Проектная-деятельность, 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Проектная деятельность»
для обучающихся 9 классов

г. Верхняя Салда, 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую —
формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной
деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в
полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение
учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать
эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать
процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество
его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной
деятельности.
Одним

из

способов

превращения

ученика

в

субъект

учебной

деятельности является его участие в исследовательской и проектной
деятельности.
Проектно-исследовательская

деятельность

является

средством

освоения действительности, её главные цели – установление

истины,

развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского
стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в
сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные
категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей,
учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых,
их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет
потребностей.

возможность

для

отдыха

и

удовлетворения

своих

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и
т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Основные
доступность,

принципы

субъектность,

реализации

программы

деятельностный

и

–

научность,

личностный

подходы,

преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы проектной
деятельности» составлена для обучающихся 9 класса общеобразовательной
школ.
Основная цель курса - формирование ключевых компетентностей
учащихся

(проектной,

рефлексивной,

технологической,

социальной,

коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических
задач с использованием проектного метода.
Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта,
видами проектов и проектных продуктов;
-знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных
вопросов;
- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план
проекта;

-знать и уметь пользоваться различными источниками информации,
ресурсами;
-представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть
проекта;
-знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
-составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
-иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формировать универсальные учебные действия;
-расширять кругозор;
-обогащать словарный запас, развивать речь и дикцию школьников;
-развивать творческие способности;
-развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно
и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде),
самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать
полученные знания;
- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;
-на представленном материале формировать у учащихся практические
умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника
проектного обучения, его самореализации и рефлексии;
-развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для
получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в
процессе выполнения творческих заданий;
-вдохновлять детей на развитие коммуникабельности;
-дать возможность учащимся проявить себя.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной

программы

общего

образования

Федерального

государственного образовательного стандарта обучение на занятиях основ
проектной деятельности направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета:
-формирование

ответственного

отношения

к

учению,

готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
-формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности.
Метапредметные

результаты характеризуют

уровень

сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся
в познавательной и практической деятельности:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;

-умение

соотносить

осуществлять

свои

контроль

действия

своей

с

планируемыми

деятельности

в

результатами,

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:

-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и
решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию

принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета,
объекта, творческого решения и т. п.
предметных

-сформированность

знаний

и

способов

действий,

проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и
обоснованно

в

соответствии

с

рассматриваемой

проблемой/темой

использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно

планировать

и

управлять

своей

познавательной

деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для
достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий

в

трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении
ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты,
аргументировано ответить на вопросы.
Основные методы и технологии.
Методы
наблюдение,

проведения

занятий:

коллективные

и

беседа,

игра,

индивидуальные

эксперимент,
исследования,

самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита работ, выступление,
выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах.
Технологии, методики:



уровневая дифференциация;



проблемное обучение;



поисковая деятельность;



информационно-коммуникационные технологии;



здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

•

с

уроками

русского

языка:

запись

отдельных

предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

выражений,

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих
работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

 альбом,
 газета,
 журнал, книжка-раскладушка,
 коллаж,
 выставка
 коллекция,
 костюм,
 макет,
 модель,
 плакат,
 серия иллюстраций,
 сказка,
 справочник,
 стенгазета,
 сценарий праздника,
 учебное пособие,
 фотоальбом,
 экскурсия,
 презентация

2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Общее количество часов – 34 часа
Теоретический блок (15 ч.)
Модуль 1: От проблемы к цели (9 ч).
Виды проектов. С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема,

объект исследования, предмет исследования. Способы познания мира.
Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ).
Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ). Постановка цели.
Планирование. Ресурсы. Общая характеристика опросных методов. Опрос
как процесс организованного общения. Ораторское искусство. Критерии
хорошей речи.
Модуль 2: Работа с каталогами (2 ч).
Источник информации. Виды источников информации. Работа с книгой, со
справочной литературой, с электронным изданием. Способы получения и
переработки информации.
Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (5
ч).
Выбор

темы

исследования.

исследования.
Мыслительные

Цели

и

задачи

операции.

исследования.

Практика.

Методы

Анкетирование.

Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения,
умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Критерии оценки,
оценка продукта проектной деятельности, самооценка.
Практический блок (19 ч).
Модуль 4:
Планирование

работы

над

проектами.

Обучение

анкетированию,

социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос,
интервью. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка
литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор
необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе.
Оформление презентации. Оформление работ, рецензирование. Подготовка к
защите работ. Защита проектов.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование тем

Количество

п/п

часов

Введение (1 ч.)
1.

Что такое проект. Виды проектов.

1

I. Теоретический блок (15 ч.)
Модуль 1: От проблемы к цели (8 ч.)

2

Что такое проблема.

1

3

Объект исследования, предмет исследования.

1

4

Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, 1
опыт.

5

Удивительный вопрос.

Умение составлять вопросы 1

(вопрос, ответ)

6

Учимся выдвигать гипотезы.

1

7

Постановка цели и задач исследования. Планирование.

1

8

Общая характеристика опросных методов. Опрос как

1

процесс организованного общения.

9

Ораторское искусство. Критерии хорошей речи.

1

Модуль 2: Работа с каталогами (2 ч.)
10

Источник информации. Виды источников информации. 1
Работа

с

книгой,

со

справочной

литературой,

с

электронным изданием.

11

Способы получения и переработки информации.

1

Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (5 ч.)

12

Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования.

13

Методы

исследования.

Мыслительные

1

операции. 1

Практика. Анкетирование. Эксперимент.
14

Сбор материала для исследования.

1

15

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

Обобщение полученных данных.
16

Критерии

оценки,

оценка

продукта

проектной 1

деятельности, самооценка.
II. Практический блок (19 ч.)
17

Планирование работы над проектами. Сбор материала для 3
исследования.

18

Обучение

анкетированию,

социальному

опросу, 2

интервьюированию.
19

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление 3
списка литературы по теме исследования.

20

Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных 4
данных. Оформление презентации.

21

Оформление работ. Рецензирование.

2

22

Подготовка к защите.

2

23

Защита проектов.

2

Итого:

34 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».