Русския язык как иностранный

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Русский язык как иностранный»

Группа I: учащиеся 1-4 классов
Группа II: учащиеся 5-9 классов

г. Верхняя Салда 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Расширение и укрепление международных связей в области экономики, культуры и
образования РФ способствует увеличению временно или постоянно проживающих в
Калужской области иностранных граждан, в том числе школьного возраста, которые во
многих случаях нуждаются в дополнительных занятиях по изучению русского языка с
целью возможности успешного обучения в образовательных учреждениях, удовлетворения
коммуникативных потребностей при общении с носителями русского языка в социальнобытовой, социально-культурной и официально-бытовой сферах. Успешное овладение
русским языком необходимо также для скорейшей адаптации в условиях новой социальнокультурной среды и для поступления в российские учебные заведения по окончании
обучения в школе.
Данная программа по русскому языку предназначена для детей школьного возраста,
относительно недавно прибывших в Россию и испытывающих трудности при общении и
обучении на русском языке. Предусмотрено разделение на четыре группы в зависимости от
уровня коммуникации на русском языке и возраста.
Программа разработана с учетом данных о психологических особенностях детей.
Учитывая возрастную и национальную специфику, а также дальнейшие перспективы
программы, предусматривается не только языковая, но и социальная адаптация ребенка.
Факторы возраста, особенностей социокультурной ситуации и академических требований в
школе определяют дозировку новой информации, темп обучения, виды познавательной
деятельности, преобладание коммуникативных методик, особенно на первых этапах
обучения. Те ми же факторами регулируются и формы обучения максимальное
использование на уроке наглядных пособий, игровых заданий и двигательной активности,
которые должны обеспечивать каждому ребенку психологический комфорт и
раскованность.
Kypc предполагает освоение учениками в течение 34 учебных часа в течение 20242025 учебного года объема лексического и грамматического материала, а также уровня
комуникативной и социокультурной компетенций, соответствующих уровню владения
русским языком как иностранным (РКИ)- Овладение языком на этом уровне позволяет
полноценно общаться на русском языке не только на бытовые, но и на социально значимые,
культурные, учебные и академические темы, а также даёт возможность в полной мере
воспринимать учебный материал на занятиях по предметам в школе.
Продолжительность занятия составляет от 45 до 60 минут.
Учебные материалы:
О. Н. Каленкова, И. Е. Шатилова «Уроки русской речи»;
М. Авери «Сорока. Русский язык для детей»;
Н. Власова «Русский язык как иностранный»;
Дополнительные материалы: карточки с иллюстрациями, настольные игры, книги
для чтения «Почитаем?», «Шкатулочка», книги серии «Настя и Никита», мультфильмы
серии «Учим русский язык со Смешариками», «Мультироссия», раздаточные материалы
для занятий по РКИ от издательства «Златоуст» и др.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Русский язык как
иностранный»
Цели, которые ставятся на период проведения курса (2022-2023 учебный год),
определяются ожидаемыми результатами обучения. Основная цель курса — достижение
участниками уровня владения русским языком, достаточного для осуществления
полноценной коммуникации и обучения на русском языке в русскоязычной среде (ТРКИ1), что может быть проверено финальным оцениванием по типу международного экзамена
по русскому языку как иностранному.
Предметные результаты:
учащиеся владеют четырьмя видами речевой деятельности на русском языке, то
есть способны решить коммуникативную задачу в условиях взаимодействия в
русскоязыной языковой среде (восприятие и понимание устной речи; восприятие и
понимание письменного текста; производство устного речевого произведения с целью
выражения своих мыслей; производство письменного речевого произведения);
учащиеся различают уместность и неуместность определенных фраз и
поведения в том или ином ситуативном коммуникативном контексте;
- учащиеся знакомы с основными прецедентными именами российской культуры .
Метапредметные результаты:
учащиеся могут понять, проинтерпретировать и проанализировать, а также
отреагировать на устный либо письменный текст на русском языке;
учащиеся могут воспринимать, анализировать, интерпретировать и
самостоятельно представлять информацию в визуализированых формах (схемы, таблицы);
учащиеся могут обобщать и детализировать предмет обсуждения.
Личностные результаты:
выработка и закрепление основных принципов экологичного и толерантного
общения в коллективе, взаимопринятия;
преодоление психологического барьера к коммуникации на русском языке;
раскрытие творческого и учебного потенциала учеников;
социокультурная адаптация учащихся к жизни в новой для них среде;
умение работать индивидуально и в команде.
Учащиеся научатся:
корректно с точки зрения русского языка и социокультурных норм его
использования выражать свои мысли, чувства и передавать информацию;
понимать и верно интерпретировать услышанную или прочитанную
информацию;
принимать участие в создании и восприятии речевых произведений разного
плана, в том числе пользоваться социокультурно приемлемым набором вербальных и
невербальных реакций (диалог, монолог, дискуссия, отзыв, пересказ, комментарий и др.)
усваивать и обрабатывать, обобщать и воспроизводить учебный материал
школьной программы на русском языке.

Учащиеся получат возможность научиться:
стилевой дифференциации лексических единиц;
использованию русского языка при реализации творческих проектов и участии
в конкурсах;
употреблению в речи и интерпретации лексических единиц фразеологического
характера.
2.

Содержание курса «Русский язык как иностранный»

В процессе курса учащиеся познакомятся с необходимым лексическим материалом
по основным тематическим разделам от уровня Элементарного владения русским языком
до уровня ТРКИ-1. Сюда относятся непосредственно слова для обозначения предметов,
действий, характеристик и др. (существительные, прилагательные, глаголы, местоимения,
предлоги, союзы, частицы, наречия и т.д.); речевые клишеустойчивые распространенные
выражения как разговорного, так и художественного, научного и официального стилей
речи; некоторые фразеологические выражения. Желательно познакомить учащихся с
основами русского словообразования. Отдельная лексическая группа — слова-термины,
академическая и учебная лексика, необходимая для успешного освоения школьной
программы.
Также учащиеся узнают основные грамматические правила русского языка правила
изменения форм, согласования слов, предложно-падежного управления. Особое внимание
уделяется таким традиционно трудным для освоения инофонами темам как согласование по
роду, совершенный и несовершенный вид глаголов, изменение падежных форм
количественных числительных, глаголы движения, особенности употребления
притяжательных местоимений в русском языке (её/его/свой...) и др.
В курсе уделяется обязательное внимание фонетической стороне речи постановке
произношения отдельных звуков и сочетаний звуков; ударению, в том числе
смещающемуся в зависимости от словоформы; интонации в разных типах предложений.
На начальном этапе обучения учащиеся обучаются чтению и письму на русском
языке — как печатным, так и курсивным шрифтом; далее уделяется внимание
правописанию во многом за счет запоминания и контроля верного написания слов через
орфографический словарь, а также с использованием некоторых, доступных неносителям
языка, способов самопроверки написания.
Пунктуация не является приоритетом данного курса, так как помимо нашего курса
учащиеся также проходят обучение на основном курсе русского языка в урочное время в
процессе освоения основной образовательной программы в школе, где подробно
рассматривается и этот вопрос, и правила русской орфографии, морфологии, стилистики.
Форматы работы — преимущественно игровые, ролевые, коммуникативные.
Например, ролевая игра, диалоги, квесты, творческие задания. Этот выбор продиктован не
только возрастными и психологическими особенностями учащихся, но и
организационными моментами: занятия по внеурочной деятельности проходят во второй
половине дня, после завершения учениками работы в урочное время, то есть фокус
внимания уже снижен и, скорее всего, накопилась усталость. В занятия включена
двигательная активность, в том числе с целью лучшего усвоения и запоминания материала
через сцепку «движение-фраза». Кроме того, использование перечисленных форматов
позволяет снизить психологический барьер в изучении русского языка, сформировать

позитивное отношение учащихся к русскому языку и культуре.
Содержательная сторона материала учащимся преподается с коммуникативной
точки зрения, так как общей целью обучения русскому языку по данной программе является
не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской речью.
Фонетика. Графика.
Алфавит. Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие,
звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение и ритмика. Правила произношения.
Синтагматическое членение. Типы интонационных конструкций: ИК -1 (законченное
высказывание, перечисление), ИК-2 (специальный вопрос, просьба, требование,
обращение), ИК-3 (общий вопрос, неконечная синтагма, просьба, переспрос, перечисление),
ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а», перечисление, неконечная синтагма,
официальные вопрос с оттенком требования), ИК-5 (оценка), ИК-б (восклицание,
переспрос).
Словообразование. Морфология.
Основа слова и окончание; корень, префикс, суффикс. Распознавание ограниченного
числа словообразовательных моделей: -существительных: лицо мужского/женского пола по
профессии, занятиям, национальности и др. с суффиксами -тель/-ниц(а), -ник/-ниц(а), -чик/чи-ц(а), -щик/-щиц(а), -/-к(а), -ец/-к(а), -анин/-анка, -ин/-к(а),
-ик/-;
абстрактные
понятия, действия,
признаки, качества и др. с суффиксами -ни(е), -ени(е), -ани(е), -ств(о), к(а), - аци(я),
-ость; и др.;- прилагательных: с суффиксами -н-, -енн-, -ск-, -ов-, - еньк-, -ическ-;- наречий:
с суффиксами -о, с префиксом по- и суффиксом - ски; Основные чередования звуков в корне.
Имя существительное:
1. Род, число;
2. Формообразование;
3. Одушевленные и неодушевленные существительные;
4. Падежная система, значение и употребление падежей.
Местоимение:
1. Разряды
местоимений
(личные,
вопросительные,
притяжательные,
указательные, определительные, отрицательные);
2. Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она),
вопросительных (кто, что, какой, чей, сколько), притяжательных (мой, твой, свой),
указательных (тот, этот), определительных (сам, каждый, весь), отрицательных (никто,
ничего), возвратного (себя) местоимений.
Имя прилагательное:
1. Род, число.
2. Полные и краткие прилагательные.
3. Согласование полных прилагательных с существительными в роде, числе и
падеже.
4. Падежная система полных прилагательных.
5. Степени сравнения прилагательных.

Глагол:
1. Инфинитив.
2. Несовершенный и совершенный вид глагола.
3. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола.
4. Основы глагола, 1 и 2 спряжение глагола.
5. Классы и группы глаголов (1: читать — читаю; 2: уметь — умею; 3 чувствовать
— чувствую; 4: встретить — встречу; 5: отдохнуть — отдохну; 6 давать — дают; 7: ждать
— ждут; 8: писать — пишут; 9: петь — поют; 10 мочь — могут; 11: идти — идут; 12: ехать
— едут; 13: хотеть —хотят; 14 брать — берут; 15: жить —живут; 16: пить — пьют; 17: есть
— едят).
6. Императив.
7. Глагольное управление.
8. Переходные и непереходные глаголы.
9. Возвратные глаголы.
10. Глаголы движения без приставок и с приставками.
11. Понятие о причастии и деепричастии.
12. Краткая форма страдательных причастий.
Имя числительное:
1. Количественные и порядковые числительные.
2. Употребление числительных в сочетании
прилагательными.

с

существительными

и

Наречие:
1. Разряды наречий по значению: места (далеко, близко), времени (утром, зимой),
образа действия (хорошо, плохо), меры и степени (медленно, быстро).
2. Предикативные наречия (нужно, можно, нельзя), вопросительные наречия (как,
когда, где, куда, откуда).
3. Степени сравнения наречий (хорошо — лучше — лучший, синий — синее
(более синий) — самый синий).
Служебные части речи:
1. Предлоги (в, о, на, над, под, без, через, после, с, до, к, по, от, из, у и др.), их
значение.
2. Союзы и союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и..., потому что, поэтому,
что, чтобы, если, где, куда, который и др.), их значения.
3. Частицы (не, ни, ли, неужели, разве), их значения.
Синтаксис.
1. Виды простых предложений: двусоставные - односоставные,
утвердительные/отрицательные,
побудительные,
повествовательные,
вопросительные.
2. Понятие о субъекте и предикате в предложении, их согласование.
3. Способы выражения логико-смысловых отношений в предложении (объектные,
атрибутивные, пространственные, временные, целевые, причинно-следственные
отношения).
4. Прямая и косвенная речь (союзные слова и союзы в косвенной речи).

5. Порядок слов в предложении.
6. Виды сложного предложения: сложносочиненные (с союзами и, а, но, или, не
только..., но и), сложноподчиненные (изъяснительные (что, чтобы, ли, кто, как, какой, чей,
где, куда), определительные (который, где, куда, откуда, когда), временные (когда, после
того как, перед тем как, до того как), условные (если, если бы), причинно-следственные
(потому что, так как, поэтому), целевые (чтобы, для того чтобы), уступительные (хотя,
несмотря на то что), образа действия (как), меры и степени (чем... тем).
Лексика
Лексический минимум составляет 2300 единиц, обеспечивающих общение в рамках
тематического и интонационального минимума I сертификационного уровня. Основной
состав активного словаря данного уровня обслуживает бытовую, социально-культурную и
культурную сферы общения.
Содержание коммуникативно-речевой компетенции
Интенции. Ситуации и темы общения.
При решении определенных коммуникативных задач учащийся должен уметь
вербально реализовать следующие интенции:
— вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или
представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому- либо,
благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять;
инициировать, поддерживать, изменять тему (направление) беседы; привлекать внимание,
просить повторить, переспрашивать, напоминать, завершать беседу;
— запрашивать и сообщать информацию: задавать вопрос или сообщать о факте
или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета, о количестве,
качестве, принадлежности предметов; о действии, времени, месте, причине и цели действия
или события; возможности, необходимости, вероятности, невозможности действия;
— выражать намерение, желание, просьбу (требование), пожелание, совет,
предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ, разрешение или запрещение,
обещание, неуверенность, сомнение;
— выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию,
поступку; выражать предпочтение, осуждение, удивление, сочувствие, сожаление.
Учащийся должен уметь ориентироваться и реализовывать свои основные
коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
в административной службе ( в дирекции, в офисе и т. п.);
в магазине;
— на почте;
— в банке, в пункте обмена валюты;
в ресторане, буфете, кафе, столовой;
в библиотеке;
— на занятиях;
— на улицах города, в транспорте;
в театре, музее, на экскурсии;
в поликлинике, у врача, в аптеке;
в ситуации общения по телефону; — в гостинице;

на вокзале, в аэропорту.
Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной форме в рамках
актуальной для данного уровня тематики.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, работа, интересы.
Мой друг (знакомый, член семьи).
Семья.
Учеба, работа (место работы, профессия).
Изучение иностранного языка.
Мой рабочий день.
Свободное время, отдых, интересы.
Родной город, столица.
Здоровье.
Погода.

Аудирование
Аудирование монологической речи
Учащийся должен уметь:
понять на
слух
информацию, содержащуюся в
монологическом
выказывании:
тему, основную
идею, главную
и
дополнительную
информацию каждой смысловой части сообщения с достаточной полнотой,
глубиной и точностью. Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы
общения.
Тип предъявляемого текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты
смешанного типа. Аутентичные или с минимальной степенью адаптации сюжетные тексты,
построенные с учетом лексикограмматического материала, соответствующего данному
уровню. Объем текста: 600-800 слов. Количество незнакомых слов: 3%. Темп речи: 220-250
слогов в минуту. Количество предъявлений: 1.
Аудирование диалогической речи
Учащийся должен уметь:
понять на слух содержание высказывания собеседника, его, коммуникативные
намерения. Тематика диалога актуальна для социальнокультурной сферы и сферы
повседневного общения. Диалоги составлены на знакомом языковом материале; типы
диалогов: диалог-расспрос, диалог- сообщение, диалог-побуждение. Объем диалога: 10-12
развернутых реплик. Доля незнакомых слов: 2%. Темп речи: 230-250 слогов в минуту.
Количество предъявлений: 11.
Чтение
Учащийся должен уметь:
— использовать различные стратегии чтения в зависимости от коммуникативной
установки;

— определять тему текста, понять его основную идею; количество предъявлений
может быть учтено при тестировании;
— понимать как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в
тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной;
— интерпретировать информацию, изложенную в тексте, выводы и оценки автора.
Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение. Тематика текста
актуальна для социально-культурной сферы общения.
Тип предъявляемого текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты
смешанного типа с элементами рассуждения. Аутентичные тексты или с минимальной
степенью адаптации на лексико-грамматическом материале, соответствующем данному
уровню. Объем текста: 900-1000 слов. Доля незнакомых слов: 5-7%. Время чтения: 30 мин.
Рекомендуемая скорость чтения: 40-50 слов в минуту при изучающем чтении; 80-100 слов
в минуту при чтении с общим охватом содержания.
Письмо
Учащийся должен уметь строить:
— письменное монологическое высказывание репродуктивно-продуктивного
характера на предложенную тему в соответствии с заданной коммуникативной установкой;
— письменное монологическое высказывание репродуктивного характера на
основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с заданной
коммуникативной установкой и изученным лексико-грамматическим материалом.
Тематика текста актуальна для социально-культурной сферы общения. Тип предъявляемого
текста: повествование, описание, сообщение, а также тексты смешанного типа с элементами
рассуждения. Аутентичные тексты (допустима минимальная степень адаптации). Объем
предъявляемого текста: 600-700 слов. Количество предъявлений: 1. Доля незнакомых слов:
4
При аудитивной презентации текста для проверки умений в письменной речи
учащихся возможно повторное предъявление наиболее информативных частей текста
аналогично предъявлению материала в учебной лекции.
Говорение
А. Монологическая речь
Учащийся должен уметь:
— самостоятельно продуцировать связные, логичные высказывания в
соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой;
— строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе
прослушанного или прочитанного текста различной формально-смысловой структуры и
коммуникативной направленности (повествование, описание, сообщение, а также тексты
смешанного типа с элементами рассуждения);
— передавать содержание, основную идею прочитанного или прослушанного
текста и выражать собственное отношение к фактам, событиям, изложенным в тексте,
действующим лицам и их поступкам. Тематика текста актуальна для социально-культурной
сферы общения.
Тип предъявляемого текста: повествование, описание, сообщение, а также тексты
смешанного типа с элементами рассуждения, аутентичные тексты (допустима минимальная

адаптация).
Объем предъявляемого текста: 700-800 слов. Доля незнакомых слов: 3%. Объем
продуцируемого учащимся текста: не менее 25 фраз.
Б. Диалогическая речь.
Учащийся должен уметь:
— понимать содержание высказываний собеседника, определять его
коммуникативные намерения в определенных ситуациях;
—адекватно реагировать на реплики собеседника;
— инициировать и завершать диалог, выражать свое коммуникативное намерение
в достаточно широком наборе речевых ситуаций, участвовать в следующих типах диалога:
диалог-расспрос, диалог-сообщение, диалог- побуждение. Высказывания учащихся должны
быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка в рамках
изученного лексико-грамматического материала, с учётом общепринятых социально
обусловленных норм речевого этикета.
Содержание языковой компетенции
Фонетика. Орфоэпия.
Требования к слухопроизносительным навыкам и умениям
Аудирование
Учащийся должен уметь:
— распознавать на слух фонемный состав слова, место ударения в словах и тип
ритмической структуры, место основного и побочного ударения в словах,
коммуникативный тип предложения, границу синтагматического членения, место центра и
тип ИК в синтагме;
Говорение
Учащийся должен уметь:
— осуществлять правильное звуковое, ритмическое и интонационное оформление
высказывания на лексико-грамматическом материале, функционирующего в сферах
повседневного общения, социальнокультурной и учебно-профессиональной, не допуская
фонематических ошибок;
—исправлять произносительные ошибки по ходу высказывания.
Чтение
Учащийся должен уметь:
—произносить слитно распространённые синтагмы;
— читать вслух тексты с незнакомым содержанием и незнакомой лексикой после
предварительного чтения про себя
Письмо
Учащийся должен уметь:
— записывать со слуха незнакомые слова, предложения, тексты, содержащие
знакомые и незнакомые слова.
Консонантизм и вокализм

Коррекция произношения согласных и гласных с учётом возможных нарушений
фонологической системы русского языка и интерференции со стороны родного языка
учащихся
Ударение и ритмика
Ритмические модели многосложных слов. Ритмические модели словосочетаний.
Основное и побочное ударение в сложных словах (Газпром). Расположение ударения в
аббревиатурах на последнем слоге СНГ (эс-эн-гэ). Переход ударения в полных и кратких
страдательных причастиях на один слог вперёд по сравнению с инфинитивом (изучить
изученный, изучен). Безударные слова: предлоги из-за, над, под, для. Слабоударяемые
слова: предлоги — благодаря, несмотря на, по мере, против, между; союзы пока, пока не,
хотя, так как, то есть.
Интонация
Использование основных интонационных средств русского языка: Вариативность
интонационного оформления предложений, включающих перечисление, сопоставление,
пояснение, присоединение. Соответствие пунктуации и интонации. Интонационные
средства выражения актуального членения предложения в контексте. Место центра ИК в
разных типах предложений, синтагматическое членение и тип ИК. Интонационная разметка
текста.
Морфология и словообразование
Части речи. Имя существительное
Имя существительное:
— с собирательным значением (молодежь, правительство);
— с количественным значением (большинство, тысяча);
— со значением действия (отглагольные) (управление, создание, строительство,
учеба).
Падежная система существительных. Падежные формы существительных
перечисленных выше значений в единственном и множественном числе. Значение и
функции падежей
Словообразование имен существительных
Местоимения
Разряды (группы) местоимений: определительные (весь), неопределенноличные
(кто-то, кто-нибудь), отрицательные с предлогами (ни у кого, никакой), значения, формы
изменения и употребление перечисленных выше разрядов местоимений.
Падежные формы местоимений:
—определительные (весь, вся, всё, все);
— неопределённо-личные (кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, какой-то,
какой-нибудь);
—отрицательные с предлогами (ни с кем, ни о чем ...).
Функции местоимений:
—субъект (Кто-то звонил вам);
—прямой и косвенный объект (Я ни к кому не ходил);

—определение (Он купил какую-то книгу).
Имя прилагательное
Субстантивированные прилагательные: рабочий, столовая, военный,
больной, раненый. Сравнительная и превосходная степень прилагательных.
Превосходная степень с суффиксами -айш-, -ейш- (труднейший, высочайший). Образование
кратких форм прилагательных на расширенном лексико-грамматическом материале.
Управление кратких прилагательных падежными формами. Функции прилагательных.

Глагол. Употребление глаголов несовершенного и совершенного вида в простом и
сложном предложении в расширенном наборе. Употребление инфинитива несовершенного
и совершенного вида на расширенном наборе глаголов. Словообразование глаголов с
помощью суффикса.
Причастия и деепричастия.
Понятие о причастии и формах его образования. Способы образования
действительных и страдательных причастий от глаголов совершенного и несовершенного
вида. Полная и краткая форма страдательных причастий. Функции причастия
Деепричастие
Понятие о деепричастии и формах его образования. Способы образования
деепричастий совершенного и несовершенного вида от глаголов.
Функции деепричастия.
Имя числительное.
Употребление существительных с прилагательными в сочетании с числительными в
именительном падеже и их склонение (в ограниченном наборе): Два больших стола,
двадцать школьных учебников.
Наречие.
Значение:
—отрицательные наречия: нигде, никогда ...;
—неопределенные наречия: где-то, где-нибудь
Служебные части речи
Предлоги.
Значения:
над, под, между — место (Под домом гараж.);
на, за, перед, к, до - время (Он закончил работу к субботе.);
из-за, благодаря, от, по — причина (Из-за тебя я опоздал.)
Частицы.
Значения:
—утверждение: так, да, вот, ладно, хорошо;
—вопрос: ли, разве, неужели;

—выделение: ведь, же;
—оценка: почти, совсем, очень.
Синтаксис
Виды синтаксических связей: сочинение и подчинение в простом и сложном
предложениях. Сочинительная связь с союзами п, п, но, или, не только, но и, на
расширенном лексико-грамматическом материале, а также пояснительные союзы а именно,
то есть.
Виды подчинительной связи: согласование, управление и примыкание на
расширенном лексико-грамматическом материале.
Сочинительные и подчинительные словосочетания на расширенном лексикограмматическом материале (Многие студенты и студентки технических вузов Российской
Федерации активно участвовали в международных олимпиадах по физике и математике.).
Виды простого предложения
Виды сложного предложения.
Сложносочиненные предложения на расширенном наборе лексикограмматического
материала
Сложноподчиненные предложения
Придаточные предложения с различными союзами и союзными словами с
придаточной частью в препозиции и постпозиции. Виды придаточных предложений.
Трансформация причастных и деепричастных оборотов.
Содержание практического раздела «Русский язык как иностранный»
Практический раздел курса «Русский язык как иностранный» на Первом
сертификационном уровне имеет целью развить умения и навыки во всех видах речевой
деятельности в социально-бытовой, социально-культурной и учебной сферах общения.
Достижение этих умений предполагает такую организацию всего процесса обучения, при
которой все виды речевой деятельности (РД) развиваются в комплексе. Основой этой
работы является взаимосвязанное обучение. Основные направления взаимодействия видов
аудирование и говорение;
чтение и говорение;
аудирование и письмо;
чтение и письмо;
говорение и письмо.
При взаимосвязанном обучении этим видам РД используется общий языковой
материал, специально подобранные упражнения и определенное временное соотношение
работы над различными видами РД в рамках каждого аудиторного занятия. Для занятий
формулируется единый комплекс целей, предполагающий формирование лексических,
грамматических навыков и речевых умений. Работа включает такие аспекты речи, как
чтение, говорение, аудирование, письмо.

Обучение чтению должно быть направлено на формирование умений учащегося:
использовать различные стратегии чтения в зависимости от коммуникативной
установки;
определить тему текста, понять его основную идею;
понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в
тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной;
интерпретировать информацию, изложенную в тексте, выводы и оценки автора.
Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение. Тип текста:
сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного типа с элементами
рассуждения. Тексты аутентичные (допустима минимальная адаптация) с учетом лексикограмматического материала данного уровня. Тематика текста актуальна для социальнокультурной сферы общения. Объем текста: 800-1000 слов. Количество незнакомых слов: до
5-7%. Скорость чтения: при изучающем чтении — 40-50 слов в минуту; при чтении с общим
охватом содержания — 80-100 слов в минуту.
Обучение говорению направлено на достижение определенных целей коммуникации
в различных сферах общения с учетом социальных и поведенческих ролей в диалогической
и монологической формах речи. При решении коммуникативных задач в рамках Первого
сертификационного уровня учащийся должен уметь вербально реализовывать не только
простые, но и сложные интенции, которые моделируют собственно коммуникативный
процесс, регулируют поведение и взаимодействие коммуникантов, выражают их оценочные
позиции. При решении определенных коммуникативных задач иностранец должен уметь
вербально реализовать следующие интенции:
вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или
представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому- либо,
благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять;
Инициировать, поддерживать, изменять тему (направление) беседы;
привлекать внимание, просить повторить, переспрашивать, напоминать,
завершать беседу;
запрашивать и сообщать информацию: задавать вопрос или сообщать о факте
или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета, о количестве,
качестве, принадлежности предметов; о действии, времени, месте, причине и цели действия
или события; возможности, необходимости, вероятности, невозможности действия;
выражать намерение, желание, просьбу (требование), пожелание, совет,
предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ, разрешение или запрещение,
обещание, неуверенность, сомнение;
выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию,
поступку; выражать предпочтение, осуждение, удивление, чувствие, сожаление.
Школьник-мигрант должен уметь ориентироваться и реализовывать свои основные
коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
в административной службе (в школе на уроках, в дирекции, в офисе и т.

в магазине, киоске, кассе;
на почте;
в банке, в пункте обмена валюты;
в ресторане, буфете, кафе, столовой;
в библиотеке;
на занятиях;
на улицах города, в транспорте;
в театре, музее, на экскурсии;
в поликлинике, у врача, в аптеке;
в ситуации общения по телефону;
в гостинице;
на вокзале, в аэропорту.
Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной и письменной
формах в рамках актуальной для данного уровня тематики:
1. Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, работа, интересы.
2. Мой друг (знакомый, член семьи).
3. Семья.
4. Учеба, работа (место работы, профессия).
5. Изучение иностранного языка.
6. Мой рабочий день.
7. Свободное время, отдых, интересы.
8. Родной город, столица.
9. Здоровье.
10. Погода.
Обучение монологической речи направлено на выработку навыков построения
связных, логичных высказываний в соответствии с предложенной темой и коммуникативнозаданной установкой (объем продуцируемого текста: не менее 15 фраз); построения
монологических высказываний репродуктивного типа на основе прочитанного или
прослушанного текста различной формально- смысловой структуры и коммуникативной
направленности (повествование, описание, сообщение, а также тексты смешанного типа с
элементами рассуждения); передачи содержания, основной идеи прочитанного или
прослушанного текста и выражения собственного отношение к фактам, событиям,
изложенным в тексте, действующим лицам и их поступкам.
Обучение диалогической речи направлено на выработку навыка инициирования
диалога, выражения своего коммуникативного намерения в достаточно широком наборе
речевых ситуаций, понимания содержания высказываний собеседника, определять его
коммуникативные намерения в определенных ситуациях.
Обучение аудированию направлено на формирование умений:
понимать на слух информацию, содержащуюся в монологическом
высказывании: тему, главную и дополнительную информацию каждой смысловой части

сообщения с достаточной полнотой и точностью;
понимать на слух основное содержание диалога, коммуникативные намерения
его участников.
Обучение письму направлено на формирование умений выстраивать:
письменное монологическое высказывание продуктивного характера н
предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой;
- письменное монологическое высказывание репродуктивного характера на основе
прочитанного или прослушанного текста в соответствии с коммуникативно—заданной
установкой.
Виды контроля изучения курса «Русский язык как иностранный.
Первый сертификационныи уровень»
Контроль текущей успеваемости осуществляется в течение учебного года на каждом
занятии. На занятиях проверяются:
1.
Умение использовать различные стратегии чтения (чтение с общим охватом
содержания, изучающее чтение, поисковое чтение); умение адекватно воспринимать
содержание текста (ответы на вопросы по содержанию текста, самостоятельное составление
вопросов); умение вычленять структуру текста (составление планов); умение выделять
главную и дополнительную информацию (выделение ключевых слов в тексте, написание
тезисов по тексту, определение основной темы, идеи и т.д.);
2.
Умение самостоятельно продуцировать связные, логичные высказывания
монологического и диалогического характера (развернутый пересказ текста с опорой на
план; выражение собственного отношения к фактам, событиям, изложенным в текстах;
выступление с докладами на заданную тему; беседа на проблемную тему).
3.
Умение и навыки создания письменных текстов (письменное изложение
содержания текста; написание собственного текст на заданную тему; написание основных
типов неофициальных и официальных текстов, наиболее востребованных в социальнобытовой, социально-культурной и учебной сферах общения: письмо другу, заявление,
объяснительная записка, жалоба, благодарность).
4.
Умение воспринимать на слух информацию, содержащуюся в
монологическом и диалогическом высказывании (прослушивание новостей, просмотр
видеосюжетов, фрагментов фильмов с последующим обсуждением).
5.
Умение использовать изученные грамматические конструкции, а также новую
лексику при составлении устных и письменных текстов.
Рубежный контроль направлен на проверку знаний, умений и навыков,
приобретенных учеником в процессе освоение программы Первого сертификационного
уровня. Задания оформляются в виде теста, нацеленного на проверку всех видов речевой
деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование), изученной лексики и грамматики.
Итоговый контроль направлен на проверку результатов обучения учеников,

завершивших работу по данной программе. Зачет предлагается проводить в форме
сертификационного теста первого уровня (ТРКИ-1), либо в иной форме, например, в форме
участия в творческом проекте.

3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности и форм организации
Тематические лексико-грамматические блоки курса.
Знакомство с лингвистическими терминами (имя существительное, падеж,
согласование и т.п.) не выделяется в отдельный блок занятий, а происходит постепенно в
рамках всех занятий. Кроме того, будут проводиться индивидуальные занятия с
отстающими учениками — 15-20 минут индивидуального чтения с комментированием, что
понятно, что не понятно, о чем текст (читать сказки, серию «Настя и Никита» и др.)
Лексические темы

Виды учебной
деятельности
Приветствие и знакомство. Я в Знакомство с алфавитом и Составление диалогов для
классе. Пишем по- русски.
закрепления изученного
ПИСЬМОМ.
материала, групповые
Личные местоимения в И.п., игры, самостоятельное
Здравствуйте!/Привет!
В.п., Д.п. (Меня зовут. .. Мне прописывание
Как тебя зовут? Что тебе
буквосочетаний, диктант.
нравится? Откуда ты? Что у тебя нравится... У меня есть...)
есть?
Р.п.: R из России.
Время года. 4 сезона. Погода.
Месяцы и дни недели.
Вчера/сегодня/завтра
Какая сегодня (вчера была)
погода? Тебе холодно? Кому
нравится лето? Сейчас октябрь?

Грамматические темы

Формы организации

Общая игра-знакомство с
использованием речевых
клише «по цепочке»; игралото с речевыми клише
фронтально;
индивидуальная работа с
прописями, парная работа с
диалогами
Вопросно-ответное
Наречия-прилагательные
Игра «Времена года» - детей
фронтальное введение
делят на четыре группы,
(без введения терминов
материала с
выдают картинку их времени
названий частей речи) —
иллюстрациями,
года, затем учитель или
отличие в констуркциях
записывание,
повторение,
помощники из числа детей
«Сегодня
проговаривание
показывают маленькие
холодно»/»Сегодня холодная
картинки и команды
погода». Также отличия
распределяют — это
«зима- 3 ИМОЙ Н.
зима/весна. . . команды
собирают свои картинки.
Закрепление конструкций
«Мне нравится. ..»

Мой дом. Моя семья,
родственники. Цвета и мебель.
Антонимы.

Согласование
Аудирование и
Изучение цветов фронтально
существительных и
проговаривание, с особым по карточкам, тренировка
прилагательных в И.п.
вниманием на цвета,
запоминания названий цветов
Определение рода и числа
которые чаще путают —
через маленькие карточки в
существительного по
зелёный, жёлтый, синий, парах. Работа с раскрасками
окончанию (он, она, оно, они голубой. Продолжение
«под диктовку» учителя.
вместо терминов м.р., cp.p. ..) фронтального и парного
знакомства с предметами. До этого изучение названий
ЭТО ЭТО* ЭТО МОЙ ДОМ. ЧЬЯ В конце блока введение
Чтение и обсуждение
предметов через игру
притяжательных
ЭТО кровать?
мини-истории
«Сегодня
«Умные карточки» - дети в
местоимений и их
В комнате есть синие шторы. .
очень холодно, идёт дождь. парах собирают слова из
согласование
с
родом
.(дети раскрашивают шторы
Сейчас осень. Ветер и
слогов опираясь на фоновую
существительного (всё в
синим) Кто это? Это наш брат.
плохая
погода.
..»
Работа
с
складывающуся картинку
И.п.)
карточками «Антонимы» в предмета, а также
вопросноответной форме. фронтально с записыванием
через конструкцию «Это стол
— Нет, это не стол, это
диван». . .
Здоровье. Части тела. Врач
Подписывание частей тела Подвижная игра на внимание
Прошедшее и настоящее
время глаголов на материале на иллюстрации, диалоги в — это волосы, это ноги, это
парах с использованием
«болеет — болел»
живот... учитель показывает
Как ты себя чувствуешь? У
изученных клише,
Различия глаголов «болит
неправильно, путает детей,
(горло) и болеет (друг)»
они должны

него болит голова. Ты вчера
болела?

Полезные/вредные продукты

Растительный мир.
Дикие растения/Комнатные.

Закрепление Пр.падежа, введение
глагола «расти» - с его различными
значениями;
срывать, выращивать, посадить.. .
Систематизировать и закрепить
окончания глаголов в лицах и
числах в настоящем времени;
глаголы 1 и 2 спряжения.

чтение и обсуждение мини- показать правильно.
истории «Это Вова,
сегодня он не в школе,он
дома.У него. ..»
Животный мир. Дикие и
Введение предложного падежа с
Развитие метапредметного Игра «Лото» с животными,
домашние звери, птицы, рыбы,
ответом на вопрос «где?»: Это лев, навка классификации—
закрепление конструкции «У
насекомые. Зоопарк.
где он живёт? Верблюды живут в схема «Дикие/Домашние меня есть. ..» Мультфильм
России? А в Узбекистане?
животные» и «Животное- «Учим русский со
Закрепление темы согласования по Описание».
Смешариками. Животные» и
Вы были в зоопарке? Слон — это
роду и числу (каждый раз четкое
заполнение схем по ходу
домашнее животное? Какой
Общее обсуждение
проговаривание и наглядно
просмотра мультика. Общее
пудель? Пудель кудрявый.
животных и работа с
показывать, от чего зависит
обсуждение.
четвероетишиями (найти из
окончание прилагательного или
общего набора нужное и
местоимения— от окончания
прочитать его,
существительного
обсуждаем—1 беру
«он/она/оно/они»)
книжечку «День рождения
собаки».

Что где растёт?

Чтение вслух: по цепочке и Аппликация, просмотр
по ролям, драматизация в мультфильма с обсуждением,
группе, индивидуальная
детская поэзия — чтение
работа с аппликациями.
вслух.
Инсценировка сказки «Репка»

Елаголы движения.
Город. Я на улице.
Совершенный и несовершенный
Я живу на улице...
Еде находится спортивный центр? вид глаголов (завершенность
незавершенность/многократность
Идите направо. ..
однократность)
Что есть справа?
Различение «направо/справа»

Составление маршрута по Игра «Навигатор» (ведущий
карте города,
управляет игроками, говорит,
надписывание объектов.
куда им идти, чтобы дойти до
цели)
Составление сводной
схемы глаголов движения, Выставка плакатов с планом
различение пешего или
города/родного города в своей
транспортного
стране
передвижения и практика
этих глаголов в диалогах Просмотр мультфильма с
обсуждением
Мой день. В школе и дома.
Указание времени в русском языке, Работа по цепочке —
Игра «Интервью» - участники
различение «9 часов — в 9 часов» называние времени на
ходят группой по аудитории, у
Обсуждение вопросов, связанных с распечатанных
каждого есть свой циферблат,
Во сколько ты.. .? Сколько сейчас
темой (Во сколько? Через сколько? циферблатах, составление записывают друг друга на
времени? Когда ты будешь. ..?
Раньше/потом?)
диалогов в парах.
определенное «время
Игра «Домино» - учащиеся работаю
встречи». Затем ведущий
в малых группах, получают
объявляет время, и те, кто
Игра «Приглашение» разрезанные карточки домино:
назначил друг другу встречу
учащимся выдаются
справа начало предложения, слева карточки с описанием
на это время, встают рядом и
указание времени. Собирают
обсуждают заданный ведущим
события (концерт,
совместно домино. (Дом был
вопрос.
выставка. . .). Партнеры
построен.. .200 лет назад)
приглашают друг друга.
Мои друзья. Портрет. Характер.
Сколько тебе лет?
Как выглядит твой друг?
Какой характер у твоей подруги?

Числительные количественные для
указания возраста Введение темы
согласования формы
существительного с числительным
(21 год, 22 года, 25 лет)

Учащиеся на небольших
бумажках составляют
задания друг для друга,
сбрасывают в общую
коробку, затем по очереди
достают и ВЫПОЛ НЯЮТ

Игра «Анкета» - у каждого
участника есть анкета с
вопросами о возрасте любимой
игрушки, сестры, собаки,
родного города. .. Задача за
ограниченное время опросить
как можно больше коллег и
внести их ответы в свой лист.

Питание. Я за столом.

Что ты будешь? Это
солёное/сладкое. . .? Что ты
умеешь готовить?
Что ты не любишь есть? Что
ты хочешь приготовить
сегодня?

Магазин. Я в магазине.
Сколько стоит. . .? Можно
мне, пожалуйста,

Школа. Я на уроке.
Школьная жизнь.
Что такое прямая?
Чем занимается наука
история?
Город. Транспорт.
Подскажите, на чём доехать
до. ..?
На какой автобус мне надо
сесть?
Мой дом. Где я живу. Моя
квартира.

Работа с карточками,
Продукты, блюда, напитки,
запись и повторение
вкусно/невкусно/солёно/
горько/сладко/кисл— антонимы. клише, в парах диалоги на
основе картинки
..
Глаголы СВ и HCB —
повторение видовых различий и Работа с карточками —
продукты, блюда
введение глаголов на тему
(углубление темы)
«питания»
Творительный падеж— чем ты
ешь? Чего резать?

Винительный падеж
существительных и
прилагательных

С кем тебе нравится гулять?
Мой дом. Я жду гостей.
Угощение, уборка.
Во сколько придут? Сколько
пирогов надо приготовить?

меню для
ресторана/кафе/столовой
Игра «ТВ-шоу Рецепты» каждый выбирает себе
распечатку с рецептом,
делаем продукты из картона
и подготавливает «видео»
передачи про готовку (можно
стоять в рамке игрушечного
телевизора)
Ролевая игра «Торговый
центр» - раздаются разные
карточки магазинов,
банковских карт, денег,
продавцынаполянют вои
лавки товаром, покупатели
ходят и покупают

Сочетание числительных с
существительными
(продолжение темы — теперь с
рублями)
Введение основных понятий
Можно инсценировать урок!
Подстановка терминов в
предметной лексики — названия тексты, объяснить
предметов, чем занимаются те термины, рассказть о
или иные науки, основные
любимом п редмет—е
термины с объяснением
МОЖНО ГОТОВИТЬСЯ В
малых группах и
рассказать на всю группу
Ролевая игра в парах —
Предлог «на» + транспортное
Рисование маршрута
средство; продолжение темы
теперь с комментариями по покупка билета (выдать
«глаголы движения» - ехать,
поводу транспорта; чтение карточки с информацией о
поездке)
лететь, плыть. ..
текста по теме и
обсуждение
Предлоги «в, на, под. . .» с
падежами

На каком этаже?
Лексика: названия частей
Это двухкомнатная квартира. зданий Отработка вопросов
«где» и «куда»? с падежами

Мои друзья. Играем вместе.
Детская площадка.

Запись и проговаривание
клише, работа с
грамматическим
материалом, упражнения
на изменение окончаний

Игра с мячом «Съедобноенесъедобное», составление

Отработка Творительного
падежа (с кем?)

Новая мексика, местоимение
«свой»
Заострение внимания на
будущем времени
Сочетание числительных с
существительными (пять
человек, два торта. ..)

Чтение с обсуждением,
презентация по
фотграфии/картинке,
рассказ/сочинение «Дом
моей меты/какой дом я
хочу»
Как правильно называть
адрес
Выполнение
грамматических
упражнений
Составить вопросы к
рассказу — скинуть в
общую банку — и затем
отвечать на них

Я бы советовала взять в этой
теме персонажей, о которых
будем говорить, на случай
что кто—то из детей не
захочет рассказывать о своей
квартире

Просмотр мультфильма с
обсуждением

Чтение рассказа с
обсуждением
Составление списка покупок
и списка дел

Спорт. Виды спорта. Инвентарь.
Заниматься чем? Интересоваться
Тренировки
чем? Заниматься на?

Музыка.
Музыкальные инструменты.
Какие бывают мелодии

«Эмоции»

Что мы чувствуем, когда слышим
эту мелодию?

Чтение с обсуждением,
семантизация трудной
лексики

«рисуночный диктант» учитель рассказывает, дети
зарисовывают; диктант на
стенах— один из пары ходит к
диктанту, который висит в
другом конце кабинета,
напоминает одно предложение,
возвращается и диктует. ..
Чтение с обсуждением,
Творческие задания —
семантизация трудной
совместное слушание музыки
лексики
и обсуждение свих
впечатлений и ощущений,
элементы арт-терапии
Диктант на спинах — один (нарисуйте мелодию)
из пары рисует пальцем по
спине буквы, второй
записывает в тетрадь

Совместить профессии и
Творительный падеж— кем я хочу
деятельность
быть?

Составление своего текста

Мои друзья. Кем мы хотим быть.
Профессии.
Рефлексия по курсу, завершение

Календарно-тематическое планирование

1
1
1

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Мои друзья. Портрет. Характер.

1

16

Питание. Я за столом.
Питание. Я за столом.
Магазин. Я в магазине.

1
1
1

17
18
19

Магазин. Я в магазине.

1

20

Город. Транспорт.
Город. Транспорт.
Мой дом. Где я живу. Моя квартира.
Мой дом. Где я живу. Моя квартира.
Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка.
Мои друзья. Играем вместе. Детская площадка.

1
1
1
1
1
1

21
22
23
24
25
26

Приветствие и знакомство. Я в классе. Пишем по— русски.
Время года. 4 сезона. Погода. Месяцы и дни недели.
Мой дом. Моя семья, родственники. Цвета и мебель.
Мой дом. Моя семья, родственники. Цвета и мебель.
Здоровье. Части тела. Врач
Здоровье. Части тела. Врач
Животный мир. Дикие и домашние звери, птицы, рыбы, насекомые.
Зоопарк. мир. Дикие и домашние звери, птицы, рыбы, насекомые.
Животный
Зоопарк.
Растительный
мир. Дикие растения/Комнатные.
Растительный мир. Дикие растения/Комнатные.
Город. Я на улице.
Город. Я на улице.
Мой день. В школе и дома.
Мой день. В школе и дома.
Мои друзья. Портрет. Характер.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии.
Мои друзья. Кем мы хотим быть. Профессии.
Спорт. Виды спорта. Инвентарь. Тренировки
Спорт. Виды спорта. Инвентарь. Тренировки
Музыка. Музыкальные инструменты. Какие бывают мелодии
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь.
Школа. Я на уроке. Школьная жизнь.
Рефлексия по курсу, завершение

1
1
1
1
1
1
1
1

27
28
29
30
31
32
33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».