РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«По страницам английской литературы»
для обучающихся 5 класса
г. Верхняя Салда 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая
программа
данного
учебного
курса
деятельности разработана в соответствии с требованиями:
внеурочной
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федерального
государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от
31.05.2021 № 287;
Методических рекомендаций по
уточнению
понятия
и
содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности,
направленные письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»,
утвержденной приказом от 01.09.2022, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания.
Курс внеурочной деятельности расширяет и систематизирует
теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках английского
языка через знакомство с литературными произведениями английских и
американского авторов. Нацелен на подготовку школьников к успешному
написанию контрольных работ, участию в олимпиадах, творческих конкурсах,
интеллектуальных состязаниях.
Программа курса позволяет проводить специальную работу с детьми,
мотивированными на изучение английского языка, с целью стимулирования
развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих
способностей.
Курс
направлен
на
развитие орфографической
и
пунктуационной
зоркости
обучающихся,
формирование
грамотности, навыков самостоятельного выполнения заданий различных
уровней сложности.
Вся
деятельность
направлена
на
цели: формирование у учащихся навыков
самовыражения.
достижение
свободного
основной
языкового
Цель раскрывается в единстве воспитательного, развивающего и
образовательного компонентов.
Воспитательный компонент:
формирование у учащихся уважения и интереса к культуре стран
изучаемого языка;
воспитание кyльтуры общения;
поддержание интереса к учению и формирование познавательной
активности;
воспитание потребности в практическом использовании языка в
различных сферах дeятельности.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых,
интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций
школьников, готовность их к кoммуникации и, в целом, гуманитарное и
гуманистическоe развитие личности ученика.
Образовательный компонент цели выражаeтся в рaсширении
эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и oбщего
кругозора.
Место курса
Современные УМК по английскому языку предлагают обширный
грамматический материал, который, как показывает практика, изучить,
охватить в полной мере, основательно в обычной средней школе не
представляется возможным. Данная проблема обусловлена, во-первых,
перегруженностью УМК, во-вторых, недостаточным количеством часов
иностранного языка в неделю.
Структура и организация обучения.
5а класс
5б класс
Количество часов в неделю
1
1
Количество часов в год
34
34
В основе курса лежат следующие методические принципы:
интеграция основных речевых умений и навыков;
последовательное развитие основных речевых умений и навыков;
коммуникативная направленность заданий;
контекстуальное введение грамматических структур и единиц;
применение полученных знаний на практике в аутентичных текстах;
соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню
языковой подготовки учащихся.
Формы проведения занятий:
- групповые занятия;
- работа в парах;
- индивидуальная самостоятельная работа
-тестирование
-видеолекции
Контроль результатов
обучения
и
оценка
приобретенных
обучающимися умений и навыков осуществляется при выполнении
учащимися устных и письменных практических и тестовых заданий, а также
самими обучающимися путем самооценки и самоконтроля при выполнении
тестовых заданий, написания писем, эссе.
Курс может быть расширен за счет привлечения дополнительного
материала для проведения тренингов или сокращен за счет уменьшения
времени на объяснение лексико-грамматического материала при хорошей
подготовке учащихся. Возможно, предложить учащимся тренировочные
задания для самостоятельной работы дома.
Весь курс имеет общеинтеллектуальную направленность и является
практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной
деятельности учащихся.
1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
«По страницам английской литературы»
Данная программа обеспечивает
метапредметных и предметных результатов.
формирование
личностных,
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как
средством общения):
В говорении:
-строить связное монологическое высказывание с опорой на
зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план,
вопросы) в рамках освоенной тематики;
-описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/
план/ вопросы;
В аудировании:
- воспринимать на слух и понимать прослушанный текст, устанавливая
логические связи внутри и между предложениями;
В чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием
содержания в полном объеме;
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и
точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой
переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), уметь
оценивать полученную информацию;
- читать аутентичные тексты с
значимой/нужной/интересующей информации.
выборочным
пониманием
- делать выводы из прочитанного текста;
- понимать логические связи внутри и между частями текста;
- уметь подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
В письменной речи:
- в соответствии с коммуникативной задачей логично строить
высказывание;
- сообщать запрашиваемую информацию в заданном объеме и задавать
вопросы в соответствии с коммуникативной ситуацией;
- логично делить текст на абзацы и использовать средства логической
связи для соединения мыслей внутри текста;
- обладать достаточным запасом лексики и уметь правильно
использовать лексические единицы в пределах тем, связанных с повседневной
жизнью;
- правильно использовать изученные грамматические структуры в
соответствии с коммуникативной задачей;
- соблюдать правила орфографии и правильно оформлять предложение
пунктуационно;
Языковая компетенция:
- распознавать и употреблять в речи значения изученных лексических
единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знать способы словообразования;
- понимать и использовать явления многозначности слов иностранного
языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- знать признаки изученных грамматических явлений (видо-временных
форм глаголов, страдательного залога, коммуникативных типов предложений
и порядка слов в них, согласования времен и косвенной речи, условных
предложений);
Социокультурная компетенция:
- знать национально-культурные особенности речевого и неречевого
поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применять эти знаний
в различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения;
- знакомиться с образцами художественной- понимать роли владения
иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного
положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме
информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования
языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- уметь сравнивать языковые явления родного и иностранного языков
на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний,
предложений;
- владеть приёмами работы с текстом: умение пользоваться
определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от
коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной
понимания);
- уметь осуществлять индивидуальную и совместную проектную
работу;
- владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного
изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- иметь представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций,
основе культуры мышления;
- приобщаться к ценностям мировой культуры через источники
информации на иностранном языке;
Г. В эстетической сфере:
- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на
иностранном языке;
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Личностными результатами являются:
- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям
иных культур;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной,
творческой и других видах деятельности;
- формирование мотивации изучения иностранных языков и
стремления к самосовершенствованию в образовательной области
«Иностранный язык»;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного
языка;
- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и
межэтнической коммуникации;
Метапредметными результатами являются:
- умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения, установления аналогий и классификации на основе
самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей
и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической речью;
- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции, включая умение
взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и
фиксация информации;
- развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему,
прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять
основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать
логическую последовательность основных фактов
2. Календарно- тематическое планирование курса внеурочной
деятельности
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24
25
Тема
«Последний из могикан» Джеймс Фенимор Купер
Первое знакомство с произведением
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава X
Итоговое обсуждение произведения
«Книга джунглей» Редьярд Киплинг
Первое знакомство с произведением
Часть первая (Mowgli’s brothers)
Часть вторая(The meeting at the council rock)
Часть третья (Kaa’s hunting)
Часть четвертая (Tiger! Tiger!)
Часть пятая (Rikki-tikki-tavi)
Итоговое обсуждение произведения
«Рассказы о Шерлоке Холмсе» Артур Конан Дойл
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1
Первое знакомство
26-29 «A Scandal in Bogemia»
30-33 «The Crooked man»
34
Итоговое обсуждение прчитанного
Итого
4
4
1
34 часа
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1. Грамматика английского языка для школьников: сборник упражнений./
Ю. Б. Голицинский . – СПб.: Каро, 2018
2. «Последний из могикан» /Дж. Ф. Купер; адаптация текста Н.И. Кролик.
– М.: АЙРИС-пресс, 2024
3. «Книга джунглей»/ Редьярд Киплинг; адаптация текста
Е.Г.Вороновой.- М.:АЙРИС-пресс, 2015
4. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»/ Артур Конан Дойл; адаптация текста
Е.Г. Вороновой. – М.: АЙРИС-пресс, 2016