Материки, океаны, народы и страны.5 - 6 класс (1)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Материки, океаны, народы и страны»
для обучающихся 5-6 классов

г. Верхняя Салда, 2025
2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы И. И.
Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин "География. Начальный курс". Дрофа. 2016 г.
Рассчитан на 5-6 класс 1 час в неделю.
Программа учебного курса по географии формирует не только базовые знания и
умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в
становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание
основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора
формирования качеств личности ее социализации.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с
разными источниками информации, произойдет усиление практической направленности
материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых в повседневной жизни
человека.
Главная цель курса - сформировать у учащихся умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических
процессов и явлений. Вовлекать обучающихся в активную практическую и
исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических
объектов.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно или под руководством учителя, определил
основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и
неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей
планеты.
Данный курс по географии в 5 - 6 классе продолжает формировать различные виды
учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое
чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям,
доказывать и защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической
науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным
источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать,
моделировать - одно из важнейших требований ФГОС. Курс позволяет организовать
наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром,
явлениями природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные
признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними, определяют
возможность использования результатов в деятельности.
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть
направлено на решение следующих задач обучения:

знакомство с географией, формирование интереса к предмету;

формирование умений внимательно смотреть на
окружающий мир,
понимать язык живой природы;

активизировать познавательную деятельность школьников;

повысить
информационную
и
коммуникативную
компетентность
обучающихся в области изучения географических объектов;

формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и
применять знания по истории формирования названий физической карты мира,
политической карты мира и карты России;

развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в
группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса;

курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний
представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.
3

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Личностные:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном
уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических
знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной
картины мира:
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в
географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на
формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель УД;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный
результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а так же искать
их самостоятельно;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических
умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.)
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- формировать и развивать посредством географических знаний познавательные
интересы, интеллектуальные и творческие результаты;
-уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство, факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Предметные УУД:
- объяснять, для чего изучают географию;

4

- использовать различные источники географической информации;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и
путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики»,
«полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли;
- строить простые планы местности;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной
сети на карте и глобусе;
- работать с компасом;
- называть и показывать на карте основные географические объекты;
- наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
- объяснять особенности строения рельефа суши и дна океана;
- описывать погоду своей местности;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных
программ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Как люди открывали Землю
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя
Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки.
Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление
географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних
арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.
Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового
света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф.
Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи
Великих географических открытий.
Географические открытия XVII—XIX вв. Поиски Южной Земли — открытие
Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая
русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П.
Лазарева — открытие Антарктиды).
Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли.
Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени.
Земля во Вселенной
Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры
Земли, их географические следствия.
Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия
движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего
равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение
солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и
полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
Природа Земли
Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса,
О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы.
Движение земной коры.
Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли
и огнедышащих гор.
5

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка.
Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Используя карту полушарий и карту океанов в атласе, составьте описание океанов
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления
в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:

чтение и анализ исторических, географических и политических карт;

анализ и синтез статистических материалов;

составление карт и комментариев к ним;

создание простейших моделей географических приборов;

определение расстояний, построение маршрутов на карте с использованием
современных девайсов;

составление таблиц;

выдвижение гипотез, определение своего местонахождения по внешним
признаком с использование яндекс-карт и google maps;

участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;

интерпретация результатов исследований;

подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных
источников информации, в том числе исторических и географических карт,
литературных источников, материалов периодической печати, информационных
ресурсов интернет.
Тематическое планирование
5 класс
№
тема
часы
1
Как люди открывали Землю
11
2
Земля во Вселенной
2
3
Природа Земли
20
4
Обобщение курса
1
6 класс
№
тема
часы
1
Введение
1
2
Материки - чудо Земли
13
3
Планета Вода
12
4
Драгоценная оболочка
5
5
Человек и природа
2
6
Обобщение курса
1

6

Поурочное планирование
5 класс
№
п\
п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Дата
План

Раздел, тема урока
Факт
Как люди открывали Землю (11 ч)
Введение. Окружающий мир
Науки о природе
География – наука об окружающем
мире
Географические открытия древности.
Путешествия египтян
Географические открытия древности.
Путешествия греков
Географические открытия древности.
Путешествия азиатов
Средневековья для европейца

Кол-во
часов

Примеча
ния

1
1
1
1
1
1
1

Важнейшие
географические
открытия. Другие страницы
Важнейшие
географические
открытия. Другие страницы
Открытия
русских
путешественников. Открытие севера
Открытия
русских
путешественников. Америка наша?
Земля во Вселенной (2 ч)
Уникальная планета - Земля
Современные исследования космоса.
Природа Земли (20 ч)
Самые интересные
особенности
Земли
Внутреннее строение Земли –
плоская ли Земля?
Мир камней
Мир камней

1

Мир камней
Особенности движения Земли.
Землетрясения. Самые-самые
Вулканы – кто они?
Что скрывает океан. Подводные
вулканы
Что такое материк? Большой остров?
Остров
–
это…
Особенности
островов
Загадка исчезновения острова КингКонга. Исчезающие острова
Насколько
быстра
пустыня?

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
7

27
28
29
30
31
32
33
34

Распространение пустынь по Земле
Как удержать песок? Возможности
стабилизации пустыни.
Равнина с камушками. Холмистые
равнины
Равнина – тарелка. Ровные равнины.
Изгибы Земли. Плато, нагорья,
плоскогорья
Уральские горы – кто они?
Вершина мира. Эверест.
Загадки мира.
Обобщение программы за 5 класс

1
1
1
1
1
1
1
1

8

№
п\
п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

6 класс
Раздел, тема урока

Дата
План

Факт
Введение. Окружающий мир
Материки - чудо Земли (13 часов)
Путешествие по материкам. Чудесная
Австралия – страна попугаев
Путешествие по материкам. Чудесная
Австралия – страна пустынь
Путешествие по материкам. Чудесная
Африка - Конго
Путешествие по материкам. Чудесная
Африка – страна мультиков
Путешествие по материкам. Южная
Америка – страна чудовищ.
Путешествие по материкам. Южная
Америка – страна ошибок.
Путешествие по материкам.
Антарктида – страна рек
Путешествие по материкам. Северная
Америка – страна медведей
Путешествие по материкам. Северная
Америка – страна заповедников
Путешествие по материкам. Евразия
– страна вальса
Путешествие по материкам. Евразия
– страна королей
Путешествие по материкам. Евразия
– страна легенд
Путешествие по материкам. Древние
цивилизации человечества
Планета Вода (12 часов)
Вода на Земле. Появление
Океан – сердце планеты
Тихий океан – загадка
Индийский
океан
–
любовь
человечества
Атлантический океан – страна
атлантов
Северный Ледовитый океан – страна
льдов и легенд
Эффект «Земля Санникова»
Южный океан – нужен ли он?
Реки – вены мира
Здоровье рек
Озера – глаза планеты
Чудо озера Чад
Драгоценная оболочка (5 часов)
Ветер
–
движение
воздуха.
Стабильный ветер (бриз, муссон)

Кол-во
часов

Примеча
ния

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

28
29
30
31
32
33
34

Мороз везде разный
Явления в атмосфере.
Беспокойная атмосфера.
Погода стабильна
Человек и природа (2 часа)
Происхождение человека.
Как человек изменил Землю
Обобщение пройденного материала

1
1
1
1
1
1
1

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».