04.02.2020
1. Учитель оценивает знание материала, а не самого учащегося
В начальной школе у детей складывается отношение к отметкам, которое определяет успехи в учебе до 11-го класса. Важно, чтобы родители поддерживали ребенка.
Дети отождествляют отметку за учебное задание и оценку себя как человека. Ребенок думает: «Я плохой, потому что у меня двойка за контрольную». Если учащийся часто получает низкие оценки, у него может сформироваться низкая самооценка, которая помешает в учебе.
Негативные переживания из-за оценок также снижают интерес к учебе, ухудшают отношение к школе, увеличивают количество низких оценок.
Рекомендации. Заранее объясните ребенку, что отметка не говорит о том, хороший или плохой он сам. Это касается и низких, и высоких отметок. Они показывают, правильно ли учащийся выполнил задание, насколько хорошо понял конкретный материал, как выполнил учебные действия. Двойка или тройка указывает, на какой теме нужно остановиться, чтобы разобраться в ошибках и потренироваться.
2. Важно получать знания, а не отметки
Искаженное отношение к отметке у ребенка формируют взрослые. Первый вопрос, который задают родители при встрече учащегося из школы: «Что ты получил сегодня?» Школьник фиксирует внимание на внешней стороне учебной деятельности, ценит отметки, а не знания. Ребенок привыкает стараться только чтобы получить четверку или пятерку. Учебную мотивацию в виде оценки все сложней поддерживать по мере взросления ученика и усложнения школьной программы.
Рекомендации. Чтобы поддержать ребенка и развить у него учебную мотивацию, после учебного дня спросите: «Что нового, удивительного и интересного ты узнал в школе, что научился делать?» Если школьник увлеченно рассказывает о новых знаниях, поддержите его своим интересом. Попросите его что-нибудь объяснить, покажите, что теперь он сам может делиться с вами новыми знаниями. Ваш интерес разовьет стремление получать знания, а не высокие отметки.
Если ребенок получил низкую отметку или отметку, которая его не устраивает, обсудите, почему это произошло и как можно исправить. Помогите, если ему трудно найти решение. Не поддерживайте идею, что плохую отметку он получил из-за посторонних факторов: шума в классе или за окном. Помогите школьнику осознать, что его успехи зависят от него самого. Если вы сомневаетесь в причинах, поговорите с учителем об этой ситуации.
Не ругайте ребенка за низкие отметки – школьник начнет опасаться реакции взрослых. Учитывайте особенности ребенка: слово или замечание, которое покажется вам нейтральным, некоторые дети воспринимают болезненно.
3. Получать иногда низкие оценки нормально
Осложнить процесс адаптации к оценочному обучению может «зацикливание» семьи на оценках. Если родители придают чрезмерное значение отметкам, они начинают оценивать ребенка через призму его школьных успехов. Ребенок нервничает, старается соответствовать требованиям семьи, когда понимает, что для родителей его оценки очень важны. Повышенная тревожность мешает усваивать учебный материал.
Рекомендации.Отмечайте успехи ребенка во всех делах, не только в школьных – он почувствует себя значимым и успешным. Если вы замечаете, что ребенок боится получить низкую оценку, подумайте, откуда мог появиться страх. Разберитесь вместе, в чем причина страха. Не напоминайте ребенку, что он боится, акцентируйте внимание на успехах, отметьте его смелость в конкретных ситуациях. Например, скажите: «Ты аккуратнее выполнил домашнее задание, молодец!» Ребенку будет приятно, если даже небольшие успехи будут замечены. Учитывайте, как школьник относится к получению двойки или тройки: переживает, расстраивается или ему все равно. Если вам кажется, что ситуация зашла слишком далеко и вам трудно в ней разобраться, поговорите с учителем и обратитесь за помощью к школьному психологу.
4. Плохую оценку всегда можно исправить
Если ребенок часто получает низкие оценки, возможно, он добивается внимания родителей. Причиной частых двоек может быть и разочарование в себе и своих силах.
Рекомендации. Низкая отметка – не катастрофа, а неприятное событие, которого не стоит бояться, а нужно и можно предупредить. Каждый может совершить ошибку, важно извлечь опыт и исправить ее. Но не откладывайте совместный отдых, если он был запланирован, чтобы освободить время и помочь ему исправить оценку. Отменяя совместную прогулку или поездку, вы лишаете ребенка общения с вами. Спросите школьника, как и за счет чего можно освободить время для дополнительных занятий.
Делитесь с ребенком своим школьным опытом. Расскажите о том, что тоже получали двойку или тройку. Важно не только рассказать о самом факте, но и сделать акцент на том, как удалось исправить ситуацию, что вы сделали для этого, как удавалось избегать таких ситуаций в дальнейшем. Говорите сыну или дочери о положительных моментах из вашей школьной жизни. Поддерживайте интерес школьника к учебе, помогайте вовремя справиться с трудными и непонятными моментами.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.11.2018
Дата обновления: 14.01.2021
Дата публикации: 04.02.2020