МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации
Верхнесалдинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
(МБОУ «СОШ № 3»)
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель школьного
методического
Заместитель директора по
УВР
Директор МБОУ «СОШ № 3»
объединения учителей
начальных классов
_________________
И.П.Комельских
________________
С.В.Патрушева
Приказ № 66 от 20.06.2024 г.
___________________
Л.А.Никулина
Протокол № 6 от 10.06.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих занятий
«Психокоррекционные занятия»
для обучающихся с ТНР
вариант 5.1
1-4 класс
1
1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая и документальная основа программы
АООП НОО для детей с ТНР МБОУ СОШ № 3;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской
Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015г. № 093564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
редакции от 26.05.2021;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №
373 (далее – ФГОС начального общего образования);
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О
направлении рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части
проектной
деятельности»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.03.2020 № ДТ-41/06 «Об организации обучения в
дистанционной форме»;
Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020
№ 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
2
Федерации от 28.01.2021 №2 (далее – Гигиенические нормативы);
Актуальность программы
В настоящее время возросло число школьников, которые в силу своих индивидуальных
психологических особенностей развития, ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют
трудности в освоении программ по основным предметам. Также у данной категории обучающихся
отмечаются недостатки развития школьной адаптации.
Предлагаемая программа направлена на обеспечение системного подхода при создании условий
для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Программа
предназначена для помощи детям этой категории в освоенииосновной образовательной программы
начального общего образования и успешной интеграции их в социум.
Назначение программы
Для обучающихся с нарушениями речи (5.1) характерны: малословность речи, недостаточное
развитие языковых средств, задержка развития коммуникативной и обобщающей функции речи.
Недостатки развития речи могут негативно влиять учебную деятельность, на развитие социальнокоммуникативных умений и личностной сферы обучающихся.
Методологическую основу программы составили теоретические положения о необходимости
комплексного коррекционного воздействия на психическое развитие ребенка с ОВЗ, отраженные в
научных трудах М.М. Кольцовой, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия и др. и практической значимости
коррекционно - развивающего обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья,
нарушением интеллекта, ЗПР, социально-педагогической запущенностью. Теоретической основой
программы в работе с речевыми нарушениями явились разработки о различных формах речевых
нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной. Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау
и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной
структуре речевой деятельности.
Исходным положением в работе с обучающимися с нарушениями речи является принцип
коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование
общения
в
процессе
активной
речевой
деятельности,
создание
у
школьников
мотивированной потребности к речи путем стимуляции их речевой активности и
моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных
высказываний.
Используется
преимущественно
ситуативная
форма
общения,
для
3
формирования базы для конкретной речи. На занятиях школьники обучаются рассказу по
картинке, рассказу по наводящим вопросам, рассказу о реальных и воображаемых событиях,
что способствует развитию коммуникативных навыков, используемых в повседневной
жизни.
Коррекционно-развивающие
занятия
дают
дополнительную
возможность
коррекции
универсальных учебных действий в познавательной, коммуникативной и личностной сфере
обучающихся.
Цель программы: создание системы комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (5.1) в
освоении образовательной программы, повышении школьной адаптации.
Задачи:
1.
Коррекция и развитие психических познавательных процессов (внимание, воображение,
память, мышление и речь).
2.
Коррекция и развитие познавательной и учебной мотивации.
3.
Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
4.
Развитие социально-коммуникативных навыков.
5.
Коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения. Обеспечение
обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения
мотивации к школьному обучению.
4
2. Общая характеристика курса
Программа
коррекционно-развивающего
курса
способствует
развитию
психических
познавательных процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления и речи, воображения.
Графические упражнения способствуют развитию пространственного восприятия и анализа,
тренируют мелкую моторику. Задания и упражнения на внимание способствуют развитию его
устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.
Основным
направлением
в
развитии
памяти
учащихся
является
формирование
у
них
опосредованного запоминания. В программу включены упражнения, которые способствуют
тренировке зрительной и слуховой памяти. Большое значение придается всестороннему развитию
мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение,
абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.
Не менее важной является и подготовка мышления обучающихся к переходу на более высокие
уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе
значительно повышаются.
В программу включены задания на развитие вербального и невербального общения, развития
коммуникативных
навыков,
навыков
совместной
деятельности,
а
также
упражнения,
способствующие расширению поведенческого репертуара школьников. Данные виды упражнений
способствуют развитию школьной адаптации, коррекции личностных качеств (тревожность,
самооценка и др.), коррекции социального положения (статус в группе).
Программа коррекционно-развивающего курса имеет непосредственную связь со всеми
основными предметами общего образования. Например, развитие мышления, внимания, памяти,
помогает обучающимся лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на
уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей
действительности,
эффективнее
использовать
накопленные
знания
и
навыки
на
уроках
обществознания и др.
3. Место коррекционного курса в учебном плане.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» разработаны для обучающихся 1-4 классов.
Занятия проходят 2 раза в неделю. 1 классы 66 часов в год, 2-4 классы 68 часов в год.
5
Методы организации и осуществления коррекционно-развивающей деятельности
-словесные методы: рассказ, пересказ, беседа, объяснение;
- наглядные методы: показ образца, демонстрация, иллюстрирование;
- практические методы: копирование, упражнения, творческие задания и др.
Формы проведения коррекционных занятий: групповые и индивидуальные.
4. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса
Ценностные ориентиры коррекционного курса отражают следующие целевые установкисистемы
начального общего образования:
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимания к людям;
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;
уважения к окружающим, умения слушать и слышать партнёра;
развитие умения учиться, а именно:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитиесоциально
значимых мотивов учебной деятельности;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущнонеобходимом
жизнеобеспечении.
Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в единстве обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития для обучающихся с ТНР на основе
формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую
эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5. Планируемые результаты
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
6
-Положительное отношение к школе.
-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи.
-Способность к оценке своей учебной деятельности.
-Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
-Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями,
трудолюбием, старанием.
Регулятивные УУД
-Сознательно планировать и организовывать
свою познавательную деятельность
(от
постановки цели до получения и оценки результата);
-Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
-Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.
-Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата.
-Контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД
-Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях и в доступной социальной практике.
-Использовать элементы причинно-следственного анализа;
-Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
Коммуникативные УУД
-Оценивать свои учебные достижения, поведение, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде,
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
-Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов.
-Конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Этапы реализации
7
6. Содержание коррекционного курса
- Этап психодиагностики (на начало учебного года)
- Этап практический (проведение коррекционных занятий).
- Этап психодиагностики (конец учебного года года)
Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации
психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения
контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения
программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки
эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п.
Системные психолого-педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как
сложный
структурный,
разноуровневый
и
противоречивый
процесс,
отражающий
как
общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально –
психологическом
становлении
личности
ребенка.
Выраженность
отклонений
в
развитии
определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации,
воли, а так же сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного
взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии,
становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.
Принципы построения коррекционных занятий заключаются в моделировании ситуаций,
демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально
присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о
возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.
Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную
мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного
требования является решающим в организации всей коррекционной работы. Положительных сдвигов
социальной реабилитации можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что
предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как
необходимое.
8
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-4 класс
1 класс
№
Тема занятий
1. Знакомство детей друг сдругом и с психологом.
2. Диагностика познавательной сферы учащихся
- развитие внимания
- развитие памяти
- развитие мышления и воображения
- развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков
3. Итоговая психодиагностика
Итого:
2 класс
№
1.
2.
3.
Тема занятий
Знакомство детей друг сдругом и с психологом.
Диагностика познавательной сферы учащихся
- развитие внимания
- развитие памяти
- развитие мышления и воображения
- развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков
Итоговая психодиагностика
Итого:
Количество
часов
1
5
19
10
19
6
6
66 часов
Количество
часов
1
5
20
10
20
6
6
68 часов
3 класс
№
1.
2.
3.
Тема занятий
Знакомство детей друг сдругом и с психологом.
Диагностика познавательной сферы учащихся
- развитие внимания
- развитие памяти
- развитие мышления и воображения
- развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков
Итоговая психодиагностика
Итого:
Количество
часов
1
5
20
10
20
6
6
68 часов
4 класс
№
1.
2.
Тема занятий
Знакомство детей друг сдругом и с психологом.
Диагностика познавательной сферы учащихся
Количество
часов
1
5
9
3.
- развитие внимания
- развитие памяти
- развитие мышления и воображения
- развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков
Итоговая психодиагностика
Итого:
20
10
20
6
6
68 часов
10
8. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Кадровые ресурсы
Специалисты, реализующие программу:
Педагог-психолог 1-4-х классов
Материально-технические ресурсы
Используются кабинеты педагогов-психологов, оборудованные столами и стульями для
участников занятий до 5 человек. По расписанию можно использовать читальный зал школьной
библиотеки для обучающихся 1-4 классов. Для проведения занятий кабинеты оборудованы
компьютерами, колонками, канцелярскими принадлежностями (столом для рисования песком,
альбомами для рисования, ватманами и альбомами, цветными карандашами, красками для
рисования, пластилином, в том числе дидактическими материалами).
Информационные ресурсы
Формы донесения информации – индивидуальные беседы, консультации для родителей
обучающихся, классные собрания по вопросам воспитания.
Ожидаемые результаты
- Снижение уровня тревожности обучающихся.
- Повышение учебной мотивации обучающихся.
- Повышение работоспособности обучающихся.
- Приобретение обучающимися организаторских навыков в учебном процессе.
- Развитие коммуникативных способностей.
- Улучшение межличностных отношений.
- Повышение качества письма.
- Повышение уровня всех психических познавательных процессов.
- Повышение качества успеваемости по предметам.
- Умение излагать свои мысли свободно и легко.
Все результаты заносятся в Протокол ДН.
11
Литература
1.
Е.Л. Агаева, В.В. Брофман. Чего на свете не бывает? – М., Просвещение, 1991.
2.
М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. Работа психолога в
начальной школе. – М., Совершенство, 1998.
3.
Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия. 1 класс.- М.»Глобус», 2008.
4.
Игры, ребусы, загадки для дошкольников: пособие для родителей / сост. Т.И.Линго.
- Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
5.
Е. Г. Коннова Курс внеурочной деятельности (ФГОС). Развитие, общение,
самооценка, творчество. 2 класс. –Ростов –на Дону,Легион, 2013.
6.
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. – Ярославль, Академия
развития, 1997.
7.
Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития. - Ростов –на Дону,
Феникс, 2009.
8.
Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников» (1 класс, I, II часть). –М., изд-во:
РОСТ, 2011.
9.
Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ТЦ
«Сфера», 1998.
10.
Н.В. Самоукина. Игры в школе и дома. – М., Новая школа, 1993.
11.
А.Э. Симановский. Коррекционная работа в начальной школе. – Ярославль, 1994.
12.
Л.Ф. Тихомирова. Развитие интеллектуальных способностей школьника. –
Ярославль, Академия развития, 1997.
13.
Методика Л.А. Ясюковой для 1 классов.
12