РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Основы естественнонаучной грамотности. География»
для обучающихся 9 класса
г. Верхняя Салда, 2025
Пояснительная записка
Основной целью программы является развитие функциональной
грамотности учащихся 9 классов как индикатора качества и эффективности
образования, равенства доступа к образованию.
Уровень изучения предмета – базовый. Изучение курса рассчитано на 34
часа.
Данная программа рассчитана на преподавание в 9 классе из расчета 1
час в неделю.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно правовых документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» (с последующими изменениями).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г.
№ 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования” (с последующими изменениями).
4. Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
5. «Положение о рабочей программе по предмету (курсу) педагога»
МБОУ «СОШ № 3».
6. Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
7. Санитарные
правила
и
нормы
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для
человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденных
постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
8. Примерная основная образовательная программа основного
общего образования, одобренная решением федерального учебно методического объединения по общему образованию (протокол 08.04.2015 №
1/15 в ред. От 28.10.2015)
9. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672.
Основные виды деятельности обучающихся:
самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с
помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
выполнение практических заданий;
поиск и обсуждение материалов в сети Интернет;
решение ситуационных и практико-ориентированных задач.
В целях развития познавательной активности обучающихся на
занятиях можно использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать
и реализовывать мини-проекты, организовывать турниры и конкурсы.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
- критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
интеллектуальные умения (доказывать, строиить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.);
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов;
- объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной
жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них
наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования,
структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию,
формулировать выводы и заключения;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности
- извлекать информацию из различных источников (включая средства
массовой информации и интернет-ресурсы);
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов,
полученных из Интернета и других источников;
- владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений и
осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
- оценивать правильность выполнения
возможности ее решения;
учебной задачи, собственные
- критически оценивать информацию, добытую из различных источников;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации
своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку
зрения, отстаивать свою позицию;
- интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в
различном контексте в рамках метапредметного содержания.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Картографическая грамотность
Масштаб. Навыки практической работы по использованию масштаба,
указанного в различной форме. Определение направлений на глобусе, плане и
карте. Градусная сетка на глобусе и картах, выполненных в различных
картографических проекциях.
Определение по карте географических координат указанной точки. Решение
задач на определение относительного местоположения точек с указанными
географическими координатами.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человек
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная
поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Происхождение
материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле.
Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной
коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Стихийные
явления в литосфере.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и
влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Стихийные
явления в атмосфере.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,
взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды
суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Стихийные
явления в гидросфере.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений
и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как
особое природное образование. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная
поясность, цикличность и ритмичность процессов.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Материки, океаны, народы и страны
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы,
этносы.
Материки и страны. Основные черты природы Африки. Австралии.
Северной и Южной Америки. Антарктиды. Евразии. Население материков.
Особенности Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого
океанов. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под
влиянием хозяйственной деятельности человека.
Многообразие стран, их основные типы.
Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы
природопользования.
География России
Особенности географического положения России. Территория и
акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административнотерриториальное устройство России.
Природа России. Особенности геологического строения и
распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их
формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность
людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы,
особенности их размещения на территории страны.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия,
Поволжье, Юг Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток.
Географическое положение регионов, их природный, человеческий и
хозяйственный потенциал.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Количество часов в неделю – 1
№
урока
1
2
3
4
Тема урока
Источники географической информации. Географическая карта.
Градусная сеть. Координаты. Решение задач на проверку уровня
сформированности функциональной грамотности.
Источники географической информации. План местности: условные
знаки, расстояния, направления. Решение задач на проверку уровня
сформированности функциональной грамотности.
Географическая карта. План местности. Решение задач на проверку
уровня сформированности функциональной грамотности.
5
6
7
8
9
Работа с таблицами и графиками (по материалам темы "Миграции")
Решение задач на проверку уровня сформированности
функциональной грамотности.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия
Природа Земли и человек
Земная кора и литосфера.
Формы рельефа. Полезные ископаемые Решение задач на проверку
уровня сформированности функциональной грамотности.
Ат Атмосфера. Состав, строение, циркуляция.
18
Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение
элементов погоды. Решение задач на проверку уровня
сформированности функциональной грамотности.
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части,
взаимодействие с атмосферой и сушей.
Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя
мерзлота. Водные ресурсы Земли. Решение задач на проверку уровня
сформированности функциональной грамотности.
Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие
растений и животных, особенности их распространения.
Почва как особое природное образование. Условия образования почв
разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная
поясность. Решение задач на проверку уровня сформированности
функциональной грамотности.
Материки, океаны, народы и страны
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Решение задач
на проверку уровня сформированности функциональной грамотности.
Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы,
этносы. Решение задач на проверку уровня сформированности
функциональной грамотности.
Основные черты природы и населения Африки и Австралии.
19
Основные черты природы и населения Северной и Южной Америки.
20
21
22
Основные черты природы и населения Евразии.
Основные черты природы и населения Антарктиды.
Особенности Тихого и Индийского океанов.
23
Особенности Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
10
11
12
13
14
15
16
17
Природопользование и геоэкология
24
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные
типы природопользования. Решение задач на проверку уровня
сформированности функциональной грамотности.
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
География России
Особенности географического положения России. Границы. Часовые
пояса. Административно-территориальное устройство России.
Особенности геологического строения и распространения крупных
форм рельефа. Решение задач на проверку уровня сформированности
функциональной грамотности.
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Решение задач на проверку уровня сформированности
функциональной грамотности.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Решение задач на проверку уровня
сформированности функциональной грамотности.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных регионов: Центральная Россия, Поволжье.
Решение задач на проверку уровня сформированности
функциональной грамотности.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных регионов: Юг Европейской части России,
Урал. Решение задач на проверку уровня сформированности
функциональной грамотности.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных регионов: Сибирь. Решение задач на
проверку уровня сформированности функциональной грамотности.
Природно-хозяйственное районирование России. Географические
особенности отдельных регионов: Дальний Восток. Решение задач на
проверку уровня сформированности функциональной грамотности.
Обобщающее занятие