Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР (1-4 классы) ФГОС (вариант 7.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья к структуре адаптированной основной общеобразовательной
программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.2 предполагает, что
обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений
по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. АООП НОО
представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения
обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП НОО предполагает адаптацию требований к
структуре АООП НОО, условиям ее реализации и результатам освоения.
АООП НОО обучающихся с ЗПР
обеспечивает коррекционную направленность всего образовательного процесса при
его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение
индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование
содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной
компетенции.
Сроки получения
начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом
психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной
категории обучающихся и составляют 5 лет (с обязательным введением первого
дополнительного класса).
Реализация АООП НОО (вариант 7.2)
предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием
сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные
сроки, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что
объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет
устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
Вариант 7.2 АООП НОО обучающихся с ЗПР может
быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в
отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность1. Организация обеспечивает требуемые
для данного варианта и категории обучающихся условия обучения и воспитания.
Для обеспечения
возможности освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО может быть реализована сетевая
форма реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе и
иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных
организаций2.
Определение варианта
АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного
психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
В
процессе всего
школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с
одного варианта программы на другой (основанием для этого является
заключение ПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта АООП НОО на
другой осуществляется МБОУ СОШ № 3 на
основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных
представителей).
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно
освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием
для выбора или продолжения освоения варианта 7.2 АООП НОО, поскольку у данной
категории обучающихся может быть специфическое
расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия,
дискалькулия), а так же выраженные
нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению
программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся
с ЗПР содержания АООП НОО специалисты, осуществляющие его
психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру
Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы.
В
случае появления
стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками
обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ПМПК с целью
выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и
необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом
его особенностей и образовательных потребностей.
Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО
(вариант 7.2), предлагается в целом
сохранить в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение
текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах3,
что может потребовать внесения изменений в их процедуру в соответствии с
особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и связанными с ними
объективными трудностями. Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на
ступени начального общего образования должна проводиться с учетом возможных
специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом,
что не должно являться основанием для смены варианта АООП НОО обучающихся с
ЗПР. Вывод об успешности овладения содержанием образовательной программы должен
делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 7.2)
Приложение к АООП НОО МБОУ « СОШ No3» (вариант 7.1, 7.2)