ДОП Веселые нотки 2024-2025

Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3

РАССМОТРЕНО

УТВ^РЖДЕНО

на педагогическом совете

прик^ромдиректора

Протокол №1
от 26.08.2024

С.В .Патрушевой

24

Дополнител
общеобразовательная общеразвивающая
программа
Веселые нотки
Возраст обучающихся - 11 - 15 лет
Срок реализации программы - 1 год
Численность обучающихся в группе - 12-25 человек
Количество часов в год -68 часа
Количество часов в курсе - 68
Направленность: художественная

Педагог, реализующий программу:
Горелкина Анастасия Михайловна

Верхняя Салда

2024

Пояснительная записка
Рабочая программа детского объединения

Весёлые нотки составлена в соответствии с

Федеральным Законом от 29.12.12г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерац^и и
на основании

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным

общеобразовательным

программам

,

утвержденнымприказом

Министерства просвещения Российской Федерации № 629 от 27 июля 2022 г., на основании
Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование).
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить
себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни,
но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к
основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение

красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и
способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические
знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества

формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться
только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия

внеурочной деятельностью. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается
интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится

исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует
знания во многих областях музыкального искусства.

Данная программа направлена на достижение следующей цели:
-создание условий для включения детей в музыкально - творческую деятельность через
исполнение детских песен, песен из мультфильмов и музыкальных сказок, русских народных
песен и прибауток.

Задачи:
-формировать основы вокальной и сценической культуры;
-содействовать развитию навыков сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность и самостоятельность детей;
-воспитывать эстетический вкус, исполнительскую культуру.

Основными ценностными ориентирами содержания предмета являются:
-Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе освоения

содержания музыкальных произведений как опыта обобщения и осмысления жизни человека,
его чувств и мыслей.

-Формирование музыкальной картины мира во взаимодействии народного и
профессионального творчества, композиторских и национальных стилей, музыкальных

произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
-Воспитание потребности школьников в музыкальном творчестве как форме самовыражения

на основе импровизации и исполнительской интерпретации музыкальных произведений.

-Формирование у обучающихся умения решать музыкально-творческие задачи не только на
уроке, но и во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах
класса, школы, культурных событиях города, района и др.

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных
выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную
зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.

Занятия в кружке Весёлые нотки групповые. Группа включает в себя 12- 25 человек.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 7 до 11лет. Занятия проводятся по
1 часу 1 раз в неделю (1 класс - 33 часа, 2,3,4 классы - 34 часа в год).
Формы организации вокально-хоровой деятельности:
-музыкальные занятия; - занятия - концерт; - репетиции; - творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает
взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку,
предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового
воспитания.

Используемые методы и приемы обучения:
-наглядно - слуховой (аудиозаписи)
-наглядно - зрительный (видеозаписи)
-словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
-практический (показ приемов исполнения, импровизация)
-частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ)
-методические игры

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с
психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку
предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать

свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
-сольное и хоровое пение;

-слушание различных интерпретаций исполнения;
-пластическое интонирование;
-элементов импровизации;
-движения под музыку;
-элементы театрализации.

Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественнопедагогические принципы обучения:
-духовность;
-личностное ориентирование;

-образность;

-интерес и увлечённость;
-связь с жизнью;
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные
линии.

Результаты освоения программы вокально-хорового кружка
К концу 1 года курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень:
-знать основы вокально - хоровых навыков;
-знать правила пения;
-знать средства музыкальной выразительности.

Второй уровень:
-уметь применять правила пения на практике;
-уметь петь чисто ансамблем в унисон;

Третий уровень:
-уметь применять правила пения на практике;
-уметь петь чисто ансамблем в унисон;

-уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
-уметь сценически оформлять концертный номер.
К концу 2 года курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень:
-знать основы вокально - хоровых навыков;
-- знать виды дыхания;
-знать музыкальные штрихи;
-знать средства музыкальной выразительности.

Второй уровень:
-уметь применять правила пения на практике;
-уметь петь чисто ансамблем в унисон;

-уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
-уметь сценически оформлять концертный номер.
Третий уровень:
-уметь применять правила пения на практике;

-уметь петь чисто ансамблем в унисон;
-уметь применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

-уметь сценически оформлять концертный номер;
-уметь практически применять полученные знания в концертной деятельности.

К концу 3 года курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень:
-принцип успешности;

принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.

Второй уровень:
-формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
-знать приемы работы над песней;
-иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.

Третий уровень:
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни

К концу 4 года курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень:
-принцип успешности;

принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.

Второй уровень:
-формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;

-знать приемы работы над песней;
-иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.

Третий уровень:

-самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни
У школьников обогащается эмоционально — духовная сфера, формируются ценностные
ориентации,

умение

решать

художественно - творческие

задачи;

воспитывается

художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление,
стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных

проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и
эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о
мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение
способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе вокального кружка являются:
-овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
Метапредметными результатами являются:
-овладение способами решения поискового и творческого характера;
-культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;
-приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:

-формирование эстетических потребностей, ценностей;
-развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
-развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.

Способы отслеживания результатов освоения программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в
полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов
наблюдения и опроса.

Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.

Содержание программы
1 год обучения.
Тема 1. Вводное занятие.

Введение в образовательную программу. Цели и задачи творческого объединения. Правила
поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть: Вводная диагностика / прослушивание детских голосов/. Музыкальноритмические игры.

Тема 2. В мире загадочных звуков .
Беседа о музыке как виде искусства. Понятие о музыкальном произведении. Музыкальнослуховые впечатления. Детские шумовые инструменты. Музыкальные и шумовые звуки.
Звуки высокие и низкие.
Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная
гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ
музыкальных фрагментов. Музыкально-дидактические игры. Проведение опытов извлечения

звуков из различных предметов. Игра на шумовых инструментах. Игры Угадай, чей
голосок, Фабрика звуков. Высокие и низкие, Эхо.
Тема 3. Музыка голоса, или пение.
Голос, как человеческий музыкальный инструмент. Строение голосового аппарата. Сольное
пение и его особенности. Хоровое пение и его особенности.
Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная
гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ
муз. фрагментов. Муз. дидактические игры на развитие музыкального слуха, вокальнохоровых навыков '"Веселые ребята", Пой за мной.

Тема 4. Музыкальная палитра
Средства музыкальной выразительности: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, мелодия.
Дыхательная гимнастика. Понятия: оркестр, дирижер, композитор, исполнитель.
Практическая работа. Упражнения на развитие тембра, темпа, интонирования, мелодичности
исполнения. Дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений текущего

репертуара и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Работа со
словарем эмоциональных терминов. Игра на детских шумовых инструментах. Игры: Угадай
инструмент, Дирижер, Дирижер и хор, Я - исполнитель.

Тема 5. Музыка вокруг нас
Концерт. Сцена. Популярные артисты эстрады. Правила поведения и культура поведения на
сцене и в общественных местах.
Практическая работа. Экскурсии, посещение концертов, театров.

6. Первые выступления
Основы сценической культуры. Элементарные навыки концертных выступлений.
Эмоциональное

состояние

в

исполнительской деятельности,

передача содержания

музыкальных произведений чрез выразительное исполнение. Микрофон и его свойства.

Практическая работа. Основные приёмы работы с микрофонами. Концертные выступления.
Конкурсы. Фестивали.

Тематическое планирование работы детского творческого объединения
Веселые нотки 1 год обучения.

№

Название темы

Общее количество

В том числе

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

В мире загадочных звуков

6

3

3

3

Музыка голоса, или пение

9

3

6

4

Музыкальная палитра

Ю

4

6

5

Мир вокруг нас

3

6

Первые выступления

4

-

4

Итого:

33

11

22

3

Содержание программы
2 год обучения.
Тема 1. Вводное занятие.

Введение в образовательную программу. Цели и задачи творческого объединения. Правила
поведения на занятиях. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть: Вводная диагностика / прослушивание детских голосов/. Музыкальноритмические игры.
Тема 2. Музыкально-теоретическая подготовка.
Музыка как вид искусства. Понятие о музыкальном произведении. Композиторская
деятельность. Музыкально-слуховые впечатления. Детские шумовые инструменты. Звуки
высокие и низкие.
Практическая работа. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Музыкальнодидактические игры. Основы музыкальной грамоты. Развитие музыкального слуха,
музыкальной памяти. Развитие чувства ритма. Знакомство с творчеством композиторов.
Тема 3. Вокально-хоровая работа.
Вокально-хоровая

работа:

артикуляционные

упражнения,

дыхательная

гимнастика,

распевания, исполнение произведений и работа над ними. Фонопедическая работа. Пение
учебно-тренировочного материала. Приемы исполнения а,сарре11а. Индивидуальная вокальная
работа. Плясовые народные песни. Дикция. Работа по звуковедению. Голос, как человеческий
музыкальный инструмент. Строение голосового аппарата. Сольное пение и его особенности.
Хоровое пение и его особенности.
Практическая работа. Вокально-хоровая работа: артикуляционные упражнения, дыхательная
гимнастика, распевания, исполнение произведений и работа над ними. Слушание и анализ
муз. фрагментов. Муз. дидактические игры на развитие музыкального слуха, вокальнохоровых навыков.

Тема 4. Музыкальная палитра
Средства музыкальной выразительности: тембр, динамика, регистр, темп, интонация, мелодия.
Дыхательная гимнастика. Понятия: оркестр, дирижер, композитор, исполнитель.
Практическая работа. Упражнения на развитие тембра, темпа, интонирования, мелодичности
исполнения. Дыхательная гимнастика, распевания, исполнение произведений текущего

репертуара и работа над ними. Слушание и анализ музыкальных фрагментов. Работа со
словарем эмоциональных терминов.

Тема 5. Музыка вокруг нас
Концерт. Сцена. Популярные артисты эстрады. Правила поведения и культура поведения на
сцене и в общественных местах.
Практическая работа. Экскурсии, посещение концертов, театров.
Тема 6. Концертно-нсполннтельская деятельность

Основы сценической культуры. Элементарные навыки концертных выступлений.
Эмоциональное состояние в исполнительской деятельности, передача содержания
музыкальных произведений чрез выразительное исполнение. Микрофон и его свойства.

Практическая работа. Основные приёмы работы с микрофонами. Концертные выступления.
Конкурсы. Фестивали.

Тематическое планирование работы детского творческого объединения
Веселые нотки 2 год обучения.

Название темы

Общее количество

В том числе

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Музыкально-теоретическая

6

3

3

подготовка.

3

Музыка голоса, или пение

10

4

6

4

Музыкальная палитра

10

4

6

5

Мир вокруг нас

3

6

Концертно-исполнительская

4

"

4

34

12

22

3

деятельность

Итого:

Содержание программы
3-4 год обучения.
Вводное занятие
Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными

обучающихся. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы
коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о
правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Вокально-хоровая работа
Знакомство , с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка,
звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными
средствами.

Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование
голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи
воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие унисон и упражнения, направленные
на его выработку.
Типы звуковедения:

1еа1;о и поп

1еа1о. Понятие кантиленного пения. Пение

з!асса^о.Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой
контроль звукообразования.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и

задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого
дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Упражнения на дыхание по методике А.Н.
Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы (дыхательный мускул), мышц гортани и
носоглотки. Упражнения:

Ладошки,

Погончики,

Маленький маятник,

Кошечка,

Насос, Обними плечи, Большой маятник.
Дикция и артикуляция.
Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на
активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. Скороговорок, упражнения
по системе В.В.Емельянова. Твердая и мягкая атака.
Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука,
ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание
песни. Использование а капелла.
Развитие навыков уверенного пения.
Знакомство с музыкально-выразительными средствами:

•мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
•ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
•пауза (долгая, короткая);

•акцент (лёгкий, сильный);
•гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
•интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая,

грозная, тревожная и др.);
•лад (мажорный, минорный, переменный);
•темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
•динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);

•регистр (высокий, средний, низкий);
•тембр (различная окраска звука - светлая, тёмная, звонкая и др.).

Работа над репертуаром
Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание
движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа
песни.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение
муз. материала с танцевальными движениями.

Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу
коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. План концертной
деятельности составляется на год как с учётом традиционных праздников, важнейших

событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы, так и с
учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным
репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

Отчетный концерт - это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают
все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над ритмическим,
динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с
воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на
сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

Тематическое планирование работы детского творческого объединения
Веселые нотки 3 год обучения.

№
п/п

Общее
Разделы.

В том числе

количество

Теория
часов

Практика

1

Вводное занятие. Диагностика детских

1

1

9

3

6

10

4

6

10

4

6

1

3

13

21

голосов. Правила гигиены певческого
голоса.

2

Вокально-хоровая работа. Знакомство
с

основными

вокально-хоровыми

навыками пения (певческая установка,
звукообразование, дыхание, дикция и

артикуляция, ансамбль) и средствами
музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, лад,
темп, динамика,

регистр, тембр,

пауза, акцент)

3

Работа над репертуаром (любимые
песни, песни из муз. сказок, песни
осени, песни о друзьях, животных, о
родном доме, о России, о цирке, песни

8 Марта, песни Победы).

4

Сценическая культура (сценическое
движение, сценический образ).

Коцертно

5

-

исполнительская! 4

деятельность (репетиции, концерты).

|з<

Тематическое планирование работы детского творческого объединения

Веселые нотки 4 год обучения.

№
п/п

Общее

В том числе

количество

Разделы.

Теория

Практика

часов

1

Вводное занятие. Диагностика детских

1

1

9

3

6

10

2

8

голосов. Правила гигиены певческого
голоса.

2

Вокально-хоровая работа. Знакомство
с

основными

вокально-хоровыми

навыками пения (певческая установка,
звукообразование, дыхание, дикция и

артикуляция, ансамбль) и средствами
музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, лад,
темп, динамика,

регистр, тембр,

пауза, акцент)

3

Работа над репертуаром (любимые
песни, песни из муз. сказок, песни

осени, песни о друзьях, животных, о
родном доме, о России, о цирке, песни

8 Марта, песни Победы).

4

Сценическая культура (сценическое

10

3

7

4

1

3

34

10

24

движение, сценический образ).

5

Коцертно

-

исполнительская

деятельность (репетиции, концерты).

Учебно-методическое и материально-технического обеспечения курса.

Для успешной реализации данной Программы необходимо материально-техническое
обеспечение:
1.Звукоизолированное помещение - музыкальный зал;

2.Материально-техническое оснащение (ТСО): фортепиано, музыкальный центр,
компьютер, мультимедийное оборудование, микрофоны, СО-диски;
3.Наличие

музыкальной

литературы для

педагога:

методическая,

учебная,

познавательная;
4.Наличие

наглядно-дидактического

обеспечения:

портреты

композиторов,

иллюстрации, музыкально-дидактические игры и пособия, детские музыкальные

инструменты;
5.Соблюдение техники безопасности;
6.Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького
артиста.

Список литературы для педагога
1.Д.Сорокотягин. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения. Учебное
пособие. Ростов-на- Дону: Феникс. 2009
2.Л. Золина. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы.

Методическое пособие с электронным приложением. Москва: Глобус 2009
3.О.П.Камозина. Неправильная музыкальная литература. История музыки. Ростов-на-

Дону: Феникс. 2013
4.Алексеева Л. Н. Музыка родной природы: Музыкально-живописный альбом для
учащихся начальных классов / Л. Н. Алексеева. - М. : Просвещение, 2001.
5.Сборники песен и хоров, книги о музыке и музыкантах, научно-популярная литература
по искусству.
6.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.:

Издательство Лань; Издательство Планета музыки, 2007.
7.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О.

Исаева - М.: АСТ; Астрель, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».