Практикум по русскому языку ,9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕРХНЕСАЛДИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
(МБОУ "СОШ №3")

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель
методического
объединения учителей
русского языка и
литературы

Заместитель директора по
УВР

Директор МБОУ «СОШ №
3»

________________________ ________________________
Пидоря Т.А.

С.В.Патрушева
Приказ от 29.08.2025 № 97/3

________________________
Ю.С.Тарагара
Протокол № 1 от 29.08.2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Практикум по русскому языку»
для обучающихся 9 класса

г Верхняя Салда, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Практикум
правовых документов :

по русскому языку» для 9 класса составлена на основе

нормативно -

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
Программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе ФГОС с учетом ООП ООО МБОУ СОШ № 3 с
использованием авторской программы по русскому языку //Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык.
5-9 классы. (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский – М.: Просвещение, 2014.
учебный план МБОУ СОШ№3 г. Верхняя Салда на 2020-2021 учебный год.

Цель курса: создать условия для овладения русским языком как средством общения, подготовить учащихся к итоговой
аттестации (устному собеседованию и обязательному экзамену в форме ОГЭ).
Задачи курса:
- создать условия для овладения нормами литературного языка в письменной и устной форме;
- создать условия для формирования умений и навыков вдумчивого, осмысленного чтения, интерпретации текста,
- совершенствовать речевую практику учащихся;
- совершенствовать навык работы с тестами.
Общая характеристика учебного курса
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он
отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в форме устного собеседования и в форме ОГЭ и
намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и
совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к
итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения
нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев
правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих

сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и
пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Умение отстать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной
манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая
способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы,
эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и
позиции.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами,
реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ с учетом федерального
компонента государственного стандарта среднего общего образования и закрепленными в учебном плане образовательного
учреждения. На программу изучения элективного курса в 9 классе выделяется из компонента образовательного учреждения 1
час в неделю. Всего отводится 34 часов, начиная с первого полугодия.

1.Планируемые результаты освоения учебного курса









Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей
роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск
информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в
результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность
действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык
как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа
языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного
выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого
поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.












Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве
межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного
языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при
получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной
информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и
жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой,
периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных
носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой
функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации
общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя
при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного
русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике
письма основных правил орфографии и пунктуации;
 способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми
средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
 осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового
оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и
речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь
устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический,
морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его
содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов художественной литературы.

2.Содержание учебного курса
Раздел 1. Устное собеседование по русскому языку
Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются:
1. Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
2. Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
3. Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
4. Совершенствовать культуру устной речи.
1. Чтение текста вслух (4 часа)
Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания (4 часа)
Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической
точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.
3. Монологическое высказывание (5 часов)
Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение
грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой
ситуации.
4. Диалог (2 часа)
Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых,
грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с
грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы
речевого этикета.
5.Контроль знаний (2 часа)
Раздел 2. Сжатое изложение

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного
стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста,
позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой
текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет
неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик
точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в
определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 3. Задания с кратким открытым ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-8). Задания проверяют
глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения
школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые
явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми
нормами.
Раздел 4. Сочинение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (9.1, 9.2, 9.3), из которых ученик должен
выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить
собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется
умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение
необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

3.Тематическое планирование
Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
Раздел 1. Устное собеседование по русскому языку

1. Чтение текста вслух (4 часа)

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

2. Пересказ текста с включением приведённого
высказывания (4 часа)

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных
микротем исходного текста с соблюдением фактологической
точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст.
Применение способов цитирования.

3. Монологическое высказывание (5 часов)

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в
условиях
множественного
выбора,
а
также
владение
грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10
фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.

4. Диалог (2 часа)

Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий
речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических,
орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация
своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами,
использование необходимого словарного запаса, правильное
употребление формулы речевого этикета.

5.Контроль знаний (2 часа)
Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по
Раздел 2. Сжатое изложение
(4 часа, из них 1 час - практическая работа)
русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения
Практическая работа. Отработка навыков написания заданий. Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом

сжатого изложения (1 час)

ОГЭ. Работа с текстом, границы микротем исходного текста,
определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со
структурными особенностями сжатого изложения. Знакомство и
отработка основных приёмов компрессии исходного текста.
Создание собственного текста изложения, оценивание работы.
Работа с тестом, заполнение бланков

Раздел 3. Задания с кратким открытым ответом 7
часов, из них 1 час - практическая работа)
Практическая работа. Отработка навыков работы с
тестами. (1 час)
Раздел 4. Сочинение (6 часов, из них 1 час - Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую
практическая работа)
тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор
аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание
Практическая работа. Отработка навыков написания
сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие.
сочинения-рассуждения. (1 час)
Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по
тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту.
Написание сочинения-рассуждения по тексту.

3. Календарно-тематическое планирование
№

Содержание учебного материала

Раздел 1. Устное собеседование по русскому языку

Количество
часов
17

2

Чтение текста вслух (4 часа)
Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий
Основные правила выразительного чтения текста

1
1

3

Интонационное соответствие пунктуационному оформлению текста.

1

4

Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче текста. Контроль.

1

5

1

6

Пересказ текста с включением приведённого высказывания (4 часа)
Способы запоминания текста.
Способы цитирования текста

7

Уместное, логичное включение цитаты в текст.

1

8

Пересказ текста с включением цитаты. Контроль.

1

9
10

Монологическое высказывание ( 5 часов)
Культура ведения монолога. Тип речи повествование.
Культура ведения монолога. Тип речи описание.

1
1

11

Культура ведения монолога. Тип речи рассуждение.

1

12
13

Грамматические нормы.
Речевые нормы. Орфоэпические нормы.

1
1

14

Диалог (2 часа)
Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения
диалога.
Понятие о внимательном молчании. Законы риторики диалога.

1

1

15

1

1

16- Контроль знаний (2 часа)
17 Тренировочное итоговое собеседование по русскому языку
Раздел 2. Сжатое изложение
18 Знакомство с тестом в формате ОГЭ. Комментарий заданий
19 Структура задания 1. Способы сжатия текста
20 Способы сжатия текста
21 Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения
Раздел 3. Задания с кратким открытым ответом
22 Тестовые задания. Фонетика и графика.
23 Лексика и фразеология.
24 Орфография.
25 Синтаксис и пунктуация.
26 Синтаксис и пунктуация.
27 Синтаксис и пунктуация.
28 Практическая работа. Отработка навыков работы с тестами.
Раздел 4. Сочинение
29 Задание 9. Структура сочинения-рассуждения.
30 Строим тезис.
31 Приводим аргументы.
32 Пишем заключение.
33 Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
34 Работа с вариантом ОГЭ.

2
4
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».