Быть грамотным модно

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Быть – грамотным модно»
для обучающихся 9 класса

г Верхняя Салда, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..............................................3
Актуальность и назначение программы .............................3
Варианты реализации программы и формы проведения
занятий ....................................................................................4
Взаимосвязь с программой воспитания ..............................4
Особенности работы педагогов по программе ...................5
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ...........................................................6
Введение. ...............................................................................6
Содержание курса .................................................................7
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.........................................8
Личностные результаты ........................................................8
Метапредметные результаты ................................................9
Предметные результаты ......................................................14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .................................17
9 класс ...................................................................................17
ПРИЛОЖЕНИЕ .......................................................................29
Краткие рекомендации по оценке результатов
внеурочной деятельности по формированию
функциональной грамотности ............................................29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в
современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра
стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а
для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать
факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать
информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО)
и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования читательской грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных
и предметных планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания
школьного образования спектром компонентов читательской грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Быть грамотным модно» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к
читательской грамотности.
Основной целью курса является формирование грамотной личности,
ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»1.
Курс создает условия для формирования грамотности школьников в
деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится на основе работы с текстом по следую1

Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под
ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35.

щим компетенциям: поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
использование информации из текста и т.п.

ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Программа реализуется в работе с обучающимися 9 классов.
Программа курса рассчитана на 1 год с проведением занятий 1 раз в
неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы,
которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных
практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить
зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний,
переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других
людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и
социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки читательской грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/),
электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/), а также разрабатываемые методические
материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать
работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и
групповую работу.

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ
ВОСПИТАНИЯ
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы,
семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и
красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий
по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим
вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание цен-

ностей научного познания, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует
осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному
развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную
в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие
используемых педагогом форм работы.
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ВВЕДЕНИЕ
Содержание курса внеурочной деятельности «Быть грамотным –
модно!» основано на понятии читательской грамотности, поэтому далее
рассмотрим его подробнее.
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2.
Читательская грамотность – основа формирования функциональной
грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными),
нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой,
фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации,
приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в
рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой,
неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения
оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Курс может включать: работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными). Обучение приёмам поиска и
выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации; анализ и интерпретацию содержащейся в тексте информации. Например, работу по оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и достоверность информации,
распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста; создание
собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов:
2

По материалам сайта Организации экономического сотрудничества и развития [Электронный ресурс] // https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draftframeworks.pdf.

выписки из текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Ниже представлено содержание Программы, включая и интегрированные занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 9 КЛАССОВ
9 класс
1

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые
знания (5 часов)

2

Сопоставление содержания текстов различных стилей (4 часа)

3

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? (4 часа)

4

Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование)
(4 часа).

5

Составление плана на основе исходного текста (5 часов)

6

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи (5
часов)

7

Работа со смешанным текстом. Составление текстов (5 часов)

8

Итоговое занятие (1 час)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя,
своих задач и своего места в мире);
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
проявление интереса к способам познания;
стремление к самоизменению;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
активное участие в жизни семьи;
приобретение опыта успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах;
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой

деятельности; бережного отношения к личному и общественному
имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание
личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в
том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической
культуры:
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем

направлениям и отражают способность обучающихся использовать на
практике универсальные учебные действия, составляющие умение
учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные,
коммуникативные, регулятивные);
способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике;
готовность к самостоятельному планированию и осуществлению
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
способность организовать и реализовать собственную познавательную
деятельность;
способность к совместной деятельности;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
владеть базовыми логическими операциями:
сопоставления и сравнения,
группировки, систематизации и классификации,
анализа, синтеза, обобщения,
выделения главного;
владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и
знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным пе-

дагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «моз-

говые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных
действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями

других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы основного общего образования представлены с
учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».

По учебному предмету «Русский язык»:
понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,
сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
овладение умениями информационной переработки прослушанного
или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
представление содержания прослушанного или прочитанного учебнонаучного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста
или его фрагмента;
извлечение информации из различных источников, ее осмысление и

оперирование ею;
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:
овладение умениями смыслового анализа художественной литературы,
умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в
нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,
жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и
удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой,
адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
1

Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые
знания (5 часов)

2

Сопоставление содержания текстов различных стилей (4 часа)

3

Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? (4 часа)

4

Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование)
(4 часа).

5

Составление плана на основе исходного текста (5 часов)

6

Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи (5
часов)

7

Работа со смешанным текстом. Составление текстов (5 часов)

8

Итоговое занятие (1 час)

№

Тема

Колво
часов

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Развить мотивацию к
целенаправленной
социально значимой
деятельности; стремление быть полезным,
интерес к социальному
сотрудничеству.
Сформировать внутреннюю позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом. Сформировать
установку на активное
участие в решении
практических задач,
осознанием важности
образования на протяжении всей жизни для
успеш-

Игры и упражнения, помогающие
объединить
участников программы, которые
будут посещать
занятия. Беседа,
работа в группах,
планирование
работы.

Портал Российской электронной школы
(https://fg.resh.edu.ru/)
Портал ФГБНУ ИСРО
РАО,
Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования функциональной грамотности
учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/)
Материалы образовательного ресурса издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

Введение. Оценка информации и принятие решения

1.

Введение в
курс

1

Знакомство участников
программы. Обсуждение
понятий «читательская
грамотность». Ожидания
каждого школьника и
группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках
программы.

ной профессиональной
деятельности и развитием необходимых
умений. Приобрести
опыт успешного межличностного общения;
готовность к разнообразной совместной
деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.

Материалы из пособий
«Функциональная грамотность. Учимся для
жизни» издательства
«Просвещение»

2-4

Формирование читательских
умений с
опорой на
текст и внетекстовые
знания

3

Авторский замысел и
читательские установки

Интегрировать и интерпретировать информацию

Творческая лаборатория

«Зарок»
(http://skiv.instrao.ru/)
«Самое старое место»:
образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/fun
c/)

5.

Входной
контроль.
Проверка
уровня читательской

1

Альтернативные точки
зрения и их основания

Интегрировать и интерпретировать информацию, осмыслять
содержание и форму
текста

Дискуссия

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.

грамотности.
«Стили текста»
№

Тема

6.

Стиль текста. Особенности
стилей речи

7-9

Сопоставление содержания
текстов
научного
стиля

Колво
часов

1

1

Основное содержание

Основные виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Коммуникативное намерение автора, манипуляция в коммуникации

Осмыслять содержание и форму текста

Беседа, упражнения

Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М. ,
СПб. : «Просвещение»,
2020
«Походы»
(http://skiv.instrao.ru/)

Коммуникативное намерение автора, манипуляция в коммуникации

Осмыслять содержание и форму текста

Играрасследование

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

«Главная информация текста: достоверность информации»

10

Главная

Аргументировать и

примеры заданий разно-

информация текста:
достоверность информации
Самооценка
результатов
деятельности на занятиях

1113

Критическая оценка
, степень
достоверности содержащейся в
тексте информации

обосновывать свою
позицию. Осуществлять сотрудничество
со сверстниками. Учитывать разные мнения.

3

Решение практических Презентация,
задач, успешное межвыставка работ
личностного общение
в совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.
Просмотр слайд-шоу с
фотографиями и видео,
сделанными педагогами и детьми во время
занятий. Благодарности друг другу за совместную работу.

го уровня ЧГ
(http://skiv.instrao.ru/)

«Типы текстов»

14

Типы текстов: текстаргументация

Решение практических
задач, успешное межличностного общение в
совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах.

Чтение и анализ текстов.

Урок-лекция

15

Типы текстов: текстаргументация. Аргументация
своей точки
зрения

Решение практических
задач, успешное межличностного общение в
совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах.

Высказывание мыслей, Урок-практикум
обсуждение тем, участие в диалогах и дискуссиях. Это развивает
навыки аудирования,
говорения и понимания на слух.

примеры заданий разного уровня ЧГ
(http://skiv.instrao.ru/)

16

Диспут
«Точки
зрения…
Как найти
верную?»
Защита
точки зре-

Просмотр слайд-шоу с
фотографиями и видео,
сделанными педагогами
и детьми во время занятий. Благодарности друг
другу за совместную
работу.

Чтение и анализ текстов. Высказывание
мыслей, обсуждение
тем, участие в диалогах и дискуссиях. Это
развивает навыки
аудирования, говоре-

примеры заданий разного уровня ЧГ
(http://skiv.instrao.ru/)

Диспут

примеры заданий разного уровня ЧГ
(http://skiv.instrao.ru/)

ния

17

Типы текстов: текстаргументация. Способы проверки противоречивой
информации

ния и понимания на
слух.
Решение практических
задач, составление текстов, анализ информации.

Творческие упражнения: составление предложений по сюжетным
и предметным картинкам, по опорным словам или словосочетаниям, по наблюдениям.

Творческая лаборатория

примеры заданий разного уровня ЧГ
(http://skiv.instrao.ru/)

«План. Значимость плана».

18

Составление плана
на основе
исходного
текста.

Решение практических
задач, составление текстов, анализ информации.

Работа с информацией.

Урок-лекция

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

19

Составление плана
на основе
исходного
текста. По-

Решение практических
задач, составление текстов, анализ информации.

Работа с информацией.

Практикум

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.

иск информации на
уровне деталей

В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

20

Составление плана
на основе
исходного
текста. Интерпретация
текста.

Решение практических
задач, составление текстов, анализ информации.

Коммуникативная
Дискуссия
деятельность. Умение
пересказывать произведения, участвовать в
дискуссиях, создавать
письменные и устные
высказывания, аргументированно отвечать
на вопросы по изученному.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

21

Составление плана
на основе
исходного
текста. Понимание
целостного
смысла
текста.

Решение практических
задач, составление текстов, анализ информации.

Создание различных
творческих работ, в
которых выражается
собственная интерпретация и понимание
произведения.

Практикум

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

22

Составление плана
на основе

Решение практических
задач, составление текстов, анализ информа-

Создание различных
творческих работ, в
которых выражается

Исследовательская работа

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.

исходного
текста.
Преобразование информации
из одного
вида в другой

ции.

собственная интерпретация и понимание
произведения.

Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

«Типы задач на грамотность»
2324

Типы задач
на грамотность

Знакомство с задачами,
интерпретация заданий.

Для решения подобУрок-лекция
ных задач нужны умения извлекать из текста сопоставимую информацию, критически
оценивать её, отбирать
необходимые факты
для выдвижения гипотезы и формулирования доказательств.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

25

Аналитические
(конструирующие)
задачи.
Информационные

Решение задач.

Задачи этого типа
направлены на поиск
точной информации в
тексте.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,

Практикум

задачи.

2021).

26

Интерпретационные
задачи.
Позиционные задачи

Решение задач.

Задачи этого типа
направлены на поиск
точной информации в
тексте.

Практикум

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

27

Решение
задач (в
опоре на
тексты из
книги «Затеси»)

Решение задач.

Задачи этого типа
направлены на поиск
точной информации в
тексте.

Практикум

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

«Типы текстов. Особенности смешанного и составного текстов»
28

Работа со
смешанным
текстом

Работа с текстом, анализ
текста, интерпретация,
поиск информации, составление текста.

Высказывание мыслей, Урок-лекция
обсуждение тем, участие в диалогах и дискуссиях. Это развивает
навыки аудирования,
говорения и понимания на слух.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,

2021).
29

Составные
тексты.
Поиск необходимой
информации

Работа с текстом, анализ
текста, интерпретация,
поиск информации, составление текста.

Творческие упражнения: составление предложений и минитекстов.

Творческая лаборатория

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

30

Понимание
целостного
смысла
текста.

Работа с текстом, анализ
текста, интерпретация,
поиск информации, составление текста.

Создание различных
творческих работ, в
которых выражается
собственная интерпретация и понимание
произведения.

Практикум

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

31

Составные
и смешанные тексты

Работа с текстом, анализ
текста, интерпретация,
поиск информации, составление текста.

Создание текстов, работа над ошибками.

Создание творческого продукта
(урок-проект)

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

32

Итоговая
работа по
читательской грамотности

Выполнение работы.

Создание текстов, работа над ошибками.

Контрольная
работа

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

33

Мониторинг читательской
грамотности

Анализ работ.

Создание текстов, работа над ошибками.

Урок-семинар

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

34

Итоговое
занятие

Подведение итогов, анализ работ, презентация
лучших работ.

Создание текстов, работа над ошибками,
подведение итогов.

Круглый стол

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций.
В 2-х ч. Часть 2. – М.,
СПб.: «Просвещение»,
2021).

ПРИЛОЖЕНИЕ
КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ
РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию читательской грамотности (ЧГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий,
назовем их рефлексивными, в середине и конце годовой программы,
целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ЧГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности
на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и
планирование деятельности на следующих занятиях или в следующем
классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы
предлагается методика «Сытый или голодный?». Основная цель этой
методики получить обратную связь от каждого ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный
момент, что они уже «насытились» содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным», неуверенно себя
чувствует при решении жизненных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его
решение, почему учащийся так думает. Рекомендуется начинать с «сытых».
Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные
потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для
удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной грамотности).
В ходе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию. Учащиеся имеют
возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты
решений поставленных проблем.

Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается
методика «Лестница самооценки». Основная цель данной методики самооценка уровня сформированности читательской грамотности по
шести составляющим и обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ЧГ отдельных учащихся и группы в целом.
В ходе проведения данной методики учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию,
осуществляют сотрудничество со сверстниками, учитывают разные
мнения.
Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя
могут использовать и другие методики, а также изменять предложенные
методики, дополнять или усложнять их в соответствии с интересами и
особенностями группы учащихся и их возрастом.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».