ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Расширение и укрепление международных связей в области
экономики, культуры и образования РФ способствует увеличению
временно или постоянно проживающих в Свердловской области
иностранных граждан, в том числе школьного возраста, которые во многих
случаях нуждаются в дополнительных занятиях по изучению русского
языка с целью возможности успешного обучения в образовательных
учреждениях, удовлетворения коммуникативных потребностей при
общении с носителями русского языка в социально-бытовой, социальнокультурной и официально-бытовой сферах. Успешное овладение русским
языком необходимо также для скорейшей адаптации в условиях новой
социально-культурной среды и для поступления в российские учебные
заведения по окончании обучения в школе.
Данная программа по русскому языку предназначена для детей
школьного возраста, относительно недавно прибывших в Россию и
испытывающих трудности при общении и обучении на русском языке.
Предусмотрено разделение на четыре группы в зависимости от уровня
коммуникации на русском языке и возраста.
Программа разработана с учетом данных о психологических
особенностях детей. Учитывая возрастную и национальную специфику, а
также дальнейшие перспективы программы, предусматривается не только
языковая, но и социальная адаптация ребенка.
Факторы возраста, особенностей социокультурной ситуации и
академических требований в
школе определяют дозировку новой информации, темп обучения,
виды познавательной деятельности, преобладание коммуникативных
методик, особенно на первых этапах обучения. Те ми же факторами
регулируются и формы обучения максимальное использование на уроке
наглядных пособий, игровых заданий и двигательной активности, которые
должны обеспечивать каждому ребенку психологический комфорт и
раскованность.
Kypc предполагает освоение учениками в течение 68 учебных часов
в
течение
2025-2026
учебного
года
объема
лексического
и
грамматического материала, а также уровня коммуникативной и
социокультурной компетенций, соответствующих уровню владения
русским языком как иностранным (РКИ)- Овладение языком на этом
уровне позволяет полноценно общаться на русском языке не только на
бытовые, но и на социально значимые, культурные, учебные и
академические темы, а также даёт возможность в полной мере
воспринимать учебный материал на занятиях по предметам в школе.
Продолжительность занятия составляет до 40 минут
Учебные материалы:
О. Н. Каленкова, И. Е. Шатилова «Уроки русской речи»;
М. Авери «Сорока. Русский язык для детей»;
Н. Власова «Русский язык как иностранный»;
Дополнительные
материалы:
карточки
с
иллюстрациями,
настольные игры, книги для чтения «Почитаем?», «Шкатулочка», книги
серии «Настя и Никита», мультфильмы серии «Учим русский язык со
Смешариками», «Мультироссия», раздаточные материалы для занятий по
РКИ от издательства «Златоуст» и др.
1.
Результаты
освоения
курса
внеурочной
деятельности
«Русский язык как иностранный»
Цели, которые ставятся на период проведения курса (2025-2026
учебный год),
определяются ожидаемыми результатами обучения. Основная цель
курса — достижение участниками уровня владения русским языком,
достаточного для осуществления полноценной коммуникации и обучения
на русском языке в русскоязычной среде (ТРКИ-1), что может быть
проверено финальным оцениванием по типу международного экзамена по
русскому языку как иностранному.
Предметные результаты:
- учащиеся владеют четырьмя видами речевой деятельности на
русском языке, то есть способны решить коммуникативную задачу в
условиях взаимодействия в русскоязыной языковой среде (восприятие и
понимание устной речи; восприятие и понимание письменного текста;
производство устного речевого произведения с целью выражения своих
мыслей; производство письменного речевого произведения);
- учащиеся различают уместность и неуместность определенных
фраз и
поведения в том или ином ситуативном коммуникативном
контексте;
- учащиеся знакомы с основными прецедентными именами
российской культуры.
Метапредметные результаты:
- учащиеся могут понять, проинтерпретировать и проанализировать,
а также
отреагировать на устный либо письменный текст на русском языке;
- учащиеся могут воспринимать, анализировать, интерпретировать и
самостоятельно представлять информацию в визуализированых
формах (схемы, таблицы);
- учащиеся могут обобщать и детализировать предмет обсуждения.
Личностные результаты:
- выработка и закрепление основных принципов экологичного и
толерантного
общения в коллективе, взаимопринятия;
- преодоление психологического барьера к коммуникации на
русском языке;
- раскрытие творческого и учебного потенциала учеников;
- социокультурная адаптация учащихся к жизни в новой для них
среде;
- умение работать индивидуально и в команде.
Учащиеся научатся:
- корректно с точки зрения русского языка и социокультурных норм
его
использования выражать свои мысли, чувства и передавать
информацию;
-
понимать
и
верно
интерпретировать
услышанную
или
прочитанную
информацию;
- принимать участие в создании и восприятии речевых произведений
разного плана, в том числе пользоваться социокультурно приемлемым
набором вербальных и невербальных реакций (диалог, монолог, дискуссия,
отзыв, пересказ, комментарий и др.)
- усваивать и обрабатывать, обобщать и воспроизводить учебный
материал школьной программы на русском языке.
Учащиеся получат возможность научиться:
- стилевой дифференциации лексических единиц;
- использованию русского языка при реализации творческих
проектов и участии в конкурсах;
- употреблению в речи и интерпретации лексических единиц
фразеологического характера.
2. Содержание курса «Русский язык как иностранный»
В
процессе
курса
учащиеся
познакомятся
с
необходимым
лексическим материалом по основным тематическим разделам от уровня
Элементарного владения русским языком до уровня ТРКИ-1. Сюда
относятся непосредственно слова для обозначения предметов, действий,
характеристик
и
др. (существительные, прилагательные, глаголы,
местоимения, предлоги, союзы, частицы, наречия и т.д.); речевые
клишеустойчивые распространенные выражения как разговорного, так и
художественного, научного и официального стилей речи; некоторые
фразеологические выражения. Желательно познакомить учащихся с
основами русского словообразования. Отдельная лексическая группа —
слова-термины, академическая и учебная лексика, необходимая для
успешного освоения школьной программы.
Также учащиеся узнают основные грамматические правила русского
языка правила изменения форм, согласования слов, предложно-падежного
управления. Особое внимание уделяется таким традиционно трудным для
освоения инофонами темам как согласование по роду, совершенный и
несовершенный вид глаголов, изменение падежных форм количественных
числительных,
глаголы
движения,
особенности
употребления
притяжательных местоимений в русском языке (её/его/свой...) и др.
В курсе уделяется обязательное внимание фонетической стороне
речи постановке произношения отдельных звуков и сочетаний звуков;
ударению, в том числе смещающемуся в зависимости от словоформы;
интонации в разных типах предложений.
На начальном этапе обучения учащиеся обучаются чтению и письму
на русском языке — как печатным, так и курсивным шрифтом; далее
уделяется внимание правописанию во многом за счет запоминания и
контроля верного написания слов через орфографический словарь, а также
с использованием некоторых, доступных неносителям языка, способов
самопроверки написания.
Пунктуация не является приоритетом данного курса, так как помимо
нашего курса учащиеся также проходят обучение на основном курсе
русского языка в урочное время в процессе освоения основной
образовательной программы в школе, где подробно рассматривается и этот
вопрос, и правила русской орфографии, морфологии, стилистики.
Форматы
работы
—
преимущественно
игровые,
ролевые,
коммуникативные. Например, ролевая игра, диалоги, квесты, творческие
задания.
Этот
выбор
продиктован
не
только
возрастными
и
психологическими особенностями учащихся, но и организационными
моментами: занятия по внеурочной деятельности проходят во второй
половине дня, после завершения учениками работы в урочное время, то
есть фокус внимания уже снижен и, скорее всего, накопилась усталость. В
занятия включена двигательная активность, в том числе с целью лучшего
усвоения и запоминания материала через сцепку «движение-фраза». Кроме
того, использование перечисленных форматов позволяет
снизить
психологический барьер в изучении русского языка, сформировать
позитивное отношение учащихся к русскому языку и культуре.
Содержательная сторона материала учащимся преподается с
коммуникативной точки зрения, так как общей целью обучения русскому
языку по данной программе является не получение суммы знаний по
грамматике, а практическое владение русской речью.
Фонетика. Графика.
Алфавит. Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки.
Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение и
ритмика. Правила произношения. Синтагматическое членение. Типы
интонационных
перечисление),
конструкций:
ИК-2
ИК-1
(специальный
(законченное
вопрос,
высказывание,
просьба,
требование,
обращение), ИК-3 (общий вопрос, неконечная синтагма, просьба,
переспрос, перечисление), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а»,
перечисление, неконечная синтагма, официальные вопрос с оттенком
требования), ИК-5 (оценка), ИК-б (восклицание, переспрос).
Словообразование. Морфология.
Основа слова и окончание; корень, префикс, суффикс. Распознавание
ограниченного числа словообразовательных моделей: -существительных:
лицо мужского/женского пола по профессии, занятиям, национальности и
др. с суффиксами -тель/-ниц(а), -ник/-ниц(а), -чик/- чи-ц(а), -щик/-щиц(а), /-к(а), -ец/-к(а), -анин/-анка, -ин/-к(а),
-ик/-;абстрактные понятия,
действия, признаки, качества и др. с суффиксами -ни(е), -ени(е), -ани(е), ств(о), к(а), - аци(я),
-ость; и др.;- прилагательных: с суффиксами -н-, -енн-, -ск-, -ов-, - еньк-, ическ-;- наречий: с суффиксами -о, с префиксом по- и суффиксом - ски;
Основные чередования звуков в корне.
Имя существительное:
1.
Род, число;
2.
Формообразование;
3.
Одушевленные и неодушевленные существительные;
4.
Падежная система, значение и употребление падежей.
Местоимение:
1.
Разряды
местоимений
(личные,
вопросительные,
притяжательные, указательные, определительные, отрицательные);
2.
Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты,
он, она), вопросительных (кто, что, какой, чей, сколько), притяжательных
(мой, твой, свой), указательных (тот, этот), определительных (сам, каждый,
весь), отрицательных (никто, ничего), возвратного (себя) местоимений.
Имя прилагательное:
1.
Род, число.
2.
Полные и краткие прилагательные.
3.
Согласование
полных
прилагательных
существительными в роде, числе и падеже.
4.
Падежная система полных прилагательных.
5.
Степени сравнения прилагательных.
Глагол:
1.
Инфинитив.
с
2.
Несовершенный и совершенный вид глагола.
3.
Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.
4.
Основы глагола, 1 и 2 спряжение глагола.
5.
Классы и группы глаголов (1: читать — читаю; 2: уметь —
умею; 3 чувствовать
— чувствую; 4: встретить — встречу; 5: отдохнуть — отдохну; 6
давать — дают; 7: ждать
— ждут; 8: писать — пишут; 9: петь — поют; 10 мочь — могут; 11:
идти — идут; 12: ехать
—
едут; 13: хотеть —хотят; 14 брать — берут; 15: жить —живут;
16: пить — пьют; 17: есть
—
едят).
6.
Императив.
7.
Глагольное управление.
8.
Переходные и непереходные глаголы.
9.
Возвратные глаголы.
10.
Глаголы движения без приставок и с приставками.
11.
Понятие о причастии и деепричастии.
12.
Краткая форма страдательных причастий.
Имя числительное:
1.
Количественные и порядковые числительные.
2.
Употребление
числительных
существительными
в
сочетании
с
и прилагательными.
Наречие:
1.
Разряды наречий по значению: места (далеко, близко),
времени (утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и степени
(медленно, быстро).
2.
Предикативные
наречия
(нужно,
вопросительные наречия (как, когда, где, куда, откуда).
можно,
нельзя),
Степени сравнения наречий (хорошо — лучше — лучший,
3.
синий — синее (более синий) — самый синий).
Служебные части речи:
Предлоги (в, о, на, над, под, без, через, после, с, до, к, по,
1.
от, из, у и др.), их значение.
Союзы и союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и...,
2.
потому что, поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который и др.), их
значения.
Частицы (не, ни, ли, неужели, разве), их значения.
3.
Синтаксис.
1.
Виды простых предложений: двусоставные - односоставные,
утвердительные/отрицательные,
побудительные,
повествовательные,
вопросительные.
2.
Понятие о субъекте и предикате в предложении, их
согласование.
3.
Способы выражения логико-смысловых отношений в
предложении (объектные, атрибутивные, пространственные, временные,
целевые, причинно-следственные отношения).
4.
Прямая и косвенная речь (союзные слова и союзы в
косвенной речи).
5.
Порядок слов в предложении.
6.
Виды
сложного
предложения:
сложносочиненные
(с
союзами и, а, но, или, не только..., но и), сложноподчиненные
(изъяснительные (что, чтобы, ли, кто, как, какой, чей, где, куда),
определительные (который, где, куда, откуда, когда), временные (когда,
после того как, перед тем как, до того как), условные (если, если бы),
причинно-следственные (потому что, так как, поэтому), целевые (чтобы,
для того чтобы), уступительные (хотя, несмотря на то что), образа действия
(как), меры и степени (чем... тем).
Лексика
Лексический минимум составляет 2300 единиц, обеспечивающих
общение в рамках тематического и интонационального минимума I
сертификационного уровня. Основной состав активного словаря данного
уровня обслуживает бытовую, социально-культурную и культурную
сферы общения.
Содержание коммуникативно-речевой компетенции
Интенции.
Ситуации и темы общения.
При решении определенных коммуникативных задач учащийся
должен уметь вербально реализовать следующие интенции:
—
вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо,
представляться
или
представлять
другого
человека,
здороваться,
прощаться, обращаться к кому- либо, благодарить, извиняться, отвечать на
благодарность и извинения, поздравлять; инициировать, поддерживать,
изменять тему (направление) беседы; привлекать внимание, просить
повторить, переспрашивать, напоминать, завершать беседу;
—
запрашивать и сообщать информацию: задавать вопрос или
сообщать о факте или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии
лица или предмета, о количестве, качестве, принадлежности предметов; о
действии, времени, месте, причине и цели действия или события;
возможности, необходимости, вероятности, невозможности действия;
—
выражать намерение, желание, просьбу (требование),
пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие или несогласие,
отказ, разрешение или запрещение, обещание, неуверенность, сомнение;
—
факту,
выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету,
событию,
поступку;
выражать
удивление, сочувствие, сожаление.
предпочтение,
осуждение,
Учащийся должен уметь ориентироваться и реализовывать свои
основные коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
в административной службе ( в дирекции, в офисе и т. п.); в магазине;
—
на почте;
—
в банке, в пункте обмена валюты; в ресторане, буфете, кафе,
столовой;
в библиотеке;
—
на занятиях;
—
на улицах города, в транспорте; в театре, музее, на
экскурсии;
в поликлинике, у врача, в аптеке;
в ситуации общения по телефону; — в гостинице;
на вокзале, в аэропорту.
Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной
форме в рамках актуальной для данного уровня тематики.
1.
Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, работа, интересы.
2.
Мой друг (знакомый, член семьи).
3.
Семья.
4.
Учеба, работа (место работы, профессия).
5.
Изучение иностранного языка.
6.
Мой рабочий день.
7.
Свободное время, отдых, интересы.
8.
Родной город, столица.
9.
Здоровье.
10.
Погода.
Аудирование
Аудирование монологической речи Учащийся должен уметь: понять
на слух
информацию, содержащуюся в монологическом выказывании:
тему, основную идею, главную
и дополнительную информацию
каждой смысловой части сообщения с достаточной полнотой, глубиной и
точностью. Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы
общения.
Тип предъявляемого текста: сообщение, повествование, описание, а
также тексты смешанного типа. Аутентичные или с минимальной степенью
адаптации
сюжетные
тексты,
построенные
с
учетом
лексикограмматического материала, соответствующего данному уровню.
Объем текста: 600-800 слов. Количество незнакомых слов: 3%. Темп речи:
220-250 слогов в минуту. Количество предъявлений: 1.
Аудирование диалогической речи
Учащийся должен уметь:
понять на слух содержание высказывания собеседника, его,
коммуникативные
намерения.
Тематика
диалога
актуальна
для
социальнокультурной сферы и сферы повседневного общения. Диалоги
составлены на знакомом языковом материале; типы диалогов: диалограсспрос, диалог- сообщение, диалог-побуждение. Объем диалога: 10-12
развернутых реплик. Доля незнакомых слов: 2%. Темп речи: 230-250
слогов в минуту. Количество предъявлений: 11.
Чтение
Учащийся должен уметь:
—
использовать различные стратегии чтения в зависимости от
коммуникативной установки;
—
определять тему текста, понять его основную идею;
количество предъявлений может быть учтено при тестировании;
—
понимать
как
основную,
так
и
дополнительную
информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью
и глубиной;
—
интерпретировать информацию, изложенную в тексте,
выводы и оценки автора. Вид чтения: чтение с общим охватом содержания,
изучающее чтение. Тематика текста актуальна для социально-культурной
сферы общения.
Тип предъявляемого текста: сообщение, повествование, описание, а
также тексты смешанного типа с элементами рассуждения. Аутентичные
тексты
или
с
минимальной
степенью
адаптации
на
лексико-
грамматическом материале, соответствующем данному уровню. Объем
текста: 100-200 слов. Доля незнакомых слов: 5-7%. Время чтения: 30 мин.
Рекомендуемая скорость чтения: 40-50 слов в минуту при изучающем
чтении; 80-100 слов в минуту при чтении с общим охватом содержания.
Письмо
Учащийся должен уметь строить:
—
письменное
монологическое
высказывание
репродуктивно-продуктивного характера на предложенную
тему в соответствии с заданной коммуникативной установкой;
—
письменное
монологическое
высказывание
репродуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного
текста в соответствии с заданной коммуникативной установкой и
изученным
лексико-грамматическим
материалом.
Тематика
текста
актуальна для социально-культурной сферы общения. Тип предъявляемого
текста: повествование, описание, сообщение, а также тексты смешанного
типа с элементами рассуждения. Аутентичные тексты (допустима
минимальная степень адаптации). Объем предъявляемого текста: 600-700
слов. Количество предъявлений: 1. Доля незнакомых слов: 4.
При аудитивной презентации текста для проверки умений в
письменной речи учащихся возможно повторное предъявление наиболее
информативных частей текста аналогично предъявлению материала в
учебной лекции.
Говорение
А. Монологическая речь Учащийся должен уметь:
—
самостоятельно
продуцировать
связные,
логичные
высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно
заданной установкой;
—
строить монологическое высказывание репродуктивного
типа на основе прослушанного или прочитанного текста различной
формально-смысловой структуры и коммуникативной направленности
(повествование, описание, сообщение, а также тексты смешанного типа с
элементами рассуждения);
—
передавать содержание, основную идею прочитанного или
прослушанного текста и выражать собственное отношение к фактам,
событиям, изложенным в тексте, действующим лицам и их поступкам.
Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы общения.
Тип предъявляемого текста: повествование, описание, сообщение, а
также тексты смешанного типа с элементами рассуждения, аутентичные
тексты (допустима минимальная адаптация).
Объем предъявляемого текста: 100-200 слов. Доля незнакомых
слов: 3%. Объем продуцируемого учащимся текста: не менее 25 фраз.
Б. Диалогическая речь. Учащийся должен уметь:
—
понимать
содержание
высказываний
собеседника,
определять его коммуникативные намерения в определенных ситуациях;
—адекватно реагировать на реплики собеседника;
—
инициировать
и
завершать
диалог,
выражать
свое
коммуникативное намерение в достаточно широком наборе речевых
ситуаций, участвовать в следующих типах диалога: диалог-расспрос,
диалог-сообщение, диалог- побуждение. Высказывания учащихся должны
быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка
в рамках изученного лексико-грамматического материала, с учётом
общепринятых социально обусловленных норм речевого этикета.
Содержание языковой компетенции Фонетика. Орфоэпия.
Требования
к
слухопроизносительным
навыкам
и
умениям
Аудирование
Учащийся должен уметь:
—
распознавать на слух фонемный состав слова, место
ударения в словах и тип ритмической структуры, место основного и
побочного ударения в словах, коммуникативный тип предложения,
границу синтагматического членения, место центра и тип ИК в синтагме;
Говорение
Учащийся должен уметь:
—
осуществлять
правильное
звуковое,
ритмическое
и
интонационное оформление высказывания на лексико-грамматическом
материале, функционирующего в сферах повседневного общения,
социальнокультурной
и
учебно-профессиональной,
не
допуская
фонематических ошибок;
—исправлять произносительные ошибки по ходу высказывания.
Чтение
Учащийся должен уметь:
—произносить слитно распространённые синтагмы;
—
читать вслух тексты с незнакомым содержанием и
незнакомой лексикой после предварительного чтения про себя
Письмо
Учащийся должен уметь:
—
записывать со слуха незнакомые слова, предложения,
тексты, содержащие знакомые и незнакомые слова.
Консонантизм и вокализм
Коррекция произношения согласных и гласных с учётом возможных
нарушений фонологической системы русского языка и интерференции со
стороны родного языка учащихся
Ударение и ритмика
Ритмические модели многосложных слов. Ритмические модели
словосочетаний. Основное и побочное ударение в сложных словах
(Газпром). Расположение ударения в аббревиатурах на последнем слоге
СНГ (эс-эн-гэ). Переход ударения в полных и кратких страдательных
причастиях на один слог вперёд по сравнению с инфинитивом (изучить
изученный, изучен). Безударные слова: предлоги из-за, над, под, для.
Слабоударяемые слова: предлоги — благодаря, несмотря на, по мере,
против, между; союзы пока, пока не, хотя, так как, то есть.
Интонация
Использование основных интонационных средств русского языка:
Вариативность интонационного оформления предложений, включающих
перечисление, сопоставление, пояснение, присоединение. Соответствие
пунктуации
и
интонации.
Интонационные
средства
выражения
актуального членения предложения в контексте. Место центра ИК в
разных типах предложений, синтагматическое членение и тип ИК.
Интонационная разметка текста.
Морфология и словообразование
Части речи. Имя существительное Имя существительное:
—
с собирательным значением (молодежь, правительство);
—
с количественным значением (большинство, тысяча);
—
со
значением
действия
(отглагольные)
(управление,
создание, строительство,
учеба).
Падежная
система
существительных.
Падежные
формы
существительных перечисленных выше значений в единственном и
множественном числе. Значение и функции падежей
Словообразование имен существительных
Местоимения
Разряды
(группы)
местоимений:
определительные
(весь),
неопределенноличные (кто-то, кто-нибудь), отрицательные с предлогами
(ни у кого, никакой), значения, формы изменения и употребление
перечисленных выше разрядов местоимений.
Падежные формы местоимений:
—определительные (весь, вся, всё, все);
—
неопределённо-личные (кто-то, что-то, кто-нибудь, что-
нибудь, какой-то, какой-нибудь);
—отрицательные с предлогами (ни с кем, ни о чем ...). Функции
местоимений:
—субъект (Кто-то звонил вам);
—прямой и косвенный объект (Я ни к кому не ходил);
—определение (Он купил какую-то книгу).
Имя прилагательное
Субстантивированные прилагательные: рабочий, столовая, военный,
больной,
раненый.
Сравнительная
и
превосходная
степень
прилагательных. Превосходная степень с суффиксами -айш-, -ейш(труднейший, высочайший). Образование кратких форм прилагательных
на расширенном лексико-грамматическом материале. Управление кратких
прилагательных падежными формами. Функции прилагательных.
Глагол. Употребление глаголов несовершенного и совершенного
вида в простом и сложном предложении в расширенном наборе.
Употребление инфинитива несовершенного и совершенного вида на
расширенном наборе глаголов. Словообразование глаголов с помощью
суффикса.
Обучение чтению должно быть направлено на формирование умений
учащегося:
-
использовать различные стратегии чтения в зависимости от
коммуникативной установки;
-
определить тему текста, понять его основную идею;
-
понять как основную, так и дополнительную информацию,
содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной;
интерпретировать информацию, изложенную в тексте, выводы и
оценки автора. Вид чтения: чтение с общим охватом содержания,
изучающее чтение. Тип текста:
сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного
типа с элементами рассуждения. Тексты аутентичные (допустима
минимальная адаптация) с учетом лексико- грамматического материала
данного уровня. Тематика текста актуальна для социально- культурной
сферы общения. Объем текста: 800-1000 слов. Количество незнакомых
слов: до 5-7%. Скорость чтения: при изучающем чтении — 40-50 слов в
минуту; при чтении с общим охватом содержания — 80-100 слов в минуту.
Обучение говорению направлено на достижение определенных целей
коммуникации в различных сферах общения с учетом социальных и
поведенческих ролей в диалогической и монологической формах речи. При
решении коммуникативных задач в рамках Первого сертификационного
уровня учащийся должен уметь вербально реализовывать не только
простые, но и сложные интенции, которые моделируют собственно
коммуникативный процесс, регулируют поведение и взаимодействие
коммуникантов, выражают их оценочные позиции. При решении
определенных
коммуникативных
задач
иностранец
должен
уметь
вербально реализовать следующие интенции:
вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться
или представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к
кому- либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и
извинения, поздравлять;
Инициировать, поддерживать, изменять тему (направление) беседы;
привлекать внимание, просить повторить, переспрашивать,
-
напоминать, завершать беседу;
запрашивать и сообщать информацию: задавать вопрос или
-
сообщать о факте или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии
лица или предмета, о количестве, качестве, принадлежности предметов; о
действии, времени, месте, причине и цели действия или события;
возможности, необходимости, вероятности, невозможности действия;
выражать намерение, желание, просьбу (требование), пожелание,
совет, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ,
разрешение или запрещение, обещание, неуверенность, сомнение;
выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету,
факту,
событию,
поступку;
выражать
предпочтение,
осуждение,
удивление, чувствие, сожаление.
Школьник-мигрант должен уметь ориентироваться и реализовывать
свои основные коммуникативные намерения в следующих ситуациях
общения:
-
в административной службе (в школе на уроках, в дирекции,
в офисе и тд.
-
в магазине, киоске, кассе;
-
на почте;
-
в банке, в пункте обмена валюты;
-
в ресторане, буфете, кафе, столовой;
-
в библиотеке;
-
на занятиях;
-
на улицах города, в транспорте;
-
в театре, музее, на экскурсии;
-
в поликлинике, у врача, в аптеке;
-
в ситуации общения по телефону;
-
в гостинице;
-
на вокзале, в аэропорту.
Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной
и письменной формах в рамках актуальной для данного уровня тематики:
1.
Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, работа, интересы.
2.
Мой друг (знакомый, член семьи).
3.
Семья.
4.
Учеба, работа (место работы, профессия).
5.
Изучение иностранного языка.
6.
Мой рабочий день.
7.
Свободное время, отдых, интересы.
8.
Родной город, столица.
9.
Здоровье.
10.
Погода.
Обучение монологической речи направлено на выработку навыков
построения
связных,
логичных
высказываний
в
соответствии
с
предложенной темой и коммуникативно- заданной установкой (объем
продуцируемого текста: не менее 15 фраз); построения монологических
высказываний репродуктивного типа на основе прочитанного или
прослушанного текста различной формально- смысловой структуры и
коммуникативной направленности (повествование, описание, сообщение,
а также тексты смешанного типа с элементами рассуждения); передачи
содержания, основной идеи прочитанного или прослушанного текста и
выражения собственного отношение к фактам, событиям, изложенным в
тексте, действующим лицам и их поступкам.
Обучение диалогической речи направлено на выработку навыка
инициирования диалога, выражения своего коммуникативного намерения
в достаточно широком наборе речевых ситуаций, понимания содержания
высказываний собеседника, определять его коммуникативные намерения в
определенных ситуациях.
Обучение аудированию направлено на формирование умений:
понимать
-
на
слух
монологическом высказывании:
информацию
каждой
информацию,
содержащуюся
тему, главную и
смысловой
в
дополнительную
части сообщения с достаточной
полнотой и точностью;
понимать
-
на
слух
основное
содержание
диалога,
коммуникативные намерения его участников.
Обучение письму направлено на формирование умений выстраивать:
письменное монологическое высказывание продуктивного
-
характера н предложенную тему в соответствии с коммуникативной
установкой;
-
письменное монологическое высказывание репродуктивного
характера на основе прочитанного или прослушанного текста в
соответствии с коммуникативно—заданной установкой.
Виды контроля изучения курса «Русский язык как иностранный.
Первый сертификационныи уровень»
Контроль текущей успеваемости осуществляется в течение учебного
года на каждом занятии. На занятиях проверяются:
1.
Умение использовать различные стратегии чтения (чтение с
общим охватом содержания, изучающее чтение, поисковое чтение);
умение адекватно воспринимать содержание текста (ответы на вопросы по
содержанию текста, самостоятельное составление вопросов); умение
вычленять структуру текста (составление планов); умение выделять
главную и дополнительную информацию (выделение ключевых слов в
тексте, написание тезисов по тексту, определение основной темы, идеи и
т.д.);
2.
Умение самостоятельно продуцировать связные, логичные
высказывания монологического и диалогического характера (развернутый
пересказ текста с опорой на план; выражение собственного отношения к
фактам, событиям, изложенным в текстах; выступление с докладами на
заданную тему; беседа на проблемную тему).
3.
Умение и навыки создания письменных текстов (письменное
изложение содержания текста; написание собственного текст на заданную
тему; написание основных типов неофициальных и официальных текстов,
наиболее востребованных в социально- бытовой, социально-культурной и
учебной сферах общения: письмо другу, заявление, объяснительная
записка, жалоба, благодарность).
4.
Умение воспринимать на слух информацию, содержащуюся в
монологическом
и
диалогическом
высказывании
(прослушивание
новостей, просмотр видеосюжетов, фрагментов фильмов с последующим
обсуждением).
5.
Умение
использовать
изученные
грамматические
конструкции, а также новую лексику при составлении устных и
письменных текстов.
Рубежный контроль
умений
и
направлен на
проверку
знаний,
навыков, приобретенных учеником в процессе
освоение программы Первого сертификационного уровня. Задания
оформляются в виде теста, нацеленного на проверку всех видов речевой
деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование), изученной
лексики и грамматики. Итоговый контроль
результатов
по
данной
программе.
обучения
Зачет
направлен на
проверку
учеников, завершивших работу
предлагается
проводить
в
форме
сертификационного теста первого уровня (ТРКИ-1), либо в иной форме,
например, в форме участия в творческом проекте.
3. Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности и форм
организации
Тематические лексико-грамматические блоки курса.
Знакомство
с
лингвистическими
терминами
(имя
существительное, падеж, согласование и т.п.) не выделяется в отдельный
блок занятий, а происходит постепенно в рамках всех занятий. Кроме
того, будут проводиться индивидуальные занятия с отстающими
учениками
—
15-20
минут
индивидуального
чтения
с
комментированием, что понятно, что не понятно, о чем текст (читать
сказки, серию «Настя и Никита» и др.)
Виды учебной
деятельности
Приветствие и
Знакомство с алфавитом и Составление диалогов для
знакомство. Я в классе. ПИСЬМОМ.
закрепления изученного
Пишем по- русски.
материала, групповые
Личные местоимения в
игры, самостоятельное
Здравствуйте!/Привет!
И.п., В.п., Д.п. (Меня зовут.
Как тебя зовут? Что тебе
прописывание
нравится? Откуда ты? Что у .. Мне нравится... У меня
буквосочетаний, диктант.
тебя есть?
есть...) Р.п.: R из России.
Лексические темы
Грамматические темы
Формы организации
Общая игра-знакомство с
использованием речевых
клише «по цепочке»; игралото с речевыми клише
фронтально;
индивидуальная работа с
прописями, парная работа
с диалогами
Время года. 4 сезона.
Погода. Месяцы и дни
недели.
Наречия-прилагательные
(без введения терминов
названий частей речи) —
отличие в констуркциях
«Сегодня
Вчера/сегодня/завтра
холодно»/»Сегодня
холодная погода». Также
отличия
Какая сегодня (вчера была) «зима- 3 ИМОЙ Н.
погода? Тебе холодно?
Закрепление конструкций
Кому нравится лето?
«Мне нравится. ..»
Сейчас октябрь?
Вопросно-ответное
фронтальное введение
материала с
иллюстрациями,
записывание, повторение,
проговаривание
Игра «Времена года» детей делят на четыре
группы, выдают картинку
их времени года, затем
учитель или помощники из
числа детей показывают
маленькие картинки и
команды
распределяют — это
зима/весна. . . команды
собирают свои картинки.
Мой дом. Моя семья,
родственники. Цвета и
мебель. Антонимы.
ЭТО ЭТО* ЭТО МОЙ
ДОМ. ЧЬЯ
ЭТО кровать?
Согласование
существительных и
прилагательных в И.п.
Определение рода и числа
существительного по
окончанию (он, она, оно,
они вместо терминов м.р.,
cp.p. ..)
В конце блока введение
притяжательных
местоимений и их
Аудирование и
Изучение цветов
проговаривание, с особым
фронтально по карточкам,
вниманием на цвета,
тренировка
которые чаще путают —
запоминания названий
зелёный, жёлтый, синий,
цветов через маленькие
голубой. Продолжение
карточки в парах. Работа с
фронтального и парного
раскрасками
знакомства с предметами.
«под диктовку» учителя.
Чтение и обсуждение
согласование с родом
В комнате есть синие
существительного (всё в
шторы. .
И.п.)
.(дети раскрашивают
шторы синим) Кто это? Это
наш брат.
мини-истории «Сегодня
До этого изучение названий
очень холодно, идёт дождь. предметов через игру
Сейчас осень. Ветер и
«Умные карточки» - дети в
плохая погода. ..» Работа с парах собирают слова из
карточками «Антонимы» в слогов опираясь на
вопросноответной форме.
фоновую складывающуся
картинку предмета, а также
фронтально с записыванием
через конструкцию «Это
стол
— Нет, это не стол, это
диван». . .
Здоровье. Части тела. Врач Прошедшее и настоящее
время глаголов на
материале
Как ты себя чувствуешь? У «болеет — болел»
Различия глаголов «болит
него болит голова. Ты вчера
(горло) и болеет (друг)»
Полезные/вредные
болела?
продукты
Подписывание частей тела
на иллюстрации, диалоги в
парах с использованием
изученных клише, чтение и
обсуждение мини- истории
«Это Вова,
сегодня он не в школе,он
дома.У него. ..»
Подвижная игра на
внимание
— это волосы, это ноги,
это живот... учитель
показывает неправильно,
путает детей, они должны
показать правильно.
Животный мир. Дикие и
Введение предложного падежа Развитие метапредметного
домашние звери, птицы, рыбы, с ответом на вопрос «где?»: Это навка классификации— схема
насекомые. Зоопарк.
Вы были в зоопарке? Слон —
это домашнее животное?
Какой пудель? Пудель
кудрявый.
лев, где он живёт? Верблюды
«Дикие/Домашние животные»
живут в России? А в
и «Животное- Описание».
Узбекистане?
Закрепление темы согласования
по роду и числу (каждый раз
четкое проговаривание и
наглядно показывать, от чего
зависит окончание
прилагательного или
местоимения— от окончания
существительного
«он/она/оно/они»)
Игра «Лото» с животными,
закрепление конструкции «У
меня есть. ..» Мультфильм
«Учим русский со
Смешариками.
Общее обсуждение животных и Животные» и заполнение
работа с четвероетишиями
схем по ходу просмотра
(найти из общего набора
мультика. Общее
нужное и прочитать его,
обсуждение.
обсуждаем—1 беру
книжечку «День рождения
собаки».
Растительный мир.
Дикие
Закрепление Пр.падежа,
растения/Комнатные.
его различными значениями;
Что где растёт?
срывать, выращивать,
посадить.. . Систематизировать
и закрепить окончания
глаголов в лицах и числах в
настоящем времени; глаголы 1
и 2 спряжения.
Елаголы движения.
Совершенный и
несовершенный вид
глаголов (завершенность
незавершенность/многократн
ость однократность)
Различение «направо/справа»
Город. Я на
улице. Я живу
на улице...
Еде находится спортивный
центр? Идите направо. ..
Что есть справа?
введение глагола «расти» - с
Чтение вслух: по цепочке и по Аппликация, просмотр
ролям, драматизация в группе, мультфильма с обсуждением,
индивидуальная работа с
детская поэзия — чтение
аппликациями.
вслух.
Инсценировка сказки «Репка»
Составление маршрута по карте Игра «Навигатор» (ведущий
города,
управляет игроками, говорит,
надписывание объектов.
куда им идти, чтобы дойти до
Составление сводной
цели)
схемы глаголов движения,
различение пешего или
Выставка плакатов с планом
транспортного передвижения и города/родного города в своей
практика этих глаголов в
стране
диалогах
Просмотр мультфильма с
обсуждением
ой день. В школе и дома.
Во сколько ты.. .? Сколько
сейчас времени? Когда ты
будешь. ..?
Указание времени в русском
языке, различение «9 часов —
в 9 часов» Обсуждение
вопросов, связанных с темой
(Во сколько? Через сколько?
Раньше/потом?)
Игра «Домино» - учащиеся
Работа по цепочке —
Игра «Интервью» - участники
называние времени на
ходят группой по аудитории, у
распечатанных
каждого есть свой циферблат,
циферблатах, составление
записывают друг друга на
диалогов в парах.
определенное «время
работаю в малых группах,
встречи». Затем ведущий
получают разрезанные
Игра «Приглашение» -
карточки домино:
учащимся выдаются карточки назначил друг другу встречу
справа начало предложения,
с описанием события
на это время, встают рядом и
слева указание времени.
(концерт, выставка. . .).
обсуждают заданный ведущим
Собирают
Партнеры приглашают друг
вопрос.
совместно домино. (Дом был
друга.
объявляет время, и те, кто
построен.. .200 лет назад)
Мои друзья. Портрет. Характер. Числительные количественные Учащиеся на небольших
Игра «Анкета» - у каждого
для указания возраста
бумажках составляют
участника есть анкета с
Сколько тебе лет?
Введение темы согласования
задания друг для друга,
вопросами о возрасте любимой
Как выглядит твой друг?
формы
сбрасывают в общую коробку, игрушки, сестры, собаки,
Какой характер у твоей
существительного с
затем по очереди достают и
подруги?
числительным (21 год, 22 года, ВЫПОЛ НЯЮТ
ограниченное время опросить
25 лет)
как можно больше коллег и
родного города. .. Задача за
внести их ответы в свой лист.
Питание. Я за столом.
Продукты, блюда, напитки,
вкусно/невкусно/солёно/
Работа с карточками, запись и Игра с мячом «Съедобноеповторение
несъедобное», составление
Что ты будешь? Это
солёное/сладкое. . .? Что ты
умеешь готовить?
Что ты не любишь есть? Что
ты хочешь приготовить
горько/сладко/кисл—
антонимы.
..
Глаголы СВ и HCB —
клише, в парах диалоги на
основе картинки
меню для
ресторана/кафе/столовой
Работа с карточками —
повторение видовых различий продукты, блюда (углубление
Игра «ТВ-шоу Рецепты» и введение глаголов на тему
темы)
каждый выбирает себе
«питания»
распечатку с рецептом,
сегодня?
Запись и проговаривание
делаем продукты из картона и
подготавливает «видео»
передачи про готовку (можно
стоять в рамке игрушечного
телевизора)
Ролевая игра «Торговый
клише, работа с
центр» - раздаются разные
грамматическим
карточки магазинов,
материалом, упражнения на
банковских карт, денег,
изменение окончаний
продавцынаполянют вои лавки
Творительный падеж— чем ты
ешь? Чего резать?
Магазин. Я в магазине.
Винительный
падеж
Сколько стоит. . .? Можно
существительных
мне, пожалуйста,
и прилагательных
товаром, покупатели ходят и
Сочетание числительных с
покупают
существительными
история?
(продолжение темы — теперь с
рублями)
Введение основных понятий
Подстановка терминов в
предметной лексики —
тексты, объяснить термины,
названия предметов, чем
рассказть о любимом п
занимаются те или иные науки,
редмет—е
основные термины с
МОЖНО ГОТОВИТЬСЯ В
объяснением
малых группах и
Город. Транспорт.
Предлог «на» + транспортное
Школа. Я на уроке.
Школьная жизнь.
Что такое прямая?
Чем занимается наука
Можно инсценировать урок!
Подскажите, на чём доехать
«глаголы движения» - ехать,
рассказать на всю группу
Рисование маршрута теперь с Ролевая игра в парах —
покупка билета (выдать
комментариями по поводу
карточки с информацией о
транспорта; чтение текста по поездке)
до. ..?
лететь, плыть. ..
теме и
средство; продолжение темы
На какой автобус мне надо
обсуждение
сесть?
Мой дом. Где я живу. Моя
квартира.
Предлоги «в, на, под. . .» с
падежами
Чтение с обсуждением,
Я бы советовала взять в этой
теме персонажей, о которых
На каком этаже?
Это двухкомнатная квартира.
презентация по
Лексика: названия частей
фотграфии/картинке,
рассказ/сочинение «Дом
будем говорить, на случай что
моей меты/какой дом я
захочет рассказывать о своей
хочу»
квартире
зданий Отработка вопросов
«где» и «куда»? с падежами
Мои друзья. Играем вместе.
Детская площадка.
С кем тебе нравится гулять?
Отработка
Творительного падежа
(с кем?)
кто—то из детей не
Как правильно называть адрес
Выполнение грамматических Просмотр мультфильма с
упражнений
обсуждением
Мой дом. Я жду гостей.
Угощение, уборка.
Во сколько придут? Сколько
пирогов надо приготовить?
Новая мексика, местоимение
«свой»
Заострение внимания на
будущем времени
Сочетание числительных с
Составить вопросы к рассказу Чтение рассказа с обсуждением
— скинуть в
общую банку — и затем
отвечать на них
Составление списка покупок и
списка дел
существительными (пять
человек, два торта. ..)
Спорт. Виды спорта.
Инвентарь. Тренировки
Заниматься чем?
Интересоваться чем?
Чтение с обсуждением,
«рисуночный диктант» семантизация трудной лексики
учитель рассказывает, дети
зарисовывают; диктант на
Заниматься на?
стенах— один из пары ходит к
диктанту, который висит в
другом конце кабинета,
Музыка.
Музыкальные
инструменты. Какие
бывают мелодии
напоминает одно предложение,
возвращается и диктует. ..
Чтение с обсуждением,
Творческие задания —
семантизация трудной лексики совместное слушание музыки
«Эмоции»
и обсуждение свих
впечатлений и ощущений,
Диктант на спинах — один из
пары рисует пальцем по спине элементы арт-терапии
буквы, второй
(нарисуйте мелодию)
записывает в тетрадь
Что мы чувствуем, когда
слышим эту мелодию?
Творительный падеж— кем я
хочу быть?
Совместить профессии и
деятельность
Составление своего текста
Мои друзья. Кем мы хотим
быть. Профессии.
Рефлексия по курсу, завершение
Календарно-тематическое планирование
тема
Приветствие и знакомство. Я в классе. Пишем по—
русски.
Время года. 4 сезона. Погода. Месяцы и дни недели.
Мой дом. Моя семья, родственники. Цвета и мебель.
Мой дом. Моя семья, родственники. Цвета и мебель.
Здоровье. Части тела. Врач
Здоровье. Части тела. Врач
Животный мир. Дикие и домашние звери, птицы, рыбы,
насекомые.
Животный мир. Дикие и домашние звери, птицы, рыбы,
насекомые.
Растительный мир. Дикие растения/Комнатные.
Растительный мир. Дикие растения/Комнатные.
Количество часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Город. Я на улице.
Город. Я на улице.
Мой день. В школе и дома.
Мой день. В школе и дома.
Мои друзья. Портрет. Характер.
Мои друзья. Портрет. Характер.
Питание. Я за столом.
Питание. Я за столом.
Магазин. Я в магазине.
Магазин. Я в магазине.
Город. Транспорт.
Город. Транспорт.
Мой дом. Где я живу. Моя квартира.
Мой дом. Где я живу. Моя квартира.
Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка.
Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка.
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии.
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии.
Спорт. Виды спорта. Инвентарь. Тренировки
Спорт. Виды спорта. Инвентарь. Тренировки
Музыка. Музыкальные инструменты. Какие бывают
мелодии
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь.
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь.
Рефлексия по курсу, завершение
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2