Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР (1-4 классы) ФГОС (вариант 7.1)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ААООП НОО обучающихся с ЗПР)
вариант 7.1 – это образовательная программа,
адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» является
общеобразовательным учреждением, ориентированным на инклюзивное образование:
работу с обучающимися по общеобразовательным программам и с обучающимися с ОВЗ
(с задержкой психического развития).
Адаптированная основная
образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
(далее ААООП НОО ОВЗ) с задержкой психического развития (вариант 7.1) (далее с ЗПР) разработана на основании Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования для
детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО ОВЗ) с учётом
Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1), в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –
ФГОС
НОО-ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения ААООП НОО.
Цель реализации ААООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной
цели при разработке и реализации ААООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает
решение следующих основных задач:
•
формирование
общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
•
достижение
планируемых результатов освоения ААООП НОО, целевых установок, приобретение
знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния
здоровья;
•
становление
и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности, самобытности,
уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей
познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
•
создание
благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР;
•
обеспечение
доступности получения качественного начального общего образования;
•
обеспечение
преемственности начального общего и основного общего образования;
•
выявление
и развитие возможностей и способностей, обучающихся с ЗПР, через организацию их
общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной
работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы
клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др.
соревнований;
•
использование
в образовательном процессе современных образовательных технологий
деятельностного типа;
•
предоставление
обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
•
участие
педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей)
и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
•
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды
(населённого пункта, района, города).
В основу ААООП НОО
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых образовательных
потребностей, обучающихся с ОВЗ (ЗПР), которые проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования, и предоставление обучающимся
возможности реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход в МБОУ СОШ № 3 основывается
на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих
основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с
нормальным и нарушенным развитием и строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ОВЗ (ЗПР) младшего школьного возраста определяется
характером организации доступной им деятельности ( предметно-практической и
учебной).
Основным средством
реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс
организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
-
придание
результатам образования социально и личностно значимого характера;
-
прочное
усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения,
возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных
областях;
-
существенное
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности
и поведения.
-
воспитание
и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества,
инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества
на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского
общества;
-
переход к стратегии социального проектирования
и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и
технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития
обучающихся;
-
ориентацию на результаты образования как
системообразующий компонент ФГОС НОО, где развитие личности обучающегося на
основе усвоения универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и
освоения мира составляет цель и основной результат образования;
-
признание
решающей роли содержания образования, способов организации образовательной
деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении
целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
-
учет
роли индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся с ЗПР, роли и значения видов деятельности и форм общения для
определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
-
обеспечение
преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего
образования;
-
разнообразие организационных форм и учет
индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ЗПР, обеспечивающих рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
-
гарантированность достижения планируемых
результатов освоения ААООП НОО, что и создает основу для самостоятельного
успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и
способов деятельности.
Начальное общее
образование является особым уровнем общего образования, который связан:
- с изменением при поступлении в ОО ведущей
деятельности ребенка
– с переходом к
образовательной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей
общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
- с освоением новой
социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребенка с окружающим
миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
- с принятием и освоением
ребенком новой социальной роли обучающегося, выражающейся в формировании
внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
- с формированием у
обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;
взаимодействовать с учителем и сверстниками в образовательной деятельности;
- с изменением самооценки
ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
- с моральным развитием,
которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ
гражданской идентичности и мировоззрения.
Срок получения начального
общего образования по ААООП НОО в соответствии с ФГОС НОО составляет четыре
года и независимо от применимых образовательных технологий может быть увеличен
не более чем на два года.
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ "СОШ №3"
Приложение к АООП НОО МБОУ « СОШ No3» (вариант 7.1, 7.2)
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ:
- русский язык аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- литературное чтение аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- иностранный язык аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- математика аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- окружающий мир аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- основы религиозной культуры и светской этики аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- изобразительное искусство аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- музыка аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- технология аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- физическая культура аннотация, программа ПНШ, программа ШР
- литературное чтение на родном русском языке анотация, программа
- родной язык (русский) анотация, программа
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: