Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
(МБОУ «СОШ № 3»)
РАССМОТРЕНО
Руководитель школьного
методического
объединения учителей начальных
классов
_________Сергеева О.Я.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_________________
И.П.Комельских
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ № 3»
________________
С.В. Патрушева
Приказ № 97/3 от 29.08.2025г.
Протокол № 1 от 28.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
начальное общее образование
(1-4 классы)
г. Верхняя Салда
2025год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в
соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся
начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; авторсоставитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2022г.
1.1. Содержательные
основы Программы развития
обучающихся начальных классов «Орлята России»
социальной
активности
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своё
осуществление Всероссийская Программа развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа
«Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику
общеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных
задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого
образовательного пространства России.
1.2. Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике,
связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в
ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в
социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС
начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе воспитания»,
в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может
рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной
организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует
восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и
его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категорий,
заложенных в Программе.
1.3. Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте
Программы рассматривается как творчески-преобразовательное отношениесоциального
субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявления возможностей
и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности
к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности
отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих
способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также
формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия
коллективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного
воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими,
запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и
обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В.
Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.:
Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система
высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений,
деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию
индивидуальности каждого её члена. (Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминах
и понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В.
Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений. (Степанов
П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой.
– М.: Изд-во: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.47).
Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья, команда, природа,
познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В
группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие
проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко Как рождается микрогруппа:
методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок»,
2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования
творческих поручений.
1.4. Ценностные основания Программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и
требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений,
обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его
смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на
основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания
программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле,
людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть
полезным своей стране; формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных
традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви,
верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения
добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная
деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время
другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде,
природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду,
понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность,
любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о
многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и
научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное
поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой
принадлежности.
1.5. Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе,
сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и
увлекательное приключение!
1.6. Методологической основой Программы является воспитание в коллективно-
творческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор,
академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что
самый педагогически эффективный коллектив – это единое содружество взрослых и
детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та, что создаётся и
развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетворчества.
В.А. Сухомлинский писал1: «В школе учат не только читать, писать и считать, но
и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В школе
учатся жить».
В основу курса внеурочной деятельности положен системно- деятельностный
подход, позволяющий
за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание
особенностей психологического развития младшего школьника и условия для
формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где
даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь
на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать
применить этот опыт в своей жизни.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству,
его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение к
здоровому образу
жизни, прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 1 час в
неделю, 1 класс – 33 часа, 2-4 классы - 34 часа в каждом классе.
2. Построение курса внеурочной деятельности для 1 классов
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая
их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю
необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному
процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для
ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также
количество занятий в каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от
предлагаемых для остальной начальной школы.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой четверти
учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в каждом
месяце четверти.
Деятельность
4 игровых занятия для:
- вхождения ребёнка в
ритм
и
атмосферу
школьной деятельности;
- включения детей в
деятельность,
мотивирующую
на
дальнейшее участие в
Программе.
Даты
сентябрь,
октябрь
Занятия:
- с использованием игр на
командообразование,
создание благоприятной
психоэмоциональной
атмосферы
в
классе,
мотивацию на участие в
Программе;
- для приобретения опыта
совместной деятельности в
команде,
- для выявления лидеров и
формирования
в
дальнейшем микрогрупп
для
использования
методики
ЧТП
(чередования творческих
поручений).
- первичная оценка уровня
сплочённости класса.
Вводный «Орлятский урок» 8-9 ноября
для первоклассников
«Орлёнок – Эрудит»
11-25 ноября
Комментарии
В первой четверти учителю необходимо
решить ряд главных задач: введение
первоклассника в новый для него
школьный мир, помощь ребёнку в
адаптации
к
новым
социальным
условиям,
сохранение/настрой
на
позитивное
восприятие
учебного
процесса.
А также развитие мотивации детей на
участие в Программе «Орлята России».
У каждого учителя есть собственный опыт
решения выше обозначенных задач, и к
этому опыту в рамках подготовки к
участию в программе «Орлята России» мы
предлагаем добавить проведение четырёх
игровых занятий.
Дни и время, удобное для их проведения,
педагог выбираетсамостоятельно.
Основными задачами являются старт
Программы для детей и эмоциональный
настрой класса на участие в Программе.
Ко второй четверти учебный процесс и
все связанные с ним новые правила
жизнедеятельности
становятся
для
ребёнка более понятными. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать
интерес к процессу получения новых
знаний, с другой стороны, познакомить
обучающихся с разными способами
«Орлёнок – Мастер»
15-23
декабря
«Орлёнок – Мастер»
9-20
января
«Орлёнок – Спортсмен»
23 января –
10 февраля
«Орлёнок –
Хранитель 20 февраля –
10 марта
исторической памяти»
«Орлёнок – Эколог»
13 марта –
12апреля
получения
информации.
Мастерская Деда Мороза: подготовка
класса и классной ёлки к новогоднему
празднику /участие в новогоднем классном
и школьном празднике.
Знакомимся с мастерами различных
профессий; посещаем места работы
родителей-мастеров
своего
дела,
краеведческие музеи и пр.
К середине учебного года у всех
школьников нарастает гиподинамический
кризис, повышается утомляемость. Как
следствие, согласно статистике, середина
учебного года – это один из периодов
повышения
заболеваемости
среди
школьников.
Рекомендуем к предложенному
содержанию трека добавить больше
занятий, связанных с двигательной
активностью, нахождением детей на
свежем воздухе.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи,
Мы (класс)
– хранители
своих
достижений;
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
Решению
задач
трека
будет
способствовать
празднование
Дня
защитника Отечества, Международного
женского дня и других праздников.
Пробуждение природы после зимы даёт
учителю более широкие возможности для
проведения трека. Часть мероприятий
можно уже проводить за пределами здания
школы.
Расширяются
возможности
использования природного материала,
возможности
проведения
различных
экологических акций и пр.
«Орлёнок – Лидер»
Подведение итогов
участия в Программе
в текущем учебном
году
13 апреля –
28 апреля
1 мая –
24 мая
В логике Программы важно, чтобы все
треки прошли до трека «Орлёнок – лидер»,
так как он является завершающим и
подводящим
итоги
участия
первоклассников в Программе в учебном
году.
Основными задачами являются оценка
уровня
сплочённости
класса
и
приобретенных ребёнком знаний и опыта
совместной деятельности в классе как
коллективе.
В УМК – использование игровых методов
диагностики
результатов.
Основными
результатами, которые нам необходимо
оценить станут:
- личностное развитие ребёнка (изменение
его позиции от «наблюдателя» до
«активногоучастника»);
- сформированность класса какколлектива;
- уровень принятия/осознания ценностей,
заложенных в Программе.
Основные направления воспитательной деятельности
Направления
воспитания
Гражданское
Патриотическое
Духовнонравственное
Целевые ориентиры
Знающий и любящий свою малую родину, свой край.
Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории,
расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к
своему и другим народам.
Сознающий свою принадлежность к общности граждан России;
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему
своей малой родины, родного края, своего народа, российского
государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и
обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам,
отвечать за них.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего
физический и моральный вред другим людям.
Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в
этом
личных
усилий
человека,
проявляющий
готовность
к
самоограничению своих потребностей.
Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские
Эстетическое
Физическое
Трудовое
Экологическое
Познавательное
традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной
принадлежности).
Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе.
Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа,
отечественной и мировой художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусства.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и
других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и
спортом.
Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию
своему и других людей.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Сознающий и принимающий
свою половую
принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа,
общества и государства.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам своего труда и других людей, прошлых поколений.
Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой деятельности.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни
людей от природы.
Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного
поведения, на состояние природы, окружающей среды.
Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны
природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в
соответствии с экологическими нормами.
Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о
науке, научном знании, научной картине мира.
Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных
областях.
Обладающий
первоначальными
навыками
исследовательской
деятельности.
2.1. Построение курса внеурочной деятельности для 2-3-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается с
первой четверти учебного года.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлята
России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учитель
выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленные
уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе.
Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в регионах сроков
школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертями
Четверть
I
четверть
Деятельность
Вводный
«Орлятский урок» для
детей первого года
участия в Программе
Вводный «Орлятский
урок»для детей второго
года участия в Программе
«Орлёнок – Лидер»
Даты
сентябрь
Комментарии
Основными
задачами
являются старт Программы
для детей и эмоциональный
настрой класса на участие в
Программе.
октябрь
Реализация Программы
начинается с данного трека,
который позволяет
актуализировать/ приобрести
опыт совместной
деятельности
в
коллективе, что
необходимов начале
дальнейшего
формирова
ния
микрогрупп.
Вторая четверть отличается
высокой мотивацией у детей
на учебную деятельность. В
этот временной промежуток
в
школах
проходят
различные олимпиады.
В рамках трека происходит
знакомство ребёнка с
разными
способами получения
информации.
Данный трек проходит в два
этапа: 1 – подготовка
новогоднего
спектакля/номера/концерта;
2 – знакомство с мастерами
своего дела и лучшими
мастерами
региона/страны.
«Орлёнок –
Эрудит»
ноябрь
«Орлёнок –
Мастер»
декабрь
II
четверть
учеб
III
четверть
Игра для подведения
промежуточных итогов
участия в Программе
январь
«Орлёнок – Доброволец»
январь
«ОрлёнокСпортсмен»
IV
четверть
февраль
«Орлёнок – Эколог»
март
«Орлёнок – Хранитель
исторической памяти»
апрель
Игра по итогам 3х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игру
учитель проводит
самостоятельно, используя
предоставленные методические
рекомендации.
Тематика трека актуальна
круглый
год,
поэтому
учитель может обращаться
к
имеющемуся
социальному опыту детей и
истории добровольческого/
волонтерского/
тимуровского движения в
любое время учебного
года.
Учитывая разницу в погодных
условиях предлагается трек
провести в данное время: в
большинстве школ проходят
различные
соревнования,
посвященные 23 февраля и
пр.
В
том
числе,
в
соответствии с возрастом,
можно провести Весёлые
страты, «Папа, мама, я –
спортивная семья» и другие
соревнования,
чтобы
минимизировать воздействия
гиподинамического кризиса
середины учебного года.
Несмотря на большую разницу в
климате регионов страны, весна
–
наиболее
благоприятный
период для реализации трека.
Погодные условия позволяют
уже часть мероприятий трека
проводить за пределами здания
школы.
В логике Программы важно,
чтобы все треки прошли до
трека «Орлёнок
–
хранитель
исторической
памяти», так как он является
треком,
подводящим итоги
участия
в
учебном
году.
Основная смысловая нагрузка
трека:
Я – хранитель традиций своей
семьи;
Мы (класс) – хранители своих
достижений,
Я/Мы – хранители исторической
памяти своей страны.
В УМК – использование
игровых методов диагностики
результатов.
Основными
результатами, которые нам
необходимо оценить, станут:
- личностное
развитие
ребёнка (изменение его позиции
от «наблюдателя» до
«активного участника»);
- сформированность
класса
- уровень принятия/осознания
ценностей, заложенных в
Программе.
Подведение итогов участия май
в Программе в текущем
учебном году
2.7. Логика построения треков
Класс
Реализация трека
Подготовка
к участию в
Программе
1-й
класс
4 игровых
занятия
Орлятский урок
1-е занятие
2-е занятие
Погружение в
тематику
трека (работа с
понятиями,
качествами –
1-й класс –
устно)
Занятия/мастер-классы,
участие в которых поможет
детям выработать идею для
КТД
Класс
Орлятский
урок
Введение в тематику трека,
погружение. Работа с понятиями, определениями.
2-й класс (работа с понятиями, качествами с
привлечением словарей,
справочной литературы)
Класс
3–4-е
классы
Орлятский
урок
Встречи с интересными людьми по
тематике трека. Подведение итогов,
опорные схемы, анализ, награж- дение.
Диагностика. *Готовится педагогом по
предложенным реко- мендациям с
учётом регионального компонента.
Реализация трека
1-е занятие
2-й
класс
3–5-е занятия
2-е занятие
Закрепление
понятий трека.
Дела и события,
которые проводит учитель
3–6-е занятия
Дела и события с
элементами
КТД
7–9-е занятия
Встречи с интересными людьми по
тематике трека.
Подведение итогов,
опорные схемы,
анализ1, награжде- ние.
Диагностика
Реализация трека
1-е занятие
2–4-е занятия
Погружение в
тематику трека (работа с
понятиями,
качествами)
Занятия/ма- стерклассы, участие в
кото- рых
поможет де- тям
выработать идею
для КТД
5-е занятие
6-е занятие
7–9-е занятия
Подготовка
КТД
Реализация КТД
(для себя,
параллельного
класса, родителей, младших
классов)
Встреча с интересным
человеком по темати- ке
трека. Подведение
итогов, опорные схемы, анализ, награждение. Диагностика
как
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за
период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного
развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и
«гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный
идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции
юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического
развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности
будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение
нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным
трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия,
сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости
классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления
опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
№
1
2
Тема
«Лиде
р–
это
…»
Содержание темы
Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием
«лидер»: лексическая работа – значения
нового слова.
От учителя звучит вопрос детям: кто со
мной хочет в команду? Учимся
работать в команде – знакомство с
явлением лидерства через игру, учитель
объясняет задание, учит детей слушать
друг друга, показывает, как правильно
такие задания выполнять, даёт ребятам
подсказки, что нужно сделать при
выполнении задания.
Подведение итогов: работа с
конструктором
«Лидер» (собираем понятие «лидер»).
Обсуждение: Кто может быть
лидером? Для чего быть лидером?
Данное занятие подразумевает более
глубокое усвоение детьми понятия
лидера и лидерства в целом. А также
«Я хочу здесь подробно разбираются качества
быть
лидера. Ключевая точка занятия –
лидером проведение педагогом социометрии для
»
изучения атмосферы в классе: дружный
Виды
деятельности
Формы организации
занятий
Познавательна
я, игровая,
проблемноценностное
общение.
Участие в
игре;
заполнение
Взаимодействи чек-листа
е – групповое,
фронтальное,
индивидуальное
Познавательна
я, игровая,
проблемноценностное
общение.
Участие в
игре;
прослушивани
е песни /
просмотр
мультфильма;
Взаимодействи
обсуждение
е – групповое,
результатов;
фронтальное,
индивидуальное. танец;
коллектив или нет, для понимания
педагогом, как в дальнейшем направлять
деятельность класса и выстраивать
свою работу.
*Работа с символом трека –
конструктором
«Лидер». Фиксируются качества лидера.
Данное занятие подразумевает выход
за пределы класса. На большой
просторной территории классный
коллектив будет проходить
испытания, направленные на сплочение
«С
3 командой и командообразование. В этой игре нет
действую победителей. Она предназначена для
того, чтобы улучшить эмоциональную
!»
атмосферу класса. Педагогу важно
понимать, что для проведения игры ему
необходима дополнительная помощь
коллег или старшеклассниковнаставников.
*Работа с конструктором. Выводы по
игре «Ко- манда».
4
5
«Как
станов
ятся
лидера
- ми?»
«Мы
дружны
й класс»
проведение
игры;
проведение
социометрии
Познавательная,
игровая.
Игра на
командообразование
Взаимодействие по станциям
– групповое.
«Команда»
Смотрят фото/видео, как проходил
трек. Подводят итоги, обращаясь к
конструктору
«Лидер». Встреча с администрацией
школы по теме: «Традиции школы, ими
гордится школа»; пресс-конференция
со старшеклассником-лидером;
демонстрация классных достижений.
*Работа с конструктором. Выводы по
встрече с лидерами.
Познавательна
я, проблемноценностное
общение.
Выход детей с родителями,
наставниками и классным
руководителем на «выходной». Квест для
сплочения коллектива класса, родителей
и наставников, коллективные
подвижные игры, выпуск итоговой
КЛАССной газеты «Какими мы были – и
вот какими стали!»
*Работа с конструктором. Выводы: Мы
теперь лидеры! (Мы тоже лидеры)
Познавательна
я, игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие
– групповое,
фронтальное.
Взаимодействие
– групповое,
фронтальное.
Встреча,
прессконференция
Поход;
подвижные
игры;
выпуск газеты
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо
для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного
года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
1 класс
№
1
2
3
4
Тема
«Кто
такой
эрудит?
»
«Эруди
т – это
…»
Содержание темы
Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с
понятием
«Эрудит»: лексическая работа –
значения нового слова.
Учитель организует обсуждение
вопроса: как называют тех, кто
много знает, тех, кто обладает
большими знаниями? Для
достижения цели занятия
использует игровое
взаимодействие с мультгероями.
Совместно
с
детьми
обсуждают и фиксируют
качества, необходимые для
того, чтобы стать и быть
эрудитом.
Через групповую работу
учатся рассуждать и слушать
другого, работать вместе,
ценить знания.
*Работа с конвертом-копилкой
трека
«Орлёнок – Эрудит».
Учимся
узнавать
главные
качества эрудита, осознавать
ценность умственного труда в
«Всезнайка» жизни человека. Определяем
значимость
совместной
работы.
*Работа с конвертом-копилкой
трека «Орлёнок – Эрудит».
«Встреча
с
интересны
м
эрудитом
–
книгой»
Выход в библиотеку (районная,
школьная),
совместно
с
библиотекарем знакомство с
детскими энциклопедиями и
другими интересными книгами,
запись
обучающихся
в
библиотеку.
Виды
деятельности
Познавательная,
игровая.
Взаимодействи
е – групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательна
я, игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействи
е – групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательна
я, игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействи
е – групповое,
фронтальное,
индивидуальное.
Познавательна
я, проблемноценностное
общение.
Взаимодейств
ие –
групповое,
фронтальное,
индивидуально
е
Формы
организации
занятий
Просмотр
мультфильма;
решение
ребусов,
кроссвордов,
загадок;
танцевальный
флешмоб
Диалог с
детьми; работа
в парах;
высказывание
детьми своей
точки зрения;
логические и
интеллектуальн
ые игрыминутки
Повторение
материала
Посещение
библиотеки;
работа с
книгой
5
Смотрят фото или видео, как
проходил трек, открывают
«Подведём конверт-копилку, анализируют
результат, совместно
итоги»
составляют опорную схему:
чему научились, что узнали.
Познавательна
я, проблемноценностное
общение.
Взаимодействи
е – групповое,
фронтальное,
индивидуально
е.
Работа в
парах;
просмотр
фото/ видео;
составление и
использование
опорных схем
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети
готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела.
№
Тема
Содержание темы
Виды
деятельнос
ти
1
2
3
4
«Масте
1 р – это
…»
Введение в тему, мотивация,
целеполагание. Знакомство с понятием
«Мастер»: лексическая работа – значения
нового слова. Работа в парах – расскажите
о своих родителях – мастерах своего дела
друг другу. («Моя мама мастер своего
дела. Она...»).
Блиц-высказывания ребят: «Я узнал, что у
Никиты мама – повар. Она мастер
готовить салаты»…) Пробуем себя в роли
мастера. Что может делать мастер?
Хотите попробовать себя в роли мастера?
Обсуждаем, придумываем, делаем простое
оригами, дорисовываем, создаем
коллективную работу по объединению
оригами в единый смысловой сюжет,
после чего организовывается творческое
выступление учащихся.
Подводим итоги. Кто такой мастер? Кто
может быть мастером? Какими мы были
мастерами? Что нужно сделать нам,
чтобы стать мастерами? Как мастер
создаёт свою работу – придумывает,
делает/создаёт, показывает и радует
других.
*Работа с символом трека – шкатулкой
мастера.
Реализуем нашу идею (учитель
Познавательн
ая, досуговоразвлекательн
ая,
художественн
ое
творчество,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействи
е – групповое,
фронтальное,
индивидуальн
ое
Познавательн
ая, досугово-
Формы
организ
ации
занятий
5
Прослушив
ание
стихотворе
ния;
просмотр
мультфильм
а;
обсуждение
вопросов;
изготовлени
е оригами;
танцевальны
й флешмоб
выстраивает занятие на основе этапов
коллективно-творческой деятельности).
*Работа со символом трека «Орлёнок –
Мастер». В шкатулку вкладываем итоги
дела – анализ КТД, можно снять видео с
впечатлениями ребят.
Ребятами под руководством педагога
осуществляется изготовление одной
большой новогодней гирлянды – для
создания новогоднего настроения в
классе и чувства коллектива среди
обучающихся – идея: «Одной большой
командой делаем общее дело».
развлекательн
ая,
художественн
ое
«Масте
творчество,
2 рская
проблемноДеда
ценностное
Мороза
общение.
…»
Взаимодействи
е – групповое,
фронтальное,
индивидуальн
ое
Познавательн
Основной посыл данного занятия –
ая,
реализация идей по украшению класса
художествен
или
классной
ёлки,
знакомство
с
ное
«Кла
историей новогодних игрушек в России, творчество.
сс
праздника Нового года в целом.
Взаимодействи
масте
Обучающиеся
продолжают
создавать
себе
е – групповое,
ров»
атмосферу праздника и волшебства
фронтальное,
3
своими силами. Отличительной чертой
индивидуальн
является то, что дело реализуется всеми
ое
обучающимися под руководством
педагога – дети выдвигают свои
предложения, идеи, инициативы.
*Работа с символом трека – шкатулкой
мастера. В шкатулку вкладываем идеи
по созданию праздника Нового года,
игрушки, подарки, сделанные
стараниями ребят.
Познавательн
Данное занятие отводится для самого
ая,
праздника Нового года. Классный
художествен
коллектив своими силами, идеями,
ное
инициативами, с поддержкой педагога и творчество.
родителей устраивает Новый год на свой Взаимодействи
«Классн лад, соблюдая придуманные ими же
е – групповое,
традиции.
ая
фронтальное,
4 ёлка»
Приглашаются родители, которые
индивидуальн
становятся зрителями творческих успехов ое
своих детей: актёров, декораторов,
художников, костюмеров, сценаристов.
Праздник от самого начала до конца
пропитан гордостью за свой класс и себя
как организатора.
*Работа с символом трека – шкатулкой
мастера. В шкатулку вкладываем
фотографии праздника Нового года,
подарочки, открытки – всё созданное
детьми.
Отгадывани
е загадок;
деление на
группы;
танцевальны
й флешмоб
Реализац
ия идей
по
украшен
ию
класса/клас
сной ёлки;
знакомство
с
историей
новогодн
их
игрушек
Украшение
классной
ёлки;
знакомство
с
историей
Нового
года
«Новог
5 однее
настро
ение»
Занятие – подведение итогов трека.
Смотрят
видеоролик/слайд-шоу,
демонстрирующие процесс прохождения
трека,
обучающиеся
делятся
впечатлениями, мнениями.
*Работа с символом трека – шкатулкой
мастера. В шкатулку вкладываем,
например, идеи на будущий год.
Познавательн
ая,
художествен
ное
творчество.
Взаимодействи
е – групповое,
фронтальное,
индивидуальн
ое
Просмотр
фото/видео
– анализ
результатов
;
составлени
е опорной
схемы
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит
общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и
в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному
опыту детей в любое время учебного года.
№
Тема
Содержание темы
Введение в тему. Мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятиями «добро»,
«доброволец», «волонтёр»,
«добровольчество»: лексическая работа –
значения новых слов.
На занятии прослушивают песню или
просмотр отрывка мультфильма «Если
1 «От
добрый ты», чтение рассказа «Просто
слова – старушка» для того, чтобы помочь детям
к делу» охарактеризовать те или иные поступки,
действия, сделать выводы.
Можно использовать психологический приём:
«Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу,
закройте глаза, улыбнитесь, подумайте о чёмто добром. Кто готов, откройте глаза.
Прикоснитесь ладошками к своему соседу,
пожелайте друг другу всего самого
хорошего». Символ волонтёрства –
приподнятая рука с раскрытой ладонью и
сердцем.
Работа с символом трека «Орлёнок –
Доброволец» –Кругом Добра.
Виды
деятельнос
ти
Формы
организаци
и занятий
Познавательн Прослушиван
ая,
ие песни или
проблемнопросмотр
ценностное мультфильм
общение.
а; анализ
Взаимодейст рассказа;
вие –
танцевальны
групповое,
й флешмоб
фронтальное,
индивидуальн
ое
«Спеши
2 ть на
помощь
безвозмездно»
«Совмес
тное
родите
3 льское
собрани
е
«Наша
забота!»
«Добров
4 лец –
это
доброе
сердце»
«Подвед
5 ём
итоги»
Важно с детьми прийти к пониманию того,
что в их силах делать добрые дела. Вместе их Познавательн Участвуют
придумать, обсудить, решить, что можно
ая,
в игре;
сделать уже в ближайшее время. Знакомству проблемнорешение
детей с понятиями «добра» и
ценностное кейсов;
«добровольчества» способствует решение
общение.
создание
ими кейсов, или проблемных ситуаций.
Взаимодейст «Классного
Работая в микрогруппах, дети погружаются в вие –
круга
проблемы, касающиеся темы добровольчества, групповое,
добра»;
анализируют, примеряют на себя разные роли и фронтальное, танцевальны
ситуации. Деятельность в микрогруппах по 3
индивидуальн й флешмоб
человека позволяет увидеть и услышать разные ое
мнения и точки зрения.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Доброволец» – Кругом Добра.
Совместное обсуждение с родителями и
детьми: Как делать добро для бабушек и
Познавательн Обсуждение
дедушек (родным, соседям)? Что значит
быть добрым рядом с ними? Обучающиеся
ая,
вопросов;
становятся соучастниками коллективного
проблемномероприятия
благородного дела. Важным моментом
ценностное на
является то, что родители включаются и
общение.
сплочение
совместно с детьми и педагогом выбирают то Взаимодейст не только
доброе дело, которое им по силам. Дети на
вие –
для детей,
примере своих родителей учатся тому, как
групповое,
но и для
распределять роли, выполнять поручения,
фронтальное, родителей
вести конструктивные разговоры, то есть
индивидуальн
работе в команде во благо добра. * Работа с ое
символом трека «Орлёнок – Доброволец»
Кругом Добра.
Встреча с гостем, который достиг успехов в Познавательн
области добровольчества.
ая,
Встреча с
*Работа с символом трека «Орлёнок –
проблемноволонтеро
Доброволец» – Кругом Добра.
ценностное м;
Дополняют «Классный круг добра»
общение.
интервьювпечатлениями о встрече.
Взаимодейст беседа
вие
– групповое
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Познавате
Просмотр
Доброволец». Творческая работа «Классный льная,
фото/ видео;
круг добра». Дополняем качествами
проблемнообсуждение
добровольца (выбирая из: милосердный, злой, ценностно
хода трека;
отзывчивый, вредный…). Просмотр
е общение.
участие в
видео/слайд-шоу о том, как прошёл трек, чем Взаимодейст игре;
запомнился и что доброго смогли сделать для вие –
участие в
других.
групповое, флешмобе
фронтальное,
индивидуальн
ое
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и
эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
№
Тема
«Утро мы
1 начнём с
за- рядки»
«Сто затей
для всех
2 друзей»
Весёлые
3 старты»
Содержание темы
Введение в тему, мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятием «Орлёнок –
Спортсмен»: лексическая работа – значения
нового слова.
Что такое здоровый образ жизни? Из чего он
состоит? Почему это важно?
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Спортсмен»
Создаем визуальный образ человека,
ведущего здоровый образ жизни, дописывая
к нему ответы детей. Учитель должен
обратить внимание на слова детей о зарядке.
Говорим о важности зарядки для человека в
любом возрасте. Далее обязательно каждая
группа по ЧТП должна показывать на уроках,
переменах мини-зарядки, которые
придумывает сама.
Дети совместно с педагогом придумывают
традиционную утреннюю зарядку как для
школы, так и для дома. ОБЯЗАТЕЛЬНО:
создаём памятку с упражнениями, дети
забирают её домой.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Спортсмен».
Вспоминаем первое занятие. Что получилось
сделать дома? Актуализация полезности
физкультминуток на уроках и переменах,
предложение сделать зарядку утренней
традицией. Знакомство с подвижными играми
и площадками, где можно в них играть.
Осознание детьми идеи, что зарядка может
быть весёлой и энергичной.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Спортсмен» – фиксируем подвижные игры.
Виды
деятельности
Познавательн
ая, игровая,
проблемноценностное
общение,
физкультурно
- спортивная
Формы
организаци
и
занятий
Танцевальна
я зарядка;
введение
об- раза
ЗОЖика;
работа в
парах
Взаимодейств
ие –
групповое,
фронтально
е,
индивидуаль
ное
Познавательн
ая, игровая,
проблемноценностное
общение.
Весёлая
физкультм
инутка;
обсуждение
вопроса;
участие в
подвижных
играх;
встреча с
ЗОЖиком;
танцевальн
ая зарядка
Взаимодейств
ие –
групповое,
фронтальное
,
индивидуальн
ое.
Спортивные соревнования. Используем
Познавательна Участие в
плакаты, кричалки.
я, игровая.
весёлых
Смена ролей при выполнении этапов:
стартах;
Взаимодейств проба
команда каждый раз решает, кто из числа
команды будет судить этот этап, кто помогать ие –
спортивных
групповое,
педагогу с реквизитом.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Спортсмен»: фиксация мысли, что спортивные
игры для всех: и для спортсменов, и для
болельщиков, и для судей, и для зрителей.
Встреча-подарок с выдающимися
спортсменами школы (3–4 действующими
учениками-спортсменами школы). Гости
«Самые
спортивные расскажут детям, что необходимо для того,
чтобы быть талантливым спортсменом,
ребята
какие награды можно получить, о тех
моей
российских спортсменах, которые являются
школы»
примером не только для них, но и для многих
таких же ребят.
4
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Спортсмен».
Фиксация вывода о том, что нужно, чтобы стать
профессионалом в спорте».
Подведение итогов. Дети рассматривают
фото или видео, как проходил трек, по опорной
схеме анализируют и дополняют правила
организации подвижных игр, играют в новую
«Азбука
5 здоровья» игру.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Спортсмен».
Составляют «Азбуку здоровья» – тезисно
записывают мысли о том, что нужно, чтобы
быть здоровым.
фронтальное
,
индивидуальн
ое.
ролей
детьми
Познавательн
ая,
проблемноценностное
общение.
Прослуши
вание
рассказа
спортсмен
а школы;
интервьюбеседа со
спортсмен
ами
Взаимодейств
ие –
групповое,
фронтальное
,
индивидуальн
ое.
Познавательна Просмотр
я, игровая.
фото/видео;
анализ/допо
Взаимодейств лнение
ие –
правил
групповое,
подвижных
фронтальное игр
,
индивидуальн
ое.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
№
Тема
Содержание темы
1
2
3
Введение в тему. Мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятиями «экология»,
«эколог»: лексическая работа – значения
«ЭКОЛОГ новых слов. Обсуждение по вопросам: кто
должен беречь природу и заботиться о ней?
1
иЯ»
Просмотр мультфильма «Давайте вместе
украшать природу» направляет рассуждения
детей к идеям по защите и украшению
окружающей среды – первым элементарным
шагам в экологию.
*Работа с символом трека – рюкзачком
Виды
деятельност
и
4
Познавательна
я, игровая.
Взаимодейст
вие –
групповое,
фронтальное,
индивидуаль
ное.
Формы
организации
занятий
5
Словесная
игра; работа
в парах;
работа с
визуальным
образом;
подвижная
игра; сбор
рюкзачкаэколога;
участие в
игре;
«Каким
2 должен
быть
настоящи
й эколог?»
«В гости к
3 природе»
«Мы
друзья
природе»
4
5 «Орлят
а–
эколог
и»
эколога.
Вкладываются
знаки,
характеризующие бережное обращение к
природе.
Мотивация: видеофильм – красота природы
России. Как сохранить? Уберечь?
*Работа с символом трека – рюкзачком
эколога.
Составляем правила эколога. Определяют
качества эколога (добавляем в рюкзачок).
Посредством игр обучающиеся знакомятся с
«визитками» природы: следами животных,
пением птиц, описанием особо
распространённых растений и животных.
*Работа с символом трека – рюкзачком
эколога.
Анализ: дополняем рюкзачок эколога.
просмотр
мультфильма
Познавательна
я, игровая,
проблемноценностное
общение.
Коллективно
е
обсуждение,
участие в
игровом
упражнении;
Взаимодейст дополнение
вие –
рюкзачка
групповое,
эколога;
фронтальное,
работа в
индивидуаль группах;
ное.
отгадывани
е загадок;
работа с
карточкой
Познавательна Экскурсия
я, проблемноценностное
общение.
Данное занятие отводится для экскурсии (в
ботанический сад, в лес, в музей).
Дети в естественной среде наблюдают за
природой, за её явлениями, особенностями,
природными «знаками».
Взаимодейст
*Работа с символом трека – рюкзачком
эколога: фиксируем полученную на экскурсии вие –
групповое,
информацию.
фронтальное,
индивидуаль
ное.
Познавательна
Данное занятие – интеллектуальноя, игровая,
креативная игра, посвящённая экологии и
проблемноэко логическому поведению обучающихся.
Через игру обучающиеся отвечают на
ценностное
вопросы о том, что люди делают у нас в
общение.
стране, чтобы сохранить природу; как
Взаимодейст
понимать природу; как природа «говорит» с
вие –
людьми, когда ей «плохо»?
групповое,
*Работа с символом трека – рюкзачком
фронтальное,
эколога: фиксируем «симптомы» болезни
индивидуаль
природы, устанавливаем взаимовлияющую
ное.
связь природа – экология – человек.
Познавательна
Подводим итоги. Организация просмотра
я, проблемнослайд-шоу или видео о том, как проходил
ценностное
трек, обсуждение того, как проходил трек,
делают выводы об экологической культуре и общение.
поведении. Просмотр и обсуждение
Взаимодейст
экологических мультфильмов о природе.
*Работа с символом трека – рюкзачком эко- вие –
групповое,
лога: дополняем событиями и именами ребят,
которые, по мнению класса, были лучшими в фронтальное,
индивидуаль
треке.
ное.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Участие в
игре работа
в груп- пах
Просмотр
фото/видео
;
дополнение
рюкзачка
эко- лога;
просмотр
мультфильм
ов
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения
к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
№
1
Тема
Содержание темы
Введение в тему, мотивация, целеполагание.
Знакомство с понятием «хранитель»:
лексическая работа – значения нового
слова.
Кто может быть хранителем? Что можно
хранить? Для кого хранить? Зачем хранить?
Как и где хранить?
*Работа с символом трека – альбомом
Хранителей исторической памяти –
ответы на вопросы собираем в альбом «Мы
– хранители». Учимся работать в
«Орлёно парах/группах. Возможна помощь
наставника-старшеклассника. Дети делают
к–
Храни- выводы о важности сохранения знаний и
материалов об исторической памяти и
тель
транслирования её будущим поколениям.
историческо Получают ответ на главный вопрос: «Как
можно сохранить историческую память?»
й
памяти» Проба внести себя в историю класса/школы
через фотографирование.
*Работа с символом трека «Орлёнок –
Хранитель исторической памяти» (альбом):
вкладываем идеи по сохранению
исторической памяти региона, страны.
Данное занятие позволяет обучающимся
ощутить себя учениками именно этой
школы, носителями идей, традиций школы, в
которой обучаются, – самоидентификация
Виды
деятельности
Познаватель
ная,
игровая,
проблемноценностное
общение.
Взаимодействие –
индивидуаль
ное,
групповое,
фронтальное.
Познаватель
ная,
игровая,
проблемно-
Формы
организац
ии занятий
Обсуждение
вопросов;
просмотр
презентации,
старых
фотографий;
работа в паре;
просмотр видео
о культурных и
исторических
ценностях
региона/ страны;
историческое
фотографирован
иеНа занятии
происходит
различная
деятельность:
работа в парах
по изучению
данных в
детской
энциклопедии,
просмотр
познавательного
видеоролика об
историческом и
культурном
богатстве своего
региона / своей
страны,
просмотр
фотографий о
прошлом,
старине.
Пение в караоке;
участие в игрепутешествии;
подведение
себя как ученика школы. Занятие отведено
«Истори на знакомство со школой, где обучаются
дети: историей, традициями, героями, вы
я
дающимися людьми, которыми гордится
2 школы школа.
– моя
Ключевой момент знакомства состоит в
истотом, что оно происходит в виде игры по
рия»
станциям, где ребята выполняют различные
задания и путешествуют по школе,
знакомясь с её работниками в том числе.
Такой формат занятия позволит не только
достичь поставленных целей, но и пробудить
в детях чувство гордости за школу.
*Работа с символом трека «Орлёнок
– Хранитель исторической памяти» (альбом):
вкладываем опорные схемы по результатам
игры по станциям.
Занятие посвящено знакомству с музеями
– школьным, городским, районным.
Обучающиеся с помощью экскурсовода
знакомятся с экспонатами, историей музея
– познают свой родной город, край.
3, 4 «Поход *Работа с символом трека «Орлёнок –
в
музей» Хранитель исторической памяти» (альбом):
дополняем альбом информационными
карточками, сделанными детьми, о том, что
было увидено в музее.
К ребятам в класс приходят наставники и
учитель истории старших классов
(экскурсовод-краевед, историк, родитель –
знаток истории).
Актуализация полученной на предыдущих
«Истор встречах информации. Дети за чашкой чая
ическое задают интересующие их вопросы по
5 чаепит
истории и событиям в России. Гости
ие»
отвечают. Также гости могут задать
вопрос ребятам. Самый лучший вопрос
поощряется гостями.
*Работа с альбомом Хранителя, подведение
итогов: впечатления и пожелания гостей за
носятся в альбом. Дети, которые умеют
писать, также могут оставить записи о своих
впечатлениях.
ценностное
общение.
итогов че- рез
игровой приём.
Взаимодействие –
индивидуаль
ное,
групповое,
фронтальное.
Познаватель
ная,
проблемноценностное
общение.
Экскурсия
Взаимодей
ствие –
групповое.
Познаватель
ная, проблем
Чаепитие;
ноценностное встреча с
приглашёнными
общение.
гостями
Взаимодействие –
групповое,
фронтальное.
4. Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Орлята России»
Предполагаемые результаты курса
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с
ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания, и основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России» в течение учебного года младший
школьник:
- понимает важность социально значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов;
уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность
человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою
половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учётом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду);
- применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных
видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной
организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать
поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознаёт ответственность за
свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям;
участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности;
проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред
природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдения,
систематизации и осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях
знаний);
- демонстрирует социально значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников
Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность
оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный
вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью,
соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет
уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда;
придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные
интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в
деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Формы организации и виды деятельности:
- игровая, фронтальная, групповая, индивидуальная;
- лекции, беседы, КВНы, экскурсии, походы, театрализованные представления;
- анализ и просмотр презентаций, видеофильмов, мультиуроков.
5. Тематическое планирование
1 класс
№
п\п
Тема раздела
Кол-во
часов
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1.
Старт программы
5ч
2.
Орлёнок – Лидер
3ч
3.
Орлёнок – Эрудит
4ч
4.
Орлёнок – Мастер
5ч
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
6.
Орлёнок – Спортсмен
5ч
7.
Орлёнок – Эколог
4ч
8.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
3ч
Итого:
33ч
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
2 класс
Тема раздела
№
п\п
Кол-во
часов
1.
Старт программы
1ч
2.
Орлёнок – Лидер
4ч
3.
Орлёнок – Эрудит
4ч
4.
Орлёнок – Мастер
6ч
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
6.
Орлёнок – Спортсмен
4ч
7.
Орлёнок – Эколог
5ч
8.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
4ч
9.
Подведение итогов
2ч
Итого:
34ч
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
3 класс
Тема раздела
№
п\п
Кол-во
часов
1.
Старт программы
1ч
2.
Орлёнок – Лидер
4ч
3.
Орлёнок – Эрудит
4ч
4.
Орлёнок – Мастер
6ч
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
6.
Орлёнок – Спортсмен
4ч
7.
Орлёнок – Эколог
5ч
8.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
4ч
9.
Подведение итогов
2ч
Итого:
34ч
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
4 класс
Тема раздела
№
п\п
Кол-во
часов
1.
Старт программы
1ч
2.
Орлёнок – Лидер
4ч
3.
Орлёнок – Эрудит
4ч
4.
Орлёнок – Мастер
5ч
5.
Орлёнок – Доброволец
4ч
6.
Орлёнок – Спортсмен
5ч
7.
Орлёнок – Эколог
5ч
8.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
4ч
9.
Подведение итогов
2ч
Итого:
34ч
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
ttps://orlyatarussia.ru/li
brary/29
6. Календарно- тематическое планирование
1 класс
№
Тема
Подготовительный этап к участию в Программе- 5 ч
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
1.
классе»
«Мы будем друзьями в классе»
2.
«Правила настоящих друзей»
3-4.
Вводный Орлятский урок
5.
«Орлёнок – Эрудит» 4 ч.
Кол-во
часов
1
1
2
1
«Кто такой эрудит?»
1
«Эрудит – это…»
1
«Всезнайка»
1
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
6.
7.
8.
9.
«Орлёнок – Доброволец» 4 ч.
«От слова к делу»
1
«Спешить на помощь безвозмездно»
1
«Доброволец – это доброе сердце»
1
«Подведём итоги»
1
10.
11.
12.
13.
«Орлёнок – Мастер» 5 ч.
«Мастер – это…»
1
14.
«Мастерская Деда Мороза …»
1
15.
16.
«Класс мастеров»
1
17.
«Классная ёлка»
1
18.
«Новогоднее настроение»
1
«Орлёнок – Спортсмен» 5 ч.
19.
«Утро мы начнём с зарядки»
1
20.
«Сто затей для всех друзей
1
21.
«Весёлые старты»
1
Дата
22«Азбука здоровья»
23.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 3 ч.
2
24.
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
1
25.
«История школы – моя история»
1
26.
«Поход в музей» «Историческое чаепитие»
1
«Орлёнок – Эколог» 4 ч.
1
27
«ЭКОЛОГиЯ»
1
28.
«Каким должен быть настоящий эколог?»
1
29.
«В гости к природе»
1
30.
«Орлята – экологи»
1
«Орлёнок – Лидер» 3 ч.
31.
«Лидер – это…»
1
32.
«Я хочу быть лидером!»
1
33.
«С командой действую!»
1
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
Тема
Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок»
1.
Орлёнок – Лидер –4 ч
Лидер – это…
2.
С командой действовать готов. Верёвочный курс
3.
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
4.
«Мы дружный класс!»
5.
Кто такой эрудит?
6.
Развиваемся, играя!
7.
Могу быть изобретателем
8.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На 1
старте новых открытий»
Орлёнок – Мастер -6 ч
Мастер – это…
10.
1
От идеи – к делу!
1
КТД «Классный театр
1
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» –
подводим итоги
1
11.
12.
13.
Из них на Подведение промежуточных итогов -2 ч.
Игра по итогам 3-х треков:
14.
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игра по итогам 3-х треков:
15.
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 4 ч
1
1
От слова к делу.
1
КТД «Создай хорошее настроение»
1
КТД «Братья наши меньшие»
1
16.
17.
18.
Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»
19.
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
1
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
1
О спорт, ты – мир!
1
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
1
Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»
1
20.
21.
22.
23.
Орлёнок – Эколог – 4 ч
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?
1
«Мой след на планете»
1
Восхищаемся красивым миром
1
24.
25.
26.
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
27.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
Орлёнок – Хранитель исторической памяти.
1
Хранитель семейных традиций
1
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
1
Историческое чаепитие
1
Расскажи мне о России
1
28.
29.
30.
31.
32.
Подведение итогов –2 ч
33.
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
Интеллектуально-познавательные игры
1
34.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
Тема
Кол-во
часов
Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок»
1
1.
Орлёнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером
1
3.
«В команде рождается лидер»
1
4.
КТД «Вместе мы сможем всё»
1
5.
«Мы дружный класс!
1
Орлёнок – Эрудит – 4 ч
6.
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
1
7.
«Игра – это полезно и интересно»
1
Дата
8.
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
1
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
1
Орлёнок – Мастер 6 ч
10.
Мастер – это…«Россия мастеровая»
1
11.
«В гости к мастерам»
1
12.
«Мастер – это звучит гордо!»
1
13.
«Путь в мастерство» – подводим итоги
1
Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
15.
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 4 ч
14.
1
1
16.
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
1
17.
КТД «Подари улыбку миру!»
1
18.
«Доброволец – это доброе сердце»
1
19.
«Портрет добровольца»
1
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
1
21.
«Сто затей для всех друзей»
1
22.
Спортивная игра «Книга рекордов»
1
23.
«Встреча-подарок»
1
Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
1
25.
КТД «Знаю, умею, действую»
1
26.
Игра по станциям «Путешествие в природу»
1
27.
«Шагая в будущее – помни о планете»
1
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
1
29.
«Традиции моей страны»
1
30.
«Знать, чтобы хранить»
1
31.
КТД «История становится ближе»
1
32.
«Я – хранитель, мы – хранители»
1
Подведение итогов – 2 ч
33.
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
34.
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
Тема
Орлёнок – Лидер – 2ч
Вводный «Орлятский урок». Лидер – это… Я могу быть 1
лидером. «В команде рождается лидер»
1.
2
1
КТД «Вместе мы сможем всё». Мы дружный класс!
Орлёнок – Эрудит – 4 ч
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит… Встреча с
эрудитом «Хотим всё знать!»
4
«Игра – это полезно и интересно» «Твори! Выдумывай!
Пробуй!»
Орлёнок – Мастер - 3 ч
1
Мастер – это…«Россия мастеровая». «В гости к
мастерам»
6
«Мастер – это звучит гордо!». «Путь в мастерство» –
подводим итоги
Из них на Подведение промежуточных итогов1 ч.
1
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 3 ч
1
3
5
7
8
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер». От слова к
делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
9
1
1
1
КТД «Подари улыбку миру!»
«Доброволец – это доброе сердце». «Портрет
добровольца»
Орлёнок – Спортсмен – 2 ч
10
11
1
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ». Спортивная игра
«Книга рекордов»
12
1
1
1
«Сто затей для всех друзей». «Встреча-подарок»
Орлёнок – Эколог – 2 ч
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии». Игра по станциям
«Путешествие в природу»
14
КТД «Знаю, умею, действую». «Шагая в будущее –
помни о планете»
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 3ч
13
1
1
Кол-во
часов
Дата
15
16
17
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти». «Знать,
чтобы хранить». «Я – хранитель, мы – хранители»
КТД «История становится ближе». «Традиции моей
страны».
Подведение итогов участия в программе в текущем
учебном году
1
1
1