Основы математической грамотности. Математика. 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ. МАТЕМАТИКА»
для обучающихся 9 класса

г. Верхняя Салда, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике
«Основы математической грамотности. Математика» для учащихся 9 классов
составлена на основе следующих нормативных документов:

Закона об образовании в РФ №273-ФЗ от 29.12.2012года.
Федерального государственного
основного общего образования


образовательного

стандарта

Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»
(распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996р.

Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных
программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672


Данный курс по математике ориентирован на практические задачи и
представляет собой важный шаг в развитии образовательной системы. Он
поможет ученикам не только освоить математические навыки, но и научиться
применять их на практике, что является особенно важным в современном мире.
Математика является неотъемлемой частью нашей жизни, и ее знание и
умение применять необходимо для решения многих задач в различных сферах
деятельности. Например, в экономике, финансах, технике, науке и многих
других областях.
Кроме того, данный курс поможет ученикам развить свое логическое и
творческое мышление, что также является важным навыком в современном
мире. Ведь сегодня все больше и больше работодателей ценят умение решать
нестандартные задачи и находить необычные решения.
Практико-ориентированные
задачи должны
присутствовать на
протяжении всего образовательного процесса в школе. Они должны быть
творческими и не однотипными, чтобы учащиеся могли самостоятельно искать
оптимальные способы их решения. При этом важно, чтобы задачи были
представлены последовательно, от простых к сложным, чтобы учащиеся могли
осознанно и наглядно усваивать материал.
Математическая грамотность ориентирована на решение практических

задач.
Умение решать такие задачи будет являться важным преимуществом при
сдаче экзамена. Наконец, что данная программа является частью общего
тренда в образовании, когда все больше и больше внимания уделяется
практическим навыкам. Ведь сегодня работодатели ценят не только
теоретические знания, но и практические навыки, которые можно применить на
работе. Поэтому данный курс поможет ученикам подготовиться к
будущей профессиональной деятельности и стать более востребованными на
рынке труда.
Цель:
Формирование математической грамотности обучающихся
Задачи программы:
Образовательные:
- Обоснование понятия практико-ориентированных задач и их
внедрение в образовательный процесс с целью развития ключевых компетенций.
- Приобретение практических навыков при решении заданий.
- Выработка
умений решать практико-ориентированные задачи, что
способствует расширению математического кругозора обучающихся.
Воспитательные:
Содействие развитию интереса к изучению математики.
- Формирование у обучающихся положительного эмоциональноцелостного отношения к предмету.
- Воспитание внимательности, настойчивости, терпения, аккуратности
и правильности в оформлении заданий.
Развивающие цели:
- Создание условий для развития аналитических способностей
обучающихся, включая умение анализировать, сопоставлять, сравнивать,
обобщать познавательные объекты и делать выводы.
Создание условий для развития памяти, внимания и воображения.
- Создание
условий
для
развития
логического
мышления,
познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся.
- Создание условий для формирования функциональной математической
грамотности учащихся.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34
часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели.

1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Планируемые результаты курса «Основы математической грамотности.
Математика»

Личностные
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы
развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей;
происхождение геометрии из практических потребностей людей);
2)
способность к эмоциональному восприятию математических
объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
3)
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с
использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл
поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на
математический и наоборот.
Метапредметные
1)

умение планировать свою деятельность при решении учебных
математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно
выбирать способ решения;
2)
умение работать с учебным математическим текстом (находить
ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
3)
умение проводить несложные доказательные рассуждения,
опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и
неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты;
опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
4)
умение действовать в соответствии с предложенным
алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
5)
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
1)

6)

умение видеть математическую задачу в несложных практических

ситуациях.
Предметные

1)
содержания;

владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам

2)
владение навыками вычислений с натуральными числами,
обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными
числами;
3)
умение решать текстовые задачи арифметическим способом,
используя различные стратегии и способы рассуждения;
4)
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и
пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
5)
приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов,
вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей,
объёмов;
6)
знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение

распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
7)
умение
проводить
несложные
практические
расчёты
(включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений,
использование прикидки и оценки);
8)
использование букв для записи общих утверждений, формул,
выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение»,
осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
9)
знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости;
выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
10)
понимание и использование информации, представленной в
форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
11)
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором
возможных вариантов.
12)
вычислительные навыки: умение применять вычислительные
навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
13)
геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр
при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений,
задачи связанные с дизайном.
14)
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать
условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений;
критически оценивать полученный ответ;
15)
решать задачи из реальной практики, используя при необходимости
калькулятор;

16)
самоконтроль;

извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять

17)
извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять
вычисления по табличным данным;
18)
выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять
информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных
программ;
19)
строить речевые конструкции;
20)
изображать геометрические фигура с помощью инструментов и
от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты
по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
21)
выполнять вычисления с реальными данными;
проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью
компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;
22)

23)
выполнять проекты по всем темам данного курса; моделировать
геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

В результате прохождения
предполагается
достичь

программы внеурочной деятельности

следующих результатов:
1 уровень Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной
реальности в
повседневной жизни.
2 уровень Формирование позитивного отношения школьника к базовым
ценностям нашего
общества и социальной реальности в целом.
3 уровень Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в
группах, парах, индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном
кабинете, проектная деятельность включает проведение наблюдений, заседаний,
соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает
поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках,
книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной
информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители,
увлеченные люди, а также другие дети.
Формы обучения:
Беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспрессисследование, коллективные и индивидуальные исследования, творческая работа,
самостоятельная работа, защита проектных работ.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Функция: просто, сложно, интересно
Историко-генетический подход к понятию «функция»
Способы задания функции
Четные и нечетные функции
Монотонность функции
Ограниченные и неограниченные функции
Исследование функций элементарными способами
Построение графиков функций
Функционально-графический метод решения уравнений
Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение на
вершину знаний»
Функция: сложно, просто, интересно. Презентация «Портфеля

достижений»
Диалоги о статистике. Статистические исследования. Проектная
работа по статистическим исследованиям
Статистические исследования
Орнаменты. Симметрия в орнаментах. Проектная работа:
составление орнамента
Симметрия в орнаментах
Быстрый счет без калькулятора
Оригами
Техника оригами
Практическое занятие по созданию оригами
Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге
Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге
Находение площадей многоугольников на клетчатой бумаге
Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге
Решение других задач на клетчатой бумаге
2.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№

Наименование раздела, темы

п/п
1

Функция: просто, сложно, интересно

1.1

Подготовительный

этап:

постановка

цели,

проверка

Количество

Деятельность обучающихся

часов
17 часов

Вычислять

владениями 1 час

значения

функции,

заданной

формулой, а также двумя и тремя формулами.
Описывать свойства функций на основе их

базовыми навыками
1.2

Историко-генетический подход к понятию «функция»

1 час

графического

1.3

Способы задания функции

1 час

Интерпретировать

1.4

Четные и нечетные функции

2 часа

зависимостей.

1.5

Монотонность функции

2 часа

Уметь читать графики и называть свойства по

1.6

Ограниченные и неограниченные функции

2 часа

формулам.

1.7

Исследование функций элементарными способами

2 часа

Осуществлять

1.8

Построение графиков функций

2 часа

выделения существенных и несущественных

1.9

Функционально-графический метод решения уравнений

2 часа

признаки.

1.10

Функция: сложно, просто, интересно. Дидактическая игра «Восхождение 1 час

Осуществлять

на вершину знаний»

контроль по результату.

1.11

Функция:

сложно,

просто,

интересно.

Презентация

«Портфеля 1 час

представления.
графики

анализ

реальных

объектов

итоговый

и

путём

пошаговый

Выполнять разные роли в совместной работе.
Развить поисковую деятельность учащихся,

достижений»

научить

их

пользоваться

техническими

средствами для получения информации.

2

Диалоги о статистике. Статистические исследования. Проектная 2 часа

Выполнить

работа по статистическим исследованиям

вариантов

2.1

Статистические исследования

1 час

2.2

Проектная работа по статистическим исследованиям

1 час

комбинаций.

перебор
для

всех

пересчёта
Применять

возможных
объектов

и

правило

комбинаторного умножения.
Распознавать задачи на вычисление числа

перестановок,
применять

размещений,

сочетаний

соответствующие

и

формулы.

Развить поисковую деятельность учащихся,
научить

их

пользоваться

техническими

средствами для получения информации.
Вычислять

частоту

случайного

события.

Оценивать вероятность случайного события с
помощью частоты, установленной опытным
путём.

Находить

вероятность

случайного

события на основе классического определения
вероятности.
достоверных

Приводить
и

примеры

невозможных

событий.

Способность учащихся планировать свою
деятельность и решать поставленные перед
собой задачи.
3

Орнаменты.

Симметрия

в

орнаментах.

Проектная

работа: 3 часа

Распознавать плоские фигуры, симметричные
относительно прямой. Вырезать две фигуры,

составление орнамента
3.1

Симметрия в орнаментах

1час

симметричные

3.2

Проектная работа: составление орнаментов

1час

бумаги. Проводить прямую, относительно

3.3

Защита проектов

1час

которой две фигуры симметричны. Конструировать

относительно

орнаменты

прямой,

и паркеты,

из

используя

свойство симметрии, в том числе с помощью
компьютерных

программ..

Исследовать

свойства фигур, симметричных относительно

плоскости, используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Описывать их свойства
Находить в окружающем мире плоские и
пространственные
Распознавать

симметричные

фигуры,

имеющие

симметрии.

Вырезать

их

изображать

от

и

инструментов.
фигуры.

фигуры.

руки
Проводить

Конструировать

из

ось

бумаги,

с

помощью

ось

симметрии

орнаменты

и

паркеты, используя свойство симметрии, в
том

числе

с

помощью

компьютерных

программ. Развить поисковую деятельность
учащихся,
техническими
информации.

научить

их

средствами

пользоваться
для

получения

Способность

учащихся

планировать свою деятельность и решать
поставленные перед собой задачи.

4

Быстрый счет без калькулятора

3часа

Уметь применять вычисли тельные навыки

4.1

Приемы быстрого счета

1 час

при решении практических задач, других
расчетах. Развить поисковую деятельность

4.2

Эстафета "Кто быстей считает"

1 час

учащихся,

4.3

Математический бой

1 час

техническими

научить

их

средствами

пользоваться
для

получения

информации.
Строить монологическую речь в устной и
форме, участвовать в диалоге
Адекватно

воспринимать

предложения

и

оценку учителя.
Задавать уточняющие вопросы педагогу и
собеседнику.

Способность

учащихся

планировать свою деятельность и решать
поставленные перед собой задачи.
5

Оригами

3 часа

Уметь анализировать и осмысливать текст

5.1

Техника оригами

1 час

задачи; моделировать условие с помощью

5.2

Практическое занятие по созданию оригами

2 часа

схем, рисунков; строить логическую цепочку
рассуждений;

критически

оцени

вать

полученный ответ;
решать

задачи

из

реальной

извлекать

необходимую

текста,

осуществлять

практики,

информацию

из

самоконтроль;

моделировать геометрические объекты,
используя бумагу.
6

Наглядная геометрия. Геометрия на клетчатой бумаге

5 часов

6.1

Нахождение площадей треугольников на клетчатой бумаге

1 час

Вычислять

площади

квадратов,

пря-

моугольников по соответствующим правилам
и формулам. Моделировать фигуры заданной
площади,

фигуры,

равные

по

площади.

Моделировать единицы измерения площади.

Выражать одни единицы измерения площади
через другие. Выбирать единицы измерения
площади

в

зависимости

Выполнять

от

ситуации.

практико-ориентированные

задания на нахождение площадей. Вычислять
площади

фигур,

прямоугольников.

составленных

Находить

из

приближённое

значение площади фигур, разбивая их на единичные квадраты. Сравнивать фигуры по
площади и периметру. Решать задачи на
нахождение

периметров

и

площадей

квадратов и прямоугольников. Выделять в
условии задачи данные, необходимые для её
решения,

строить

рассуждений,

логическую

сопостав-

лять

цепочку

полученный

результат с условием задачи. Решать задачи на
нахождение

периметров

и

площадей

квадратов и прямоугольников. Исследовать
свойства

треугольников,

прямоугольников

путём эксперимента, наблюдения, измерения,
моделирования, в том числе, с использованием

компьютерных

Формулировать

утверждения

программ.
о

свойствах

треугольников, прямоугольников, равных

фигур. Обосновывать, объяснять на примерах,
опровергать

с

помощью

контрпримеров

утверждения

о

свойствах

треугольников,

прямоугольни ков, равных фигур.
6.2

Нахождение площадей четырехугольников на клетчатой бумаге

1 час

6.3

Находение площадей многоугольников на клетчатой бумаге

1 час

6.4

Нахождение площадей круга, сектора на клетчатой бумаге

1 час

6.5

Решение других задач на клетчатой бумаге

1 час

7

Олимпиада

1 час

7.1

Олимпиада по задачам «Кенгуру»

1 час

Планировать свои действия в соответствии с
поставленной

задачей

и

установленными

правилами. Уметь самостоятельно решать
сложные нестандартные задачи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».