Управление образования администрации Верхнесалдинского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 РАССМОТРЕНО УТВ^РЖДЕНО на педагогическом совете прик^ромдиректора Протокол №1 от 26.08.2024 С.В .Патрушевой 24 Дополнител общеобразовательная общеразвивающая программа Веселые нотки Возраст обучающихся - 11 - 15 лет Срок реализации программы - 1 год Численность обучающихся в группе - 12-25 человек Количество часов в год -68 часа Количество часов в курсе - 68 Направленность: художественная Педагог, реализующий программу: Горелкина Анастасия Михайловна Верхняя Салда 2024 Пояснительная записка Рабочая программа детского объединения Весёлые нотки составлена в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.12г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерац^и и на основании Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам , утвержденнымприказом Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 г., на основании Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование). Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия внеурочной деятельностью. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства. Данная программа направлена на достижение следующей цели: -создание условий для включения детей в музыкально - творческую деятельность через исполнение детских песен, песен из мультфильмов и музыкальных сказок, русских народных песен и прибауток. Задачи: -формировать основы вокальной и сценической культуры; -содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения; -развивать творческую активность и самостоятельность детей; -воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру. Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются: -Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека, его чувств и мыслей. -Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских и национальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии. -Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений. -Формирование у обучающихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях города, района и др. Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации. Занятия в кружке Весёлые нотки групповые. Группа включает в себя 12- 25 человек. Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 7 до 11лет. Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю (1 класс - 33 часа, 2,3,4 классы - 34 часа в год). Формы организации вокально-хоровой деятельности: -музыкальные занятия; - занятия - концерт; - репетиции; - творческие отчеты. Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания. Используемые методы и приемы обучения: -наглядно - слуховой (аудиозаписи) -наглядно - зрительный (видеозаписи) -словесный (рассказ, беседа, художественное слово) -практический (показ приемов исполнения, импровизация) -частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ) -методические игры Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности: -сольное и хоровое пение; -слушание различных интерпретаций исполнения; -пластическое интонирование; -элементов импровизации; -движения под музыку; -элементы театрализации. Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественнопедагогические принципы обучения: -духовность; -личностное ориентирование; -образность; -интерес и увлечённость; -связь с жизнью; -креативность; -эмоциональное насыщение; -вариативность и свобода выбора. -системность, доступность содержания занятий для всех желающих. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Результаты освоения программы вокально-хорового кружка К концу 1 года курса обучения учащиеся научатся: Первый уровень: -знать основы вокально - хоровых навыков; -знать правила пения; -знать средства музыкальной выразительности. Второй уровень: -уметь применять правила пения на практике; -уметь петь чисто ансамблем в унисон; Третий уровень: -уметь применять правила пения на практике; -уметь петь чисто ансамблем в унисон; -уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; -уметь сценически оформлять концертный номер. К концу 2 года курса обучения учащиеся научатся: Первый уровень: -знать основы вокально - хоровых навыков; -- знать виды дыхания; -знать музыкальные штрихи; -знать средства музыкальной выразительности. Второй уровень: -уметь применять правила пения на практике; -уметь петь чисто ансамблем в унисон; -уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; -уметь сценически оформлять концертный номер. Третий уровень: -уметь применять правила пения на практике; -уметь петь чисто ансамблем в унисон; -уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром; -уметь сценически оформлять концертный номер; -уметь практически применять полученные знания в концертной деятельности. К концу 3 года курса обучения учащиеся научатся: Первый уровень: -принцип успешности; принцип творческого развития; -принцип гармонического воспитания личности. Второй уровень: -формирование осознанного восприятия музыкального произведения; -иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня; -знать приемы работы над песней; -иметь представления о средствах создания сценического имиджа; -уметь соблюдать певческую установку. Третий уровень: -самостоятельно создавать образ исполняемой песни; -уметь петь сольно и в ансамбле; -видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам; -самостоятельно создавать образ исполняемой песни К концу 4 года курса обучения учащиеся научатся: Первый уровень: -принцип успешности; принцип творческого развития; -принцип гармонического воспитания личности. Второй уровень: -формирование осознанного восприятия музыкального произведения; -иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня; -знать приемы работы над песней; -иметь представления о средствах создания сценического имиджа; -уметь соблюдать певческую установку. Третий уровень: -самостоятельно создавать образ исполняемой песни; -уметь петь сольно и в ансамбле; -видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам; -самостоятельно создавать образ исполняемой песни У школьников обогащается эмоционально — духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются: -овладение практическими умениями и навыками вокального творчества. Метапредметными результатами являются: -овладение способами решения поискового и творческого характера; -культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности; -приобретение опыта в вокально - творческой деятельности. Личностными результатами занятий являются: -формирование эстетических потребностей, ценностей; -развитие эстетических чувств и художественного вкуса; -развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства. Способы отслеживания результатов освоения программы Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты). Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления. Содержание программы 1 год обучения. Тема 1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Цели и задачи творческого объединения. Правила поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практическая часть: Вводная диагностика / прослушивание детских голосов/. Музыкальноритмические игры. Тема 2. В мире загадочных звуков . Беседа о музыке как виде искусства. Понятие о музыкальном произведении. Музыкальнослуховые впечатления. Детские шумовые инструменты. Музыкальные и шумовые звуки. Звуки высокие и низкие. Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Музыкально-дидактические игры. Проведение опытов извлечения звуков из различных предметов. Игра на шумовых инструментах. Игры Угадай, чей голосок, Фабрика звуков. Высокие и низкие, Эхо. Тема 3. Музыка голоса, или пение. Голос, как человеческий музыкальный инструмент. Строение голосового аппарата. Сольное пение и его особенности. Хоровое пение и его особенности. Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ муз. фрагментов. Муз. дидактические игры на развитие музыкального слуха, вокальнохоровых навыков '"Веселые ребята", Пой за мной. Тема 4. Музыкальная палитра Средства музыкальной выразительности: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, мелодия. Дыхательная гимнастика. Понятия: оркестр, дирижер, композитор, исполнитель. Практическая работа. Упражнения на развитие тембра, темпа, интонирования, мелодичности исполнения. Дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений текущего репертуара и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Работа со словарем эмоциональных терминов. Игра на детских шумовых инструментах. Игры: Угадай инструмент, Дирижер, Дирижер и хор, Я - исполнитель. Тема 5. Музыка вокруг нас Концерт. Сцена. Популярные артисты эстрады. Правила поведения и культура поведения на сцене и в общественных местах. Практическая работа. Экскурсии, посещение концертов, театров. 6. Первые выступления Основы сценической культуры. Элементарные навыки концертных выступлений. Эмоциональное состояние в исполнительской деятельности, передача содержания музыкальных произведений чрез выразительное исполнение. Микрофон и его свойства. Практическая работа. Основные приёмы работы с микрофонами. Концертные выступления. Конкурсы. Фестивали. Тематическое планирование работы детского творческого объединения Веселые нотки 1 год обучения. № Название темы Общее количество В том числе часов Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 - 2 В мире загадочных звуков 6 3 3 3 Музыка голоса, или пение 9 3 6 4 Музыкальная палитра Ю 4 6 5 Мир вокруг нас 3 6 Первые выступления 4 - 4 Итого: 33 11 22 3 Содержание программы 2 год обучения. Тема 1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Цели и задачи творческого объединения. Правила поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности. Практическая часть: Вводная диагностика / прослушивание детских голосов/. Музыкальноритмические игры. Тема 2. Музыкально-теоретическая подготовка. Музыка как вид искусства. Понятие о музыкальном произведении. Композиторская деятельность. Музыкально-слуховые впечатления. Детские шумовые инструменты. Звуки высокие и низкие. Практическая работа. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Музыкальнодидактические игры. Основы музыкальной грамоты. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Развитие чувства ритма. Знакомство с творчеством композиторов. Тема 3. Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Фонопедическая работа. Пение учебно-тренировочного материала. Приемы исполнения а,сарре11а. Индивидуальная вокальная работа. Плясовые народные песни. Дикция. Работа по звуковедению. Голос, как человеческий музыкальный инструмент. Строение голосового аппарата. Сольное пение и его особенности. Хоровое пение и его особенности. Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ муз. фрагментов. Муз. дидактические игры на развитие музыкального слуха, вокальнохоровых навыков. Тема 4. Музыкальная палитра Средства музыкальной выразительности: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, мелодия. Дыхательная гимнастика. Понятия: оркестр, дирижер, композитор, исполнитель. Практическая работа. Упражнения на развитие тембра, темпа, интонирования, мелодичности исполнения. Дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений текущего репертуара и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Работа со словарем эмоциональных терминов. Тема 5. Музыка вокруг нас Концерт. Сцена. Популярные артисты эстрады. Правила поведения и культура поведения на сцене и в общественных местах. Практическая работа. Экскурсии, посещение концертов, театров. Тема 6. Концертно-нсполннтельская деятельность Основы сценической культуры. Элементарные навыки концертных выступлений. Эмоциональное состояние в исполнительской деятельности, передача содержания музыкальных произведений чрез выразительное исполнение. Микрофон и его свойства. Практическая работа. Основные приёмы работы с микрофонами. Концертные выступления. Конкурсы. Фестивали. Тематическое планирование работы детского творческого объединения Веселые нотки 2 год обучения. Название темы Общее количество В том числе часов Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 - 2 Музыкально-теоретическая 6 3 3 подготовка. 3 Музыка голоса, или пение 10 4 6 4 Музыкальная палитра 10 4 6 5 Мир вокруг нас 3 6 Концертно-исполнительская 4 " 4 34 12 22 3 деятельность Итого: Содержание программы 3-4 год обучения. Вводное занятие Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями. Вокально-хоровая работа Знакомство , с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие унисон и упражнения, направленные на его выработку. Типы звуковедения: 1еа1;о и поп 1еа1о. Понятие кантиленного пения. Пение з!асса^о.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Тренировка легочной ткани, диафрагмы (дыхательный мускул), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: Ладошки, Погончики, Маленький маятник, Кошечка, Насос, Обними плечи, Большой маятник. Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака. Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. Развитие навыков уверенного пения. Знакомство с музыкально-выразительными средствами: •мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.); •ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.); •пауза (долгая, короткая); •акцент (лёгкий, сильный); •гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.); •интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.); •лад (мажорный, минорный, переменный); •темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.); •динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко); •регистр (высокий, средний, низкий); •тембр (различная окраска звука - светлая, тёмная, звонкая и др.). Работа над репертуаром Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни. Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. План концертной деятельности составляется на год как с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы, так и с учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях. Отчетный концерт - это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год. Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов. Тематическое планирование работы детского творческого объединения Веселые нотки 3 год обучения. № п/п Общее Разделы. В том числе количество Теория часов Практика 1 Вводное занятие. Диагностика детских 1 1 9 3 6 10 4 6 10 4 6 1 3 13 21 голосов. Правила гигиены певческого голоса. 2 Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, пауза, акцент) 3 Работа над репертуаром (любимые песни, песни из муз. сказок, песни осени, песни о друзьях, животных, о родном доме, о России, о цирке, песни 8 Марта, песни Победы). 4 Сценическая культура (сценическое движение, сценический образ). Коцертно 5 - исполнительская! 4 деятельность (репетиции, концерты). |з< Тематическое планирование работы детского творческого объединения Веселые нотки 4 год обучения. № п/п Общее В том числе количество Разделы. Теория Практика часов 1 Вводное занятие. Диагностика детских 1 1 9 3 6 10 2 8 голосов. Правила гигиены певческого голоса. 2 Вокально-хоровая работа. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, лад, темп, динамика, регистр, тембр, пауза, акцент) 3 Работа над репертуаром (любимые песни, песни из муз. сказок, песни осени, песни о друзьях, животных, о родном доме, о России, о цирке, песни 8 Марта, песни Победы). 4 Сценическая культура (сценическое 10 3 7 4 1 3 34 10 24 движение, сценический образ). 5 Коцертно - исполнительская деятельность (репетиции, концерты). Учебно-методическое и материально-технического обеспечения курса. Для успешной реализации данной Программы необходимо материально-техническое обеспечение: 1.Звукоизолированное помещение - музыкальный зал; 2.Материально-техническое оснащение (ТСО): фортепиано, музыкальный центр, компьютер, мультимедийное оборудование, микрофоны, СО-диски; 3.Наличие музыкальной литературы для педагога: методическая, учебная, познавательная; 4.Наличие наглядно-дидактического обеспечения: портреты композиторов, иллюстрации, музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные инструменты; 5.Соблюдение техники безопасности; 6.Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста. Список литературы для педагога 1.Д.Сорокотягин. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения. Учебное пособие. Ростов-на- Дону: Феникс. 2009 2.Л. Золина. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва: Глобус 2009 3.О.П.Камозина. Неправильная музыкальная литература. История музыки. Ростов-на- Дону: Феникс. 2013 4.Алексеева Л. Н. Музыка родной природы: Музыкально-живописный альбом для учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. - М. : Просвещение, 2001. 5.Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература по искусству. 6.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство Лань; Издательство Планета музыки, 2007. 7.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.