Основы математической грамотности, 5-8 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ»
для обучающихся 5-8 классов

г. Верхняя Салда, 2025

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Термин «грамотность», введенный в 1957 г. ЮНЕСКО, первоначально определялся
как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном
контексте.
Отечественные исследователи выделяют следующие отличительные черты
функциональной грамотности:
1.
направленность на решение бытовых проблем;
2.
является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя
в конкретных социальных обстоятельствах;
3.
связь с решением стандартных, стереотипных задач.
Международные исследования PISA (Programme for International Student Assessment),
направленные на оценку качества образования в различных странах через диагностику в том
числе уровня функциональной грамотности выпускников основной школы, декомпозируют
функциональную грамотность в виде трех составляющих:
1)
грамотность в чтении,
2)
грамотность в математике,
3)
грамотность в области естествознания.
Г рамотность в математике - способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах (личностный, общественный,
профессиональный, научный). Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину.
PISA выделяет 6 уровней математической грамотности и описывает их
следующим образом.
6 уровень. На этом уровне школьники могут концептуализировать, обобщать и
использовать информацию на основе исследования и моделирования сложных проблемных
ситуаций, и могут использовать свои знания в довольно нестандартных ситуациях. Они могут
гибко связывать различные
источники информации и представления. Школьники на этом уровне способны к
продвинутому математическому мышлению и рассуждению. Они демонстрируют мастерство
символических и формальных математических операций, также могут ики на этом уровне
могут размышлять о своих действиях, обосновывать свои выводы.
5 уровень. Школьники могут разрабатывать и работать с моделями сложных
ситуаций, выявлять их ограничения и допущения. Они могут выбирать, сравнивать и
оценивать соответствующие стратегии для решения сложных проблем, связанных с этими
моделями. Школьники на этом уровне могут мыслить стратегически, используя хорошо
развитые навыки мышления и умение рассуждать, вникать в суть ситуации. Они
аргументируют свои решения, обосновывают выводы.
4 уровень. Школьник может эффективно применять модели для разбора сложных, но
конкретных ситуаций, которые могут включать ограничения или требовать выдвижения

2

гипотез. Они могут выбирать и интегрировать различные представления, в том числе
символические, связывая их непосредственно с аспектами реальных ситуаций. Школьники на
этом уровне могут использовать свой ограниченный диапазон навыков и могут рассуждать в
простых контекстах. Они могут интерпретировать, аргументировать и объяснять свои
решения.
3 уровень. Учащиеся могут выполнять четко описанные процедуры, в том числе те,
которые требуют последовательных решений. Они могут построить простую модель и на ее
основе выбрать и применить простые стратегии решения проблем. Школьники на этом уровне
могут интерпретировать и использовать знания, полученные из различных источников
информации, строить свои рассуждения с опорой на полученные знания. Они обычно
демонстрируют способность работать с процентами, дробями и десятичными числами, а также
с пропорциональными отношениями.
2 уровень. Школьники могут интерпретировать ситуации в контекстах, которые
требуют не более чем прямого вывода. Они могут извлекать соответствующую информацию
из одного источника и использовать один способ наглядного представления. Студенты на этом
уровне могут использовать основные алгоритмы, формулы, процедуры для решения проблем,
связанных с целыми числами.
1 уровень. Школьники могут отвечать на вопросы, связанные со знакомыми
контекстами, где присутствует вся соответствующая информация и вопросы четко
определены. Они способны идентифицировать информацию и выполнять рутинные процедуры
в соответствии с прямыми инструкциями в конкретных ситуациях. Они могут выполнять
действия, которые почти всегда очевидны и следуют непосредственно из данных
математических условий
Актуальность и назначение программы
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года».
Низкий уровень функциональной, в том числе и математической, грамотности
подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме.
Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально
реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности,
и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется
актуальность проблемы развития математической грамотности у школьников на уровне
общества.
Целеполагание
Основной целью программы является развитие математической грамотности
учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства
доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо

3

обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность).
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного
предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению,
стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья,
природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических явлениях для
решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать)
информацию различного предметного содержания в разном контексте.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
Основные виды деятельности обучающихся:
самостоятельное чтение и обсуждение полученной информации с помощью вопросов
(беседа, дискуссия, диспут); выполнение практических заданий; поиск и обсуждение
материалов в сети Интернет; решение ситуационных и практикоориентированных задач;
проведение экспериментов и опытов.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 5—8 классов. Программа курса
рассчитана на 4 года с проведением занятий 1 раз в неделю. Реализация программы
предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную
и исследовательскую деятельность, деловые игры. Таким образом, вовлеченность школьников
в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны
поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с
окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад
в нравственное и социальное формирование личности.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций примерной программы
воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны
быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий по основным направлениям математической грамотности, вносящим
вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое,
экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры
здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует
осуществлению главной цели воспитания - полноценному личностному развитию школьников
и созданию условий для их позитивной социализации.

4

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные и метапредметные результаты
• 5 класс. Уровень узнавания и понимания
находит и извлекает математическую информацию в различном контексте.
• 6 класс. Уровень понимания и применения
применяет математические знания для решения разного рода проблем.
• 7 класс. Уровень анализа и синтеза
формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации.
• 8 класс. Уровень оценки (рефлексии) в рамка предметного содержания
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой
ситуации.
Личностные результаты
5-8 классы
• установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
• активное участие в жизни семьи;
• приобретение опыта успешного межличностного общения;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
• осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

5

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Основы математической
грамотности»
Программа курса внеурочной деятельности «Основы математической грамотности»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта. Программа рассчитана на 4 года (136 часов, 34 часа в год) и
предназначена для учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы.
Главная цель изучения курса - развитие математической грамотности учащихся 5-8
классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию.
Задачи:
• создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей
подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
• формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения
различных жизненных задач;
• расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных
замыслов и проектов;
• развитие математической культуры школьников при активном применении
математической речи и доказательной риторики.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем
обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая
методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать
учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе
занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и
закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на
практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной
деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор
профиля обучения в старшей школе.
Содержание курса в 5 классе
Решение логических задач с использованием кругов Эйлера Решение логических задач
с помощью схем и таблиц. Математический ринг. Игра «Математический бой». Наглядная
геометрия в 5 классе. Геометрия, ее место в математике. Первые шаги, некоторые задачи.
Способы изображения пространственных фигур. Куб, цилиндр, конус, шар их свойства. Задачи
на разрезание и складывание фигур. Задачи на развитие воображения. Геометрические
головоломки. Построения с помощью циркуля. Игра «Вперед! За сокровищами!»
Содержание курса в 6 классе
Запись цифр и чисел у других народов. Числа - великаны и числа- малютки.
Приём быстрого счёта. Магические квадраты. Математические фокусы.
Математические ребусы. Софизмы. Задачи с числами. Задачи шутки. Старинные задачи.
Задачи, решаемые с конца. Круги Эйлера. Простейшие графы. Задачи на переливание. Задачи
на взвешивания. Задачи на движение. Задачи на разрезание. Задачи со спичками.
Геометрические головоломки. Проектные работы. Решение задач.
Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»
Содержание курса в 7 классе
Шифры и математика. Задачи кодирования и декодирования. Матричный способ
кодирования и декодирования. Тайнопись и самосовмещение квадрата. Знакомство с другими
методами кодирования и декодирования. Дидактическая игра «расшифруй -ка». Составление
проектов шифровки. Математика вокруг нас. Узнай свои способности. Математический бой.
Поступки делового человека. Математика в реальной жизни. Учет расходов в семье на питание.
Проектная работа. Кулинарные рецепты. Задачи на смеси. Игра «Воздушный змей».
Математический бой.

6

Содержание курса в 8 классе
Графики. Проверка владениями базовыми умениями. Геометрические преобразования
графиков функций. Построение графиков, содержащих модуль, на основе геометрических
преобразований. Графики кусочно-заданных функций (практикум). Построение линейного
сплайма. Проект. Игра «Счастливый случай». Наглядная геометрия. Рисование фигур одним
росчерком. Графы. Геометрическая смесь. Задачи со спичками и счетными палочками. Лист
Мёбиуса. Задачи на разрезание и склеивание бумажных полосок. Разрезания на плоскости и в
пространстве. Спортивный матч «Математический хоккей». Геометрия в пространстве.
Решение олимпиадных задач. Математический бой. Защита проектов «Геометрическая
смесь. Применение геометрии в создании паркетов, мозаик и др.»

7

3. Тематическое планирование учебного курса
«Основы математической грамотности»
№

Название модуля,
темы

Общее
количе
ство
часов

5 класс
Характеристика основных видов деятельности

1
1.1 Множество
1 час Познакомиться с теорико-множественной символикой
Элементы множества, 2 часа и кругами Эйлера.
Приводить примеры конечных и бесконечных
подмножества.
множеств, находить объединение и пересечение
Объединение,
множеств.
пересечение
Иллюстрировать отношения между множествами с
множеств.
помощью диаграмм Эйлера-Венна и научится решать
логические задачи с использованием кругов Эйлера.
1.2 Леонард Эйлер
1.3 Решение логических
задач с
использованием
кругов Эйлера
1.4
Решение логических
задач с помощью
схем и таблиц
1.5
Математический ринг
2
2.1 Введение в игру
2.2 Освоение ролей
участников игры:
докладчик
2.3 Освоение ролей
участников игры:
оппонент
2.4 Освоение
ролей
участников игры:
капитан
и
его
заместитель
2.5 Правила
игры:
регламент
и
стратегия
(практическое
занятие)
2.6 Пробный
математический бой.
(Рефлексивное
занятие)

1 час
1 час

2 часа

1 час
2 часа
1 час Строить монологическую речь в устной форме,
участвовать в диалоге. Планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
2 часа установленными правилами.
Подчинять свое поведение нормам и правилам работы
в группе.
самостоятельно
решать
сложные
1 час Уметь
нестандартные задачи;
Рассказывать свое решение товарищам, совместно
устранять недочеты в решении;
2 часа Развить критичность мышления. Развить поисковую
деятельность учащихся, научить их пользоваться
техническими
средствами
для
получения
информации.
2 часа

8

2.7 Турнир
математического боя
между
обучающимися
3
3.1 Комбинации
Дерево возможных
вариантов
3.2 Решение
комбинаторных зада
перебором
вариантов
4
4.1 Геометрия, ее место в
математике.
Первые
шаги,
некоторые задачи
4.2 Способы
изображения
пространственных
фигур.
Куб,
цилиндр,
конус,
шар их свойства
4.3 Задачи
на
разрезание
и
складывание фигур
4.4 Задачи на развитие
воображения.
Геометрические
головоломки
4.5 Построения
с
помощью циркуля

5
5.1 Игра «Вперед! За
сокровищами!»

2 часа

1 час Познакомится с комбинаторными задачами и
2 часа способами их решения. Понять такие понятия как
перестановки и факториал.
1 час Строить дерево возможных переборов и
подсчитывать количество возможных вариантов.
Придумывать комбинаторные задачи.

2 часа
Распознавать куб цилиндр, конус, шар, изображать их
от руки, моделировать, используя бумагу, пластилин,
2 часа проволоку и др. Исследовать свойства круглых тел,
используя эксперимент, наблюдение, измерение,
моделирование, в том числе компьютерное
моделирование. Рассматривать простейшие
комбинации тел: куб и шар, цилиндр и шар, куб и
цилиндр, пирамида из шаров. Рассматривать
2 часа простейшие сечения круглых тел, получаемые путём
предметного или компьютерного моделирования,
определять их вид. Распознавать развёртки конуса,
2 часа цилиндра, моделировать конус и цилиндр из
развёрток. Развить поисковую деятельность
учащихся, научить их пользоваться техническими
средствами для получения информации.
Исследовать свойства круглых тел, используя
1 час
эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование,
в том числе компьютерное моделирование.
Описывать их свойства. Рассматривать простейшие
сечения круглых тел, получаемые путём предметного
или компьютерного моделирования определять их
вид. Сравнивать свойства квадрата и прямоугольника
общего вида. Выдвигать гипотезы о свойствах
изученных фигур и конфигураций, объяснять их на
примерах, опровергать с помощью контрпримеров.
Развить поисковую деятельность учащихся, научить
их пользоваться техническими средствами для
получения информации. Способность учащихся
планировать свою деятельность и решать
поставленные перед собой задачи.
1 час

Строить монологическую речь в устной форме,
участвовать в диалоге. Планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
установленными правилами.
Подчинять свое поведение нормам и правилам работы
в группе. Уметь самостоятельно решать сложные
нестандартные задачи. Развить поисковую
деятельность учащихся, научить их пользоваться
9

техническими средствами для получения
информации.
Рассказывать свое решение товарищам, совместно
устранять недочеты в решении;
Развить критичность мышления.
Итого:

№

1
1.1

1.2

Название модуля,
темы

Математические
развлечения.
Математический
ребус.
Составление и
разгадывание
шифровок
математического
содержания

1.5

1.6
1.7
1.8

6 класс
Общее Характеристика основных видов деятельности
количес
тво
часов
1 час

Вводная беседа, решение занимательных задач на
арифметические действия с натуральными числами;
решение простейших математических ребусов.

1 час

1 час

1.3

1.4

34 часа

Задачи «сказочного
содержания»
Задачи на перебор
(практического
содержания)
Итоговое занятие по
теме
«Математические
игры»
Задачи на целое и
части
Задачи про цифры
Задачи типа «Что
больше», «Сколько
же»

2
2.1 Золотое сечение
2.2 Задачи
на
сообразительность
2.3 Построение
циркулем
и
линейкой
2.4 Оригами
2.5 Задачи
на
сообразительность.
Игры
2.6 Использование
симметрии
при

1час
1час

1час
1час
1час

2часа
2 час
1часа
3часа
2 часа
2 часа

Находить в окружающем мире плоские и
пространственные симметричные фигуры.
Распознавать фигуры, имеющие ось симметрии.
Вырезать их из бумаги, изображать от руки и с
помощью инструментов. Проводить ось симметрии
фигуры. Конструировать орнаменты и паркеты,
используя свойство симметрии, в том числе с
помощью компьютерных программ. Выдвигать
гипотезы, формулировать, обосновывать,
опровергать с помощью контрпримеров
утверждения об осевой и центральной симметрии
фигур. Находить в

10

изображении
бордюров
и
орнаментов
2.7 Математический бой. 2 часа

3
3.1 Комбинаторные
задачи
3.2 Комбинаторные
умения «Расставьте,
переложите»

4
4.1 Создание проекта
«Комната
моей
мечты»
4.2 Расчет сметы на
ремонт
комнаты
«моей мечты»
4.3
Расчет коммунальных
услуг своей семьи
4.4 Планирование
отпуска своей семьи
(поездка к морю)

окружающем мире плоские и пространственные
симметричные фигуры. Развить поисковую
деятельность учащихся, научить их пользоваться
техническими средствами для получения
информации.
Строить монологическую речь в устной форме,
участвовать в диалоге. Планировать свои действия
в соответствии с поставленной задачей и
установленными правилами.
Подчинять свое поведение нормам и правилам
работы в группе. Уметь самостоятельно решать
сложные нестандартные задачи. Развить
поисковую деятельность учащихся, научить их
пользоваться техническими средствами для
получения информации.
Рассказывать
свое решение товарищам,
совместно устранять недочеты в решении;
Развить критичность мышления. Способность
учащихся планировать свою деятельность и решать
поставленные перед собой задачи.

2 часа
2 часа

Решать комбинаторные задачи с помощью
перебора всех возможных вариантов (комбинаций
чисел, слов, предметов и др.). Моделировать ход
решения с помощью рисунка, с помощью дерева
возможных вариантов Использовать позиционный
характер записи чисел в десятичной системе в ходе
решения задач. Решать комбинаторные задачи с
помощью перебора всех возможных вариантов

3часа
2 часа
1 часа
1 часа

Уметь рассчитать площадь, периметр при решении
практических задач на составление сметы на
ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
Развивать умение точно и грамотно выражать свои
мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе
дискуссии, самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, сопоставлять
характеристики объектов по одному или
нескольким признакам; выявлять сходства и
различия объектов. Выполнять практико ориентированные задания на нахождение площади.
Вычислять площади фигур, составленных из
прямоугольников. Находить приближённое
значение площади фигур, разбивая их на
единичные квадраты. Развить поисковую
деятельность учащихся, научить их пользоваться
техническими средствами для получения
информации. Способность учащихся планировать
свою деятельность и решать поставленные перед
собой задачи.

11

5

Игра
бой»

«Морской 1 час

Итого

№

1
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5
1.6

2
2.1
2.2

2.3
2.4

Название модуля,
темы

Строить монологическую речь в устной форме,
участвовать в диалоге
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и установленными
правилами.
Подчинять свое поведение нормам и правилам
работы в группе. Развить поисковую деятельность
учащихся, научить их пользоваться техническими
средствами для получения информации.
Уметь
самостоятельно
решать
сложные
нестандартные задачи;
Рассказывать
свое решение товарищам,
совместно устранять недочеты в решении;
Развить критичность мышления. Способность
учащихся планировать свою деятельность и решать
поставленные перед собой задачи.
34 часа
7 класс
Общее Характеристика основных видов деятельности
количест
во часов

Задачи кодирования и 2 часа
декодирования
Матричный
способ 3 часа
кодирования
и
декодирования
Тайнопись
и 3 часа
самосовмещение
квадрата
Знакомство с другими 3 часа
методами кодирования
и декодирования
Дидактическая
игра 3 часа
«расшифруй-ка»
Составление проектов 2 часа
шифровки.
Защит
а
проектов
Математика
вокруг нас 1 час
Узнай
2 часа
сво
и
Математический
бой 2 часа
способности делового 3 часа
Поступки
человека

Применять способы шифрования текстов,
приспособления для шифрования, шифрование
местонахождения, знаки в шифровании, Решать
задачи на тайнопись и самосовмещение квадрата
используя при необходимости калькулятор.
Формировать навыки работы с матрицами;
развивать коммуникативные навыки в процессе
практической и игровой деятельности. Развить
поисковую деятельность учащихся, научить их
пользоваться техническими средствами для
получения информации.

Уметь применять вычислительные навыки при
решении практических задач, бытовых, кулинарных
и других расчетах; Решать задачи из реальной
практики, используя при необходимости
калькулятор; выполнять сбор информации в
несложных случаях; выполнять вычисления с
реальными данными; Развить поисковую
деятельность учащихся, научить их пользоваться
техническими средствами для получения
информации. Способность учащихся планировать

12

свою деятельность и решать поставленные перед
собой задачи.
3
3.1

3.2
3.3

4

№

1
1.1

Учет расходов в семье 3 часа
на питание.
Проектная работа
Кулинарные рецепты. 3 часа
Задачи на смеси
Игра
«Воздушный 1 час
змей»

Математический бой

3 часа

Итого

34 часа

Название модуля,
темы

Уметь применять вычислительные навыки при
решении практических задач, бытовых, кулинарных
и других расчетах. Решать задачи из реальной
практики, используя при необходимости
калькулятор; выполнять сбор информации в
несложных случаях; выполнять вычисления с
реальными данными. Развить поисковую
деятельность учащихся, научить их пользоваться
техническими средствами для получения
информации. Способность учащихся планировать
свою деятельность и решать поставленные перед
собой задачи.
Строить монологическую речь в устной форме,
участвовать в диалоге
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и установленными
правилами.
Подчинять свое поведение нормам и правилам
работы в группе. Развить поисковую деятельность
учащихся, научить их пользоваться техническими
средствами для получения информации.

8 класс
Характеристика основных видов деятельности
Общее
количес
тво часов
2 часа

Проверка владениями
базовыми умениями
1.2 Геометрические
4 часа
преобразования
графиков функций
1.3
3 часа
Построение графиков,
содержащих модуль,
на
основе
геометрических
преобразований
1.4 Графики кусочно- 3 часа
заданных функций
(практикум)
1.5 Построение
2 часа
линейного сплайма

Строить графики линейной, квадратичной функций
описывать свойства этих функций. Понимать, как
влияет знак коэффициента к на расположение в
координатной плоскости графика функции
Интерпретировать графики реальных
зависимостей, прово дить случайные
эксперименты, в том числе с помощью
компьютерного моделирования, интерпретировать
их результа ты; выполнять проекты по всем темам
данного курса; Планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и
установленными правилами. Развить поисковую
деятельность учащихся, научить их пользоваться
техническими средствами для получения
информации.

13

1.6 Презентация проекта 2 часа
«Графики
улыбаются»
1.7 Игра «Счастливый
1 час
случай»
2
2.1 Рисование
фигур 2 часа
одним росчерком.
Графы
2.2
2 часа
Геометрическая
смесь. Задачи со
спичками
и
счетными палочками
2.3 Лист
Мёбиуса. 2 часа
Задачи
на
разрезание
и
склеивание бумажных
полосок
2.4 Разрезания
на 2 часа
плоскости
и
в
пространстве
2.5 Спортивный матч 1 час
«Математический
хоккей»
2.6 Геометрия
в 2 часа
пространстве
2.7 Решение
3 часа
олимпиадных задач
2.8
2 часа
Математический бой
2.9 Защита
проектов 1 час
«Геометрическая
смесь. Применение
геометрии
в
создании
паркетов,
мозаик и др.»
34 часа
Итого

Использовать
различные
коммуникативные
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач. Способность учащихся
планировать свою деятельность и решать
поставленные перед собой задачи.
Конструировать алгоритм воспроизведения
рисунков, построенных из треугольников, прямоугольников, строить по алгоритму, осуществлять
самоконтроль, проверяя соответствие полученного
изображения заданному рисунку. Конструировать
орнаменты и паркеты, в том числе, с
использованием компьютерных программ. Развить
поисковую деятельность учащихся, научить их
пользоваться техническими средствами для
получения информации.
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и установленными
правилами.
Учитывать разные мнения и стремиться к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве.
Способность
учащихся
планировать свою деятельность и решать
поставленные перед собой задачи.

14

Перечень учебно-методической литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
/М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010.- 31с.
2. Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной деятельности: кн. Для
учителя / Геленджик: КАДО. -72 с.
3. Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6 классах: Пособие
для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. - 129 с.
4. Соколова И.В. Математический кружок в VI классе: Учеб.-метод. Пособие. - Краснодар:
КубГУ, 2005. 152 с.
5. Козина М.Е. Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Вып.2 / Волгоград:
Учитель, 2007. - 137 с.
6. Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издво «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник)
(Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - 127
с. (Академический школьный учебник) (Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012.
(Академический школьный учебник) (Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /
Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев, С.Б.Суворова и др.: Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издво «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. : ил. - (Академический школьный учебник)
(Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 6 класс: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - .
(Академический школьный учебник) (Сферы)
Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 6 класс: пособие для
учащихся общеобразоват. учреждений /Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева и др.;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2012. - .
(Академический школьный учебник) (Сферы)
7. Таблицы по математике.
8. Комплект демонстрационных стереометрических тел
9. Электронные учебники 5-6 классы
10. Компьютер
11. Экран навесной
12. Мультимедиа проектор

15

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».