Основы программирования на Python

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ
НА PYTHON»
для обучающихся 9 класса

г. Верхняя Салда, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на
Python» (далее — курс) для 7—9 классов составлена на основе требований Федерального
государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования

к

результатам освоения основной программы основного общего образования (Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального

государственного

образовательного

стандарта

основного

общего

образования»), с учѐтом Примерной программы воспитания (протокол Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23.06.2022) и
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию№
1/22 от 18.03.2022).
Рабочая программа курса даѐт представления о цели, задачах, общей стратегии
обучения,

воспитания

и

развития

обучающихся

средствами

курса

внеурочной

деятельности, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по
разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам курса и
последовательность их изучения с учѐтом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, включает описание
форм организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного
процесса.
Рабочая

программа

курса

определяет

количественные

и

качественные

характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые
результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на
уровне основного общего образования. Программа служит основой для составления
поурочного тематического планирования курса внеурочной деятельности учителем.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
Программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Python»
отражает:


сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности

протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;


основные области применения информатики, прежде всего информационные

технологии, управление и социальную сферу;


междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Информатика характеризуется всѐ возрастающим числом междисциплинарных
связей, причѐм как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания
принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные
знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики,
находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов обучения.
Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырѐх
тематических разделов информатики на уровне основного общего образования:
1)

цифровая грамотность;

2)

теоретические основы информатики;

3)

алгоритмы и программирование;

4)

информационные технологии.

ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
Целями изучения курса внеурочной деятельности «Основы программирования на
Python» являются:
1)

формирование

основ

мировоззрения,

уровню развития науки информатики,

достижениям

соответствующего

современному

научно-технического

прогресса и

общественной практики, за счѐт развития представлений об

информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства,
общества; понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов и
информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни
современного общества;
2)

обеспечение

условий,

способствующих

развитию

алгоритмического

мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном
информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать
сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами,
решѐнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
3)

формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций

цифровой экономики, таких как базовое программирование на Python, основы работы с
данными,

коммуникация

в

современных

цифровых

средах,

информационная

безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;
4)

формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире

универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и
методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями
работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять
индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и
оценивать еѐ результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний,
умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в
современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности
обучающегося;
5)

воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с

учѐтом правовых и этических аспектов еѐ распространения, стремления к продолжению
образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с
применением средств информационных технологий.
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Основы
программирования на Python»
—

сформировать у обучающихся:

1)

понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового

окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода
цифровой трансформации современного общества;
2)

владение базовыми нормами информационной этики и права, основами

информационной безопасности;
3)

знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в

практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения
и навыки формализованного описания поставленных задач;
4)

базовые знания об информационном моделировании, в том числе о

математическом моделировании;
5)

знание основных алгоритмических структур и умение применять его для

построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
6)

умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму

на Python;
7)

умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных

программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их
помощью практических задач;
8)

помощью

умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
информационных

технологий,

применять

полученные

результаты

в

практической деятельности.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON» В УЧЕБНОМ ПЛАН
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности за счѐт
направления

«Дополнительное изучение учебных

предметов».

Программа

курса

внеурочной деятельности рассчитана на 34 учебных часа, по 1 ч в неделю в 9 классах.
Срок реализации программы внеурочной деятельности — один год.
Для класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть
использовано

участниками

образовательного

процесса

в

целях

формирования

вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные
часы входят некоторые часы на повторение и занятия, посвящённые презентации
продуктов проектной деятельности.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
–

ценностное отношение к

историческому
–

и

отечественному культурному,

научному наследию;

понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.

Духовно-нравственное воспитание:
–

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного

выбора;
–

готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и

поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков;
–

активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.

Гражданское воспитание:
–

представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в

коллективе, в том числе в социальных сообществах;
–

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения

в интернет-среде;
–

ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и

познавательных задач, создании учебных проектов;
–

стремление оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции

нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков.
Ценность научного познания:
–

наличие представлений об информации, информационных процессах и

информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и
общественной практики;
–

интерес к обучению и познанию;

–

любознательность;

–

стремление к самообразованию;

–

овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка

на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;

–

наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами,

справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а
также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
–

установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и

соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
–

интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности,

связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями,
основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
–

наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и

путей их решения, в том числе с учѐтом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
–

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,

соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном
пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
–

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
–

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач;
–

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать

несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:
–

формулировать

вопросы,

фиксирующие

разрыв

между

реальным

и

желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
–

оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе

исследования;
–

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их

последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
–

выявлять

дефицит

информации,

данных,

необходимых

для

решения

поставленной задачи;
–

применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации

из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
–

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию

различных видов и форм представления;
–

выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать

решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и
их комбинациями;
–

оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем

или сформулированным самостоятельно;
–

запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
–

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,

обнаруживать различие и сходство позиций;
–

публично представлять результаты выполненного опыта (исследования,

проекта);
–

выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей

аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):

–

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы

при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного
продукта;
–

принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,

обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
–

выполнять свою часть работы с информацией или информационным

продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя
свои действия с другими членами команды;
–

оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по

критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
–

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в

достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчѐта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
–

выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

–

составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ

решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать выбор варианта решения задачи;
–

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),

корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
–

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

–

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при

решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
–

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,

изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
–

оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

–

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения

другого.
Принятие себя и других:
–

осознавать невозможность контролировать все вокруг даже в условиях

открытого доступа к любым объёмам информации;
–

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
–

соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;

–

объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных;

–

перечислять виды баз данных;

–

писать программы на Python по обработке числовых последовательностей;

–

использовать списки и словари при написании программ на Python;

–

искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;

–

дописывать программный код на Python;

–

писать программный код на Python;

–

разбивать задачи на подзадачи;

–

анализировать блок-схемы и программы на Python;

–

разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки;

–

защищать персональную информацию от несанкционированного доступа;

–

предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы

сетевой активности, такие как кибербуллинг.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии»)
Повторение:
документооборот.
документооборота.

информационные
Механизмы
Достоинства

технологии.

работы
и

с

Документооборот.

документами.

недостатки

Система

бумажного

и

Электронный
электронного
электронного

документооборота.
Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись. Компьютерная графика.
Способы хранения графической информации на компьютере. Отличия растровой графики
от векторной. Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трѐхмерная

графика. Программы для создания компьютерной графики. UX/UI-дизайн. Трѐхмерная
система координат. Интерфейс Tinkercad.
1.

Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и

«Алгоритмы и программирование»)
Базы

данных.

Системы

управления

базами

данных

(СУБД).

Запросы.

Структурированные и неструктурированные данные. Работа с большими данными.
Причины структурирования данных. Реляционная база данных. Виды баз данных по
способу организации данных. Виды баз данных по способу хранения. Функции str() и int().
Методы для работы со строками. Создание списка в Python.
Действия над элементами списка. Функцииappend(), remove(). Объединение
списков. Циклический просмотр списка. Сортировка списков. Сумма элементов списка.
Обработка списков. Сравнение списков и словарей.
2.

Списки

и

словари

в

языке

программирования

Python

(раздел

«Алгоритмы и программирование»)
Словарь. Создание словаря в Python. Добавление новой записи в словарь. Вывод
значения по ключу. Замена элемента словаря. Удаление элемента из словаря. Работа с
элементами словаря. Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items()).
3.

Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Структура и разработка сайтов. Знакомство со специалистами по разработке

сайтов.
Конструкторы сайтов. Создание сайта в конструкторе Google. Язык HTML. Основы
веб-дизайна.
4.

Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность»)
Информационная безопасность. Приватность и защита персональных данных.

Основные типы угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг.
Защита

приватных

данных.

Финансовая

информационная

финансового мошенничества. Шифрование и криптография.

безопасность.

Виды

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 5 ч — резервное время.
Темы,
раскрывающие
данный раздел
программы, и
число часов на их
изучение

Работа
программами

Компьютерная
графика

База данных

Содержание программы

Основные виды деятельности
обучающегося при изучении темы

Раздел 1. Современные цифровые технологии (6 ч)
Повторение: информационные
технологии.
Документооборот.
Электронный
Раскрывает
смысл
изучаемых
документооборот.
понятий.
Механизмы
работы
с Получает информацию о причинах
с документами. Система
использования
электронного
документооборота вместо бумажного.
электронного
документооборота.
Форматирует
и
редактирует
Достоинства
и
недостатки текстовую информацию в облачном
бумажного и электронного сервисе Google Документы
документооборота. Проверка
подлинности. Электронная
цифровая подпись
Компьютерная
графика.
Способы хранения графической
информации на компьютере.
Отличия растровой графики от
Раскрывает
смысл
изучаемых
векторной. Преимущества и
понятий.
недостатки растровой и векАнализирует пользовательский
торной графики. Трёхмерная
интерфейс
применяемого
графика. Программы для
программного средства.
создания
компьютерной
Создаёт трёхмерное изображение
графики. UX/
UI-дизайн. Трёхмерная система
координат.
Интерфейс
Tinkercad
Раздел 2. Структуры данных (11 ч)
Базы
данных.
Системы
управления базами данных
(СУБД). Запросы.
Структурированные
и
неструктурированные данные.
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Работа с большими данными.
Причины
структурирования Имеет представление о базах данных
данных. Реляционная
база
данных. Виды баз данных по
способу организации данных.
Виды баз данных по способу
хранения

Функции str() и int(). Методы
для работы со строками.
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Создание списка в Python.
Действия
над
элементами Создаѐт списки на Python.
списка. Функции append(),
Исправляет ошибки в программном
Список в языке remove().
Python
Объединение
списков. коде.
Циклический просмотр списка.
Дописывает программный код. Пишет
Сортировка списков. Сумма
элементов списка. Обработка программный код
списков.
Сравнение списков и словарей
Раздел 3. Списки и словари в языке программирования Python (5 ч)
Словарь. Создание словаря в
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Python. Добавление новой
записи в словарь. Вывод Создаѐт словари на Python.
значения по ключу. Замена
Исправляет ошибки в программном
Словарь в языке элемента словаря. Удаление
Python
элемента из словаря.
коде.
Работа с элементами словаря.
Дописывает программный код. Пишет
Методы работы со списками
(len(), clear(), keys(), values(),
программный код
items())
Раздел 4. Разработка веб-сайтов (6 ч)
Раскрывает смысл изучаемых понятий.

Создание сайтов

Структура и разработка сайтов.
Знакомство со специалистами
по
разработке
сайтов.
Конструкторы
сайтов.
Создание сайта в конструкторе
Google. Язык HTML. Основы
веб-дизайна

Имеет

представление

о

создании

сайтов.
Выполняет

оформление

сайта

с

помощью готового конструктора.
Создаѐт

одностраничный

сайт

с

помощью языка HTML

Информационная
безопасность

Раздел 5. Информационная безопасность (6 ч)
Информационная безопасность.
Приватность и защита
персональных
данных.
Основные типы угроз
в
Интернете. Правила поведения Раскрывает смысл изучаемых понятий.
в Интернете. Кибербуллинг. Имеет
представление
об
Защита приватных данных.
Финансовая информационная информационной безопасности
безопасность.
Виды
финансового
мошенничества. Шифрование и
криптография

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Курс внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» для 9
класса рассчитан на 1 академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую
форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование класса состоит из 5
модулей, в каждом из которых 5—14 занятий.

Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а
также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. В
курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии,
решения кейсов, викторины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
–

По модульные дидактические материалы, представленные на образовательной
платформе (в том числе раздаточный материал и т. д.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
–

Методические материалы.

–

Демонстрационные материалы по теме занятия.

–

Методическое

видео с

подробным разбором

материалов,

рекомендуемых для использования на занятии.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
–

Образовательная платформа.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
–

Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет).

–

Компьютерные мыши.

–

Клавиатуры.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ
–

Мультимедийный

проектор

интерактивная панель.

с

экраном

(интерактивной

доской)

или

1
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».