МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
(МБОУ «СОШ № 3»)
РАССМОТРЕНО
Руководитель школьного
методического
объединения учителей
начальных классов
___________________
Л.А.Никулина
Протокол № 6 от 10.06.2024
г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
_________________
И.П.Комельских
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «СОШ №
3»
________________
С.В.Патрушева
Приказ № 66 от 20.06.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур и
светской этики.
Модуль: «Светская этика»
предметной области
«Основы религиозных культур и
светской этики»
начальное общее образование
(1-4 классы)
(вариант 7.1)
г. Верхняя Салда
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее –
ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому
учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели
обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания
каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и
метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от
изучаемого модуля.
Культурологическая
направленность
предмета
способствует
развитию
у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских
традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной
реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в
истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета
ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнера по деятельности, принимать ее,
согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные
вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход,
основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного
взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются
психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес
к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи
подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально
реагировать
на
окружающую
действительность,
остро
реагировать
как
на
доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление
несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к
пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к
собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной
стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением
нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих
образцы нравственно ценного поведения.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП НОО (вариант 7.1), создаются
следующие специальные условия обучения, воспитания и развития:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических
процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности,
пониженного общего тонуса);
комплексное
сопровождение,
направленное
на
компенсацию
дефицитов
эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной
деятельности и поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом" предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов,
приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и
компенсации индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных групп обучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации; постоянный
(пошаговый)
сформированности
мониторинг
социальной
результативности
компетенции
образования
обучающихся,
и
уровня
и
динамики
психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности
обучающегося с
ЗПР, продолжающегося до
достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм
поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование
способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию
возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь
взрослого;
обеспечение
взаимодействия
семьи
и
образовательной
организации
(сотрудничество с родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи
для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных
ценностей).
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных
традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
•
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных
культур
и
светской
этики
по
выбору
родителей
(законных
представителей);
•
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
•
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи;
•
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разно
мировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации ОРКСЭ – культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений
о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях
человека и гражданина в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4
классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во
что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило
нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность.
Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески,
церковное
пение,
прикладное
искусство),
православный
календарь.
Праздники.
Христианская семья и её ценности.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит
быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы
морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет.
Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь
и
уважение
к
Отечеству.
многоконфессионального народа России.
Патриотизм
многонационального
и
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в
4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
•
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
•
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
•
понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
•
понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
•
осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию
или не исповедовать никакой религии;
•
строить
своё
общение,
совместную
деятельность
на
основе
правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать
другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к
атеизму;
•
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
•
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;
•
понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорбляющих других людей;
•
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
•
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности,
поиска оптимальных средств их достижения;
•
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять и находить
наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие
коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
•
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных
ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
•
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;
•
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного
построения
речевых
высказываний
в
соответствии
с
задачами
коммуникации;
•
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную,
умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
•
совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.
Универсальные
учебные
действия
Познавательные УУД:
•
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
•
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
•
применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;
•
признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
•
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
•
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчеркивать ее
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
•
использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
•
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в
разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях
контролируемого входа);
•
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках,
с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
•
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных
притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа
и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики,
речевого этикета;
•
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с
учётом особенностей участников общения;
•
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных
учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
•
проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность
в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях;
контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия,
предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их
предупреждения;
•
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
•
анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);
•
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять
нравственные
нормы
поведения;
осуждать
проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
•
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
•
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания
к своей работе, объективно их оценивать;
•
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
•
готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному
материалу
с
иллюстративным
материалом
и
видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных
и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского
общества
как
источника
и
основы
духовного
развития,
нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и
деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом,
спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей
и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала;
объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской
традиции;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
•
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый
Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число
Таинств,
смысл
Таинств
Крещения,
Причастия,
Венчания,
Исповеди),
монашестве и монастырях в православной традиции;
•
рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с
мирянами и священнослужителями;
•
рассказывать о православных праздниках (не менее трех, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери,
братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных
ценностей;
•
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами ее смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об
иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять
роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры
и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе
(храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности,
поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и много религиозного
(приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы
светской этики» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных
и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского
общества
как
источника
и
основы
духовного
развития,
нравственного совершенствования;
•
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей,
основанных
на
российских
традиционных
духовных
ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в
России;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской
этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и
достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие,
милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в
российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
•
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные
нормы и нормы этикета, приводить примеры;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский
патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков,
исторического и культурного наследия и особенностей народов России,
российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого
человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
•
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа,
общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные,
семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и
традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных
традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
•
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и
женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и
воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о
нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков);
российских традиционных семейных ценностей;
•
распознавать российскую государственную символику, символику своего
региона,
объяснять
её
значение;
выражать
уважение
российской
государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав
людей, сограждан;
•
рассказывать
о
трудовой
морали,
деятельности,
предпринимательства
нравственных
в
России;
традициях
выражать
трудовой
нравственную
ориентацию на
трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
•
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных
и природных достопримечательностях своего региона;
•
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах
образцов
нравственности,
российской
гражданственности
и
патриотизма в истории России;
•
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исторического и культурного наследия народов России, российского общества в
своей местности, регионе, оформлению и представлению ее результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и много религиозного
(приводить
примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Наименование разделов и тем
программы
Россия — наша Родина
Этика и её значение в жизни
человека. Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы,
принципы
Государство и мораль гражданина.
Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской
гражданской этики
Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа
и человек
Праздники как одна из форм
исторической памяти
Семейные ценности. Этика семейных
отношений
Трудовая мораль. Нравственные
традиции предпринимательства
Что значит быть нравственным в
наше время. Методы нравственного
самосовершенствования
Этикет
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
1
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://school-collection.edu
8
2
http://school-collection.edu
1
1
https://rosuchebnik.ru/product/osnovysvetskoy-etiki-4-5-klassy-uchebnik424208/
8
2
2
1
https://rosuchebnik.ru/product/osnovysvetskoy-etiki-4-5-klassy-uchebnik424208/
1
3
6
1
2
1
2
1
https://rosuchebnik.ru/product/osnovysvetskoy-etiki-4-5-klassy-uchebnik424208/
России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
9
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Наименование
разделов и тем
учебного предмета
1 Россия – наша
Родина
№
п/п
2 Этика и её значение
в жизни человека.
Нормы морали.
Нравственные
ценности, идеалы,
принципы
Количество
часов
Программное
содержание
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
1
Россия –
многонациональное
государство. Культурные
традиции. Культурное
многообразие России.
Народы и религии
в России
Использовать ключевые понятия учебной темы в
устной и письменной речи, применять их
при анализе и оценке явлений и фактов
действительности.
Рассказывать о роли культурных традиций
в жизни народов России, о значении культурных
традиций в жизни человека, семьи, народа,
общества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения.
Приводить примеры единения народов России
(например, праздники)
8
Этика в отношениях
людей в обществе.
Добро и зло как
основные категории
этики.
Культура и религия.
Нормы морали.
«Золотое правило
этики». Нравственные
ценности, идеалы,
принципы в культуре
Использовать основные понятия темы в устной и
письменной речи, рассматривать иллюстративный
материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Составлять небольшой текст-рассуждение на темы
добра и зла, моральных ценностей, идеалов.
Высказывать суждения оценочного характера о
значении нравственности в жизни человека,
семьи, народа, общества, государства.
Рассуждать о возможности и необходимости
соблюдения нравственных норм в жизни
народов России
3 Государство и
мораль гражданина.
Основной Закон
(Конституция)
в государстве как
источник
российской
гражданской этики
1
Нравственный долг и
ответственность
человека в обществе.
Мораль в культуре
народов России.
Государство и мораль
гражданина. Основной
Закон (Конституция)
в России как источник
общепринятых норм
гражданкой этики
в российском обществе
человека, общества, раскрывать понимание
«золотого правила этики».
Размышлять и рассуждать на морально-этические
темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Читать и понимать учебный текст, объяснять
значение слов (терминов и понятий) с опорой
на текст учебника.
Выражать понимание нравственного долга и
ответственности человека в российском
обществе, государстве.
Рассказывать о российской гражданской
этике как общепринятых в российском
обществе нормах морали, отношений
и поведения людей, основанных
на конституционных правах, свободах,
обязанностях человека.
Раскрывать основное содержание норм российской
гражданской этики (справедливость,
ответственность, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, уважение к
старшим, к труду, свобода совести, свобода
вероисповедания, забота о природе, историческом
и культурном наследии и др.).
Использовать систему условных обозначений
при выполнении заданий. Проверять себя и
самостоятельно оценивать свои достижения
4 Образцы
нравственности
в культуре
Отечества, народов
России. Природа
и человек
8
Образцы нравственности
в культуре Отечества,
народов России.
Справедливость, дружба,
труд, помощь
нуждающимся, служение
своему народу, России.
Народные сказки,
пословицы, поговорки
о нравственности.
Отношение к природе
как нравственная
категория
Рассуждать о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни в обществе.
Рассуждать о нравственных нормах на примерах
образцов поведения людей, исторических
и литературных героев, защитников Отечества в
истории России и современности.
Рассуждать о возможности и необходимости
бережного отношения к природе и личной
ответственности за это каждого человека.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему
«Образцы нравственного поведения в культуре
Отечества».
Использовать знания, полученные на уроках
по литературному чтению и окружающему миру,
для осмысления примеров нравственного
поведения людей в истории и культуре
Отечества.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
5 Праздники как
одна из форм
исторической
памяти
2
6 Семейные
ценности.
Этика
семейных
отношений
1
Объяснять значение праздников как одной
из форм исторической памяти народа, общества,
их значение для укрепления единства народа,
общества. Рассказывать о российских праздниках
(государственные, народные, религиозные,
семейные), День народного единства, День
защитников Отечества и др., о праздниках в своём
регионе, местности проживания.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов, участвовать в
беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Семья как ценность.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с
Семейные ценности
опорой на учебный текст.
в России. Этика
Раскрывать основное содержание
семейных отношений.
понимания семьи, отношений в семье на основе
Традиционные семейные взаимной любви и уважения, любовь и забота
ценности народов России родителей о детях; любовь и забота детей о
нуждающихся в помощи родителях; уважение
старших.
Рассказывать о семейных традициях народов
России, приводить примеры.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
Народные,
государственные
праздники в России.
Нравственное
значение праздника,
значение праздников
для укрепления
единства народа,
сохранения
исторической памяти
достижения
7 Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимате
льства
3
Труд как ценность.
Уважение труда,
трудящихся людей в
культуре народов
России.
Нравственные традиции
предпринимательства
в
России,
благотворительность
8 Что значит быть
нравственным
в наше время.
Методы
нравственного
самосовершенс
тво- вания
6
Нравственность
общества и
нравственность
личности, человека.
Нравственные
требования в наше
время. Воспитание
нравственной культуры
в обществе и
самовоспитание
человека. Нравственный
выбор. Нравственное
самосовершенствова
ние
Анализировать прочитанное с точки зрения
полученных ранее знаний.
Рассказывать о трудовой морали, нравственных
традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России, приводить примеры.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с
опорой на учебный текст.
Высказывать суждения оценочного характера
о трудолюбии, честном труде, об уважении
к труду, к трудящимся людям, результатам труда
(своего и других людей).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Выражать своими словами понятия урока.
Приводить примеры нравственных поступков,
оценивать поступки свои и других людей.
Соотносить нравственные нормы с анализом
личного опыта поведения.
Составлять небольшой текст-рассуждение на тему
«Образцы нравственного поведения людей в
современной жизни».
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
9 Этикет
2
Понятие этикета. Этика
и этикет в отношениях к
старшим, учителям,
в коллективе, дома и
в школе, в разных
жизненных
ситуациях. Речевой
этикет
10 Любовь и уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального народа
России
2
Служение человека
обществу, Родине,
Отечеству в культуре
народов России.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России
Размышлять и рассуждать на темы правил
поведения в обществе.
Различать нравственные нормы и правила этикета,
приводить примеры.
Объяснять взаимосвязь этики и этикета,
целесообразность правил этикета.
Рассказывать о правилах этикета в разных
жизненных ситуациях, приводить примеры,
использовать народные пословицы и поговорки.
Обосновывать необходимость соблюдения правил
этикета в разных ситуациях.
Осуществлять поиск необходимой информации
для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения
речевых высказываний в соответствии
с коммуникативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
Закреплять и систематизировать представления о
российской светской этике, духовнонравственной культуре многонационального
народа России, их значении в жизни человека,
семьи, российского общества.
Сопоставлять понятия «патриотизм»,
«Отечество», «многонациональный народ
России», «служение», соотносить определения
с понятиями, делать выводы. Использовать
основные понятия темы в устной и письменной
речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои
достижения
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема урока
Этика-наука о
нравственной жизни
человека.
Добрым жить на белом
свете веселей
Правила общения для всех
От добрых правил-добрые
поступки
Каждый интересен
Премудрости этикета
Красота этикета
Школьные и домашние
правила этикета
Чистый ручеек нашей речи
В развитие добрых чувств
–творение души
Природа волшебные двери
к добру и доверию
Чувство Родины
Предками данная мудрость
народная
Чтобы быть коллективом
Коллектив начинается с
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
https://rosuchebnik.ru/product/osnovysvetskoy-etiki-4-5-klassy-uchebnik424208/
1
1
1
1
https://rosuchebnik.ru/product/osnovysvetskoy-etiki-4-5-klassy-uchebnik424208/
1
1
1
1
0.5
0.5
0.5
1
1
1
0.5
https://rosuchebnik.ru/product/osnovysvetskoy-etiki-4-5-klassy-uchebnik424208/
1
1
1
1
1
1
16
17
18
19
20
21
22
меня
Мой класс-мои друзья
Ежели душевны вы и к
этике не глухи
Жизнь свещенна
Человек рожден для добра
О милосердии
Жить во благо себе и
другим
Государство и мораль
гражданина
1
1
1
1
1
1
1
1
https://rosuchebnik.ru/product/osnovysvetskoy-etiki-4-5-klassy-uchebnik424208/
23
Достойно жить среди
людей
1
24
25
Уметь понять и простить
Простая этика поступков
1
1
1
26
Общение и источники
преодоления обид
1
0.5
27
28
29
30
31
32
Нравственные традиции
предпринимательства
Праздники как одна из
форм исторической памяти
Действия с приставкой
«со_»
С чего начинается Родина
В тебе рождается патриот
и гражданин
Человек –чело века
https://rosuchebnik.ru/product/osnovysvetskoy-etiki-4-5-klassy-uchebnik424208/
1
1
0.5
1
0.5
1
1
1
https://rosuchebnik.ru/product/osnovysvetskoy-etiki-4-5-klassy-uchebnik424208/
33
Слово обращенное к тебе
34
Итоговый опрос
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1
1
34
0.5
1
0
9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/Шемшурин
А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д., АО
«Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А. И. Шемшурина
"Основы светской этики")
Для учителя:
1. Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». А.И.
Шемшурина. 4 класс, 2022 г.
2. А.И. Шемшурина, Основы светской этики. 4 класс: тетрадь – М.: Просвещение,2022 г.
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение,
2014г.
4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных
культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для
общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и
др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2015г.
5. Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и
светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5
классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2015г.
6. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику А. И.
Шемшурина "Основы светской этики").
7. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы
мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А.
Ярлыкапов).
Для обучающихся:
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики». А.И. Шемшурина, 4 класс,
2018г.
1. А.И. Шемшурина, Основы светской этики. 4 класс: тетрадь- М.: Просвещение, 2019г.
2. Карточки для учащихся.
3. Энциклопедическая и справочная литература.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронная версия учебника: https://pdf.11klasov.net/14148-osnovy-svetskoj-jetiki-4klassshemshurina.html Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.:
Просвещение, 2023
https://rosuchebnik.ru/material/osnovy-svetskoy-etiki-4-klass-metodicheskoe-posobie/
- http://kuraev.ru/index.php?option=com_content task=view id=217
Материалы сайта Сообщества педагогов по курсу "Основы религиозных культур и светской
этики"
Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа:
http://www.school-collection.edu.ru
Журнал «Наука и образование» www.edu.rin.ru
Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных
образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» http://www.art.september.ru
Методический центр.- Режим доступа: http://numi.ru/register.php
МОиН РФ. Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы. –
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы.
Электронная версия учебника: https://pdf.11klasov.net/14148-osnovy-svetskoj-jetiki-4klassshemshurina.html Основы светской этики. Электронное пособие к учебному
пособию. – М.: Просвещение, 2023 https://rosuchebnik.ru/material/osnovy-svetskoy-etiki4-klassmetodicheskoe-posobie/
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content task=view id=217
Материалы сайта Сообщества педагогов по курсу "Основы религиозных культур и светской
этики"