция «Имя существительное»
1. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том ... (Пушкин).
Ай, ду-ду,ду-ду,ду-ду,
Сидит ворон на дубу.
Он играет на трубу
Во серебряную.
В обоих случаях слово дуб употреблено в предложном падеже. Имеет ли место в одном из
случаев неправильный выбор окончания?
Ответ: Возможны варианты.
2. Можно ли определить, кто из перечисленных здесь лиц является женщиной?
Приём у Э. Рузвельт.
Открытие зоолога У.Ульрих.
Научные труды химика И. Ноддак.
Рекорд Т.Пресс.
Ответ: Все женщины: Элеонора Рузвельт, Урсула, Ульрих, Ида Ноддак, Тамара Пресс.
Мужские фамилии склоняются.
З.Этот ученик любит читать, но, видимо, мало знает о своих любимых писателях. Найдите
его ошибки. «Я люблю книги Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Майн Рида, Жюль
Верна, Этель Лилиан Войнич, а особенно рассказы Конана Дойля о Шерлок Холмсе».
Ответ: Стефана Цвейга, Жюля Верна, о Шерлоке Холмсе - первое слово - имя; но: Конан
Дойля - это двойная фамилия, звали его Артуром.
4. «Из сумки большого серого кенгуру выглядывал крохотный детеныш». Может такое
быть?
Ответ: Не может. Если совершенно ясно, что речь идет о самке животного, согласуемые
прилагательные должны стоять в форме женского рода.
5. "Этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама». (М а я к о в с к и й) Составьте такое
предложение, из которого было бы ясно, что речь идет о ламе папе, но словопапа или отец не
употребляйте!

20

6. В дебрях Африки ученый вел дневник. Он носил его с собой в сумке и первая страничка
пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите ему прочитать эту страничку!
«Язык местного населения - суахили. Приходится учить. Ну и трудн.. же эт .. суахили!
Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш .. жалюзи. Скучаю по родине,
вспоминается широк .. авеню, что виднел.. из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное
спасение крепк .. черн .. кофе. Одна чашка так .. кофе сразу поднимает работоспособность.
Туземцы подарили мне говорящ .. какаду и маленьк .. забавн .. шимпанзе, котор .. я назвал Эльза».
(Мужской род: суахими - язык, какаду - попугай, кофе - исключение; женский род:авеню улица, Шимпанзе - кличка указывает на пол животного; форма множественного числа - жалюзи.)
7. Что вы можете сказать на основании данной цитаты о времени, когда происходит
действие? «Отодвинув дела, взялся за кофе; за кофеем он развернул еще сырую утреннюю газету и
стал читать ее».
Ответ: XIX век: устаревшая форма кофеи; но по утрам уже доставляют газеты. Автор текста
- Лев Толстой.
8. Какое слово А. С. Пушкин употребил бы иначе, если бы жил в наше время?
... К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень;
Он счастлив, если ей накинет
Боа пушистый на плечо,
Или коснется горячо
Ее руки, или раздвинет
Пред нею пестрый полк ливрей ...
Ответ: Не пушистый, а пушистое боа - несклоняемое существительное, обозначающее
предмет.
II. Станция «Словообразование, этимология».
1.
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны.
Куда выплывают челны Стеньки Разина?
Для ответа мысленно проплывите по реке вместе с ними и поищите в ее течении
однокоренные слова.
Ответ: Стремнина - место со свободным, сильным течением.)
2.
Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях?
Ответ: Образованы от слов рука и перст.
3. Как и почему называется кусок дерева, которому непременно суждено сгореть?
Ответ: Полено: от глагола палить.
4. Героя Н. В. Гоголя Ивана Федоровича Шпоньку сосед угощает индейкой:
«-Иван Федорович, возьмите крылышко ... Да что ж вы так мало- взяли? Возьмитестегнушко!
Ты что разинул рот с блюдом? Проси! Становись, подлец, на колени! Говори сейчас: «Иван
Федорович, возьмите стегнушко!»
-Иван Федорович, возьмите стегнушко! - проревел, став на колени, официант с блюдом».
Какую часть индейки уговаривали взять Ивана Федоровича? На трудной стезе поисков вам
помогут две строчки известной народной песни: Позарастали стежки-дорожки,
Где проходили милого ножки.
21

Ответ: Стегнушко - ножка; стезя - стежка- дорога,
по которой индейка ходит
своими стегнышками.
5. Иногда говорят: «Было-то было, да быльем поросло».
Чем поросло то, что было, и почему именно поросло, а не, допустим, засыпалось или
накрылось?
Ответ: Былье - трава, былинки.
6. Куда можно нырнуть, если рядом нет воды?
Ответ: в нору.
7. Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить?
Ответ: Самобранка не от бранить, а от убирать, т. е. накрывать стол.
8. Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему
известного сказочного героя прозвали Кощеем?
Ответ: От кость.
9. Не правда ли, странная кличка для собаки - Жучка? Почему она стала так популярна?
Однако наши предки называли так не любую первую попавшуюся собаку, а только ...
Как должна выглядеть настоящая Жучка?
Ответ: Маленькая и черненькая, как жук.
10. Есть ли что-то общее между Корытом и корью?
Ответ: Оба слова - от кора; при кори сыпь напоминает корку
11. Запишите на доске: кож ..заменитель - Кож .. мит.
Ответ: В первом и во втором нет соединительной гласной: Кожимит - «имитация кожи».
12. Запишите на доске:
«Я я. ственно увидел стол, уставленный всевозможными
аппетитными я ствами».
Ответ: Явь и ясти, т. е. «есть».
13. В этом странном словаре слова будут располагаться в таком примерно порядке:
колесо или бабочка
просо мордочка
лассо лампочка
мясо
По какому принципу составлен такой словарь и зачем он нужен? Ответ: Обратный словарь
позволяет находить слова с одинаковыми окончаниями и суффиксами.
14. Всем знакомое с детства баю-баю по происхождению 1-e лицо ед. числа устаревшего
глагола. Как выглядит этот глагол в неопределенной форме и что он значит?
Ответ: Баять «говорить, рассказывать».
III. Станция «Лексика».
1. Культура древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества.
Сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся древнегреческими математическими,
астрономическими и прочими научными терминами; многие из нас, сами того не подозревая, носят
греческие имена: Андрей, например, значит по-гречески «мужественный, храбрый», Алексей «защитник», Макар - «счастливый». Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого
восходит к греческому и означает, что отведать его - это испытать настоящее удовольствие, даже
счастье.
Назовите это блюдо.
22

Ответ: Макароны. Подсказка в тексте: счастливый по-гречески makarios.
3.
Слово полигон по-гречески означает «многоугольник». Изобразите, как выглядит в
плане здание американского Пентагона.
Ответ: Пятиугольник.
4.
Испания. Яркое солнце, серенады, бой быков ... Как далеко это все от нас! Однако,
входя в свою квартиру, каждый из нас непременно проходит через одно такое место, которое могло
бы напомнить ему об Испании и ее экзотических традициях. Что это за место?
Ответ: Коридор. Коррида буквально «бег» (быков). Мы не задерживаемся в коридоре,
«пробегаем» его.
5.
Слова панама и болонья, конечно же, относятся к заимствованиям. Что еще общего в
происхождении этих слов?
Ответ: Название предмета дано по названию географическому.
6.
В узбекском языке глагол куру означает «сохнуть». Какое существительное,
образованное от него, заимствовано из узбекского русским языком и как приблизительно его можно
перевести?
Если не можете ответить сразу, сходите в столовую и попросите стакан компота.
Ответ: Курага - сушеные абрикосы.
7.
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки,фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы , лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(Пушкин).
Назовите семь названий лиц или предметов, встреченных Татьяной Лариной при въезде в
Москву, носящих исконно русские наименования, и семь - заимствованных.
Ответ: К заимствованным относятся: фонари, монастыри, бульвары, аптеки, магазины,
моды, балконы, львы, кресты; бухарцы и лачужки - образованы от иноязычных с помощью русских
суффиксов.
7.1.Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик.

23

А вам персты.
предстоит показать, где у вас ланиты,

чело, выя, десница, шуйца, рамена,

десница
(правая рука)

очи (глаза) чело(лоб) уста(рот) перси (грудь) ланиты (щёки) перси (грудь) шуйца
( левая рука)
Ответ: Щеки, лоб, шея, правая рука, левая рука, плечи, пальцы.
8.
Мы говорим биться не на живот (а на смерть).
А почему, например, не «биться на голову» или «на спину»? Ответ: Живот означало
«жизнь».
9.
В «Руслане и Людмиле» читаем:
Но между тем какой позор
Являет Киев осажденный?
Не слишком ли суров А. С. Пушкин? Ведь речь идет о несчастье - почему же позор?
Ответ: Слово употреблено в первоначальном, устаревшем значении: «вид, зрелище» .
Корень зор и в словах зрение, узреть и т. д.
10.
Одновременно ли появились слово самолет и летательный аппарат с таким названием?
Если нет, что появилось раньше?
Ответ: Раньше появилось слово - см. в сказках ковер-самолет. Во времена Петра
1самолетами называли самоходные плоты, сплавляемые по течению. Позже это слово стало
называть летательный аппарат, поначалу имевший заимствованное названиеаэроплан.
11.
Все мы представляем себе, что такое черствый хлеб. Как могло получиться, что в
родственном русскому чешском языке черствый означает «свежий», «прохладный»? Нет ли у этого
слова в чем-то похожего значения и в русском языке?
Ответ: Черствый человек - «холодный человек». Да и хлеб поначалу называличерствым
после того, как он остыл, вынутый из печи, так как начинал сохнуть он именно после охлаждения.
12.
Какое слово, известное сейчас почти всему миру, придумал английский писатель
Джонатан Свифт?Лилипут
Ответ: Лилипут у Свита - «житель Лилипутии, как француз - «житель Франции» и т. д.
Получило переносное значение «карлик»
13.
Вплоть до XIX века туземцы Новой Гвинеи не знали такого животного, как бык, не
24

сеяли кукурузы, не выращивали арбузов ...Произнесите на языке туземцев Новой Гвинеи эти слова:
бык, кукуруза, арбуз. Объясните свое решение вопроса.
Ответ: Эти слова звучат там по-русски, так как познакомил туземцев с этими растениями и
животным Н. И. Миклухо-Маклай.
IV. Станция « Фразеология»
1.Замените английские фразеологизмы синонимичными русскими.
1. На другой стороне холма и трава зеленее - там хорошо, где нас нет;
2. По самые локти - по горло;
3.Что для одного - мясо, то для другого - яд - что русскому хорошо, то немцу смерть;
4. Просто, как упасть с бревна - как дважды два
5. Не стоит и пуговицы - гроша ломаного не стоит;
6. Убить двух птиц одним камнем - убить двух; зайцев;
7. Птичка в руке стоит двух в кустах - лучше синица в руке, чем журавль в небе.
8. Просто, как пирог - как дважды два.
9. Возить уголь в Ньюкасл - ездить в Тулу со своим самоваром.
Ю.Хранить в вате - беречь как зеницу ока.
11. Холодный, как огурец - холоден как лёд.
12. Называть лопату лопатой - называть вещи своими именами.
13. Птицы одинакового оперенья держатся вместе - одного поля ягодки, два сапога пара;
14. Когда море вернёт всех погибших в нём - когда рак на горе свистнет;
15. Не стоит пороха и дроби - овчинка выделки не стоит;
16. Чёрная овца в семье - в семье не без урода, паршивая овца в стаде.
Задание 2.
Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия.
С какими словами они обычно сочетаются?
Ответ: не покладая рук, сложа руки, скрепя сердце, положа руку на сердце, сломя голову,
повесив голову, спустя рукава, засучив рукава, не переводя дух и др.
Сочетаются со словами трудиться, сидеть, соглашаться и т. д
Задание 3.

Замените зависимое слово в данных словосочетаниях фразеологическим оборотом :
1. согласиться неохотно - скрепя сердце
2. смотреть пристально - не отрывая глаз
3. трудиться неустанно - не покладая рук Задание 4.

25

Каково точное значение выражения « Витать в облаках?
Думаете, «летать», «парить»? (Как. например, в предложении «Над поляной еще витал запах
дыма?»
Ответ: Близко, да не совсем так.
Оказывается, витать - слово очень древнее, еще общеславянское: витати означало «жить». От
него образовано и слово обитать, хотя сразу об этом и не догадаешься, потому что когда к
витати прибавилась приставка об- и получилось обвитати, то в произношении сочетание бв
очень скоро упростилось в б: приставка как бы «съела» первую согласную корня. Так вместо
обвитати получилось обитати, а потом и обитать. Зная все это, вы понимаете, почему
объяснение значения фразеологизма витать в облаках в словаре не содержит слов «летать» и
«парить»: витать в облаках - это значит «пребывать, находиться в мечтательном состоянии,
не замечая окружающего».
Задание5.
Указательное местоимение сей употреблялось в значении «этот»: на сей раз на этот раз, в
июле сего года - в июле этого года. Постепенно местоимение этот стало главным, да и
незачем было в языке иметь два однозначных местоимения. А слово сей осталось в
некоторых фразеологических оборотах и в составе сложного слова сейчас. Назовите
фразеологические обороты с местоимением сей.
Ответ:
Когда мы произносим выражения сию минуту, сию секунду, мы вовсе
не утверждаем, что дело будет сделано в течение минуты или
секунды, мы говорим, что сделаем его очень быстро. Фразеологизм от сих до сих, наверное,
родился в школе, где учитель отчеркивал в книге задание ученикам: от верхней строки до
нижней строки.
Фразеологизм ни с того ни с сего имеет значение «без причины».
Мир дому сему - этому, да минует меня чаша сея - эта, не от мира сего - этого. Так
26

фразеологические обороты сохранили для нас забытое местоимение сей.
Задание 6.
« Найди пару». Из данных идиом составьте антонимичные пары:
1.
Хоть иголки собирай
2.Заваривать кашу
3. По чайной ложке
4. Коломенская верста
5.Чуть свет
6. Повесиь нос
7. Жить душа в душу
8. Сидеть сложа руки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Ни зги не видно(1)
Воспрянуть духом(6)
На ночь глядя(5)
От горшка два вершка(4)
Как кошка с собакой(7)
Одним духом(3)
Расхлёбывать кашу(2)
Не покладая рук(8)

Задание 7.
Определите род занятий людей по следующим выражениям:
1. Направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,
вызвать огонь на себя. (Военный)
2. Войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдёт. (Актёр)
3. Разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши,
топорная работа. (Столяр)
4. Шито белыми нитками, с иголки, на живую нитку.
(Портной)
5.Через час по чайной ложке, позолотить пилюлю.
(Аптекарь)
6. Стричь под одну гребёнку.
( Парикмахер)
7. Сбоку припека.
(Пекарь)
8. Мёртвая хватка.
(Охотник)
Задание 8.
Подберите к французскому фразеологизму синонимичный русский.
1.Отрезать хвост своей собаке.
2. Жить, как петух на откормке.
3. Тянуть чёрта за хвост.
4. Принять пузыри за фонари.
5. Король не кузен.
б.Одним камнем дважды ударить.
27

Ответы:
1.Отмочить комара.
2. Кататься как сыр в масле.
3. Перебиваться с хлеба на квас.
4. Попасть пальцем в небо.
5.Чёрт не брат.
6. Убить двух зайцев.
Задание 9.
Учительница, рассказывая о своих шестилетках, вспоминает такой случай. В один из осенних
дней был сильный гололед. Придя на работу, она сказала ученикам: «Сегодня, ребята, такой на улице
гололед, что я, как улитка, еле-еле доползла». Тут же Алеша встал на четвереньки и показал: «Вот
так?»
Почему ученик не понял учительницу? Как вы объясните ему его ошибку?
Задание 10.
На чём основан комический эффект высказываний?
1) Бабушка: Изюму- то в батоне кот наплакал.
Внук: А почему он так мало наплакал.
2) Мама не бросала слов на ветер и в безветренную погоду.
3) Узнал, но вида не подал, а подал прохладительные напитки.
Ответы: 1.Кот наплакал - ничтожно мало, явно недостаточно для чего- либо.
2. Бросать слова на ветер - произносить, говорить впустую.
3. Не подал вида - специально не узнал, не признал.

28

V. Заключение. Вот и подошло к концу наше путешествие по станциям русского языка. Ни
для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не
самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Сегодня мы с вами решали
трудные и забавные задачи, которые подбрасывает нам родной язык, блеснули эрудицией и
смекалкой.
Думаю, что ваше отношение к русскому языку изменится, и он станет для вас интересным и
увлекательным.
Каждый человек должен бережно и любовно относиться к языку.
Якутский поэт С. Данилов писал:
имею,
«Я
ко
всем
наукам
ключ
Я со всей вселенною знаком.
владею
Это
потому,
что
я
Русским всеохватным языком!
Молдавский поэт В. Краско так сказал о русском языке:
Дерево, шелестящее тысячами ветвей, Корни, уходящие в самую глубь полей, Лист,
звенящий и тающий в тишине веков, Цветок, благоухающий сотнями лепестков, Чудо
великое - русский язык ...
Успехов вам в изучении родного языка. Награждение победителей.
Грамматические нормы - тестирование
1. В каком слове ударение падает на последний слог?
1.
Тортов;
3) директоров;
2.
складов;
4) навзничь.
2. В каком слове ударение падает на второй слог?
1.
Стрекозами;
3) донизу;
2.
позвонит;
4) пломбировать.
3. В каком слове ударение падает па последний слог?
1 ) Дочиста;
3) тотчас;
2) добела;
4) набок.
4. В каком слове ударение падает на последний слог?
1
)
Инструмент;
2) феномен;
4) понят.
5. Укажите ошибку в образовании формы слова.
I ) Консервов;
3) семеро смелых;
2) в двух тысяч первом году; 4) лечащий врач.
6. Укажите ошибку в образовании формы слова.
1) Более красивый; 3) менее семьдесят пяти рублей;
2) день именин; 4) поезжайте завтра.
7. Укажите ошибку в образовании формы слова.
1.
С пятьюстами рублями;
3) вымыв руки,
2.
пять апельсинов;
4) опытные аптекаря.
8. Укажите ошибку в образовании формы слова.
1.
Более моложе;
3) без золотых погон;
2.
лягте;
4) в двухстах шагах.
9. Укажите ошибку в образовании формы слова.
1.
К две тысячи пятому году; 3) пачка макарон;
2.
жгет костер;
4) фильм интереснее, чем книга.
10. Укажите ошибку в образовании формы слова.
29

3)

принял;

1.
Больше пятьдесят рублей;
3) пять блюдец;
2.
их дети;
4) лягте на диван.
11. Укажите ошибку в образовании формы слова.
1.
Прочитая рассказ; 3) в две тысячи пятом году;
2.
менее значительный; 4) поезжай домой.
12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).
1.
Хор исполнял «Калинку».
2.
Все, кто работал на заводе, отдыхали в санатории.
3.
Ознакомьтесь со списком учеников, сдавшими экзамен.
4.
Один из студентов был удостоен Ломоносовской премии.
13. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.
Лексические повторы — средство выразительности в стихотворении
Лермонтова «Бородине».
2.
Рассказы могут создаваться не только в письменной, но и в устной форме.
3.
Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное
звучание.
4.
Интернет сохраняет и позволяет пользоваться огромными базами данных по
разным вопросам науки.
14. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.
О поэме А. Блока «Двенадцати» споры не утихают до сих пор.
2.
Одним из выдающихся поэтов был А. Фет, воспевших красоту природы.
3.
На встречу с писателем пришли те, кто любит научную фантастику.
4.
Автор надеялся опубликовать и познакомить с поэмой читающую аудиторию.
15. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.
В стихотворении А. Блока «Осенней воле» просматриваются традиции
литературы XIX века.
2.
Одним из признанных вождей натуральной школы стал В. Белинский,
сыгравших важнейшую роль в теории реализма.
3.
Воспоминания знакомят и дают полное представление о том или ином писателе.
4.
Музыка может выразить не только нежность и радость, но и тревогу, печаль.
16. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.
В стихотворении «Письме к матери» С. Есенин раскрывает тему любви к
самому родному человеку.
2.
Н. Некрасов показывает крестьян неспособными на протест.
3.
Все, кто были на спектакле, остались довольны.
4.
Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.
17. Укажите предложение без грамматической ошибки (правильно построенное).
1.
В комедии А. Чехова «Вишневом саде» темой является судьба России, ее
будущее.
2.
На каторге Ф. Достоевский столкнулся с личностями уголовного мира,
ставящих себя выше нравственных законов общества.
3.
Старшеклассники этой школы участвовали и выиграли это соревнование.
4.
Те, кто катался в этот день на лыжах, обморозили не только лицо, но и руки.

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».