РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир литературы»
для обучающихся 8 класса
г.Верхняя Салда, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Литературный процесс разнообразен и разнопланов, требует внимательного и
глубокого изучения. Школьная программа не в силах осветить весь круг вопросов,
связанных с развитием литературы, из-за ограниченности по времени.
Литература относится к эстетическим дисциплинам, она предполагает постижение
школьниками этого вида искусства через разнообразные художественные источники. Все
это способствует продолжению работы за рамками школьного урока.
Внеурочный курс по литературе предполагает систематическое чтение
художественных произведений и знакомство с современными авторами.
Такие занятия привлекают увлеченных литературой учеников. Они не
назидательны, носят познавательный характер, строятся на индивидуальном интересе
каждого учащегося.
Данный курс построен на основе изучения художественных особенностей
современной литературы для подростков. Ведущий принцип построения материала проблемно-тематический, чтение произведений единой тематики, со сходной
проблематикой, актуальной для обучающихся.
Внеурочный курс «Современная литература для подростков» для учащихся 8
класса общеобразовательной школы направлен на решение важнейшей задачи
современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи
курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст.
Необходимость разработки программы факультатива по литературе для
учащихся 8 класса связана с отсутствием современных государственных программ и не
соответствием целей и задач имеющихся авторских программ результатам
дополнительного обучения литературе в 8 классе.
Цели курса:
– формировать представления об основных явлениях и тенденциях развития
подростковой литературы последних пятнадцати лет;
– учить школьников ориентироваться в многообразии современной литературы,
создавать полноценные условия для формирования литературных предпочтений учащихся;
– развивать умения анализа художественного текста.
Данные цели предполагают решение следующих конкретных задач:
– развивать общую культуру учащихся;
– повышать информационную и коммуникативную компетентности учащихся;
– обеспечивать углубленное и многостороннее изучение школьниками литературы
как учебного предмета;
– формировать представление об основных явлениях и тенденциях современной
литературы;
– развивать навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы
с художественным текстом;
– способствовать эффективной подготовке учащихся к профессиональному
самоопределению.
Форма проведения занятий
- тестирование;
- лекции и рассказ учителя;
- доклады учащихся;
- игровые занятия;
- работа с различными источниками информации,
литературой, компьютерными программами, Интернетом;
- работа над исследовательскими проектами;
- эвристическая беседа;
- комментированное чтение;
- работа со словарём;
- ведение дневника читателя и др.
научно-популярной
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса учащиеся должны:
иметь представление:
– о современном литературном процессе;
– о специфике современных подростковых произведений;
знать:
– творчество современных авторов;
уметь:
– воспроизводить содержание изученного литературного произведения;
– анализировать и интерпретировать литературные произведения;
– сопоставлять произведения с эпохой, сопоставлять произведения разных авторов,
сопоставлять разные эпизоды и героев;
– аргументировано отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения;
- работать в коллективе и самостоятельно;
- осознанное, правильное, выразительное чтение;
- понимание смысла прочитанного произведения;
- умение выбирать более точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- составление характеристики главного героя;
- умение аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям,
понимать и определять свои эмоции;
УУД
Ученик научится
Личностные УД
Потребность в самовыражении и
самореализации Потребность в
самовыражении и самореализации
Умение вести диалог
Устойчивый познавательный
интерес
Ученик получит возможность
научиться
Готовность к самообразованию и
самовоспитанию
Устойчивая учебно-познавательная
мотивация и интерес к учению
Адекватная позитивная самооценка и
Я-концепция
Способность к решению моральных
дилемм
Регулятивные УУД
Целеполаганию
Анализ условий достижения цели
Установка целевых приоритетов
Самостоятельно ставить новые
учебные цели и задачи
Учитывать условия и средства
достижения целей при их
планировании
Выбирать наиболее эффективные
способы достижения цели
Контроль и управление своим
временем
Управлять своим поведением и
деятельностью
Принятие решений в проблемной
ситуации
Осуществлять познавательную
рефлексию
Контроль результатов и способов
действия
Адекватно оценивать объективную
трудность и свои возможности
Самостоятельная оценка и
корректирование выполнения
действия
Преодолевать трудности
Планирование путей достижения
цели
Основы прогнозирования
Коммуникативные
УУД
Формулировать собственное
мнение и позицию
Учитывать разные мнения
Сравнивать разные точки зрения
Учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать
собственную позицию
Обосновывать свою позицию с
учетом разных мнений
Аргументировать свою точку
зрения
Задавать вопросы
Продуктивно разрешать конфликты
Сотрудничать, осуществляя
планирование, взаимный контроль
и оказывая взаимопомощь
Оказывать поддержку и содействие
Адекватно использовать речь,
языковые и речевые средства
Работать в группе
Основы коммуникативной
рефлексии
Брать на себя инициативу
Осуществлять коммуникативную
рефлексию
Владеть монологической и
диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами языка
Познавательные УУД
Проводить наблюдение и
эксперимент под руководством
учителя
Основы реализации проектноисследовательской деятельности
Самостоятельно проводить
исследование на основе наблюдения
и эксперимента
Самостоятельно проводить
исследование на основе наблюдения
и эксперимента
Осуществлять расширенный поиск
информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета
Ставить проблему, аргументировать
ее актуальность
Давать определение понятиям
Выдвигать гипотезы
Устанавливать причинноследственные связи
Проверять гипотезы
Обобщать понятия
Делать умозаключения и выводы
Осуществлять сравнение, сериацию Основы рефлексивного чтения
и классификацию
Строить логическое рассуждение
Объяснять явления, процессы
Основы ознакомительного,
изучающего чтения
Умение выделять главное и
второстепенное в тексте,
выстраивать последовательность
событий
ИКТ-компетентность
Искать и хранить информацию
Пользоваться устройствами ИКТ
Использовать различные приемы
поиска информации в Интернете в
ходе учебной деятельности
Использовать возможности ИКТ в
творческой деятельности
Создавать письменные сообщения
Создавать графические объекты с
использованием компьютерных
инструментов
Осуществлять коммуникации
Взаимодействовать в социальных
сетях, форумах
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса состоит из 7 разделов.
Раздел № 1. Детская литература и современный литературный процесс
Детская и подростковая литература: определение круга произведений.
Современная подростковая литература как феномен культуры. Понятие, специфика,
временной интервал. Художественные особенности современной прозы для подростков.
Раздел № 2. Школьная тема в современной литературе для подростков
Соавторство в современной литературе. Творчество А. Жвалевского и Е.
Пастернак. Ведущие темы проблемы произведений творческого дуэта. Построение сюжета
на основе квеста. Сказочные приемы в реалистической литературе.
А. Жвалевский и Е. Пастернак «Я хочу в школу». Модель школы будущего.
Творчество Е.В. Мурашовой
Е.В. Мурашова- практикующий детский психолог, писатель. Повести «Класс
коррекции» (2004) и «Гвардия тревоги» (2008). Две премии «Заветная мечта», премия
Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной
литературы им. А. Н. Толстого.
Раздел № 3. Тема трудного детства в литературе последних лет
Творчество О.К. Громовой
Феномен детства в творчестве современных писателей. Творческая биография
Ольги Громовой. Место повести «Сахарный ребенок» среди литературного творчества
современников. Литературные награды повести. Премия «Книгуру»
Повесть «Сахарный ребенок». Способ построения сюжета. Эпистолярный жанр в
современной литературе. Приметы романа-воспитания, мемуаров в книге О.К. Громовой.
Творчество Д.Р. Сабитовой
Дина Сабитова: творчество и биография. Призер премии «Заветная мечта», лауреат
премии имени Астрид Линдгрен. Юмор и трагизм в повестях писателя. Особый взгляд на
детскую душу.
Тема детдомовских детей в повести «Три твоих имени».
Раздел №4. Тема одиночества в детской литературе
Творчество А.В. Бондаря
Александр Бондарь представитель четвертой волны эмиграции. Эмигрантское
прошлое автора. 1995- 2007: жизнь в Канаде. Публикации автора в российских и
зарубежных изданиях: «Новое русское слово» (Нью-Йорк), «Лебедь» (Бостон), «Русский
переплёт» (Москва).
Раздел № 5. Тема семьи в русской литературе
Творчество А.И. Слаповского
Жанр фэнтези в современной русской литературе. Художественный вымысел.
Реальность, похожая на сказку. Несколько вариантов определения жанра.
Раздел № 6. Тема семьи в переводной литературе для подростков
Творчество У.Старка
Взаимодействие русской и зарубежной современной литературы.
Ульф Старк - жизнь и творчество. Серьезное осмысление и интерпретация
взрослых тем в книгах для детского чтения. Детское одиночество в интерпретации У.
Старка. Семейные отношения и их восприятие ребенком в повести У. Старка «Пусть
танцуют белые медведи».
Раздел № 7. Тема любви в подростковой литературе
Творчество И.Л. Костевич
Лауреаты литературных премий «Книгуру», «Новая детская книга». Новые имена
среди подростковых писателей.
Особенности композиции повести И.Л. Костевич «Мне 14 уже два года».
Творчество Н.Н. Евдокимовой
Жанровые эксперименты Н.Н. Евдокимовой. «Любовная лирика» в подростковой
книге. Цикл рассказов «Лето пахнет солью». Способы озаглавливания частей. Состав
сборника. Начертательные образы героев рассказов. Романтическая история как основа
сюжета. Пространственно-временная организация. Роль юмора в произведении.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
Тема занятий
1
Детская и подростковая литература:
определение круга произведений
Современная подростковая литература как
феномен культуры. Понятие, специфика,
временной интервал.
Художественные особенности современной
прозы для подростков. Проекты
2
3
Количество
часов
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4
Соавторство в современной литературе.
Творчество А. Жвалевского и Е. Пастернак.
Ведущие темы проблемы произведений
творческого дуэта.
1 ч.
5
Построение сюжета на основе квеста.
Сказочные приемы в реалистической
литературе.
1 ч.
6-9
А. Жвалевский и Е. Пастернак «Я хочу в
школу». Модель школы будущего.
4 ч.
10-12
Повесть «Сахарный ребенок». Способ
3ч.
построения сюжета. Эпистолярный жанр в
современной литературе. Приметы романавоспитания, мемуаров в книге О.К. Громовой.
11-12
Дина Сабитова: творчество и биография.
Призер премии «Заветная мечта», лауреат
2 ч.
Дата Примечание
13-15
16
17
18-19
20-22
премии имени Астрид Линдгрен. Юмор и
трагизм в повестях писателя.
Особый взгляд на детскую душу.
3 ч.
Тема детдомовских детей в повести «Три
твоих имени».
Александр Бондарь представитель четвертой 1 ч.
волны эмиграции. Эмигрантское прошлое
автора. 1995- 2007: жизнь в Канаде.
Публикации автора в российских и
зарубежных изданиях: «Новое русское слово»
(Нью-Йорк), «Лебедь» (Бостон), «Русский
переплёт» (Москва).
Творчество А.И. Слаповского
1 ч.
Жанр фэнтези в современной русской
литературе. Художественный вымысел.
Реальность, похожая на сказку. Несколько
вариантов определения жанра.
Взаимодействие русской и зарубежной
2 ч.
современной литературы.
Ульф Старк - жизнь и творчество. Серьезное
осмысление и интерпретация взрослых тем в
книгах для детского чтения.
Семейные отношения и их восприятие
3 ч.
ребенком в повести У. Старка «Пусть танцуют
белые медведи».
23
Лауреаты литературных премий «Книгуру»,
«Новая детская книга». Новые имена среди
подростковых писателей.
1 ч.
24-26
Особенности композиции повести И.Л.
Костевич «Мне 14 уже два года».
3 ч.
27-30
Творчество Н.Н. Евдокимовой
Жанровые эксперименты Н.Н. Евдокимовой.
«Любовная лирика» в подростковой книге.
Цикл рассказов «Лето пахнет солью».
Способы озаглавливания частей. Состав
сборника.
Романтическая история как основа сюжета.
Пространственно-временная организация.
Роль юмора в произведении.
3 ч.
Резервные уроки
3ч
31
32-34
1 ч.
ЛИТЕРАТУРА УЧИТЕЛЮ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К КУРСУ
1. Белова, Е.Г. Элективные курсы по литературе и их познавательный потенциал/ Е.Г.
Белова //Филологический класс. - №20. - 2008. - С.12-18.
2. Бондарь, А. Александр Бондарь: Я верю в Россию // Майкопские новости. - № 27- 28. 2008. - С.2 - 3.
3. Ерофеева, В. Четвертая волна / В. Ерофеева // День литературы. - 2006. - С.1-2.
4. Молдавская, К., Кузнецов, Б. Два взгляда на подростковую литературу [Электронный
ресурс] / К. Молавская, Б.Кузнецов // Новая детская книга: сайт. - Режим доступа:
http://books-for-kids.livejournal.com/4918.html
5. Потехина, Т.Д. Дискуссия на современном уроке / Т.Д. Потехина// Ярославский
педагогический вестник. - № 4 (33). - 2002. - С. 12- 14.
6. Соснина, М. Я читаю: Ольга Громова. Сахарный ребенок [Электронный ресурс] / М.
Соснина // Я читаю: блог. Режим доступа: http://chitatnevredno.blogspot.ru/2014/10/blogpost_21.html
7. Шелковина, Ю. «Фэнтези» как жанр литературы [Электронный ресурс] / Ю. Шелковина
// Проза.ру: сайт. - Режим доступа: http://www.proza.ru/2012/05/02/1084
8. Эш, И. О «Сахарном ребенке» Ольги Громовой (Фрагмент программы «книжные
новости») [Электронный ресурс] / И. Эш // Национальная литературная премия «Большая
книга»: сайт. - Режим доступа: http://www.bigbook.ru/smi/detail.php?ID=18679
9. Яковлев, А. Поверх барьеров / А.Яковлев // Литературная газета. - № 8 (6212). - 2009. С.1- 2.